Доклад на тему: «Логопедический массаж на занятиях в начальных классах
консультация
Доклад на тему:"Логопедический массаж на занятиях в начальных классах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo.odt | 31.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ШАХОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»
Доклад на тему:
«Логопедический массаж на занятиях
в начальных классах
школы VIII вида»
Выполнила:
учитель-логопед
Грушина А.М.
п. Шаховская
2015 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие «массаж»,его виды и условия его проведения
1.1 История массажа
1.2 Виды и приемы логопедического массажа
1.3 Условия проведения логопедического массажа
Глава 2. Использование логопедического массажа в коррекционно- логопедической работе
2.1 Массаж биологически активных зон при простудных заболеваниях
2.2 Вибрационный массаж
2.3 Самомассаж
Заключение
Список литературы
Введение
Массаж возник в глубокой древности. Слово «массаж» происходит от греческого слова и означает месить, мять, поглаживать.
Массаж как метод лечения применялся уже в третьем тысячелетии до н. э. в Китае, затем Японии, Индии, Греции, Риме. Записи о массаже появляются у арабов. Из глубины веков до нас дошло и описание лечебных методик акупунктуры, акупрессуры, надавливаний на определенные точки. Памятники древности, такие как сохранившиеся алебастровые барельефы, папирусы, на которых изображены различные массажные манипуляции, свидетельствуют о том, что ассирийцы, персы, египтяне и другие народы хорошо знали массаж и самомассаж.
В Европе в средние века массаж не применялся из-за преследования инквизиции. Только в период Возрождения снова возник интерес к культуре тела и массажу.
В России в XVIII в. массаж пропагандировал М. Я. Мудров. В XIX в. развитию массажа способствовали работы шведского специалиста П. Линга, создателя «шведского массажа». Большая заслуга в распространении массажа принадлежит И. В. Заблудовскому; предложенная им техника массажа сохранила свое значение и в наши дни. Среди основоположников лечебного и спортивного массажа в нашей стране следует упомянуть А. Е. Щербака, А. Ф. Вербова, И. М. Саркизова-Серазини и др. В наше время в Советском Союзе массаж применяют практически во всех лечебных и оздоровительных учреждениях.
Методика массажа и самомассажа, построенная с учетом клинико-физиологических, а не анатомо-топографических принципов, является эффективным средством лечения, восстановления работоспособности, снятия усталости, а главное - служит для предупреждения и профилактики заболеваний, являясь активным средством оздоровления организма.
Глава 1. Понятие «массаж»,его виды и условия его проведения
1.1 История массажа.
Массаж - слово арабское или греческое и обозначает по-арабски – нежно надавливать, по-гречески – трогать или водить рукой. Под именем массажа в настоящее время подразумевается научный способ лечения многих болезней при помощи систематических ручных приемов: поглаживания, растирания, разминания, поколачивания и вибрации или сотрясение.
Гиппократ описал массаж в одном из своих медицинских сочинений, где говорит, что трение может вызвать напряжение тканей, или их расслабление: "Сухое и сильное растирание", - говорит Гиппократ, - "усиливает напряжение тканей, растирание же, производимое нежно и мягко, расслабляет их". Ученики Гиппократа указывают на то, что массаж служит временным средством для уничтожения выпотов и утолщений в тканях. В первые века христианства массаж был заброшен, его даже изгоняли, смотрели на него, как на остаток язычества. Только 300 лет тому назад начали снова появляться работы врачей по массажу, в которых указывались его целебные свойства при многих страданиях суставов, при параличах и других болезнях.Но, несмотря на эти работы, массаж все-таки оставался в стороне от медицины, он был в руках людей, не имевших никакого понятия ни о его действии на организм, ни о самом организме, ни о тех страданиях, в которых они его применяли. Вследствие этого, научных показаний для назначения массажа не было, и сам массаж, как наука, не существовал.
Первый, занявшийся серьезно изучением влияния массажа и телодвижений на тело и дух человека, был шведский врач Петр-Генрих Линг, родившийся в 1776 году.Генрих Линг, сын священника, готовился продолжать деятельность отца. Окончив курс, в университете города Упсала, он уехал в Европу, сопровождая своего знатного соотечественника. В дороге Линг заболел, судя по описанию, ревматизмом, от которого лечился у многих знаменитых врачей, но не получил исцеления. В Копенгагене Линг познакомился с двумя французскими эмигрантами и брал у них уроки фехтования. Далее путем долгих трудов ему удалось открыть в Стокгольме центральный королевский институт гимнастики. Институт этот существует до настоящего времени. Изо дня в день в стенах его собираются больные для лечения, дети школьного возраста для занятий педагогической гимнастикой, и ученики и ученицы для изучения гимнастики. Но Линг обработал, главным образом, вопрос о теории движений, массаж же своим развитием обязан доктору Метцгеру из Германии, который своей личной, в высшей степени успешной работой над больными, заставил говорить о себе всю Европу, и приобрел себе многих последователей в лице выдающихся врачей.Германский профессор Мозенгейль был одним из первых, начавших работать над физиологией массажа. Путем опытов над животными он поставил дело массажа на научную основу.
