Рабочая программа для работы в 10 классе социально-экономического профиля
презентация к уроку географии (10 класс) по теме
Рабочая программа включает в себя календарно-тематическое планирование, пояснительную записку, список практических работ, требования к уровню подготовки учащихся, дополнительную литературу и многое другое
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_profil.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы обязательного минимума | Результат обучения | Формы контроля | Практическая работа | Дидактическое обеспечение | Сроки | |||
РАЗДЕЛ 1. ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА (2 ч) | |||||||||||
1 | География в системе наук о природе и обществе | Урок актуализации знаний и умений | История формирования географических идей. Естественно-общественная сущность географии. Современные тенденции в развитии современной географической науки. Ключевые вопросы географии. Пути к нтеграции географии. | Учащиеся должны знать: объект и предмет исследования географии, современные тенденции в развитии географии, ключевые вопросы, структуру географической науки. | Беседа | Учебник, атласы | |||||
2 | Методы исследования в географии Практическая работа №1 «На основе статистических данных и карт атласа составить прогноз экономического развития региона на ближайшие 10 лет». | Урок актуализации знаний и умений. | Традиционные и новые методы географической науки- картографический, статистический, описательный, полевой, причинно-следственных связей, математический, моделирование, аэрокосмический, геоинформационный. Географические прогнозы. | Учащиеся должны знать основные методы географической науки. Учащиеся должны уметь использовать отдельные методы в практической деятельности. | Беседа Практическая работа | На основе статистических данных и карт атласа составить прогноз экономического развития региона на ближайшие 10 лет | Карты атласа для 8-9 и 10 классов, статистические материалы (дополнительная информация). | ||||
РАЗДЕЛ 2. ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКУЮ ГЕОГРАФИЮ ( 7 ч) | |||||||||||
3 | Географическая карта как источник информации | Практикум | Географическая карта и план местности, их основные параметры, свойства и элементы; способы картографирования, картографические проекции. | Учащиеся должны уметь решать геоэкологические и социально-экономические задачи при помощи карт. | Практическая работа | Решение практических задач с использованием топографического плана | Планы местности, карты школьных атласов 6-10 кл. | ||||
4 | Важнейшие географические особенности Земли как планеты | Урок актуализации знаний и умений. | Возникновение и геологическая история Земли. Влияние космоса на геосферы Земли. | Учащиеся должны знать зависимость происходящих на земной поверхности процессов и явлений от солнечной энергии и видов вращений Земли. | Фронтальный письменный опрос | Геохронологическая таблица, карты атласа, электронное пособие. | |||||
5 | Рельеф земной поверхности. | Урок актуализации знаний и умений. Практикум | Рельеф земной поверхности как результат действия эндогенных и экзогенных процессов, современное рельефообразование. | Учащиеся должны уметь моделировать территориальное взаимодействие экзогенных и эндогенных рельефообразую-щих процессов для решения практических задач. | Беседа Практическая работа | Построение профиля местности | Карты атласа, топографический план местности. | ||||
6 | Глобальная циркуляция воздуха на Земле. | Урок актуализации знаний и умений. Практикум | Глобальная циркуляция воздуха на Земле, климатообразующие факторы. | Учащиеся должны уметь решать комплексные задачи, требующие учета рельефа и климатообразующих факторов. | Самостоятель-ная работа по моделированию ситуации. |
| Карты атласа, Схема «Постоянные ветры Земли», электронное наглядное пособие. | ||||
7 | Географическая оболочка. | Урок актуализации знаний и умений. | Этапы развития географической оболочки. Закономерности эволюции географической оболочки, ее вертикальная и горизонтальная дифференциация. Цикличность и ритмичность процессов в географической оболочке. | Учащиеся должны знать основные свойства географической оболочки. | Беседа | Карты атласа | |||||
8 | Учение о геосистемах. | Урок актуализации знаний и умений. Практикум. | Природные комплексы как геосистемы, их компоненты, свойства и типы связей. Иерархия природных геосистем: планетарные, региональные, локльные. | Учащиеся должны знать круговороты основных веществ и энергии в геокомплексах. Учащиеся должны уметь прогнозировать изменения в геосистемах при нарушении их целостности. | Беседа | Изучение круговорота основных веществ и энергий в геосистемах. | Таблицы «Природный комплекс», «Круговороты веществ в геосистемах» | ||||
