Дифференциация звуков Ж-Ш в слогах, словах и предложениях
презентация к уроку на тему
Занятие построено в игровой форме. Гном Речевик из страны Правильной речи пришел в гости к ребятам и принес много интересных заданий. К занятию подготовлена презентация.Все части занятия логически взаимосвязаны, задания подобраны по принципу: от простого к сложному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sh-zh.rar | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования республики Башкортостан
ГБОУ Табынская специальная ( коррекционная) школа — интернат VIII вида
Дифференциация Ж — Ш
в словах и предложениях
Провела:
учитель — логопед
Вахитова Г.А.
с. Табынское 2013
Дифференциация звуков Ж -Ш
Цели:
образовательные
- различение звуков Ж -Ш на слух, в произношении и на письме;
-закрепление артикуляционных укладов звуков Ж -Ш;
-дифференциация звуков по звонкости — глухости;
-дифференциация существительных единственного и множественного числа; упражнения в согласовании существительных с глаголами:
- работа по дополнению предложений словами — паронимами:
развивающие
- -развитие процессов памяти, внимания, мышления;
- -развитие мелкой моторики, согласования движений и речи;
- -развитие фонематических процессов.
Воспитательные
- -воспитание желания правильно и красиво говорить;
- -создание ситуации успеха.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, разрезные картинки, тетради, смайлики для оценки настроения.
Содержание занятия:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята и гости! Сегодня 19 марта, урок логопедии.
Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. Сегодня здесь с нами гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им тоже. Они добры и приветливы, а мы спокойны и сосредоточены. Всем хорошего настроения!
Давайте начнём наше занятие.
II. Основная часть.
1. Посмотрите на парту. У каждого из Вас на парте лежит конверт, в нем разрезная картинка, которую Вам необходимо собрать. (Дифференцированное задание, индивидуально для каждого).
Ученики собирают разрезную картинку.
Логопед: Кого вы видите на картинке?
Ученики: Гнома.
Логопед: Верно. Это гном, но не простой гном, а гном Речевичок, который живет в стране правильной речи. Он сегодня пришел к нам на занятие и принёс много интересных заданий (слайд №1).
2. Речевичок просит Вас сделать артикуляционную гимнастику. «Широкий язык — узкий язык», « Грибок», «Вкусное варенье».
Какие упражнения выполняли? ( для языка).
Следующие упражнения для губ.
Улыбочка — трубочка, оскал, спрятали губки.
Какие упражнения выполняли? (для губ).
Упражнения для развития дыхания.
«Свеча», «Сдуем пушинку с руки», « В зимнем лесу».
Мы подули высоко,
Мы подули низко,
Мы подули далеко,
Мы подули близко.
Какие упражнения выполняли? (для развития дыхания).
- Работа по картинкам (слайд №2).
Жилет, жакет, джемпер, шорты, шуба, шарф. Как их назвать одним словом? ( одежда).
- Какой звук повторяется в словах: жилет, жакет, джемпер. Какой звук повторялся в названиях одежды первого ряда? (Ж).
Какой звук повторяется в словах:шорты, шуба, шарф? (Ш).
- Сообщение темы занятия (слайд №3).
- Уточнение и сравнение артикуляций звуков Ж -Ш.
а). Произнесите звук Ж, глядя в зеркало. В каком положении губы, язык? Как проходит воздух?
- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука Ж? ( дрожит). ( слайд 4).
б). Произнесите звук Ш, глядя в зеркало. В каком положении губы, язык? Как проходит воздух?
- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука Ш ? (не дрожит). ( слайд 5).
Вывод : Звук Ж произносится с голосом, он звонкий. Звук Ш произносится без голоса, он глухой.
7.Характеристики звуков ( сходства и различия)( слайд № 6).
8. Дифференциация звуков Ж и Ш в слогах.
Логопед: Наш Речевичок просит вас повторить слоги:
ЖА — ЖА — ША ЖУ-ШУ-ШУ
АША — АША -АЖА ЖИ — ШИ — ЖИ — ШИ
ЖО- ЖО -ШО УЖУ— УШУ -УЖУ — УШУ
9.Соотнесение с буквой( слайд №7).
А как на письме обозначим звук Ж? ( буквой Ж, ж).
Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.
Это печатная буква. А вот прописная (плакатики с печатной и прописной буквами Г).
Письмо пальцем на парте Ж:
- прописной заглавной;
- прописной строчной.
А как на письме обозначим звук Ш?( буквой Ш,ш).
Письмо пальцем на парте Ш:
- прописной заглавной;
- прописной строчной.
- Чтение слогов ( слайд № 8).
Физкультминутка «Дни недели».
11.Игра «Закончи слово». Нужно закончить слова, добавив слоги ШОК или ЖОК.( слайд № 9)
12.Дифференциация в словах( слайды 10, 11).
Логопед: Ребята! Речевичок просит вас посмотреть на картинки, назвать их, определить буквы занятия.
Какая картинка лишняя? Почему?( слайд № 10).
Такое же задание по слайду № 11.
13. Игра « Много—один »( с перекидыванием мяча, слайд № 12).
14. Составление словосочетаний( слайд № 13).
15.Работа по дополнению предложения словами- паронимами( слайд №14).Устно.
Логопед: Ребята! Речевичок принёс вам ещё одно интересное задание: нужно прочитать предложение и дополнить его подходящим по смыслу словом из правого столбика. Вам помогут картинки.
16. Пальчиковая гимнастика: выполнять одновременно двумя руками с проговариванием слов (слайд № 15).
Здравствуй , солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнечный денёк!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
17.Дифференциация звуков Ж и Ш на письме(слайд № 16).
Логопед: Откройте тетради , запишите число, тему урока.
Запишите предложения, буквы занятия подчеркните: Ш — одной чертой, а Ж — двумя чертами.
III. Итог урока. Рефлексия.
- оценивание работы учащихся на уроке;
- вывод: какие звуки различали?
- Характеристика звуков: чем похожи, чем отличаются?( слайд № 17).
- оценивание учащимися своего настроения с помощью смайликов.
- задание на подготовку: раскрасить рисунки и прочитать чистоговорки на звуки Ж - Ш.
Гном Речевик прощается с вами и говорит «Спасибо, до новых встреч!»( Слайд №18).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект подгруппового занятия по теме "Дифференциация звуков "с", "ш" в слогах, словах.
Цель данного занятия научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи....
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах" у старших дошкольников
Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах путем совершенствования фонематических процессов, развития языкового анализа и синтеза, способнос...
Конспект фронтального занятия «Произношение»1 класс Тема: Правильное произношение и дифференциация звуков [Д-Т] в слогах, словах и предложениях.
На данном занятии учитель-логопед учит различать звуки [Д-Т] в слогах, словах и предложениях, подбирать картинки на данные звуки, проводить звуковой анализ и синтез....
Индивидуальное логопедическое занятие по теме: «Дифференциации звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях.»
Конспект логопедического занятия....
Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»
Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях....
«Дифференциация звуков [ж]-[ш] в слогах, словах»
За последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих нарушения в развитии. Резко изменился и состав учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательн...
Логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков [C] – [Ц] в слогах, словах, предложениях"
Занятие проводится в 3 классе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в форме групповой работы в соответствии календарно-тематическим планированием логопедических занятий по учебному плану. Основ...