«Дифференциация согласных [Д-Т] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях».
план-конспект урока на тему
Конспект группового логопедического занятия в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie.docx | 57.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект группового логопедического занятия в 4 классе
«Дифференциация согласных [Д-Т]
в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях».
г.Рязань
Цель – развитие навыка дифференциации согласных [т-д] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи
Образовательные:
- Закреплять артикуляционный уклад звуков, характеристику звуков;
- Закреплять умение словообразования, согласования прилагательного с существительным;
- Формировать умение вставлять пропущенные буквы в слова.
Коррекционные:
- Дифференцировать звуки [д-т] в устной речи и на письме в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;
- Развивать общую моторику, согласовывать движения и речь;
- Развивать внимание, память, мышление
- Развивать слуховое внимание;
- Развивать фонематическое восприятие.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность, культуру речи, создавать ситуацию успеха, любовь к семье, родному дому.
Оборудование: макет дома, солнышко для гимнастики для глаз, картинки колокольчика и наушников, карточки для индивидуальных заданий, цветы для рефлексии.
Ход занятия
I. Орг.момент
Здравствуйте, ребята.
Гимнастика для глаз:посмотрите, вам улыбается солнышко, следите за ним только глазами. А теперь улыбнитесь друг другу и садитесь.
II Основная часть
1.Артикуляционная гимнастика.
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим
А для этого нужно нам выполнить упражнения для губ и языка. Возьмите зеркала выполняем гимнастику для губ: «Улыбка», «Трубочка», «Бублик»;
для языка «Чашечка», «Часики», «Качели», «Лошадка»
2.Подведение к теме занятия.
-Сегодня на занятии мы будем плотниками. А вы знаете, кто такой плотник? (Плотник принимает участие в строительстве и реставрации жилых домов; Хороший плотник умеет работать с деревом, настилать половое покрытие, устанавливать окна, заборы и изгороди).В слове «плотник» какой звук стоит на 4 месте? (Звук т)
-А строить мы будем дом. Назовите первый звук в слове дом. (Звук д) Возьмите зеркала.
-Что общего у звуков: т и д. (Они согласные, потому что есть преграда.Они парные)
-Что создает преграду? (Язык и верхние зубы)
-А что можете сказать про губы? (Губы в улыбке)
На доске появляются символы звуков.
-Чем отличаются эти звуки? (т-глухой, д-звонкий) (на доску прикрепляются карточки с наушниками и колокольчиком)
-Парные согласные т-д дружат с гласными и образуют слоги. Следите за указкой.
а -я
о-ё
ду - дю
тэ - де
-Кто может назвать тему нашего занятия? (ответы детей). Откройте тетради, запишите число и тему нашего занятия «Парные согласные д-т». Сегодня на занятии будем учиться различать звуки т-д.
3.Дифференциация согласных д-т в слогах.
Чтобы построить дом нужно проложить фундамент. Фундамент- это основание дома. А фундамент мы строим из слогов. Я буду произносить слоги, а вы если услышите звук т, то записывайте в первую строку, а если услышите д, то- во вторую строку. Нарисуйте условные
обозначения в начале строки (☊,ʎ )
Дети по очереди работают у доски:
Та, ду, то, та, дэ, ты, ды, до, ту, да
- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
На доску вывешивается изображение фундамента дома.
4. Дифференциация согласных д-т в словах.
А сейчас мы должны построить стены! Для этого сначала поиграем в игру “Что где находится?”
– Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять буквы, с которыми мы сегодня работаем.
Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус.
– Что находится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове? Капуста. В слове капуста слышу звук [т], он согласный, глухой, значит, пишу букву тэ, выделяю букву тэ, рисую колокольчик.
– Что находится в правом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове? (Стул.)
– Что находится над домом? Какой звук слышим в этом слове? (Дыня.)
– Что находится слева от дома? Какой звук слышим в этом слове? (Карандаш.)
– Что находится между карандашом и стулом? (Дом.)
– Что находится под тарелкой? (Ведро.)
– Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.
И вот, у нас получились стены из слов.
5.Звуко-буквенный анализ
Игра «Шифровальщик».
А чтобы стены были крепкими, нужно эти слова зашифровать.
Инструкция: Я буду называть слова, а вам нужно выделить звук [т] или [д] и определить место звука в слове и «зашифровать» услышанное слово (дать образец). Один ученик работает за доской остальные выполняют в тетрадях.
Проверка: д1, т2, д6, т1, т6, д3, т1, т3.
На доску вывешиваются изображение стен будущего дома.
6. Развитие фонематического восприятия
Игра «топни, хлопни»
Инструкция: «Я назову слова, если вы услышите звук т- хлопните в ладоши, если д- топайте ногами. Если в слове нет изучаемых звуков, то просто сидите – не хлопайте и не топайте».Слова: плита, доска, дом, пила, дрель, инструмент, цемент, молоток, кирпич, плотник, градоначальник, потолок.
7.Физминутка. Гимнастика для глаз.
Ну, ребята, дружно встали,
Руки в стороны подняли.
Раз- присели, два- поднялись
И на ножках покачались.
Головою повертели, и за парту тихо сели.
А теперь посмотрите на солнышко, следите за ним глазами.
8. Вставка пропущенных букв в слова.
-Из слов мы построили стены нашего дома. Вам не кажется, что чего-то не хватает?(Не хватает окон.) Окна будем заполнять буквами д-т. Возьмите карточки. Вместо окошек вставьте пропущенную букву д или т.
Моло☐ок, ☐рель,инс☐румен☐, удочка, батарея, потолок.
Вот и появились окошки. Вы справились с заданием.
9. Дифференциация согласных д-т в словосочетаниях.
А крышу мы построим из словосочетаний. На доске появляется крыша дома.
Схемой звоночка обозначены звонкая согласная [Д]. У глухой согласной [Т] схемы звоночка нет.
- Прочитайте слова первого столбика. (добежал, отошел, подтащил)
- Прочитайте слова второго столбика. (до кабинета, к столу, от доски)
- Составьте словосочетания, соединив слова первого и второго столбиков.
- Запишите словосочетания через запятую.
- Вот посмотрите, какой получился дом. Что главное в доме? (ответы детей: чистота, доброта, понимание, уважение, взаимопомощь, и т.д.)
А чтобы защитить наш дом,нам осталось построить вокруг него забор.
10. Дифференциация д-т в предложении
На кирпичах записаны слова. Прочитайте слова первой строки; второй строки, третей строки. Вам нужно разобрать эту кирпичную стену на предложения. Сколько здесь предложений? (Два) Докажите. (Две заглавные буквы и две точки). Составьте первое предложение. (Часто идут холодные дожди.) Составьте второе предложение. (Дети гостили у тёти в деревне.) Запишите предложения в тетрадь.
III.Итог.
Что делали сегодня на занятии? (учились различать звуки т и д)
Кто даст характеристику звуку т? (д)
Рефлексия. Перед вами лежат цветочки: красного, жёлтого, голубого цветов.
Если понравилось занятие, вам всё удалось, и у вас отличное настроение, то возьмите цветок красного цвета.
Если вы с каким-то заданием не справились, настроение хорошее, то возьмите цветок жёлтого цвета.
Если вы не справились с заданиями, вам было трудно и вы уходите с плохим настроением, то возьмите голубой цветок.
Выходите к доске и прикрепите свой цветок рядом с домом. Всеговам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия «Произношение»1 класс Тема: Правильное произношение и дифференциация звуков [Д-Т] в слогах, словах и предложениях.
На данном занятии учитель-логопед учит различать звуки [Д-Т] в слогах, словах и предложениях, подбирать картинки на данные звуки, проводить звуковой анализ и синтез....
Дифференциация звуков Ж-Ш в слогах, словах и предложениях
Занятие построено в игровой форме. Гном Речевик из страны Правильной речи пришел в гости к ребятам и принес много интересных заданий. К занятию подготовлена презентация.Все части занятия логичес...
«Коррекция оптической дисграфии. Дифференциация строчных букв п - т в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.»
Материал, представленный на семинаре....
Дифференциация согласных Ш – Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Конспект подгруппового занятия....
Дифференциация согласных Ч – Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Конспект подгруппового занятия....
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 2 класса с ЗПР Дифференциация гласных А-Я в слогах,словах и предложениях устно и на письме.
Конспект + Приложения...
Дифференциация П-Т в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Цель: Развитие навыка дифференциации сходных по начертанию звуков и букв п-т.Задачи:Коррекционно-образовательные:-формировать умения дифференцировать буквы п – т на уровне слога, сло...