Рабочая программа по премету "Окружающий социальный мир" 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа надомного обучения 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_sots_mir_5_k_2_v.docx | 34.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий социальный мир, 5 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по математическим представлениям предназначена для учащейся 5 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим актуальностью программы учебного предмета «Окружающий социальный мир» является планомерное формирование осмысленного восприятия социальной действительности и включение на доступном уровне в жизнь общества.
Цель обучения предмета – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
На уроках окружающего социального мира используются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
- Репродуктивный;
- Частично-поисковый или эвристический;
- Беседа;
- Наблюдение;
- Работа с книгой;
- Упражнение;
- ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
- Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
- Объяснительный / репродуктивный
- Инструктивный / практический
- Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
- Предметный урок;
- Индивидуальная работа;
- Фронтальная работа;
2. Общая характеристика учебного предмета
Процесс формирования представлений по окружающему социальному миру у учащихся с выраженным нарушением интеллекта неразрывно связан с наиболее важной коррекционной задачей – социально-бытовая адаптация этой категории детей. В связи с этим обучение носит, прежде всего, ярко выраженную практическую направленность. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения).
Учебный курс окружающего социального мира предусматривает следующую структуру:
- Квартира, дом, двор;
- Предметы быта;
- Транспорт;
- Страна.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий социальный мир» входит в предметную область «Окружающий мир», является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного предмета отводится 0,5 часов в неделю. Из них:
I ч. – ч.
IIч. – ч.
IIIч. – ч.
IVч. – ч. Всего в год – 17 часов.
4. Планируемые результаты освоения программы
предметные результаты обучения.
- Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
- Знать и сообщать свой домашний адрес.
- Уметь различать предметы посуды и интерьера.
- Пользоваться удобствами в квартире.
- Знать свойства бумаги.
- Узнавать инструменты, используемые для обработки дерева.
личностные результаты обучения.
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Результаты мониторинга указаны в таблице.
5. Содержание учебного предмета
В программе по математике выделяются разделы:
Квартира, дом, двор.
Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры).
Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного).
Написание своего домашнего адреса.
Вредные насекомые и грызуны, живущие в доме.
Предметы быта.
- Часы: наручные, настенные, механические, электронные.
- Части часов: стрелки, циферблат. Назначение часов (частей часов).
- Назначение электроприборов.
- Виды мебели: кухонная, спальная, кабинетная и др.
- Кухонный инвентарь.
- Назначение кухонного инвентаря.
Транспорт.
- Наземный транспорт. Назначение наземного транспорта.
- Общественный транспорт. Правила поведения в общественном транспорте.
- Места посадки и высадки из автобуса.
- Специальный транспорт (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина).
Страна.
- Знакомство с названием государства, в котором мы живем.
- Государственная символика.
6.Тематическое планирование
№ | тема | колич. часов | сроки | основные элементы содержания | практика |
Квартира, дом, двор | |||||
1. | Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). | 1 | Формировать знания своего домашнего адреса через игровые упражнения | Формирование знания своего домашнего адреса | |
2. | Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). | 1 | |||
3 | Написание своего домашнего адреса. | 2 | Учить писать свой домашний адрес через игровую и практическую деятельность. | Формирование знания своего домашнего адреса | |
4 | Вредные насекомые и грызуны, живущие в доме. | 1 | Познакомить с вредителями через просмотр демонстрационных материалов | Формирование знаний о вредителях | |
Предметы быта. | |||||
5 | Часы: наручные, настенные, механические, электронные. | 1 | Учить различать виды часов, познакомить с назначением различных видов часов через игровую деятельность, просмотр демонстрационных материалов | Формирование знаний о посуде. | |
6 | Части часов: стрелки, циферблат. Назначение часов (частей часов). | 1 | Познакомить с частями и назначением часов, их практическим значением через игровую и практическую деятельность. | Формирование знаний о часах | |
7 | Назначение электроприборов. | 1 | Формировать знания об электроприборах через игровую деятельность, просмотр демонстрационных материалов | Формирование знаний об электроприборах | |
8 | Виды мебели: кухонная, спальная, кабинетная и др. | 1 | Формировать знания о мебели через игровую деятельность, просмотр демонстрационных материалов | Формирование знаний о мебели | |
9 | Кухонный инвентарь. | 1 | Познакомить с кухонным инвентарём, назначением кухонного инвентаря через игровую деятельность, просмотр демонстрационных материалов | Формирование знаний о кухонном инвентаре | |
10 | Назначение кухонного инвентаря. | 1 | |||
Транспорт | |||||
11 | Наземный транспорт. Назначение наземного транспорта. | 1 | Формировать знания о наземном транспорте, правилах поведения в общественном транспорте через игровую и практическую деятельность, использование демонстрационных материалов | Формирование знаний о транспорте, правилах поведения в общественном транспорте | |
12 | Общественный транспорт. Правила поведения в общественном транспорте. | 1 | |||
13 | Места посадки и высадки из автобуса. | 1 | |||
14 | Специальный транспорт (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). | 1 | Формировать знания о специальном транспорте, через игровую и практическую деятельность, использование демонстрационных материалов | Формирование знаний о транспорте | |
Страна. | |||||
15 | Знакомство с названием государства, в котором мы живем. | 1 | Формировать знания о символах государства, названии государства через использование демонстрационных материалов | Формировать знания о символах государства, названии государства | |
16 | Государственная символика. | 1 |
7. Учебно-методическое обеспечение
- адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
- комплект рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!»: «Я в семье», «Я – ребёнок». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
- «Ступеньки грамоты» ч. 1 и 2., авторы: Н.В. Гальская, Л.М. Сахар. И следующее пособие - «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненко, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.
8. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов, действий, правил поведения. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для работы в 10 классе социально-экономического профиля
Рабочая программа включает в себя календарно-тематическое планирование, пояснительную записку, список практических работ, требования к уровню подготовки учащихся, дополнительную литературу и многое др...
Рабочая программа по географии 10-11 класс к учебнику В.П.Максаковского "Экономическая и социальная география мира", 1 час в неделю.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ....
Рабочая программа «Экономическая и социальная география мира» 10-11 классы
Рабочая программа к учебнику Максаковского В. П. "Экономическая и социальная география мира" (10 класс)...
Рабочая программа по алгебре для 11 класса социально-экономического профиля
Рабочая программа по алгебре для 11 класса социально-экономического профиля по учебнику Ш.А. Алимова...
Рабочая программа по обществознанию для 11 класс (социально-экономический профиль)
Рабочая программа по обществознанию в 11 классе (социально-экономический профиль) составлена на основе программы, разработанной в лаборатории обществоведения ИСМО РАО группой авторов под руковод...
рабочая программа учебной дисциплины Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
1. Паспорт раблчей программы2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины3. Примерный тематический планусловия реализации учебной дисциплины4.Контроль и оценка результатов...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 4 класса «Л» (класс со сложным дефектом)
Адаптированная рабочая программапо предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 4 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...