Рабочая программа социально-психологического сопровождения "Профилактика стрессоустойчивости" 7 класс
рабочая программа по психологии (7 класс) на тему

Рабочая программа по психологии для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой по психологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Елена\Pictures\img002.jpg

                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по психологии для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой по психологии.

Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.

Обучение психологии общения дает возможность к саморазвитию как непрерывного процесса, в рамках которого ученик приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию. В ходе занятий по программе «Психология общения» обучающиеся смогут раскрыть и развить навыки самоанализа; научиться пониманию чувств и мотивов поведения других людей; овладеть формами конструктивного повседневного и делового общения; обучиться приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях.

Программа  рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике психологии и учебно-методическом пособии, созданном коллективом авторов под руководством И.В. Дубровиной.

Преподавание психологии в 7 классе рассчитано на использование учебника: Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Дубровина И.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология. Психология общения, 6 класс. Учебник / М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007г.

Данный учебник рекомендован редакционно-издательским советом Российской академии образования к использованию в качестве учебного пособия в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год.

Объектом учебной деятельности при изучении «Психология общения» в школе является психологическая реальность.

Предметом учебной деятельности является овладение различными способами действия с психологической реальностью: размышления, анализ, сравнение и обобщение, овладение психологическими понятиями; решение психологических задач; способы изучения, осмысления, изменения, создания, конструирования психологической реальности; генерирование образа этой реальности и своих представлений о ней.

                            Цели изучения предмета

Цель предмета «Психология»: приобщение обучающихся к психологической культуре, которая является необходимой частью общей культуры.

Цели обучения в 7 классе:

введение обучающихся в новую для них область психологических знаний – психологию общения, отношений, восприятия и понимания людьми друг друга;

овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса и устойчивого мотива познания себя и окружающего мира, интереса к самому себе, своим возможностям и личностным качествам;

формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений;

применение полученных знаний и умений для развития своей индивидуальности, что связано с пониманием роли индивидуальных различий в восприятии человека, обнаруживающихся в процессе учения, общения, поведения.

Задачи программы:

1. Вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, социально-психологических ситуаций.

2. Создать условия для включения подростков в процесс самопознания, самосовершенствования, самопринятия.

3. Развитие адекватного понимания самого себя; освоить методы релаксации.

4. Развивать адекватную самооценку.

5. Создать условия для развития эмоциональной сферы.

Формы контроля знаний

Дифференцированные карточки - задания,  самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим  и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).  

В силу специфики предмета психологии полагается целесообразным применять диагностические методики. Все применяемые в курсе «Психология» психодиагностические методы по целевому назначению можно разделить на три группы: диагностика внутри предмета (как дидактический прием), диагностика усвоения знаний и диагностика развития личности.

Диагностика внутри предмета включается в структуру урока и позволяет быстро проиллюстрировать теоретический материал. Для диагностики внутри предмета наиболее подходят популярные методики, которые достаточно просты в использовании и обработке: опросники, методики незаконченных предложений, анкеты, некоторые рисуночные методики.

Информация, полученная учащимися в ходе таких занятий, способствует развитию у них интереса к интроспективному анализу, формированию рефлексивных компонентов психики, пониманию психологических особенностей отдельных людей и механизмов человеческого поведения; дает возможность почувствовать действительное разнообразие людей. Таким образом, диагностика внутри предмета – это методы психологического исследования, применяемые непосредственно для усвоения знаний.

Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих выявить объем и структуру усвоенных знаний. Здесь могут быть рекомендованы вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения знаний», сочинения на психологическую тему и другие контрольные задания (Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.).

Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может управлять своим поведением. Весьма существенную информацию об эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического развития подростка.

Диагностика развития предполагает использование более сложных методик. В виде итоговой аттестации используются творческие работы, дневники достижений, выступления с докладами, сообщениями.

Содержание курса «Психология общения» в 7 классе

Раздел 1. Как складывается впечатление о другом человеке (7 часов)

Тема № 1.