9 | Ландшафтная сфера Земли | Урок актуализации знаний и умений. Практикум. | Природный ландшафт. Ландшафты, их классификация, Ландшафтный синтез зональных геосистем. Культурный ландшафт, его характерные черты и свойства. | Учащиеся должны уметь составлять географические храктеристики природных и природно-антропогенных комплексов. | Беседа | Решение ландшафтно-экологических задач. | |||||
РАЗДЕЛ 3. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ ГЕОГРАФИЮ (3 ч) | |||||||||||
ТЕМА 1. СТРАНЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА (4 ч) | |||||||||||
10 | Типы стран современного мира. | Лекция | Многообразие стран современного мира и их основные группы и типы. Формы правления и административно-территориального устройства. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны владеть методикой многопризнаковой классификации. | Географический диктант | Выявление стран со сходным уровнем социально-экономического развития по методике многопризнаковой классификации. Обозначение на контурной карте стран с монархической формой правления, федеративных государств. Мини –проект «Государства-малютки». Мини-проект «Какова реальная цена рубля?» Мини-проект «Многопризнаковая классификация стран СНГ» | Политическая карта мира, наглядное пособие «Типология стран современного мира», статистические материалы (дополнительный материал) | ||||
11 | Развитые и развивающиеся страны. | Лекция | Устный опрос Индивидуаль-ные задания | ||||||||
12 | Показатели уровня развития и качества жизни. | Практикум
| Устный опрос Индивидуаль-ные задания | ||||||||
13 | Практическая работа № 2. «Выявление стран со сходным уровнем социально-экономического развития по методике многопризнако-вой классификации» | Самостоятельная работа в группах | |||||||||
ТЕМА 2. ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА (9 ч.) | |||||||||||
14-15 | Численность и динамика населения мира. Практическая работа №3 «На основе графика составить прогноз динамики численности населения в отдельных странах мира» | Лекция Практикум | Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения мира. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграции, виды миграций. Расселение населения. Городское и сельское население, Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России, мегаполисы мира. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира. | Учащиеся должны знать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; основные положения теории демографического перехода; основные направления демографической политики в отдельных странах и регионах; различия в уровне и качестве жизни населения; показатели, характеризующие количество (относительные показатели) и качество населения; основные направления миграций; проблемы современной урбанизации. Учащиеся должны иметь представление о гипотезе Т.Мальтуса, теории этногенеза Л.Н.Гумилева. Учащиеся должны уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития социально-экономических процессов и явлений (прирост населения, миграции, обеспеченность трудовыми ресурсами) Учащиеся должны уметь оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения. | Устный опрос Индивидуаль-ные задания | Построение графика динамики численности населения и его анализ Мини-проект «Современная география арабского (испанского, английского, французского, португальского) языка. Мини-проект «Как религия влияет на культуру и хозяйство стран мира» Мини-проект «Святые места» Мини-проект «Межэтнические и межрелигиозные конфликты мира» Мини-проект «Мегаполис или мегалополис?» | Политическая карта мира, карта «Народы мира», карта «Религии мира», атлас для 10 кл., наглядные учебные пособия, таблицы. Электронное учебное пособие. Статистические материалы (дополнительные). Интернет-ресурсы. | ||||
16 | Расовый и половозрастной состав населения мира. | Практикум | Устный опрос Индивидуаль-ные задания | ||||||||
17 | Этнический состав населения мира. Теория этногенеза Л.Н.Гумилева. | Лекция Практикум | Устный опрос | ||||||||
18- 19 | География религий мира. | Семинар | Тестирова-ние Устный опрос Индивидуаль-ные задания | ||||||||
20 | Размещение населения и его миграции. | Практикум | |||||||||
21 | Сельское и городское население. | Практикум | Устный опрос Индивидуаль-ные задания | ||||||||
22 | Урок обобщающего повторения по теме «География населения мира» Практическая работа № 4 «Оценка обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных стран мира» | Тестирование по материалам ЕГЭ | |||||||||
ТЕМА 3. МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (13 ч.) | |||||||||||
