Дифференциация согласных Ч – Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
план-конспект
Конспект подгруппового занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дифференциация согласных Ч – Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
План подгруппового занятия в 3 классе VII вида.
Системное недоразвитие речи.
Тема: Дифференциация согласных Ч – Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Цель: научить различать согласные Ч – Ш в устной и письменной речи.
Задачи:
Воспитательная: Воспитание любви к окружающему миру.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Развитие общей координации.
3. Развитие тонкой моторики пальцев рук.
4. Развитие внимания, памяти, логического мышления.
5. Уточнение и расширение словарного запаса.
Образовательная: Обучение умению дифференцировать звуки Ч – Ш и соответствующие им буквы, применению орфограмм.
Оборудование: профили, зеркала, слоговая таблица, карточки со словами, предметные картинки, презентация.
- Организационный момент. Здравствуйте, ребята! К нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, садитесь.
Сегодня на занятие к нам приплыли рыбы, которые захотели обогнуть материк, на котором они обитают. Мы с вами будем выполнять приготовленные ими задания, преодолевая препятствия и помогая им.
- Постановка учебной задачи.
Но сначала, давайте познакомимся. Это чебак и ёрш.
Назовите первый звук в слове чебак. Ч.
Назовите последний звук в слове ёрш. Ш.
Догадались, какие звуки мы будем учиться различать на занятии?
Конечно, мы будем учиться различать звуки Ч – Ш.
III. Усвоение новых знаний и умений. Давайте рассмотрим положение органов артикуляции при произнесении звука Ч?
- Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд.
- Зубы не смыкаются.
- Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами, которая переходит в щель между ними.
- Посередине языка идёт короткая воздушная струя.
- Голосовые связки не работают.
А теперь рассмотрим положение органов артикуляции при произнесении звука Ш?
- Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд.
- Зубы сближены.
- Кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель.
- Посередине языка идёт широкая воздушная струя.
- Голосовые связки не работают.
К какому выводу мы пришли?
В чем сходство этих звуков? Оба согласные, глухие.
В чем различие? Ч – всегда мягкий, Ш – всегда твёрдый.
Какой буквой обозначается на письме звук Ч? Че.
Какой буквой обозначается на письме звук Ш? Ша.
Так значит, чем мы будем заниматься?
Конечно, мы будем учиться различать звуки Ч – Ш и соответствующие им буквы.
И сразу давайте вспомним, чем звук отличается от буквы?
Звук – мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.
Хорошо, мы справились с заданием и можем двигаться дальше.
IV. Составление слогов. А рыбки уже спрашивают: что можно составить из букв? Слоги.
Давайте составим слоги и прочитаем их. Читай, …. Будь внимателен, следи за направлением стрелок. Ча, еч, уч, чо.
Теперь читай, …. Будь внимателен, следи за направлением стрелок.
Юш, шу,ши,ша.
А кто заметил, какие правила встретились?
Ча-Ща пиши с буквой А!
В сочетании Ши-Жи букву И всегда пиши!
Правильно! Что мы сейчас делали?
Мы составляли и читали слоги со звуками Ч-Ш.
Хорошо, мы справились с этим заданием и можем продолжить путь.
V. Развитие слогового синтеза. Чтение. А что можно составить из слогов? Слова. Со следующим заданием мы справимся, если составим слова.
Ш-и-п, ан-чо-ус, ко-рюш-ка, ча-вы-ча, ки-жуч.
Что вы сейчас делали? Составляли слова из букв и слогов.
Какие получились слова? (Вывешиваю рыб на доску).
Прочитай, … нам про рыб. (Читают по порядку).
Молодцы, мы направляемся вперёд.
VI. Составление словосочетаний. Чтобы выполнить следующее задание рыб, надо подобрать признак к предмету.
колючий шип
серебристые анчоусы
длинная корюшка
пятнистая чавыча
краснобрюхий кижуч
Читаем. Что мы с вами сделали?
Мы подобрали признак к предмету.
Что у нас получилось?
Словосочетания.
Докажите, что мы составили словосочетания.
Есть главное и зависимое слово, можно поставить вопрос от главного слова к зависимому.
Молодцы, мы составили словосочетания и выполнили ещё одно задание.
Пора бы нам размяться!