За последние 30 лет лечение массажем заняло прочное положение в медицине, им занимаются многие из выдающихся врачей в Германии, Франции, Англии и Америке.
У нас, в России, массаж, как простое растирание, применялся издавна в банях. В настоящее время он употребляется как лечебное средство при многих болезнях.
1.2 Виды и приемы логопедического массажа
К основным видам логопедического массажа относятся:
- классический ручной;
- точечный;
- аппаратный.
Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. В справочниках по массажу можно найти описание этих приемов. При поглаживании кисть массажиста без напряжения, сомкнутыми пальцами, находящимися в одной плоскости, производит движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). Поглаживанием начинают и заканчивают любой сеанс массажа. Поглаживание проводят медленно, плавно.
Вспомогательный тип поглаживания — щипцеобразный. Выполняется щипцеобразно сложенными пальцами, чаще 1—2—3-м или 1-2-м пальцами. Применяется при массаже органов с небольшими мышечными группами (в логопедии — на органах артикуляции: языке, губах и т. д.).
Растирание — прием, при котором применяется несколько большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает ее. Выполняется растирание концевыми фалангами пальцев или тыльной стороной полусогнутых пальцев.
Этот прием выполняется в различных направлениях. Отсюда и названия основных типов растирания: прямолинейное, круговое, спиралевидное.
При массаже органов артикуляционного аппарата применяется щипцеобразное растирание, которое выполняется концевыми фалангами 1—2-го пальцев.
Разминание — прием, при котором массирующая рука выполняет 2—3 фазы: фиксация, захват массируемой области; сдавление, сжимание; раскатывание, раздавливание.
Разминание — прием, при котором массирующая рука выполняет 2—3 фазы: фиксация, захват массируемой области; сдавление, сжимание; раскатывание, раздавливание.
Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание. Оно выполняется 1—2-м или 1—3-м пальцами (пощипывание на лице), захватывая, оттягивая, разминая локальные участки. Растягивание — разновидность разминания. Выполняется двумя руками. Зафиксировав массируемую поверхность, несколькими пальцами производят короткие ритмичные движения, сдвигая ткани друг от друга
При вибрации массирующая рука (или вибрационный аппарат) передает телу массируемого колебательные движения. Для выполнения вибрирующих движений на лице используется прием пунктирование. Выполняется пунктирование концевыми фалангами указательного и среднего пальцев или всеми пальцами кроме большого. Движения подобны выбиванию дроби на барабане.
Точечный массаж — разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям расслабляющим или стимулирующим способом. Приемы точечного массажа подбираются очень строго индивидуально, так как неправильное применение этого вида массажа может усложнить картину заболевания.
Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.
Особый вид логопедического массажа — зондовый.
Цель зондового массажа — нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.
Результативность метода подтверждается данными, полученными специалистами, которые работают с детьми, страдающими различными речевыми расстройствами: дислалия исправляется полностью; стертая дизартрия и послеоперационная ринолалия — на 95 %; моторная алалия (при умственной полноценности) — полностью. Исправление звукопроизношения у детей с церебральным параличом зависит от степени поражения двигательной сферы, сохранности интеллекта и соответствует приблизительно 40—80%. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.
Массаж артикуляционных органов укладывается в определенную схему и строится с учетом постепенного увеличения нагрузки (от более простого задания к более сложному).
Для массажа созданы 9 специальных зондов (10-й в стадии разработки), каждый из которых воздействует на определенную зону: мышцы языка, скул, щек, губ, мягкого нёба.
1.3 Условия проведения массажа
При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать следующие определенные условия.
Продолжительность сеанса
Сеанс массажа не должен превышать 15 минут. Это оптимальная продолжительность для ребенка любого возраста и в любых условиях: дома или в детском учреждении.
Частота
Сеансы массажа можно проводить ежедневно или через день.