23 | История взаимоотношений между природой и обществом. | Лекция | Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира основными видами природных ресурсов. Особенности использования разных видов природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование. Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем в мире и крупных регионах, включая Россию. | Учащиеся должны знать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания, основные принципы рационального природопользования. Учащиеся должны уметь оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира. Учащиеся должны понимать суть экологических проблем, возникающих в следствие эксплуатации природных ресурсов и знать пути решения экологических проблем современности. | Беседа | Обозначение на контурной карте крупных месторождений отдельных видов полезных ископаемых. Оценка ресурсообеспеченности регионов и стран отдельными видами ресурсов. Мини-проект «Природно-рекреационые районы мира» Мини-проект «Объекты всемирного культурного и природного наследия России» Мини-проект «Суточное потребление воды в моем доме» Мини-проект «Районы экологических бедствий» | Политическая карта мира, карта «Минеральные ресурсы мира», атлас для 10 кл., наглядные учебные пособия, таблицы. Электронное учебное пособие. Статистические материалы (дополнительные). Интернет-ресурсы. | ||||
24 | Природопользование и экологические проблемы. | Семинар | беседа | ||||||||
25 | Природные ресурсы. | Практикум | Устный опрос Индивидуаль-ные задания | ||||||||
26 | Минеральные ресурсы мира. | Практикум | |||||||||
27 | Рудные и нерудные полезные ископаемые. Практическая работа № 5 «Составить прогноз об обеспеченности некоторыми видами минеральных ресурсов отдельных стран мира». | Практикум | Географический диктант
Беседа Беседа Беседа
Письменный опрос Беседа Защита проектов Тестирование по материалам ЕГЭ. | ||||||||
28 | Земельные ресурсы. | Практикум
| |||||||||
29 | Лесные ресурсы. | Практикум | |||||||||
30 | Водные ресурсы | Практикум | |||||||||
31 | Ресурсы Мирового океана.
| Урок актуализации знаний и умений | |||||||||
32 | Другие виды природных ресурсов. | Урок актуализации знаний и умений | |||||||||
33 | Загрязнение окружающей среды. | Семинар | |||||||||
34 | Пути решения экологических проблем. | Семинар | |||||||||
35 | Обобщающее повторение темы | ||||||||||
ТЕМА 4. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (5 ч.) | |||||||||||
36 37 38 39 40 | Мировое хозяйство. Международ-ное географичес-кое разделение труда. Научно-техническая революция. Воздействие НТР на мировое хозяйство. Территориальная структура хозяйства развитых и развивающих-ся стран. Международ-ная экономическая интеграция | Лекция Практикум Лекция Практикум Практикум Практикум | Научно-техническая революция, характерные черты и части. Мировое хозяйство и этапы его развития. Основные центры мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством. Ведущие факторы размещения производства. Экономическая интеграция. Интеграционные группировки. | Учащиеся должны знать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных центров, типологическую схему территориальной структуры хозяйства развитой и развивающейся страны. Учащиеся должны уметь объяснять на конкретных примерах влияние факторов размещения производства в эпоху НТР, различия в международной специализации развитых и развивающихся стран. Учащиеся должны уметь применять различные источники географической информации для характеристики социально-экономических процессов и явлений. | Устный опрос Фронталь-ный письменный опрос Устный опрос Индивидуаль-ные задания Устный опрос Индивидуаль-ные задания Тестирова-ние | Практическая работа « Определение отраслей специализации отдельных стран и регионов» Практическая работа «Обозначение на контурной карте экономических группировок стран мира» | Политическая карта мира, карты атласа для 10 класса, дополнительные материалы, Интернет-ресурсы. Презентация «Мировое хозяйство» | ||||
ТЕМА 5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (15 ч.) | |||||||||||
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 | Топливно-энергетическая промышлен-ность. Практическая работа №6 «Характеристика нефтяной промышленности мира» Металлургия Машинострое-ние Химическая, лесная и легкая промышлен-ность. Практическая работа № 7 «Сравнение промышленных регионов развитой и развивающейся страны» Сельское хозяйство. Земледелие и животноводст-во. Сельское хозяйство развитых и развивающих-ся стран. Практическая работа №8 «Сравнение двух сельскохозяйственных регионов мира» Виды транспорта. Транспорт и мировое хозяйство. Практическая работа №9 «Сравнение транспортных систем развитой и развивающейся страны на примере Японии и Аргентины» Международ-ные экономические отношения. Урок обобщающего повторения по теме. | Урок актуализации знаний и умений Практикум Практикум Практикум Практикум Практикум Урок актуализации знаний и умений Урок изучения нового материала. Практикум Урок актуализа-ции знаний и умений Урок актуализа-ции знаний и умений Самостоя-тельная работа Лекция Семинар Семинар | География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. Виды международных экономических отношений. Россия в