Программа коррекционно-развивающих занятий «Формирование коммуникативного поведения»
рабочая программа
У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Компенсация особенностей развития достигается путем организации разных по уровню сложности видов учебной деятельности, с учетом интересов детей, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, использования игровых приемов и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа формирования коммуникативного поведения | 49.01 КБ |
Предварительный просмотр:
краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«НОРИЛЬСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор
КГБОУ «Норильская школа-интернат» КГБОУ «Норильская школа-интернат»
___________ Гартман Ю.Ю. ____________ Андрух С.М.
«30» августа 2023 г. «31» августа 2023 г.
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий
«Формирование коммуникативного поведения»
для обучающихся 1класса
с РАС с интеллектуальными нарушениями
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Савчук Людмила Васильевна
учитель-дефектолог
I квалификационная категория
Норильск - 2023 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» (1 класс) для обучающихся с РАС, осложненными умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статьей 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"».
- Приказа Минпросвещения России от 08.11.2022 №955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» пункт 12.
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее ФГОС НОО ОВЗ).
- Приказа Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. №1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее ФАОП НОО ОВЗ), зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ №72654, от 21.03.2023 года.
- Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”.
- Приказа Министерства просвещения РФ от 5 декабря 2022 г. N 1063
"О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115". - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
- Письма Роспотребнадзора от 08.05.2020 N 02/8900-2020-24 "О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций" (вместе с Рекомендациями по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19).
- АООП НОО для обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.3).
- Учебный план на 2023-2024 учебный год КГБОУ «Норильская школа-интернат».
- Годового календарного графика на 2023-2024 учебный год.
- Расписания уроков КГБОУ «Норильская школа –интернат» на 2023-2024г.
Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с РАС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет цель, задачи и основные направления работы.
Основной целью формирования коммуникативного поведения у обучающихся c РАС является активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.
В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие задачи:
- обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.
- формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
- коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;
- активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;
- развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.
Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации.
Общая характеристика коррекционного курса
Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивность мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
В соответствии с требованиями образования обучающихся с РАС с интеллектуальными нарушениями содержание программы коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» реализуется в рамках коррекционно-развивающей области, относится к обязательной части учебного плана. Количество учебных часов определяется учебным планом (2 часа в неделю), фактическими учебными днями, праздничными календарными днями. Календарно – тематическое планирование составлено с учётом расписания, графика каникул и праздничных дней в 2023-2024 учебном году. На проведение коррекционных занятий «Формирование коммуникативного поведения» в 1 классе отводится 66 часов (33 недели).
Планируемые результаты
освоения содержания программы коррекционных занятий «Формирование коммуникативного поведения» в 1 классе.
Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
- применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
- знать и применять элементарные правила речевого общения;
уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес).
Достаточный уровень:
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
- выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;
- использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
- положительное отношение к окружающей действительности;
- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
- включение в общеполезную социальную деятельность.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);
- вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).
Познавательные учебные действия:
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Планируемые результаты изучения коррекционного курса
Обучающийся может уметь:
- выражать свои намерения посредством тотальной коммуникации (использования предметных, жестовых, графических символов);
- отслеживать жесты собеседника и правильно их воспринимать в процессе общения;
- правильно и точно использовать жесты.
Основное содержание коррекционного курса
№ | Наименование раздела | Кол-во часов на изучение раздела | Основные элементы содержания |
1 | Организация совместного внимания | 8 | Учим смотреть в сторону говорящего, слушать обращенную речь, менять свое поведение по речевой инструкции. |
2 | Соотнесение сигнальных символов/жестов с определенными последующими действиями | Обучение адекватной реакции на интонацию педагога, на слова запрета: нет, нельзя; да, можно. Учим выражать свое отношение | |
3 | Соотнесение сигнальных символов/жестов с определенными последующими действиями. | 10 | Различие и выполнение противоположных действий |
4 | Использование жестовых, предметных и графических символов при обращении к другим. | 10 | Обучение соотнесению названия игрушки с символом и действием Расширение представления о словах, обозначающих ежедневно выполняемые действия |
5 | Понимание жестов | 8 | Учим ребенка озвучиванию действий произнесению отдельных звуков или их серий |
6 | Понимание символов | 8 | Формируем представление о том, что каждый предмет и каждая часть тела имеет свое название, символ |
7 | Формирование умения обращаться к взрослому. | 10 | Закрепление умения выполнять поручения по инструкции взрослого в различных социально-бытовых условиях и видах деятельности, в процессе индивидуальной работы с детьми, в естественных ситуациях повседневной жизни. |
8 | Употребление слов/жестов | 8 | Знакомство с игрушками, предметами быта, соотнесение их символом. Формирование умения следить за перемещением игрушки, узнавать ее по названию, звучанию. Поиск названного предмета, расположенного как в определенном привычном месте, так и в разных местах группы. Закрепление умения узнавать предмет по звуку (музыкальные, заводные, звучащие игрушки). |
9 | Диагностика | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата | Тип занятия | Дифференциация видов деятельности | Средства обучения | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | ||||||
I четверть | |||||||
1 | Диагностика результатов обучения | 1 | 1 неделя сентябрь | ||||
2 | Диагностика результатов обучения | 1 | 1 неделя сентябрь | ||||
3 | Организация совместного внимания | 1 | 2 неделя сентябрь | Урок-игра | Участие в ситуации. | Активное участие в ситуации. | |
4 | Игра: «Кто нас крепко любит». | 1 | 2 неделя сентябрь | Урок-игра | Совместно с учителем рассматривать картинки с изображением чувств | Совместно с учителем разучивать картинки с изображением чувств | План-схема, Сюжетные и предметные картинки Картинки, таблицы |
5 | Обучение соотнесению сигнальных символов/жестов с определенными последующими действиями | 1 | 3 неделя сентябрь | Урок открытия новых знаний | Совместно с учителем соотносить жесты | Совместно соотносить символы или жесты | План-схема, Сюжетные и предметные картинки Картинки, таблицы |
6 | Упражнения-игры в соотнесении символов и жестов | 1 | 3 неделя сентябрь | Урок-игра | Совместно с учителем соотносить жесты | Совместно с учителем соотносить символы или жесты | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
7 | Тема: «Что нам надо для умывания?» | 1 | 4 неделя сентябрь | Инсценировка | Участие в ситуации. | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
8 | Игра «А что у вас?» | 1 | 4 неделя сентябрь | Урок-игра | Участие в ситуации. | Активное участие в ситуации. | |
9 | Соотнесение сигнальных символов/жестов с последующими действиями | 1 | 1 неделя октябрь | Урок общеметодологической направленности | Участие в ситуации. | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки Картинки, таблицы |
10 | Обучение соотнесению командных символов/жестов с пониманием необходимости выполнения последующих действий | 1 | 1 неделя октябрь | Урок открытия новых знаний | Совместно с учителем соотносить жесты | Совместно с учителем соотносить символы или жесты | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
11 | Упражнения-игры в использовании символов и жестов | 1 | 2 неделя октябрь | Урок-игра | Участие в ситуации. | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
12 | Упражнения-игры в использовании символов и жестов | 1 | 2 неделя октябрь | Урок-игра | Участие в ситуации. | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
13 | Соотнесение командных символов/жестов с пониманием необходимости выполнения последующих действий. | 1 | 3 неделя октябрь | Урок общеметодологической направленности | Совместно с учителем соотносить жесты | Совместно с учителем соотносить символы или жесты | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
14 | Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание | 1 | 3 неделя октябрь | Урок-игра | Участие в ситуации. | Активное участие в ситуации. | |
15 | Разыгрывание сюжета с использованием жестов | 1 | 4 неделя октябрь | Инсценировка | Использование умений с помощью учителя | Использование умений на практике | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
16 | Разыгрывание сюжета с использованием жестов | 1 | 4 неделя октябрь | Инсценировка | Использование умений с помощью учителя | Использование умений на практике | План-схема, Сюжетные и предметные Картинки |
II четверть | |||||||
17 | Обучение использованию жестовых обращений к другим. | 1 | 2 неделя ноябрь | Урок открытия новых знаний | Активное участие в ситуации. | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
18 | Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций | 1 | 2 неделя ноябрь | Инсценировка | Использование умений с помощью учителя | Использование умений на практике | |
19 | Использование предметных символов при обращении к другим. | 1 | 3 неделя ноябрь | Инсценировка | Использование умений с помощью учителя | Использование умений на практике | |
20 | Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций | 1 | 3 неделя ноябрь | Инсценировка | Использование умений с помощью учителя | Использование умений на практике | |
21 | Обучение использованию графических символов при обращении к другим | 1 | 4 неделя ноябрь | Инсценировка | Использование умений с помощью учителя | Использование умений на практике | |
22 | Упражнения-игры по использованию символов | 1 | 4 неделя ноябрь | Инсценировка | Использование умений с помощью учителя | Использование умений на практике | |
23 | Сюжетные истории с вопросами на отрабатываемый жест | 1 | 5 неделя ноябрь | Урок-игра | Использование умений с помощью учителя | Использование умений на практике | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
24 | Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций | 1 | 5 неделя ноябрь | Урок-игра | Участие в ситуации. | Активное участие в ситуации. | |
25 | Обучение пониманию жестов | 1 | 1 неделя декабрь | Урок общеметодологической направленности | Совместно с учителем рассматривать жесты | Совместно с учителем рассматривать и разучивать жесты | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
26 | Упражнения и игры | 1 | 1 неделя декабрь | Урок-игра | Участие в ситуации. | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
27 | Обучение пониманию жестов | 1 | 2 неделя декабрь | Урок общеметодологической направленности | Совместно с учителем рассматривать жесты | Совместно с учителем рассматривать и разучивать жесты | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
28 | Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций | 1 | 2 неделя декабрь | Инсценировка | Участие в ситуации | Активное участие в ситуации | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
29 | Озвучивание действий (хлоп — если что-то лопается, би-би — если сигналит машина, у-у — если дует ветер, топ-топ — если кто-то шагает) | 1 | 3 неделя декабрь | Инсценировка | Участие в ситуации | Активное участие в ситуации | |
30 | Произнесение отдельных звуков или их серий (бим-бом, бим-бим, тик-так) | 1 | 3 неделя декабрь | Инсценировка | Совместно с учителем рассматривать позы | Совместно с учителем рассматривать и разучивать позы | |
31 | Подражание звукам животных (гав-гав, мяу, му); имитации смеха, фыркания, чмокания, воркования, жужжания, пощелкивания пальцами) | 1 | 4 неделя декабрь | Урок-игра | Использование умений с помощью учителя | Использование умений на практике | |
32 | Словесное обозначению повторяющихся действий (приветствие, прощание, еда). | 1 | 4 неделя декабрь | Урок-игра | Использование умений с помощью учителя | Использование умений на практике | |
III четверть | |||||||
33 | Обучение пониманию символов | 1 | 2 неделя январь | Урок открытия новых знаний | Совместно с учителем рассматривать и разучивать символы | Совместно с учителем рассматривать и разучивать символы | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
34 | Обучение пониманию символов | 1 | 2 неделя январь | Урок общеметодологической направленности | Совместно с учителем рассматривать и разучивать символы | Совместно с учителем рассматривать и разучивать символы | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
35 | Обучение пониманию символов | 1 | 3 неделя январь | Урок общеметодологической направленности | Совместно с учителем рассматривать и разучивать символы | Совместно с учителем рассматривать и разучивать символы | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
36 | Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций | 1 | 3 неделя январь | Инсценировка | Использование умений на практике | Использование умений на практике | |
37 | Формирование умения обращаться к взрослому | 1 | 4 неделя январь | Урок открытия новых знаний | Совместно с учителем участвовать в смоделированных ситуациях | Совместно с учителем участвовать в смоделированных ситуациях | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
38 | Формирование умения обращаться к взрослому | 1 | 4 неделя январь | Урок общеметодологической направленности | Использование умений на практике | Использование умений на практике | |
39 | Упражнения и игры | 1 | 5 неделя январь | Инсценировка | Активное участие в ситуации | Активное участие в ситуации | |
40 | Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций | 1 | 1 неделя февраль | Урок-игра | Использование умений на практике | Использование умений на практике | |
41 | Формирование умения обращаться к взрослому | 1 | 2 неделя февраль | Урок общеметодологической направленности | Использование умений на практике | Использование умений на практике | |
42 | Употребление слов/жестов | 1 | 2 неделя февраль | Инсценировка | Активное участие в ситуации. | Активное участие в ситуации. | |
43 | Сюжетные истории с вопросами на отрабатываемый жест | 1 | 4 неделя февраль | Инсценировка | Активное участие в ситуации. | Активное участие в ситуации. | |
44 | Разыгрывание типичных жизненных ситуаций | 1 | 4 неделя февраль | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | Активное участие в ситуации. | |
45 | Употребление слов/жестов | 1 | 5 неделя январь | Урок общеметодологической направленности | Совместно с учителем разучивать жесты | Совместно с учителем разучивать жесты | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
46 | Знакомство с игрушками, предметами быта и соотнесение их с символом. | 1 | 1 неделя март | Урок открытия новых знаний | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | ||
47 | Знакомство с игрушками, предметами быта | 1 | 1 неделя март | Инсценировка | Активное участие в ситуации. | Активное участие в ситуации. | Музыкальные записи |
48 | Формирование умения следить за перемещением игрушки, узнавать ее по названию, звучанию. | 1 | 2 неделя март | Инсценировка | Активное участие в ситуации. | Активное участие в ситуации. | Музыкальные записи |
49 | Формирование умения следить за перемещением игрушки, узнавать ее по названию, звучанию. | 1 | 2 неделя март | Инсценировка | Активное участие в ситуации. | Активное участие в ситуации. | Музыкальные записи |
50 | Формирование умения следить за перемещением игрушки, узнавать ее по названию, звучанию. | 1 | 3 неделя март | Инсценировка | Совместно с учителем разучивать формулы | Совместно с учителем разучивать формулы | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
51 | Поиск названного предмета, расположенного как в определенном привычном месте, так и в разных местах группы. | 1 | 3 неделя март | Урок общеметодологической направленности | Совместно с учителем разучивать формулы | Совместно с учителем разучивать формулы | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
IV четверть | |||||||
52 | Поиск названного предмета, расположенного как в определенном привычном месте, так и в разных местах группы. | 1 | 1 неделя апрель | Урок смешанного типа | Совместно с учителем разучивать формулы | Совместно с учителем разучивать формулы | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
53 | Поиск названного предмета, расположенного как в определенном привычном месте, так и в разных местах группы. | 1 | 1 неделя апрель | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | ||
54 | Закрепление умения узнавать предмет по звуку (музыкальные, заводные, звучащие игрушки). | 1 | 2 неделя апрель | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | Активное участие в ситуации. | |
55 | Закрепление умения узнавать предмет по звуку (музыкальные, заводные, звучащие игрушки). | 1 | 2 неделя апрель | Урок-игра | Использование умений на практике | Активное участие в ситуации. | |
56 | Закрепление умения узнавать предмет по звуку (музыкальные, заводные, звучащие игрушки). | 1 | 3 неделя апрель | Урок-игра | Использование умений на практике | Использование умений на практике | |
57 | Закрепление умения узнавать предмет по звуку (музыкальные, заводные, звучащие игрушки). | 1 | 3 неделя апрель | Урок общеметодологической направленности | Совместно с учителем разучивать формулы | Использование умений на практике | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
58 | Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание | 1 | 4 неделя апрель | Инсценировка | Ответы на вопросы учителя по содержанию представленной ситуации | Совместно с учителем разучивать формулы | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
59 | Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание | 1 | 4 неделя апрель | Инсценировка | Использование умений на практике | Ответы на вопросы учителя по содержанию представленной ситуации | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
60 | Разыгрывание сюжета с использованием жестов | 1 | 2 неделя май | Инсценировка | Активное участие в ситуации. | Использование умений на практике | |
61 | Разыгрывание сюжета с использованием жестов | 1 | 3 неделя май | Инсценировка | Активное участие в ситуации. | Активное участие в ситуации. | |
62 | Разыгрывание сюжета с использованием жестов | 1 | 3 неделя май | Инсценировка | Использование умений на практике | Использование умений на практике | |
63 | Сюжетные истории с вопросами на отрабатываемый жест | 1 | 4 неделя май | Урок-игра | Участие в беседе: задавать элементарные вопросы, слушать и отвечать. | Участие в беседе: задавать вопросы, слушать и отвечать. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
64 | Упражнения-игры в соотнесении символов и жестов | 1 | 4 неделя май | Урок-игра | Участие в ситуации. | Активное участие в ситуации. | |
65 | Диагностика результатов обучения | 1 | 5 неделя май | ||||
66 | Диагностика результатов обучения | 1 | 5 неделя май |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
- «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А.Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск
- Фрост Л., Бонди Э. "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (peks)" Перевод с английского, Теревинф
Учебно-методический комплекс
Методические пособия для педагога | Методические рекомендации для учителя |
Технические средства обучения | Компьютер |
Дополнительные средства | Наглядный материал (слоги, слова), предметные и сюжетные картинки, плоскостные игрушки, настольные игры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающей работы с подростками с девиантным поведением с использованием возможностей сенсорной комнаты
Психологически здоровый человек — это человек, жизнь которого полна смысла. Он не тревожный, лишен комплексов, не боится неудач, не агрессивный, оптимистичный.Психическое здоровье детей и подростков —...
Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения.
Актуальность и необходимость предложенной программы заключается в том, дети с отклоняющимся поведением нуждаются в особой поддержке со стороны образовательного учреждения. Социальным педагогом отобран...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия на тему: "Культура поведения при приеме пищи"
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по предмету "Социально-бытовая ориентировка" для 5 класса "Особый ребенок" (учащиеся с ТМНР) школы VIII вида...
Программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися девиантного поведения.
Актуальность и необходимость предложенной программы заключается в том, что дети с отклоняющимся поведением нуждаются в особой поддержке со стороны образовательного учреждения. Учител...
ПРОГРАММА коррекционно-развивающего курса по русскому языку «Развитие коммуникативной деятельности» для 5 класса с адаптированной образовательной программой
Цель программы – Формирование умений школьников с ЗПР правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализ...
Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми «группы риска» «Профилактика девиантного поведения подростков».
Внеклассная работа. Поурочные разработки....
Коррекционно-развивающее занятие "Эмоции и наше поведение"
Эмоциональная сфера детей с нарушением интеллекта имеет свое своеобразие. Оно связано преимущественно с недостаточностью произвольной регуляции эмоциональных проявлений. В целом для всех детей с ...