Положение ребенка
При массаже положение ребенка должно быть максимально удобным и естественным. При массаже лица или языка взрослый находится перед ребенком или за головой сидящего ребенка
Правила проведения массажа
Массаж должен быть дифференцированным: необходимо учитывать специфику дефекта (гипертонус мышц лица, губ, языка, неконтролируемые мышечные подергивания (гиперкинезы), особенности в строении артикуляционного аппарата (например, укороченная подъязычная уздечка); для этого ниже предлагается схема обследования органов артикуляции;
Схема логопедического массажа должна опираться на классический массаж и опыт. Массажные приемы должны быть просты и доступны
для выполнения родителями детей с нарушениями речи,приемы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эмоций у ребенка.
Глава 2. Использование логопедического массажа в коррекционно- логопедической работе
- Массаж биологически активных зон при простудных заболеваниях
Массаж является важным средством оздоровления организма ребенка. Он способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови и лимфы, усиливает функции потовых и сальных желез, что положительно влияет на обмен веществ. Вызывает у детей приятные ощущения, бодрое настроение, побуждает к активности.
В научно-методической литературе массаж достаточно хорошо разработан. Массажным приемам как одному из средств в системе формирования привычки к здоровому образу жизни можно обучать, начиная с дошкольного возраста. Ниже приведены примеры массажей, которые можно использовать в любой отрезок времени пребывания детей в школе.
Массаж биологически активных зон при простудных заболеваниях
Первая из них начинается от уровня сосков до яремной ямки, вдоль переднее-срединного меридиана. Массируйте эту "дорожку" с усилием, снизу вверх по спирали, не отрывая пальцев; можно пройти ее несколько раз. Отдельно, легонько, - ямку.
Вторая - на шее, под челюстями, справа и слева. Очень удобно положить сюда большие пальцы рук и мягко поглаживать.
Третья - перед ушными раковинами и за ними. Сильно раздвиньте указательный и средний пальцы. Положите их перед и за ушами и с силой растирайте кожу. Этот массаж улучшит ваше зрение и слух.
Четвертая - на носу. Сжав руку в кулак, возвышениями больших пальцев быстро-быстро разотрите крылья носа. Дышите при этом обязательно носом!
Пятая - середина лба. Положите три пальца на лоб всей плоскостью и, мягко надавливая, массируйте, пока не почувствуете под рукой углубление. Т
Массаж для профилактики простудных заболеваний
Да-да-да - есть у деда борода.
(Круговыми движениями массировать точки от середины груди к шее.)
Де-де-де - есть сединки в бороде.
(Большими пальцами мягко провести по шее сверху вниз.)
Ду-ду-ду - расчеши бороду.
(Массировать точку под крыльями носа вправо и влево.) Да-да-да - надоела борода.
(Руки, сжав в кулаки, возвышениями больших пальцев быстро растереть крылья носа.)
ДУ-ДУ-ДУ - сбреем деду бороду.
(Положить три пальца на лоб всей плоскостью и, мягко надавливая, массировать.)
Ды-ды-ды - больше нет бороды.
(Раздвинув указательный и средний пальцы, положить их вперед и за ушами с силой растирать кожу.)
Массаж ушей
1. Загибание вперед ушных раковин. Быстро загнуть вперед всеми пальцами рук, прижать, отпустить, ощущая в ушах хлопок.
2. Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта).
3. Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать, поворачивать его во все стороны в течение 20-30 сек. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии).
4. Массаж вершины завитка: ухо сложить пополам и найти серединку. Массировать эту точку на верхушке уха 2-мя пальцами 20-30 сек. (Оказывает антиаллергическое, антивоспалительное, обезболивающее и успокаивающее действие).
5. Массаж противозавитка - это хрящевый выступ, находящийся сзади наружного слухового прохода. Водить пальцами вверх, вниз. (Это повышает устойчивость к холоду позвоночника).
Растирание ушей.
Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать теплыми.
Найдите ямочку возле козелка. Нажали ямочку сразу у двух ушек - отпустили, нажали, отпустили.
Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили. Массируем круговыми движениями все ухо, в одну сторону, в другую, сразу оба, потом сделали веточку из безымянного и указательного пальцев, засунули туда свои ушки и - вверх - вниз, вверх - вниз - так, чтобы передняя и задняя сторона наших ушек хорошенько массировалась.
Начинаем дергать себя на ушки - сначала 20 раз вниз, а потом берем за серединку и дергаем вверх тоже 20 раз.
Снова возьмитесь за мочку уха и посильнее ее помассируйте.
Потяните в сторону ушки снова до 20 раз, вперед их выгибаем, а затем в обратную сторону.
Указательным пальцем освободить слуховые отвороты от воды.
2.2 Вибрационный массаж
Предназначен для приведения органов речи из расслабленного в рабочее состояние, для придания им тонуса. Техника массажа - энергично постукивать пальцами обеих рук:
а) по лбу с произнесением звука "мм (мычание);
б) по крыльям носа с произнесением звука "м";
в) по верхней губе с произнесением звука "в";
г) по нижней губе с произнесением звука "з";
д) по верхней части груди с произнесением звука "ж";
е) по нижним частям грудной клетки справа и слева с произнесением звука "м";
ж) по спине справа и слева с произнесением звука "м" (для выполнения этого упражнения дети встают друг за другом "паровозиком").
Перед каждым упражнением делается энергичный вдох с задержкой дыхания, все звуки произносятся на продолжительном выдохе.
2.3 Самомассаж
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц.
Использование самомассажа полезно по нескольким причинам:
1. Можно проводить не только индивидуально, но и со всем классом
2. Самомассаж можно использовать многократно в течении дня
1.Массаж головы
Цель: улучшение мозгового кровообращения путём воздействия на активные точки головы.
Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении:
-ото лба к макушке
-ото лба до затылка
-от ушей к шее.
2.Массаж живота
«Месим тесто»
Цель: снятие напряжение с мышц живота; улучшение работы кишечника.
По часовой стрелке поглаживаем животик, пощипываем его
3.Массаж шеи
«Лебединая шея»
Цель: снятие напряжения с мышц шеи; увеличение гибкости шейного отдела позвоночника.
Нежно поглаживать шею от груди к подбородку. Попеременно шевелить пальцами обеих рук, ласково похлопывать их внешней стороной по подбородку.
Распрямлять плечи и очень медленно поднимать подбородок как можно выше. Медленно поворачивать голову влево, а затем вправо. Делать 4 поворота.
4. Массаж грудной области
Цель: воздействие на биоактивные точки грудного отдела;
Необходимо положить руки на грудьи выполнять продольные, вертикальные и круговые поглаживания, имитируя принятие водных процедур.
Заключение
Массаж оказывает разнообразное физиологическое воздействие на организм. Субъективные ощущения во время, а также после массажа, при правильном выборе массажных приемов и методике их применения, дозировки выражаются в появлении ощущения приятного тепла во всем теле, улучшении самочувствия и повышении общего тонуса. При неправильном применении массажа могут возникнуть общая слабость, чувство разбитости и другие отрицательные общие и местные реакции. Такие явления нередко наблюдаются при передозировке массажных движений даже у здоровых людей, но особенно у лиц пожилого возраста, у которых ткани обладают повышенной чувствительностью.
Есть много способов поддержания организма в отличном состоянии и один из них - массаж. Массаж - многогранное искусство, применяемое практически в любой ситуации.
Список литературы
1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1989.
2. Бирюков А. А. Массаж в борьбе с недугами. М.: Советский спорт, 1991.
3. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
4. Васичкин В. И. Справочник по массажу. Л.: Медицина, 1991.
5. Волкова Л. С, Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. Логопедия: Учебное пособие для студентов. М.: Просвещение, 1989.
6. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. М.: ACADEMA, 2003.
7. Краузе Е. Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. СПб.: КОРОНА принт, 2001.
8. Новикова Е. В. Зондовый массаж: Коррекция звукопроизношения. М.: ГНОМ и Д, 2000.
9. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на логопедических занятиях в начальных классах.
Сочетание формирования системно-деятельностного подхода и традиционных методик на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ...
Презентация на тему: "Логопедический массаж". Приложение к опыту работы.
В презентации кратко изложена информация по логопедическому массажу....
Презентация к докладу по теме: "Логопедическая работа в классах НОДА"
Данная презентация подготовлена для сопровождения доклада по этой теме....
ДОКЛАД на методическом объединениии учителей на тему "Использования ИКТ в деятельности учителя начальных классов"
ДОКЛАД на методическом объединениии учителей на тему "Использования ИКТ в деятельности учителя начальных классов"Земскова В.М. , учитель начальных классовЦель доклада:распространение опыта работы учит...
Доклад на тему"Современный урок английского языка в начальной школе по ФГОС."
Статья предназначена для учителей иностранного языка....
Внеклассное занятие в начальных классах на тему «Губительная сигарета»
На доступных примерах рассказывается детям о вреде курения....
Конспект урока по теме: «Логопедический массаж мышц речевого аппарата с использованием современных логопедических технологий»
Цель: улучшение состояния произносительной стороны речи Задачи:Образовательные:Развитие благоприятных изменений в мышечной и нервной системах в целомСокращение периода логопедического воздействия...