мировой экономике. | Учащиеся должны знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей, ведущие страны-производители промышленной и сельскохозяйственной продукции. Учащиеся должны уметь составлять характеристику отраслей промышленности, экономико-географическую характеристику промышленных и сельскохозяйственных районов мира. Учащиеся должны уметь объяснять территориальную концентрацию производства. Учащиеся должны уметь оценивать и объяснять степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Учащиеся должны уметь применять различные источники географической информации для характеристики социально-экономических объектов. | Устный опрос. Индивидуаль-ные задания Устный опрос Индивидуаль-ные задания Устный опрос Индивидуаль-ные задания Устный опрос Индивидуаль-ные задания Устный опрос Индивидуаль-ные задания . Устный опрос Индивидуаль-ные задания Устный опрос Индивидуаль-ные задания Устный опрос Индивидуаль-ные задания Устный опрос Индивидуаль-ные задания Тестирова-ние по материалам ЕГЭ. | Практическая работа «Обозначение на контурной карте крупнейших электростанций мира различных типов».
Практическая работа «Выявление факторов размещения районов черной и цветной металлургии мира» Практическая работа «Выявление по карте стран с различным уровнем развития машиностроения» Практическая работа «Выявление по статистическим материалам крупнейших производителей сельскохозяйствен-ной продукции». | Тематические карты атласа для 10 класса, дополнительные материалы, Интернет-ресурсы. | ||||
ТЕМА 6. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ (2 ч) | |||||||||||
56-57 | Глобальные проблемы и их взаимосвязь. | Урок актуализации знаний и умений | Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и продовольственная проблемы и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле. преодоление отсталости развивающихся стран. роль географии в решении глобальных проблем человечества. | Учащиеся должны знать суть, причины взаимодействия и пути решения глобальных проблем. Учащиеся должны уметь объяснять взаимосвязь глобальных проблем. Учащиеся должны уметь применять различные источники географической информации для характеристики природных и социально-экономических процессов и явлений. | Беседа | Творческая работа «Моя точка зрения на проблему и её решение» | Карты, дополнительные источники информации: журналы, пособия, Интернет-ресурсы. | ||||
ТЕМА 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА ( 4 ч) | |||||||||||
58 59 60 61
| Этапы формирования политической карты мира. Непризнан-ные и самопровозглашенные государства. Межгосударственные политические организации. Основные положения геополитических теорий. | Урок актуализации знаний и умений Семинар Практикум Семинар | Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейший период. геополитика и политическая география. Международные политические организации. Роль и место Росси в современном мире. | Учащиеся должны знать этапы формирования политической карты мира, тенденции изменений на современной политической карте мира. Учащиеся должны иметь представление о современных геополитических теориях и концепциях. Учащиеся должны знать понятия: доминион, подмандатные и подопечные территории, система протектората, кондоминиум. Учащиеся должны уметь применять различные источники географической информации для характеристики современных политических процессов и явлений. | Беседа Беседа Географический диктант Беседа
| Мини-проект «История вопроса Курильских островов» Мини-проект «История израильско-палестинского конфликта» | Политическая карта мира. Дополнительные источники информации: статьи в прессе, Доп. литература, Интернет-ресурсы. | ||||
ТЕМА 8. ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА (8 ч.) | |||||||||||
62 63 64 65 66 67 68 69 | Состав и географичес-кое положение. Природа и люди. Хозяйство. Внутренние различия. Интеграционные процессы в Европе. европейский Союз. Федеративная республика Германия Республика Польша Страны Европы. Обобщающее повторение. | Вводная лекция Семинар Практикум Практикум Семинар Семинар Семинар Семинар | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран Европы. | Учащиеся должны оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Учащиеся должны уметь составлять комплексную географическую характеристику стран Европы. Учащиеся должны уметь применять различные источники информации для характеристики современных интеграционных процессов в Европе. | Устный опрос Индивидуаль-ные задания Устный опрос Индивидуаль-ные задания Устный опрос Индивидуаль-ные задания Тестирова-ние Беседа Устный опрос Индивидуаль-ные задания Устный опрос Индивидуаль-ные задания Тестирова-ние на основе материалов ЕГЭ | Практическая работа «Выявление по картам особенностей ЭГП стран Европы». Практическая работа на контурной карте «Обозначение крупнейших промышленных центров и месторождений полезных ископаемых». Практическая работа «Экономико-географическое обоснование международной специализации отдельных стран Европы» Практическая работа «Экономико-географическое обоснование размещения центров металлургической, автомобильной и органической химии на территории ФРГ» | Карты в атласе для 10 класса. Дополнительные источники информации: статьи в прессе, Доп. литература, электронные учебные пособия, Интернет-ресурсы | ||||
