Дифференциация звуков Ж-Ш в слогах, словах и предложениях
презентация к уроку на тему

Вахитова Гульшат Акрамовна

Занятие построено в игровой форме. Гном Речевик из страны Правильной речи пришел в гости к ребятам и принес много интересных заданий. К занятию подготовлена  презентация.Все части занятия логически взаимосвязаны, задания подобраны по принципу: от простого к сложному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sh-zh.rar2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования республики Башкортостан

ГБОУ Табынская специальная ( коррекционная) школа — интернат VIII вида

Дифференциация Ж — Ш

 в словах и предложениях

Провела:

учитель — логопед

Вахитова Г.А.

с. Табынское 2013

Дифференциация звуков Ж -Ш

 Цели:

образовательные

 - различение звуков Ж -Ш  на слух, в произношении и на письме;

-закрепление артикуляционных укладов звуков Ж -Ш;

-дифференциация звуков по звонкости — глухости;

-дифференциация существительных единственного и множественного числа; упражнения в согласовании существительных с глаголами:

-  работа по дополнению предложений словами — паронимами:

развивающие

  1. -развитие  процессов памяти, внимания, мышления;
  2. -развитие мелкой моторики, согласования движений и речи;
  3. -развитие фонематических процессов.

 Воспитательные

  1. -воспитание желания правильно и красиво говорить;
  2. -создание ситуации успеха.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, разрезные картинки, тетради, смайлики для оценки настроения.

Содержание занятия:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята и гости! Сегодня 19 марта, урок логопедии.

Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. Сегодня здесь с нами гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им тоже. Они добры и приветливы, а мы спокойны и сосредоточены. Всем хорошего настроения!

Давайте начнём наше занятие.

II. Основная часть.

1. Посмотрите на парту. У каждого из Вас на парте лежит конверт, в нем разрезная картинка, которую Вам необходимо собрать. (Дифференцированное задание, индивидуально для каждого).

 Ученики собирают разрезную картинку.

Логопед: Кого вы видите на картинке?

 Ученики: Гнома.

Логопед: Верно. Это гном, но не простой гном, а  гном Речевичок, который живет в стране правильной речи. Он сегодня пришел к нам на занятие и принёс много интересных заданий (слайд №1).

2. Речевичок просит Вас сделать артикуляционную гимнастику. «Широкий язык — узкий язык», « Грибок», «Вкусное варенье».

Какие упражнения выполняли? ( для языка).

Следующие упражнения для губ.

Улыбочка — трубочка, оскал, спрятали губки.

Какие упражнения выполняли? (для губ).

Упражнения для развития дыхания.

«Свеча», «Сдуем пушинку с руки»,  « В зимнем лесу».

                   Мы подули высоко,

                                                              Мы подули низко,

                                                              Мы подули далеко,

                                                              Мы подули близко.

Какие упражнения выполняли? (для развития дыхания).

  1. Работа по картинкам (слайд №2).

Жилет, жакет, джемпер, шорты, шуба, шарф. Как их назвать одним словом? ( одежда).

  1. Какой звук повторяется  в словах: жилет, жакет, джемпер. Какой звук повторялся в названиях одежды первого ряда? (Ж).

Какой звук повторяется  в словах:шорты, шуба, шарф? (Ш).

  1. Сообщение темы занятия (слайд №3).
  2. Уточнение и сравнение артикуляций звуков Ж -Ш.

а). Произнесите звук Ж, глядя в зеркало.  В каком положении губы, язык? Как проходит воздух?

- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении  звука Ж? ( дрожит). ( слайд 4).

б).     Произнесите звук Ш, глядя в зеркало.  В каком положении губы, язык? Как проходит воздух?

  1. Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении  звука Ш ? (не  дрожит). ( слайд 5).

Вывод : Звук Ж произносится с голосом, он звонкий. Звук Ш произносится без голоса, он глухой.

7.Характеристики звуков ( сходства и различия)( слайд № 6).

8. Дифференциация звуков Ж и Ш в слогах.

Логопед: Наш Речевичок просит вас повторить слоги:

ЖА — ЖА — ША                                           ЖУ-ШУ-ШУ

АША — АША -АЖА                                      ЖИ — ШИ — ЖИ — ШИ

ЖО- ЖО -ШО                                                   УЖУ— УШУ  -УЖУ — УШУ

9.Соотнесение с буквой( слайд №7).

А как на письме обозначим звук Ж? ( буквой Ж, ж).

Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.

Это печатная буква. А вот прописная (плакатики с печатной и прописной буквами Г).

Письмо пальцем на парте Ж:

- прописной заглавной;

  1. прописной строчной.

А как на письме обозначим звук Ш?( буквой Ш,ш).

Письмо пальцем на парте Ш:

- прописной заглавной;

  1. прописной строчной.
  1. Чтение слогов ( слайд № 8).

Физкультминутка «Дни недели».

11.Игра «Закончи слово». Нужно закончить слова, добавив слоги ШОК или ЖОК.( слайд № 9)

12.Дифференциация в словах( слайды 10, 11).

Логопед: Ребята! Речевичок просит вас посмотреть на картинки, назвать их, определить буквы занятия.

Какая картинка лишняя? Почему?( слайд № 10).

Такое же задание по слайду № 11.

13. Игра  « Много—один »( с перекидыванием мяча, слайд № 12).

14. Составление словосочетаний( слайд № 13).

15.Работа по дополнению предложения словами- паронимами( слайд №14).Устно.

Логопед: Ребята! Речевичок принёс вам ещё одно интересное задание: нужно прочитать предложение и дополнить его  подходящим по смыслу словом из правого столбика. Вам помогут картинки.

16. Пальчиковая гимнастика: выполнять одновременно двумя руками с проговариванием слов (слайд № 15).

Здравствуй , солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнечный денёк!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

17.Дифференциация звуков Ж и Ш на письме(слайд № 16).

Логопед: Откройте тетради ,  запишите число, тему урока.

Запишите предложения, буквы занятия подчеркните: Ш — одной чертой, а Ж — двумя чертами.

III. Итог урока. Рефлексия.

  1. оценивание работы учащихся на уроке;
  2. вывод: какие звуки различали?
  3. Характеристика звуков: чем похожи, чем отличаются?( слайд № 17).
  4.  оценивание учащимися своего настроения с помощью смайликов.

 - задание на подготовку: раскрасить рисунки и прочитать чистоговорки на звуки Ж - Ш.

 Гном Речевик прощается с вами и говорит «Спасибо, до новых встреч!»( Слайд  №18).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект подгруппового занятия по теме "Дифференциация звуков "с", "ш" в слогах, словах.

Цель данного занятия научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах" у старших дошкольников

Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах путем совершенствования фонематических процессов, развития языкового анализа и синтеза, способнос...

Конспект фронтального занятия «Произношение»1 класс Тема: Правильное произношение и дифференциация звуков [Д-Т] в слогах, словах и предложениях.

На данном занятии учитель-логопед учит различать звуки [Д-Т] в слогах, словах и предложениях, подбирать картинки на данные звуки, проводить звуковой анализ и синтез....

Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»

Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях....

«Дифференциация звуков [ж]-[ш] в слогах, словах»

За последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих нарушения в развитии. Резко изменился и состав учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательн...

Логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков [C] – [Ц] в слогах, словах, предложениях"

Занятие проводится в 3 классе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в форме групповой работы в соответствии календарно-тематическим планированием логопедических занятий по учебному плану. Основ...