Введение.

Тема № 2.

Я и другой человек. Я и другие люди. Что такое общение?

Тема № 3.

Из чего состоит общение? Общение и отношение между людьми.

Тема № 4.

Как складывается впечатление о другом человеке? Что такое внешний вид человека?

Тема № 5.

Лицо человека. О чем говорят жесты. Что можно сказать о походке и осанке? Речь говорит сама за себя.

Тема № 6.

Одежда и прическа.

          Раздел 2. Отношение к человеку и восприятие (3 часа)

Тема № 1. Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну.

Тема № 2. Расстояние и восприятие. Время и восприятие.

Тема № 3. Отношение к человеку и восприятие. Что такое установка. Прошлый опыт и восприятие другого человека.

      Раздел 3. Восприятие человека другими людьми (4 часа)

Тема № 1. Как воспринимают человека дошкольники. Какими видят человека школьники.

Тема № 2. Восприятие человека взрослыми людьми.

Тема № 3. Влияние профессии человека на восприятие им других людей. Как люди воспринимают меня самого.

    Раздел 4. Общение между людьми (2 часа)

Тема № 1. Что такое потребность в общении? Психологические особенности человека и общение

Тема № 2. Навыки, стиль и манера общения. Пространство и время общения.

    Раздел 5. Виды общения (3 часа)

Тема № 1. Слушать и слышать?

Тема № 2. Непосредственное общение. Особые виды общения.

Тема № 3. Что значит уметь общаться?

       Раздел 6. Личные и деловые отношения (4 часа)

Тема № 1. Что такое межличностные отношения. Личные и деловые отношения.

Тема № 2. Как возникает симпатия. Товарищество и дружба.

Тема № 3. Любовь.

      Раздел 7. Психологические процессы и понимание (4 часа)

Тема № 1. Психологические процессы и понимание. Стереотипы понимания.

Тема № 2. Экология понимания. Понимание чувств другого человека.

Тема № 3. Понимание человека детьми и подростками

Тема № 4. Понимание человека школьниками

      Раздел 8. Влияние профессии на понимание человека детьми и взрослыми (2 часа)

Тема № 1. Понимание человека взрослыми людьми. Влияние профессии на понимание человека детьми и взрослыми.

      Раздел 9. Культура и воспитание человека (5 часов)

Тема № 1. Что значит быть воспитанным культурным человеком.

Тема № 2. Мы - пешеходы. Мы - пассажиры.

Тема № 3. Мы - зрители. Мы - путешественники. Мы - собеседники

Тема № 4. Как мы выглядим

                     

                           КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ уро

ка

Тема

Кол-во часов по теме

Виды контроля

Дата план.

Дата  факт.

          Раздел 1. Как складывается впечатление о другом человеке. (7 часов)

1

Введение.

1

«А» - 05.09.

«Б» - 05.09.

2

Я и другой человек. Я и другие люди. Что такое общение?

1

«А» - 12.09.

«Б» -12.09.

3

Из чего состоит общение? Общение и отношение между людьми.

1

Тест 1

«А» - 19.09.

«Б» -19.09.

4.

Как складывается впечатление о другом человеке? Что такое внешний вид человека?

«А» - 26.09.

«Б» - 26.09.

5.

Лицо человека. О чем говорят жесты. Что можно сказать о походке и осанке? Речь говорит сама за себя.

1

«А» - 03.10.

«Б» - 03.10.

6.

Одежда и прическа.

1

Тест 2

«А» - 10.10.

«Б» - 10.10.

7.

Обобщающий урок по теме: Как складывается впечатление о другом человеке?

1

«А» - 17.10.

«Б» - 17.10.

Раздел 2. Отношение к человеку и восприятие (3 часа)

8.

Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну.

1

«А» - 24.10.

«Б» - 24.10.

9.

Расстояние и восприятие. Время и восприятие.

1

«А» - 31.10.

«Б» - 31.10.

