Коррекционно - развивающее занятие «Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур».
план-конспект

Сигорских Марина Анатольевна

по курсу: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

 для детей с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_na_sayt.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного занятия

по курсу: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

(1 класс для детей с легкой степенью умственной отсталости)

Тема занятия: «Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур».

Задачи: 1) Коррекционно-развивающие:

- развивать восприятие  формы, цвета и величины.

- развивать тактильные ощущения.

- развивать внимание, память и мыслительные операции.

- развивать координацию движений.

2) Образовательные:

- закрепить знания о геометрических формах.

- учить выделять форму предмета и обозначать её словом.

3) Воспитательные:

- воспитывать умение подчинять свои действия инструкции.

- воспитывать взаимопомощь и уважение друг к другу.

Оборудование:  песочница, наборы плоскостных геометрических фигур разного размера и цвета (деревянные или пластмасовые); комплекты вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур  для выполнения аппликации (домик, снеговик, ёлочка) по числу детей, листы бумаги,клей.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Психолог :  - Звенит звонок, звонок зовет и мы готовы на урок! Приглашаю всех на зарядку. (Дети выполняют упражнения по показу психолога с одновременным проговариванием  стихотворных строк).

Каждый день по утрам делаю зарядку.

Очень нравится мне всё делать по порядку:

Весело шагать, весело играть,

Руки поднимать, руки опускать,

Приседать и вставать, прыгать и скакать.

Психолог:

А теперь все расселись по местам,

Никому не тесно?

По секрету вам скажу:

Будет интересно!

2. Вводная часть (дидактическая игра в песочнице).

Психолог:  - Ребята, вы любите играть в песок?

- Как вы играете в песок? (ответы детей)

- Сегодня вам предстоит выполнить непростое задание. У нас в песочнице зарыт необычный клад. Нам нужно его найти с закрытыми глазами. Итак, закройте глазки и ищите, что же у нас зарыто в песке. Кто  что-то найдёт, должен не открывая глаз, определить что это. (дети находят геометрические фигуры, ощупывают их и пытаются их назвать – круг, квадрат, треугольник).

- Что же мы нашли? (геометрические фигуры)

2. Открытие  темы занятия. 

Психолог:

- Кто догадается, чем мы сегодня будем заниматься? (ответы детей)

- Да, на уроке мы будем продолжать знакомиться с геометрическими фигурами.

Давайте нарисуем на песке для них домики.

 - Какой формы будет домик для круга? (круглый).

- А для квадрата? (квадратный).

- Для треугольника? (треугольный).  

Дети рисуют на песке пальчиками названные формы, психолог по необходимости помогает им.

- Какие предметы имеют похожие формы? Называйте и рисуйте их на песке. (Примерные ответы: солнышко, мячик, яблоко – круглые, домик – квадратный, крыша у домика – треугольная и т. д.) Выполнение задания.

4. Основная часть. (Дети занимают свои места за столом)

  1). Упражнение на развитие зрительного восприятия.

Психолог:   - Ребята, посмотрите какие фигуры мы достали из песка? Давайте скажем, какая геометрическая фигура какого цвета (квадраты, круги и треугольники разных цветов).

- Давайте посмотрим, у каких фигур есть углы, а у какой фигуры нет углов? (Ответы детей)

2).Упражнение на развитие внимания.

Психолог:    - А теперь давайте поиграем в прятки – закрывайте крепко глазки, а я буду прятать фигуру, а вы угадывать, какой геометрической фигуры не стало.

Игра «Прятки». Те фигуры, которые дети достали из песка психолог раскладывает на столе и просит запомнить их расположение, дети закрывают глаза, психолог не заметно убирает одну из фигур. После этого учащиеся должны определить, какая фигура «спряталась».

Динамическая пауза.

На дворе у нас мороз                              Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз,                           топают ногами.
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,                       Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке.                    хватательные движения, словно ловят снежинки.
Будем их ловить руками 
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,                        Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,                     Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем                               Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.                        Дети садятся на свои места.

3)  Выполнение аппликации из геометрических фигур.

Предварительная беседа:  - Какое сейчас время года? (зима)

- Назовите признаки зимы. Что бывает зимой? (снег, холодно, мороз и т. п.)

- Что дети любят делать зимой? (кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки и т. п.)

- Сегодня мы с вами сделаем аппликацию на тему «Зима», и помогут нам в этом  геометрические фигуры.  С помощью них можно создавать целые картины.  У каждого из вас на столе  есть лист белой бумаги и комплект деталей – геометрических фигур. Рассмотрите их, пожалуйста, повнимательнее и подумайте, какие предметы можно сложить из этих фигур.

Дети рассматривают фигуры и предлагают, что из них можно сделать. Если дети затрудняются, психолог направляет их деятельность.

- Что можно сделать из зелёных треугольников? (ёлочку)

- Как нужно расположить  треугольники? Какой по размеру будет нижним, средним, верхним? (по ходу беседы дети выкладывают ёлочку)

 -Что можно сделать из кругов? (снеговика)

- Как нужно расположить круги на листе бумаги? (внизу большой, потом  средний, потом маленький)

- Что можно сделать из оставшихся деталей? (домик)

Выполнение аппликации. Психолог оказывает индивидуальную помощь тому, кто в ней нуждается. Затем детям предлагается украсить аппликацию при помощи фломастеров или цветных карандашей (дорисовать нос-морковку  и метёлку у снеговика, окошко у домика и т. п. по желанию детей).

5. Заключительная часть.

Выставка аппликаций, анализ и оценка работ (выполняется детьми).

Психолог (спрашивает каждого ребёнка и помогает ему сформулировать полный  ответ): - Какая аппликация тебе нравится?  Почему?

Рефлексия.

Психолог: - Как ты работал сегодня на занятии? Что тебе понравилось? Что не получилось?  - Что ты узнал нового?

На этом наше занятие окончено. Мне сегодня было интересно с вами

работать.  Давайте   попрощаемся до следующего занятия и скажем друг другу добрые, хорошие слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате. Тема: «Сказочное путешествие».

Конспект занятия для подгрупповой работы педагога-психолога в сенсорной комнате с возрастной группой детей 2-3 класса....

Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате по теме: «Путешествие по волшебной комнате» для обучающихся 1-3 классов

Социально – коммуникативное развитие детей в соответствии с ФГОС о УО (ИН). Занятие в сенсорной комнате по теме: «Путешествие по волшебной комнате» для обучающихся 1-3 классов...

Программа коррекционно-развивающих занятий «Формирование коммуникативного поведения»

У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуник...