Рабочая программа по премету "Окружающий социальный мир" 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Мецлер Людмила Викторовна

Рабочая программа надомного обучения 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_sots_mir_5_k_2_v.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий социальный мир, 5 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по математическим представлениям предназначена для учащейся 5 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.  Основой является программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим актуальностью программы учебного предмета «Окружающий социальный мир» является планомерное формирование осмысленного восприятия социальной действительности и включение на доступном уровне в жизнь общества. 

Цель обучения предмета – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

На уроках окружающего социального мира используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
  • Репродуктивный;
  • Частично-поисковый или эвристический;
  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Работа с книгой;
  • Упражнение;
  • ИКТ.

        Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
  • Объяснительный / репродуктивный
  • Инструктивный / практический
  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Предметный урок;
  • Индивидуальная работа;
  • Фронтальная работа;

2. Общая характеристика учебного предмета

Процесс формирования представлений по окружающему социальному миру у учащихся с выраженным нарушением интеллекта  неразрывно связан с наиболее важной коррекционной задачей – социально-бытовая адаптация этой категории детей. В связи с этим обучение носит, прежде всего, ярко выраженную практическую направленность.  Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.

Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения).

Учебный курс окружающего социального мира предусматривает следующую структуру:

  • Квартира, дом, двор;
  • Предметы быта;
  • Транспорт;
  • Страна.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Окружающий социальный мир» входит в предметную область «Окружающий мир», является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного предмета отводится 0,5 часов в неделю. Из них:

I ч. –    ч.

IIч. –    ч.

IIIч. –   ч.

        IVч. –   ч.                                                Всего в год – 17 часов.

4. Планируемые результаты освоения программы

предметные результаты обучения.

  • Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
  • Знать и сообщать свой домашний адрес.
  • Уметь различать предметы посуды и интерьера.
  • Пользоваться удобствами в квартире.
  • Знать свойства бумаги.
  • Узнавать инструменты, используемые для обработки дерева.

личностные результаты обучения.

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    
  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Результаты мониторинга указаны в таблице.

5. Содержание учебного предмета

В программе по математике выделяются разделы:

Квартира, дом, двор.

Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры).

Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного).

Написание своего домашнего адреса.

 Вредные насекомые и грызуны, живущие в доме.

Предметы быта.

  • Часы: наручные, настенные, механические, электронные.
  • Части часов: стрелки, циферблат. Назначение часов (частей часов).
  • Назначение электроприборов.
  • Виды мебели: кухонная, спальная, кабинетная и др.
  • Кухонный инвентарь.
  • Назначение кухонного инвентаря.

Транспорт.

  • Наземный транспорт. Назначение наземного транспорта.
  • Общественный транспорт. Правила поведения в общественном транспорте.
  • Места посадки и высадки из автобуса.
  • Специальный транспорт (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина).

Страна.

  • Знакомство с названием государства, в котором мы живем.
  • Государственная символика.

6.Тематическое планирование

тема

колич. часов

сроки

основные элементы содержания

практика

Квартира, дом, двор

1.

Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры).

1

Формировать знания своего домашнего адреса через игровые упражнения

Формирование знания своего домашнего адреса

2.

Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного).

1

3

Написание своего домашнего адреса.

2

Учить писать свой домашний адрес через игровую и практическую деятельность.

Формирование знания своего домашнего адреса

4

 Вредные насекомые и грызуны, живущие в доме.

1

Познакомить с вредителями через просмотр демонстрационных материалов

Формирование знаний о вредителях

Предметы быта.

5

Часы: наручные, настенные, механические, электронные.

1

Учить различать виды часов, познакомить с назначением различных видов часов через игровую деятельность, просмотр демонстрационных материалов

Формирование знаний о посуде.

6

Части часов: стрелки, циферблат. Назначение часов (частей часов).

1

Познакомить с частями и назначением часов, их практическим значением через игровую и практическую деятельность.

Формирование знаний о часах

7

Назначение электроприборов.

1

Формировать знания об электроприборах через игровую деятельность, просмотр демонстрационных материалов

Формирование знаний об электроприборах

8

Виды мебели: кухонная, спальная, кабинетная и др.

1

Формировать знания о мебели через игровую деятельность, просмотр демонстрационных материалов

Формирование знаний о мебели

9

Кухонный инвентарь.

1

Познакомить с кухонным инвентарём, назначением кухонного инвентаря через игровую деятельность, просмотр демонстрационных материалов

Формирование знаний о кухонном инвентаре

10

Назначение кухонного инвентаря.

1

Транспорт

11

Наземный транспорт. Назначение наземного транспорта.

1

Формировать знания о наземном транспорте, правилах поведения в общественном транспорте  через игровую и практическую деятельность, использование демонстрационных материалов

Формирование знаний о транспорте, правилах поведения в общественном транспорте

12

Общественный транспорт. Правила поведения в общественном транспорте.

1

13

Места посадки и высадки из автобуса.

1

14

Специальный транспорт (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина).

1

Формировать знания о специальном транспорте, через игровую и практическую деятельность, использование демонстрационных материалов

Формирование знаний о транспорте

Страна.

15

Знакомство с названием государства, в котором мы живем.

1

Формировать знания о символах государства, названии государства через использование демонстрационных материалов

Формировать знания о символах государства, названии государства

16

Государственная символика.

1

7. Учебно-методическое обеспечение

  • адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
  • комплект  рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!»: «Я в семье», «Я – ребёнок». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
  • «Ступеньки грамоты» ч. 1 и 2., авторы: Н.В. Гальская, Л.М. Сахар. И следующее пособие -  «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненко, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.

8. Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов, действий, правил поведения. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для работы в 10 классе социально-экономического профиля

Рабочая программа включает в себя календарно-тематическое планирование, пояснительную записку, список практических работ, требования к уровню подготовки учащихся, дополнительную литературу и многое др...

Рабочая программа по географии 10-11 класс к учебнику В.П.Максаковского "Экономическая и социальная география мира", 1 час в неделю.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ....

Рабочая программа «Экономическая и социальная география мира» 10-11 классы

Рабочая программа к учебнику Максаковского В. П. "Экономическая и социальная география мира" (10 класс)...

Рабочая программа по алгебре для 11 класса социально-экономического профиля

Рабочая программа по алгебре для 11 класса социально-экономического профиля по учебнику Ш.А. Алимова...

Рабочая программа по обществознанию для 11 класс (социально-экономический профиль)

Рабочая программа по обществознанию в 11 классе (социально-экономический профиль) составлена на основе программы, разработанной в лаборатории обществоведения ИСМО РАО группой авторов под руковод...

рабочая программа учебной дисциплины Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний

1. Паспорт раблчей программы2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины3. Примерный тематический планусловия реализации учебной дисциплины4.Контроль и оценка результатов...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 4 класса «Л» (класс со сложным дефектом)

Адаптированная рабочая программапо предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 4 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...