ТЕМА 9. ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ (9 ч.) | |||||||||||
70 71 72 73 74 75 76 77 78 | Географическое положение и ресурсы. Население и хозяйство. Япония. Географическое положение. ресурсы и население. Хозяйство Японии. Китайская Народная Республика. Хозяйство Китая. Республика Индия. Географичес-кое положение. ресурсы и население. Хозяйство и внутренние различия республики Индии. Урок обобщающего повторения по теме | Вводная лекция Семинар Семинар Практикум Семинар Практикум Семинар
Практикум | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран Азии. Внутренние географические различия стран. | Учащиеся должны оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Азии, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Учащиеся должны уметь составлять комплексную географическую характеристику страны, картосхему экономических связей. | Устный опрос Индивидуаль-ные задания Тестирование Устный опрос Индивидуаль-ные задания Устный опрос Индивидуаль-ные задания Устный опрос Индивидуаль-ные задания Устный опрос Индивидуаль-ные задания Устный опрос Индивидуаль-ные задания Тестирова-ние | Практическая работа «Характеристика основных сельскохозяйственных районов Китая, объяснение причин различий». Практическая работа «Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии». Практическая работа «Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии». | Карты в атласе для 10 класса. Дополнительные источники информации: статьи в прессе, Доп. литература, электронные учебные пособия, Интернет-ресурсы | ||||
ТЕМА 10. АМЕРИКА ( 12 ч) | |||||||||||
СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ (7 ч) | |||||||||||
79 80 81 82 83 84 | Соединенные Штаты Америки. Географическое положение, природно-ресурсный потенциал. Население США. Хозяйство США. Макрорегионы США. Канада. Географическое положение, ресурсы и население. Хозяйство Канады. | Практикум Практикум Практикум Практикум Практикум Практикум | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Северной Америки. Региональные различия. Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Учащиеся должны оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Северной Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Учащиеся должны уметь составлять комплексную географическую характеристику страны, картодиаграмму, показывающую различия макрорегионов США. | Устный опрос Индивидуаль-ные задания Устный опрос Индивидуаль-ные задания Устный опрос Индивидуаль-ные задания Тестирова-ние Устный опрос Индивидуаль-ные задания
Тестирова-ние | Практическая работа «Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства США» Практическая работа «Составление картодиаграммы, отражающей долю населения, площади, структуру хозяйства макрорегионов США» Практическая работа «Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства Канады» | Карты в атласе для 10 класса. Дополнительные источники информации: статьи в прессе, Доп. литература, электронные учебные пособия, Интернет-ресурсы | ||||
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА (4 ч) | |||||||||||
85 86 87 88 89 | Географичес-кое положение, ресурсы и население. Хозяйство и внутренние различия. Федеративная Республика Бразилия. Географическое положение, ресурсы и население. Хозяйство Бразилии. Урок обобщающего повторения по теме «Америка» | Практикум Практикум Практикум Практикум Семинар | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Учащиеся должны оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Латинской Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Учащиеся должны уметь составлять комплексную географическую характеристику страны. | Устный опрос Индивидуаль-ные задания Устный опрос Индивидуаль-ные задания Устный опрос Индивидуаль-ные задания
Тестирова-ние | Практическая работа «Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства Бразилии» Практическая работа «Составление программы освоения новой территории с перспективой ее экономического развития» | Карты в атласе для 10 класса. Дополнительные источники информации: статьи в прессе, Доп. литература, электронные учебные пособия, Интернет-ресурсы. Презентации | ||||
ТЕМА 11. АФРИКА ( 4 ч) | |||||||||||
90 91 92 93 | Географическое положение и природные ресурсы. Население и хозяйство Южно-Африканская республика. Республика Кения. | Практикум Практикум Практикум Практикум | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки Региональные различия. Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Учащиеся должны оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Африки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Учащиеся должны уметь составлять комплексную географическую характеристику страны. | Устный опрос Индивидуаль-ные задания Устный опрос Индивидуаль-ные задания Устный опрос Индивидуаль-ные задания
Тестирование по материалам ЕГЭ | Практическая работа «Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства одной из стран Африки» Практическая работа «Составление экономического прогноза развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов». | Атлас для 10 класса. Дополнительные источники информации: статьи в прессе, Доп. литература, электронные учебные пособия, Интернет-ресурсы. Презентации | ||||
ТЕМА 12. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (2 ч) | |||||||||||
94 95 | Австралия Океания | Практикум Практикум | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Австралии и Океании. Региональные различия. Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Учащиеся должны оценивать и объяснять ресурсообеспеченность Австралии и Океании, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Учащиеся должны уметь составлять комплексную географическую характеристику страны, картосхему экономических связей. | Устный опрос Индивидуаль-ные задания Устный опрос Индивидуаль-ные задания
| Практическая работа «Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата» | Атлас для 10 класса. Дополнительные источники информации: статьи в прессе, Доп. литература, электронные учебные пособия, Интернет-ресурсы. Презентации | ||||
ТЕМА 13. РОССИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР (2 ч) | |||||||||||
96 97 | Экономико-географичес-кая история России Современная Россия | Семинар Практикум | Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии и структуры торговли. Структура внешнеторгового баланса. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. | Учащиеся должны знать роль и место России в мировой экономике и международных политических отношениях. | Беседа Беседа | Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития. Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции. | Дополнительные источники информации: статьи в прессе, Доп. литература, электронные учебные пособия, Интернет-ресурсы. | ||||
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (3 ч.) | |||||||||||
98-99 | Обобщающее повторение | Практикум | |||||||||
100 | Итоговое тестирование по материалам ЕГЭ | ||||||||||
РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ (2 ч.) |
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль) и составлена на основе следующих документов:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии (профильный уровень) (утвержден Приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089.
- Примерной программы по географии для среднего (полного) общего образования (профильный уровень).
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
- Учебного плана Муниципального общеобразовательного учреждения Верейской средней общеобразовательной школы №1
- Рабочей программы по географии для 10-11 классов (профильный уровень) (Рабочие программы по географии. 10-11 классы (линии учебников издательств: «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Авт.-сост.Н.В.Болотникова.- 2-е изд., испр., доп. –М.: Издательтво «Глобус». 2009. – 110 с.- (Образовательный стандарт).
Специфика географии – ее естественно-общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек – природа – хозяйство – окружающая среда».
Школьная география – это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и обратные связи между природными и социально-экономическими объектами, явлениями и процессами в условиях современной цивилизации, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую людей географическую действительность.
Изучение курса географии на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области.
Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускника школы. Основополагающими признаками географической образованности, компетентности выпускника средней школы являются следующие:
- осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов;
- умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности;
- умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.
Изучение географии на профильном уровне (социально-экономический профиль) направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем;
- овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
- развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;
- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
- приобретение компетентности в сфере: элементарного геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.