10.

Отношение к человеку и восприятие. Что такое установка. Прошлый опыт и восприятие другого человека.

1

Тест 3

«А» - 14.11.

«Б» - 14.11.

Раздел 3. Восприятие человека другими людьми (4 часа)

11.

Как воспринимают человека дошкольники. Какими видят человека школьники.

1

«А» - 21.11.

«Б» - 21.11.

12.

Восприятие человека взрослыми людьми.

1

«А» - 28.11.

«Б» - 28.11.

13.

Влияние профессии человека на восприятие им других людей. Как люди воспринимают меня самого.

1

Тест 4

«А» - 05.12.

«Б» - 05.12.

14.

Обобщающий урок по разделам II и III.

1

«А» - 12.12.

«Б» - 12.12.

Раздел 4. Общение между людьми (2 часа)

15.

Что такое потребность в общении? Психологические особенности человека и общение

1

«А» - 19.12.

«Б» - 19.12.

16.

Навыки, стиль и манера общения. Пространство и время общения.

1

«А» - 26.12.

«Б» - 26.12.

Раздел 5. Виды общения (3 часа)

17.

Слушать и слышать?

1

Тест 5

«А» - 16.01.

«Б» - 16.01.

18.

Непосредственное общение. Особые виды общения.

1

«А» - 23.01.

«Б» - 23.01.

19.

Что значит уметь общаться?

1

Тест 6

«А» - 30.01.

«Б» - 30.01.

Раздел 6. Личные и деловые отношения (4 часа)

20.

Что такое межличностные отношения. Личные и деловые отношения.

1

«А» - 06.02.

«Б» - 06.02.

21.

Как возникает симпатия. Товарищество и дружба.

1

«А» - 13.02.

«Б» - 13.02.

22.

Любовь.

1

Тест 7

«А» - 20.02.

«Б» - 20.02.

23.

Обобщающий урок по разделу V и VI.

1

«А» - 27.02.

«Б» - 27.02.

Раздел 7. Психологические процессы и понимание (4 часа)

24.

Психологические процессы и понимание. Стереотипы понимания.

1

«А» - 05.03.

«Б» - 05.03.

25.

Экология понимания. Понимание чувств другого человека.

1

Тест 8

«А» - 12.03.

«Б» - 12.03.

26.

Понимание человека детьми и подростками

1

«А» - 19.03.

«Б» - 19.03.

27.

Понимание человека школьниками

1

«А» - 26.03.

«Б» - 26.03.

Раздел 8. Влияние профессии на понимание человека детьми и взрослыми (2 часа)

28.

Понимание человека взрослыми людьми. Влияние профессии на понимание человека детьми и взрослыми.

1

Тест 9

«А» - 09.04.

«Б» - 09.04.

29.

Обобщающий урок по разделам VII и VIII

1

«А» - 16.04.

«Б» - 16.04.

Раздел 9. Культура и воспитание человека (5 часов)

30.

Что значит быть воспитанным культурным человеком.

1

«А» - 23.04.

«Б» - 23.04.

31.

Мы - пешеходы. Мы - пассажиры.

1

«А» - 30.04.

«Б» - 30.04.

32.

Мы - зрители. Мы - путешественники. Мы - собеседники

1

«А» - 07.05.

«Б» - 07.05.

33.

Как мы выглядим

1

Тест

10

«А» - 14.05.

«Б» - 14.05.

34.

Итоговый урок

1

«А» - 21.05.

«Б» - 21.05.

ИТОГО

34

 

Требования к уровню подготовки обучающихся:

                   Учащиеся, изучающие данный курс, должны

  1. Знать сущность и содержание основных понятий и терминов курса.
  2. Уметь пользоваться различными мини-технологиями для получения наилучшего результата.
  3. Освоить способы и приемы управления собой для успешного самоутверждения и самореализации в социуме.
  4. Практически овладеть навыками эффективного общения и приемами саморегуляции.
  5. Обрести уверенность в себе.

В результате изучения курса «Психология общения» у обучающихся должны быть сформированы: понятийный аппарат в объеме определенным содержанием учебной программы, знания о развитии познавательных психических процессов, владение приемами мнемотехники, и методами самообразования, понятие о личности на уровне субъективной рефлексии, умение работать с экспресс методиками, определяющими психологическое состояние личности, представления о своих личностных характеристиках, способность применять приемы эффективного общения.

Учебно-методическое обеспечение:


Учебник «Психология общения» и учебное пособие «Психология»  под редакцией И.В.Дубровиной, МПСИ НПО, Модэк, 2001

Дополнительная литература:

  Учебные пособия:   Психология, Немов; Психология А.А.Реан, Ю.Б.Гатанов, А.А.Баранов, С-П, 2000 

  • Белановская, О.В. Психология личности: Учебное пособие / О.В.Белановская; науч. ред. Ю.Н.Карандашев, Т.В.Сенько. – Мн.: БГПУ им. М.Танка. 2001.-226с.
  • Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н.Васильев. – СПб.: Речь, 2002. – 174с.
  • Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие / И.В.Вачков. – М.: «Ось-89», 2002. – 224с.
  • Джонсон, Д.У. Тренинг общения и развития / Д.У.Джонсон. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. – 248с.
  • Дерманова, И.Б. Психологический практикум. Межличностные отношения: методические рекомендации / И.Б.Дерманова, Е.В.Сидоренко. – СПб.: Издательство «Речь», 2001.40с.
  • Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.И.Еникеев. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 2000.-624с.
  • Как определить и развить способности ребенка. СПб.: «РЕСПЕКС», 1996., 432с.
  • Колбик, Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе / Е.Г.Колбик. – М.: Генезис, 2003, -122 с.).
  • Колмогорова, Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: практ. пособие для шк. психологов / Л.С.Колмогорова. – Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 360с.
  • Коломинский, Я.Л. Человек: психология; кн. для учащихся ст. классов / Я.Л.Коломинский. – 2-е изд., доп. – М: Просвещение, 1986. – 223с.
  • Крейз, Р. Релаксация / Р.Крейз. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 256с.
  • Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / А.Г.Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.
  • Микляева, А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии (7 класс) / А.В.Микляева. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 110 с.
  • Микляева, А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс) / А.В.Микляева. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 119 с.
  • Микляева, А.В. Я – подросток. Я среди людей.. Программа уроков психологии (9 класс) / А.В.Микляева. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 118 с.
  • Немов, Р.С. Практическая психология / Р.С.Немов: – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,1999. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Социально-психологическая реабилитация дезадаптированных детей средствами художественно-речевого творчества»

Безнадзорные и беспризорные дети характеризуются широким спектром отклонений в поведении. Лишение детей родительской  любви и заботы порождает множественные психологические проблемы в их ра...

"Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе   основ человеческого общежития, в первооснове мироздания любовь родительская к детям, забота старших о младших. И все...

Программа социально-психологического тренинга для учащихся 5-х классов в период адаптации к среднему звену школы «Тайны островов внутренних сил»

Авторы-составители: Гилёва Татьяна Александровна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5»Шихова Татьяна Юрьевна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5» Программа предназначена для ра...

Программа социально-психологической службы по профилактике асоциального поведения подростков "Спектр"

Преступность несовершеннолетних и молодёжи во всём мире является одной из самых актуальных социальных проблем. В нашей стране за последние годы преступность несовершеннолетних также сущест...

Программа социально-психологического тренинга для социально и педагогически запущенных подростков "Учимся общаться"

Программа  социально-психологического тренинга  "Учимся общаться" предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социал...

Программа социально-психологической помощи в самоопределении для обучающихся 9-х классов на тему «Курс по выбору»

Современная социально-экономическая ситуация делает процесс профессионального самоопределения молодежи все более сложным. Учащиеся должны найти оптимальное соотношение между собственными интересами и ...