Рабочая программа социально-психологического сопровождения "Профилактика стрессоустойчивости" 7 класс
рабочая программа по психологии (7 класс) на тему
Рабочая программа по психологии для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой по психологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа социально-психологического сопровождения для 7 класса | 505.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по психологии для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой по психологии.
Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.
Обучение психологии общения дает возможность к саморазвитию как непрерывного процесса, в рамках которого ученик приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию. В ходе занятий по программе «Психология общения» обучающиеся смогут раскрыть и развить навыки самоанализа; научиться пониманию чувств и мотивов поведения других людей; овладеть формами конструктивного повседневного и делового общения; обучиться приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике психологии и учебно-методическом пособии, созданном коллективом авторов под руководством И.В. Дубровиной.
Преподавание психологии в 7 классе рассчитано на использование учебника: Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Дубровина И.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология. Психология общения, 6 класс. Учебник / М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007г.
Данный учебник рекомендован редакционно-издательским советом Российской академии образования к использованию в качестве учебного пособия в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год.
Объектом учебной деятельности при изучении «Психология общения» в школе является психологическая реальность.
Предметом учебной деятельности является овладение различными способами действия с психологической реальностью: размышления, анализ, сравнение и обобщение, овладение психологическими понятиями; решение психологических задач; способы изучения, осмысления, изменения, создания, конструирования психологической реальности; генерирование образа этой реальности и своих представлений о ней.
Цели изучения предмета
Цель предмета «Психология»: приобщение обучающихся к психологической культуре, которая является необходимой частью общей культуры.
Цели обучения в 7 классе:
введение обучающихся в новую для них область психологических знаний – психологию общения, отношений, восприятия и понимания людьми друг друга;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса и устойчивого мотива познания себя и окружающего мира, интереса к самому себе, своим возможностям и личностным качествам;
формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений;
применение полученных знаний и умений для развития своей индивидуальности, что связано с пониманием роли индивидуальных различий в восприятии человека, обнаруживающихся в процессе учения, общения, поведения.
Задачи программы:
1. Вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, социально-психологических ситуаций.
2. Создать условия для включения подростков в процесс самопознания, самосовершенствования, самопринятия.
3. Развитие адекватного понимания самого себя; освоить методы релаксации.
4. Развивать адекватную самооценку.
5. Создать условия для развития эмоциональной сферы.
Формы контроля знаний
Дифференцированные карточки - задания, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).
В силу специфики предмета психологии полагается целесообразным применять диагностические методики. Все применяемые в курсе «Психология» психодиагностические методы по целевому назначению можно разделить на три группы: диагностика внутри предмета (как дидактический прием), диагностика усвоения знаний и диагностика развития личности.
Диагностика внутри предмета включается в структуру урока и позволяет быстро проиллюстрировать теоретический материал. Для диагностики внутри предмета наиболее подходят популярные методики, которые достаточно просты в использовании и обработке: опросники, методики незаконченных предложений, анкеты, некоторые рисуночные методики.
Информация, полученная учащимися в ходе таких занятий, способствует развитию у них интереса к интроспективному анализу, формированию рефлексивных компонентов психики, пониманию психологических особенностей отдельных людей и механизмов человеческого поведения; дает возможность почувствовать действительное разнообразие людей. Таким образом, диагностика внутри предмета – это методы психологического исследования, применяемые непосредственно для усвоения знаний.
Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих выявить объем и структуру усвоенных знаний. Здесь могут быть рекомендованы вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения знаний», сочинения на психологическую тему и другие контрольные задания (Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.).
Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может управлять своим поведением. Весьма существенную информацию об эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического развития подростка.
Диагностика развития предполагает использование более сложных методик. В виде итоговой аттестации используются творческие работы, дневники достижений, выступления с докладами, сообщениями.