Учебное содержание разделов рабочей программы соответствует Примерной программе по географии для среднего (полного) общего образования (профильный уровень). Но в виду того, что Примерная программа составлена без учета направления профиля, в рабочей программе было перераспределено время на изучение разделов. Для класса социально-экономического профиля целесообразно увеличено время на изучение Раздела 3. Введение в социальную экономическую географию 68 часов до 93 часов. Это позволяет расширить и углубить знания по одному из ключевых понятий экономической географии – мировое хозяйство – изучить его отраслевую и территориальную структуру, а также географию таких важных основ мирового хозяйства, как природные и трудовые ресурсы. В рамках данного раздела старшеклассники изучают основы геополитики и политической географии, страноведения и регионалистики.
2. Содержание
Раздел 1. География как наука (2 часа)
История формирования географических идей.География в системе наук о Земле. Объект, предмет и методы общей географии. Естественно-общественная сущность географии. Потенциал отечественной географии. Ключевые вопросы географии.
Структура географической науки. Природный блок географии. Физическая география. Отраслевые физико-географические науки. Общественный блок географии. Социально-экономическая география. Отраслевые социально-экономические географические науки. Пути к интеграции географии.
Традиционные и новые методы географической науки – картографический, статистический, описательный, полевой, сравнительно-географический, математический, моделирования, аэрокосмический, геоинформационный. Географические прогнозы.
Практические работы.
Составление простейших географических прогнозов.
Раздел 2. Введение в физическую географию (7 часов).
Важнейшие географические особенности Земли как планеты.
Географическая оболочка. Этапы развития географической оболочки, ее составляющих и представлений о ней. Закономерности эволюции географической оболочки, ее вертикальная и горизонтальная дифференциация. Цикличность и ритмичность процессов в географической оболочке.
Рельеф земной поверхности как результат действия эндогенных и экзогенных процессов, современное рельефообразование.
Учение о геосистемах. Природные комплексы как геосистемы, их компоненты, свойства и типы связей: вещественные, энергетические, информационные. Иерархия природных геосистем. Биосфера – планетарный природный комплекс.
Ландшафтная сфера Земли. Учения о ландшафтной оболочке, территориальном комплексе, ландшафте. Природный ландшафт. Ландшафтный синтез зональных геосистем. Планетарные, региональные, локальные геосистемы. Ландшафты, их классификация. Культурный ландшафт, его характерные черты и свойства.
Практические работы.
Решение ландшафтно-экологических задач. Изучение изменений природных комплексов разного ранга под влиянием деятельности человека. Составление географических характеристик природных и природно-антропогенных комплексов разного ранга.
Раздел 3. Введение в экономическую и социальную географию (93 часа).
Экономическая и социальная география как наука: ее сущность, структура, методы, источники информации. Система социально-экономико-географических научных дисциплин. Экономико-географическое положение, его виды, основные компоненты, методы оценки.
Экономико-географическое изучение природных ресурсов, их классификация, обеспеченность ими различных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и его экономической оценке. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Комплексное освоение ресурсов.
География населения. Географические аспекты происхождения и расселения современного человека. Динамика численности населения Земли, концепция демографического перехода. Демографическая политика. Неравномерность размещения населения земного шара: основные черты и факторы. Половозрастной состав населения, его занятость, уровень и качество жизни. Миграция. Геоурбанистика. Этногеография и география религий.
Оценка трудовых ресурсов и уровня обеспеченности ими населения. баланс трудовых ресурсов. Влияние этнических, исторических, географических особенностей на формирование трудовых навыков населения и развитие производства. Проблемы занятости и безработицы в странах мира. Управление процессом формирования и использования трудовых ресурсов.
География хозяйства. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства, их изменения под воздействием научно-технической революции. Факторы размещения производства. географическое разделение труда, факторы его развития. Международные экономические отношения. Мировой рынок товаров и услуг. География международных экономических связей. Специальные экономические зоны как элементы глобальной территориальной структуры хозяйства. Транснациональные корпорации и их роль в глобализации мировой экономики.
Политическая география и геополитика. Основные идеи и концепции формирования мирового геополитического пространства; территориально-политическая организация общества.
Страноведение и регионалистика. Функции, методы и тенденции развития. Цивилизационные регионы мира. География объектов природного и культурного наследия.
Практические работы.