Физминутка. «Пять маленьких рыбок»
Пять маленьких рыбок плескались в реке. (Имитация движения рыб)
Лежало большое бревно на песке. (Развести руки в стороны)
Первая рыбка сказала: нырять здесь легко. (Имитация ныряния)
Вторая сказала: ведь здесь глубоко. (Грозят указательным пальцем)
Третья сказала: мне хочется спать. (Руки сложить под ухо)
Четвертая стала чуть-чуть замерзать. (Потереть кистями плечи)
Пятая крикнула: здесь крокодил. (Руками имитируют пасть крокодила)
Плывите скорее, чтоб не проглотил. (Садятся)
VII. Практическое использование полученных знаний.
А рыбы тем временем приготовили следующие задания. Надо составить предложения различными способами.
- Закончите предложение подходящим по смыслу словосочетанием.
Прячется на дне… колючий шип.
Проверяем. Читай, … .
- Составьте предложение из слов, которые принесли рыбки.
Вот плывут серебристые анчоусы.
Проверяем. Читай, … .
- Проведите рыбку через лабиринт, спасая её от акулы и составляя при этом предложение.
Устремилась вниз длинная корюшка.
Проверяем. Читай, … .
- Преодолейте айсберг, вставший на пути, составим предложение из слогов по стрелкам.
Пятнистая чавыча отдыхает.
Проверяем. Читай, … .
- Прочитайте филлворд и узнаете, что случилось с одной из рыб при встрече с друзьями.
Выпрыгнул из воды краснобрюхий кижуч.
Проверяем. Читай, … .
Ребята, что мы сейчас делали?
Составляли предложения.
Докажите, что мы составили предложения.
Несколько слов связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль.
Хорошо. Мы составили предложения.
VIII. Закрепление полученных знаний. Работа в тетрадях и у доски.
Теперь открыли тетради, записали сегодняшнее число – 24 апреля.
Какая орфограмма встретилась при написании числа?
Непроизносимый согласный.
Давайте запишем первое и четвёртое предложения.
П.Г. Но перед тем, как записать их в тетрадь, давайте разомнем пальчики.
«Рыбка»
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
(Две ладошки вместе изображают плавательные движения)
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(Ладони поочередно сжимаются в кулак)
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
(Хватательные движения щепоткой)
Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла.
(Помахать рукой)
….., запиши первое предложение на доске.
Как оформляем предложение на письме?
Какие орфограммы встретились в предложении?
….., запиши четвёртое предложение на доске.
Какие орфограммы встретились в предложении?
Что мы сейчас делали?
С кем мы сегодня встретились?
Воспитательный момент. Ребята, мы встретились с различными рыбами. Где они живут? В водоёмах.
Как надо относится к водоёмам, чтобы не наносить им вред? Ответы детей.
Рефлексия. В различении каких звуков и букв мы упражнялись на занятии? Что общего у звуков Ч и Ш? Чем они отличаются? А что еще мы развивали? Конечно, мы развивали речь, внимание, память, словарный запас. У нас всё получилось? Конечно, вы все молодцы! Ёрш и чебак говорят вам спасибо за помощь. Они оставили всем пожелание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия «Произношение»1 класс Тема: Правильное произношение и дифференциация звуков [Д-Т] в слогах, словах и предложениях.
На данном занятии учитель-логопед учит различать звуки [Д-Т] в слогах, словах и предложениях, подбирать картинки на данные звуки, проводить звуковой анализ и синтез....
«Дифференциация согласных [Д-Т] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях».
Конспект группового логопедического занятия в 4 классе...
Дифференциация звуков Ж-Ш в слогах, словах и предложениях
Занятие построено в игровой форме. Гном Речевик из страны Правильной речи пришел в гости к ребятам и принес много интересных заданий. К занятию подготовлена презентация.Все части занятия логичес...
«Коррекция оптической дисграфии. Дифференциация строчных букв п - т в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.»
Материал, представленный на семинаре....
Дифференциация согласных Ш – Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Конспект подгруппового занятия....
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 2 класса с ЗПР Дифференциация гласных А-Я в слогах,словах и предложениях устно и на письме.
Конспект + Приложения...
Дифференциация П-Т в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Цель: Развитие навыка дифференциации сходных по начертанию звуков и букв п-т.Задачи:Коррекционно-образовательные:-формировать умения дифференцировать буквы п – т на уровне слога, сло...