Содержание курса «Психология общения» в 7 классе
Раздел 1. Как складывается впечатление о другом человеке (7 часов)
Тема № 1. | Введение. |
Тема № 2. | Я и другой человек. Я и другие люди. Что такое общение? |
Тема № 3. | Из чего состоит общение? Общение и отношение между людьми. |
Тема № 4. | Как складывается впечатление о другом человеке? Что такое внешний вид человека? |
Тема № 5. | Лицо человека. О чем говорят жесты. Что можно сказать о походке и осанке? Речь говорит сама за себя. |
Тема № 6. | Одежда и прическа. |
Раздел 2. Отношение к человеку и восприятие (3 часа)
Тема № 1. Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну. |
Тема № 2. Расстояние и восприятие. Время и восприятие. |
Тема № 3. Отношение к человеку и восприятие. Что такое установка. Прошлый опыт и восприятие другого человека. |
Раздел 3. Восприятие человека другими людьми (4 часа)
Тема № 1. Как воспринимают человека дошкольники. Какими видят человека школьники. |
Тема № 2. Восприятие человека взрослыми людьми. |
Тема № 3. Влияние профессии человека на восприятие им других людей. Как люди воспринимают меня самого. |
Раздел 4. Общение между людьми (2 часа)
Тема № 1. Что такое потребность в общении? Психологические особенности человека и общение |
Тема № 2. Навыки, стиль и манера общения. Пространство и время общения. |
Раздел 5. Виды общения (3 часа)
Тема № 1. Слушать и слышать? |
Тема № 2. Непосредственное общение. Особые виды общения. |
Тема № 3. Что значит уметь общаться? |
Раздел 6. Личные и деловые отношения (4 часа)
Тема № 1. Что такое межличностные отношения. Личные и деловые отношения. |
Тема № 2. Как возникает симпатия. Товарищество и дружба. |
Тема № 3. Любовь. |
Раздел 7. Психологические процессы и понимание (4 часа)
Тема № 1. Психологические процессы и понимание. Стереотипы понимания. |
Тема № 2. Экология понимания. Понимание чувств другого человека. |
Тема № 3. Понимание человека детьми и подростками |
Тема № 4. Понимание человека школьниками |
Раздел 8. Влияние профессии на понимание человека детьми и взрослыми (2 часа)
Тема № 1. Понимание человека взрослыми людьми. Влияние профессии на понимание человека детьми и взрослыми.
Раздел 9. Культура и воспитание человека (5 часов)
Тема № 1. Что значит быть воспитанным культурным человеком. |
Тема № 2. Мы - пешеходы. Мы - пассажиры. |
Тема № 3. Мы - зрители. Мы - путешественники. Мы - собеседники |
Тема № 4. Как мы выглядим |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уро ка | Тема | Кол-во часов по теме | Виды контроля | Дата план. | Дата факт. |
Раздел 1. Как складывается впечатление о другом человеке. (7 часов) | |||||
1 | Введение. | 1 | «А» - 05.09. «Б» - 05.09. | ||
2 | Я и другой человек. Я и другие люди. Что такое общение? | 1 | «А» - 12.09. «Б» -12.09. | ||
3 | Из чего состоит общение? Общение и отношение между людьми. | 1 | Тест 1 | «А» - 19.09. «Б» -19.09. | |
4. | Как складывается впечатление о другом человеке? Что такое внешний вид человека? | «А» - 26.09. «Б» - 26.09. | |||
5. | Лицо человека. О чем говорят жесты. Что можно сказать о походке и осанке? Речь говорит сама за себя. | 1 | «А» - 03.10. «Б» - 03.10. | ||
6. | Одежда и прическа. | 1 | Тест 2 | «А» - 10.10. «Б» - 10.10. | |
7. | Обобщающий урок по теме: Как складывается впечатление о другом человеке? | 1 | «А» - 17.10. «Б» - 17.10. | ||
Раздел 2. Отношение к человеку и восприятие (3 часа) | |||||
8. | Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну. | 1 | «А» - 24.10. «Б» - 24.10. | ||
9. | Расстояние и восприятие. Время и восприятие. | 1 | «А» - 31.10. «Б» - 31.10. | ||
10. | Отношение к человеку и восприятие. Что такое установка. Прошлый опыт и восприятие другого человека. | 1 | Тест 3 | «А» - 14.11. «Б» - 14.11. | |
Раздел 3. Восприятие человека другими людьми (4 часа) | |||||
11. | Как воспринимают человека дошкольники. Какими видят человека школьники. | 1 | «А» - 21.11. «Б» - 21.11. | ||
12. | Восприятие человека взрослыми людьми. | 1 | «А» - 28.11. «Б» - 28.11. | ||
13. | Влияние профессии человека на восприятие им других людей. Как люди воспринимают меня самого. | 1 | Тест 4 | «А» - 05.12. «Б» - 05.12. | |
14. | Обобщающий урок по разделам II и III. | 1 | «А» - 12.12. «Б» - 12.12. | ||
Раздел 4. Общение между людьми (2 часа) | |||||
15. | Что такое потребность в общении? Психологические особенности человека и общение | 1 | «А» - 19.12. «Б» - 19.12. | ||
16. | Навыки, стиль и манера общения. Пространство и время общения. | 1 | «А» - 26.12. «Б» - 26.12. | ||
Раздел 5. Виды общения (3 часа) | |||||
17. | Слушать и слышать? | 1 | Тест 5 | «А» - 16.01. «Б» - 16.01. | |
18. | Непосредственное общение. Особые виды общения. | 1 | «А» - 23.01. «Б» - 23.01. | ||
19. | Что значит уметь общаться? | 1 | Тест 6 | «А» - 30.01. «Б» - 30.01. | |
Раздел 6. Личные и деловые отношения (4 часа) | |||||
20. | Что такое межличностные отношения. Личные и деловые отношения. | 1 | «А» - 06.02. «Б» - 06.02. | ||
21. | Как возникает симпатия. Товарищество и дружба. | 1 | «А» - 13.02. «Б» - 13.02. | ||
22. | Любовь. | 1 | Тест 7 | «А» - 20.02. «Б» - 20.02. | |
23. | Обобщающий урок по разделу V и VI. | 1 | «А» - 27.02. «Б» - 27.02. | ||
Раздел 7. Психологические процессы и понимание (4 часа) | |||||
24. | Психологические процессы и понимание. Стереотипы понимания. | 1 | «А» - 05.03. «Б» - 05.03. | ||
25. | Экология понимания. Понимание чувств другого человека. | 1 | Тест 8 | «А» - 12.03. «Б» - 12.03. | |
26. | Понимание человека детьми и подростками | 1 | «А» - 19.03. «Б» - 19.03. | ||
27. | Понимание человека школьниками | 1 | «А» - 26.03. «Б» - 26.03. | ||
Раздел 8. Влияние профессии на понимание человека детьми и взрослыми (2 часа) | |||||
28. | Понимание человека взрослыми людьми. Влияние профессии на понимание человека детьми и взрослыми. | 1 | Тест 9 | «А» - 09.04. «Б» - 09.04. | |
29. | Обобщающий урок по разделам VII и VIII | 1 | «А» - 16.04. «Б» - 16.04. | ||
Раздел 9. Культура и воспитание человека (5 часов) | |||||
30. | Что значит быть воспитанным культурным человеком. | 1 | «А» - 23.04. «Б» - 23.04. | ||
31. | Мы - пешеходы. Мы - пассажиры. | 1 | «А» - 30.04. «Б» - 30.04. | ||
32. | Мы - зрители. Мы - путешественники. Мы - собеседники | 1 | «А» - 07.05. «Б» - 07.05. | ||
33. | Как мы выглядим | 1 | Тест 10 | «А» - 14.05. «Б» - 14.05. | |
34. | Итоговый урок | 1 | «А» - 21.05. «Б» - 21.05. | ||
ИТОГО | 34 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся, изучающие данный курс, должны
- Знать сущность и содержание основных понятий и терминов курса.
- Уметь пользоваться различными мини-технологиями для получения наилучшего результата.
- Освоить способы и приемы управления собой для успешного самоутверждения и самореализации в социуме.
- Практически овладеть навыками эффективного общения и приемами саморегуляции.
- Обрести уверенность в себе.
В результате изучения курса «Психология общения» у обучающихся должны быть сформированы: понятийный аппарат в объеме определенным содержанием учебной программы, знания о развитии познавательных психических процессов, владение приемами мнемотехники, и методами самообразования, понятие о личности на уровне субъективной рефлексии, умение работать с экспресс методиками, определяющими психологическое состояние личности, представления о своих личностных характеристиках, способность применять приемы эффективного общения.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник «Психология общения» и учебное пособие «Психология» под редакцией И.В.Дубровиной, МПСИ НПО, Модэк, 2001
Дополнительная литература:
Учебные пособия: Психология, Немов; Психология А.А.Реан, Ю.Б.Гатанов, А.А.Баранов, С-П, 2000
- Белановская, О.В. Психология личности: Учебное пособие / О.В.Белановская; науч. ред. Ю.Н.Карандашев, Т.В.Сенько. – Мн.: БГПУ им. М.Танка. 2001.-226с.
- Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н.Васильев. – СПб.: Речь, 2002. – 174с.
- Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие / И.В.Вачков. – М.: «Ось-89», 2002. – 224с.
- Джонсон, Д.У. Тренинг общения и развития / Д.У.Джонсон. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. – 248с.
- Дерманова, И.Б. Психологический практикум. Межличностные отношения: методические рекомендации / И.Б.Дерманова, Е.В.Сидоренко. – СПб.: Издательство «Речь», 2001.40с.
- Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.И.Еникеев. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 2000.-624с.
- Как определить и развить способности ребенка. СПб.: «РЕСПЕКС», 1996., 432с.
- Колбик, Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе / Е.Г.Колбик. – М.: Генезис, 2003, -122 с.).
- Колмогорова, Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: практ. пособие для шк. психологов / Л.С.Колмогорова. – Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 360с.
- Коломинский, Я.Л. Человек: психология; кн. для учащихся ст. классов / Я.Л.Коломинский. – 2-е изд., доп. – М: Просвещение, 1986. – 223с.
- Крейз, Р. Релаксация / Р.Крейз. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 256с.
- Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / А.Г.Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.
- Микляева, А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии (7 класс) / А.В.Микляева. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 110 с.
- Микляева, А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс) / А.В.Микляева. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 119 с.
- Микляева, А.В. Я – подросток. Я среди людей.. Программа уроков психологии (9 класс) / А.В.Микляева. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 118 с.
- Немов, Р.С. Практическая психология / Р.С.Немов: – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,1999. – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Социально-психологическая реабилитация дезадаптированных детей средствами художественно-речевого творчества»
Безнадзорные и беспризорные дети характеризуются широким спектром отклонений в поведении. Лишение детей родительской любви и заботы порождает множественные психологические проблемы в их ра...
"Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе основ человеческого общежития, в первооснове мироздания любовь родительская к детям, забота старших о младших. И все...
Программа социально-психологического тренинга для учащихся 5-х классов в период адаптации к среднему звену школы «Тайны островов внутренних сил»
Авторы-составители: Гилёва Татьяна Александровна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5»Шихова Татьяна Юрьевна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5» Программа предназначена для ра...
Программа социально-психологической службы по профилактике асоциального поведения подростков "Спектр"
Преступность несовершеннолетних и молодёжи во всём мире является одной из самых актуальных социальных проблем. В нашей стране за последние годы преступность несовершеннолетних также сущест...
Статья - Комплексная программа социально-психологического сопровождения детей и подростков с расстройством аутистического спектра в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Коррекционная психолого-педагогическая помощь аутичным детям...
Программа социально-психологического тренинга для социально и педагогически запущенных подростков "Учимся общаться"
Программа социально-психологического тренинга "Учимся общаться" предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социал...
Программа социально-психологической помощи в самоопределении для обучающихся 9-х классов на тему «Курс по выбору»
Современная социально-экономическая ситуация делает процесс профессионального самоопределения молодежи все более сложным. Учащиеся должны найти оптимальное соотношение между собственными интересами и ...