Учебное моделирование и проектирование развития и размещения населения и хозяйства России в будущем; республики, края, области, города, своей местности.
Экономико-географическая оценка природных ресурсов, их территориальных сочетаний, основных типов природопользования.
Составление простейших прогнозов роста и расселения населения мира, отдельных регионов и стран.
Определение специализации отдельных стран и районов. Составление экономико-географической характеристики основных отраслей промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры.
Составление комплексных географических характеристик разных территорий: городов и населенных пунктов; районов; стран и крупных регионов.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии в 10 классе на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать:
- особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
- смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, географическое разделение труда;
уметь:
- применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
- характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
- решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкономической экспертизы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
- понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества.
Данная рабочая программа рассчитана на 1 год (в объеме 102 годовых часов (3 часа в неделю)).
В настоящее время еще не изданы учебники географии для каждого конкретного профиля, поэтому планируется использовать имеющиеся учебники для 10-11 классов, соответствующие Федеральному компоненту государственного стандарта образования по географии (профильный уровень), рекомендованные (допущенные) Министерство образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год.
Основной учебник: География: Экономическая и социальная география мира (профильный уровень): В 2 ч.: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ – М.: Русское слово, 2009
Дополнительная литература:
- Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений/ Максаковский В.П. -М.: Просвещение, 2008.
- Холина В.Н. География (профильный уровень). 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 кн. Кн. 1 – М.:Дрофа, 2009.
Оценочные практические работы:
- На основе статистических данных и карт атласа составить прогноз экономического развития региона на ближайшие 10 лет
- Выявление стран со сходным уровнем социально-экономического развития по методике многопризнако-вой классификации
- На основе графика составить прогноз динамики численности населения в отдельных странах мира
- Оценка обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных стран мира.
- Составить прогноз об обеспеченности некоторыми видами минеральных ресурсов отдельных стран мира.
- Характеристика нефтяной промышленности мира.
- Сравнение промышленных регионов развитой и развивающейся страны.
- Сравнение транспортных систем развитой и развивающейся страны на примере Японии и Аргентины.
3. Учебно-тематический план
4. Литература
- Гладкий Ю.Н. Чистобаев А.И. Регионоведение. М., 2003.
- Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира.- М.: Дрофа, 2007.
- Кузнецов А.П.Экономическая география мира: за страницами учебника. М.: Просвещение, 2000.
- Максаковский В.П. Географическая картина мира. В –х томах. – М.: Дрофа, 2004.
- Холина В.Н. География человеческой деятельности.- СПб.:Спец-Лит. 2004.
5. Сайты в Интернете
- Всемирная география wgeo.ru
- Географическая энциклопедия geoman.ru
- География.ру. Страноведческая литература. geografia.ru
- Все о географии geosite.com.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 8 класс,социально-экономический профиль
Рабочая программа алгебры 8 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа по математике ориентирована на уча...
Рабочая программа по географии 11 класс социально-экономический профиль
Данная рабочая программа составлено на основе авторской программы: География. Профильный уровень. 10-11 кл.: кн. для учителя/ В.Н. Холина. – М.: Дрофа, 2008.Согласно федеральному базисному учеб...
Рабочая программа по географии 10 класс социально-экономический профиль
Проанализировав авторскую программу В.Н. Холиной, примерную программу для среднего (полного) общего образования по географии (профильный уровень), требования к уровню подготовки выпускника, а также пр...
рабочая программа по математике 11 класс физико-математического профиля
рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по праву 10 кл, социально-экономический профиль
Работа по учебно-методическому комплексу Е.А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. Учебник для 10кл.Базовый и углубленный уровни.в 2-х частях, 2-е издание.М., «Русское слово», 2014, П...
Рабочая программа учебной дисциплины общего гуманитарного социально-экономического профиля ОГСЭ.04 Физическая культура по специальности среднего профессионального образования: 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ
Основу программы составляет содержание, соответствующее требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня....
Рабочая программа учебной дисциплины общего гуманитарного социально-экономического профиля ОГСЭ.04 Физическая культура по специальности среднего профессионального образования: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт двигателей систем и агрегатов
Основу программы составляет содержание, соответствующее требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня....