Дифференциация согласных Ш – Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
план-конспект
Предварительный просмотр:
План подгруппового занятия в 3 классе VII вида.
Системное недоразвитие речи.
Тема: Дифференциация согласных Ш – Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Цель: научить различать согласные Ш – Ж в устной и письменной речи.
Задачи:
Воспитательная: Воспитание любви к книгам.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Развитие общей координации.
3. Развитие тонкой моторики пальцев рук.
4. Развитие внимания, памяти, логического мышления.
5. Уточнение и расширение словарного запаса.
Образовательная: Обучение умению дифференцировать звуки Ш – Ж и соответствующие им буквы, применению орфограмм.
Оборудование: профили, зеркала, слоговая таблица, карточки со словами, предметные картинки, презентация.
I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята!К нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, садитесь. А еще с ними пришли гномики Шуша и Жужа, которым Дед Мороз поручил нарядить ёлку. Они просят нас о помощи. Мы с вами будем выполнять приготовленные ими задания и украшать ёлку.
II. Постановка учебной задачи.
Назовите первый звук в слове Шуша. Ш.
Назовите первый звук в слове Жужа. Ж.
Догадались, какие звуки мы будем учиться различать на занятии?
Конечно, мы будем учиться различать звуки Ш – Ж.
III. Усвоение новых знаний и умений. Давайте рассмотрим положение органов артикуляции при произнесении звука Ш?
- Губы выдвинуты вперед и округлены.
- Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Форма языка напоминает чашечку.
- Голосовые связки не работают.
А теперь рассмотрим положение органов артикуляции при произнесении звука Ж?
- Губы выдвинуты вперед и округлены.
- Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Форма языка напоминает чашечку.
- Голосовые связки работают.
К какому выводу мы пришли?
В чем сходство этих звуков? Оба согласные, всегда твёрдые.
В чем различие? Ш – глухой, Ж – звонкий.
Какой буквой обозначается на письме звук Ш? Ша.
Какой буквой обозначается на письме звук Ж? Жэ.
Так значит, чем мы будем заниматься?
Конечно, мы будем учиться различать звуки Ш – Ж и соответствующие им буквы.
И сразу давайте вспомним, чем звук отличается от буквы?
Звук – мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.
Хорошо, мы справились с заданием и можем повесить первый шар на ёлку.
IV. Составление слогов. А гномики уже спрашивают: что можно составить из букв? Слоги.
Давайте составим слоги и прочитаем их. Читай, …. Будь внимателен, следи за направлением стрелок. Аш, ош, уш, ши, ше.
Теперь читай, ….. Будь внимателен, следи за направлением стрелок.
Жа, ож, жу, жи, еж.
А кто заметил, какое правило встретилось?
В сочетании Ши-Жи букву И всегда пиши!
Правильно! Что мы сейчас делали?
Мы составляли и читали слоги со звуками Ш-Ж.
Хорошо, мы справились с этим заданием и можем повесить ещё один шар на ёлку.
V. Развитие логического мышления. Со следующим заданием мы справимся, если отгадаем загадки от Шуши и Жужи.
Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета
Кто, скажи, девчушка эта? Золушка.
Он — не мягкая игрушка,
А из сказочки зверушка.
В зоопарке он служил
И у крокодила жил.
Мех на нём-то, как рубашка.
Имя зверя — … Чебурашка.
Прогнала мачеха из дома,
Нашла приют у семи гномов. Белоснежка.
Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло вокруг, как днем. Жар птица.
Я старушка хоть куда:
И умна, и молода!
Со мною всюду крыска
По имени Лариска. Шапокляк.
Что вы сейчас делали? Отгадывали загадки.
Что за отгадки? Названия сказочных персонажей.
Молодцы, мы отгадали загадки и можем повесить ещё один шар на ёлку.
VI. Составление словосочетаний. Чтобы выполнить следующее задание гномиков, надо подобрать признак к предмету.
скромная Золушка
прекрасная Белоснежка
пушистый Чебурашка
огненная Жар-птица
шустрая Шапокляк
Читаем. Что мы с вами сделали?
Мы подобрали признак к предмету.
Что у нас получилось?
Словосочетания.
Докажите, что мы составили словосочетания.
Есть главное и зависимое слово, можно поставить вопрос от главного слова к зависимому.
Молодцы, мы составили словосочетания и повесили ещё один шар на ёлку.
Пора бы нам размяться!
Физминутка.
На дворе у нас мороз
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем
И к себе приходим в дом.
VII. Практическое использование полученных знаний.
А Шуша и Жужа тем временем приготовили следующие задания. Надо составить предложения различными способами.
- Закончите предложение подходящим по смыслу словосочетанием.
Фея помогла отправиться на бал … скромной Золушке.
Проверяем. Читай, … .
- А теперь надо составить предложение из слов.
Замечательные гномы спасли прекрасную Белоснежку.
Проверяем. Читай, … .
- Составьте предложение, собрав все пёрышки Жар-птицы.
Взмахнула крыльями огненная Жар-птица.
Проверяем. Читай, … .
- Составьте предложение, которое написано на падающих апельсинах. Пушистый Чебурашка любит апельсины.
Проверяем. Читай, … .
- Если мы составим предложение по стрелкам, то узнаем, чем занимается Шапокляк.
Шустрая Шапокляк поёт песни.
Проверяем. Читай, … .
Ребята, что мы сейчас делали?
Составляли предложения.
Докажите, что мы составили предложения.
Несколько слов связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль.
Хорошо. Мы составили предложения и повесили очередное украшение на ёлку.
VIII. Закрепление полученных знаний. Работа в тетрадях.
Теперь открыли тетради, записали сегодняшнее число – 20 декабря.
Какая орфограмма встретилась при написании числа?
Непроизносимый согласный.
Давайте запишем второе и четвёртое предложения.
П.Г. Но перед тем, как записать их в тетрадь, давайте разомнем пальчики.
Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем – ка немножко (Разжать кулачки, хлопать в ладони.)
Да похлопаем в ладошки. (Хлопать в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, (Прижать ладони друг к другу, тереть)
Сильно надо растереть. (ладонь о ладонь.)
Пальчики мы согреваем, (Греем руки круговыми движениями)
Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки.)
….., запиши второе предложение на доске.
Как оформляем предложение на письме?
Какие орфограммы встретились в предложении?
…..., запиши четвёртое предложение на доске.
Какие орфограммы встретились в предложении?
Что мы сейчас делали?
С кем мы сегодня встретились?
Воспитательный момент. Ребята, мы встретились со сказочными персонажами. А как вы думаете, откуда они попали к нам? Из книжек.
Как надо относится к книгам? Чему они нас учат? Добру.
Рефлексия. В различении каких звуков и букв мы упражнялись на занятии? Что общего у звуков Ш и Ж? Чем они отличаются? А что еще мы развивали? Конечно, мы развивали речь, внимание, память, словарный запас. У нас всё получилось? Конечно, вы все молодцы! Сказочные герои говорят вам спасибо за помощь, и они оставили вам пожелание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия «Произношение»1 класс Тема: Правильное произношение и дифференциация звуков [Д-Т] в слогах, словах и предложениях.
На данном занятии учитель-логопед учит различать звуки [Д-Т] в слогах, словах и предложениях, подбирать картинки на данные звуки, проводить звуковой анализ и синтез....
«Дифференциация согласных [Д-Т] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях».
Конспект группового логопедического занятия в 4 классе...
Дифференциация звуков Ж-Ш в слогах, словах и предложениях
Занятие построено в игровой форме. Гном Речевик из страны Правильной речи пришел в гости к ребятам и принес много интересных заданий. К занятию подготовлена презентация.Все части занятия логичес...
«Коррекция оптической дисграфии. Дифференциация строчных букв п - т в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.»
Материал, представленный на семинаре....
Дифференциация согласных Ч – Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Конспект подгруппового занятия....
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 2 класса с ЗПР Дифференциация гласных А-Я в слогах,словах и предложениях устно и на письме.
Конспект + Приложения...
Дифференциация П-Т в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Цель: Развитие навыка дифференциации сходных по начертанию звуков и букв п-т.Задачи:Коррекционно-образовательные:-формировать умения дифференцировать буквы п – т на уровне слога, сло...