Конспект урока по теме: «Логопедический массаж мышц речевого аппарата с использованием современных логопедических технологий»
план-конспект урока (5 класс)

Оганесян Сирануш Геворковна

Цель: улучшение состояния произносительной стороны речи

 

Задачи:

Образовательные:

  • Развитие благоприятных изменений в мышечной и нервной системах в целом
  • Сокращение периода логопедического воздействия (постановки, автоматизации, дифференциации звуков)

 

Коррекционные:

  • Нормализация тонуса мышц речевого аппарата
  • Стимуляция проприоцептивных ощущений
  • Уменьшение гиперсаливации
  • Укрепление глоточного рефлекса
  • Подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции

 

Воспитательные:

  • Развитие выдержки, усидчивости
  • Развитие умения соблюдать правила
  • Формирование функции самоконтроля

 

Форма и тип занятия:

Индивидуальное  занятие , 20 мин.

На уроке использованы современные образовательные технологии:

  • Технология логопедического массажа (лицевой, точечный, инструментальный)
  • Технология коррекции звукопроизношения
  • Музыкотерапия
  • Здоровьесберегающие технологии:

                                  

  • Релаксация
  • Пассивная артикуляционная гимнастика
  • Пассивно-активная артикуляционная гимнастика мышц речевого аппарата

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paltsevoy_massazh.docx188.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для обучающихся 5 классов VII вида. 

Учитель-логопед Оганесян С.Г.

«Логопедический массаж мышц речевого аппарата»

Цель: улучшение состояния произносительной стороны речи

Задачи:

Образовательные:

  • Развитие благоприятных изменений в мышечной и нервной системах в целом
  • Сокращение периода логопедического воздействия (постановки, автоматизации, дифференциации звуков)

Коррекционные:

  • Нормализация тонуса мышц речевого аппарата
  • Стимуляция проприоцептивных ощущений
  • Уменьшение гиперсаливации
  • Укрепление глоточного рефлекса
  • Подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции

Воспитательные:

  • Развитие выдержки, усидчивости
  • Развитие умения соблюдать правила
  • Формирование функции самоконтроля

Форма и тип занятия:

Индивидуальное  занятие , 20 мин.

На уроке использованы современные образовательные технологии:

  • Технология логопедического массажа (лицевой, точечный, инструментальный)
  • Технология коррекции звукопроизношения
  • Музыкотерапия
  • Здоровьесберегающие технологии:

        

  • Релаксация
  • Пассивная артикуляционная гимнастика
  • Пассивно-активная артикуляционная гимнастика мышц речевого аппарата

Оборудование:

  • Набор постановочных логопедических зондов
  • Набор детских щёток для массажа
  • Зеркало
  • Носовой платок
  • Салфетки
  • Полотенце
  • Средство для обработки рук и инструментов

Список приложений:

  1. Массажные  щетки и постановочные зонды, используемые для логопедического массажа.

План занятия:

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы занятия.
  3. Массаж мышц шеи.
  4. Массаж лобной области
  5. Массаж щёк
  6. Массаж скуловой области.
  7. Массаж губ
  8. Массаж языка.
  9. Физминутка.
  10. Пассивная артикуляционная гимнастика.
  11. Итоги занятия.

Методы и приёмы, используемые на занятии:

  • Показ, объяснение, инструкция;
  • Классический, зондовый, щёточный массаж;
  • Тактильные приёмы – поглаживание, растирание, легкая вибрация, «прокачивание».

Поглаживание –  скольжение по коже и слизистой, не сдвигая её, не собирая в складки.

Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях.

Разминание – смещение тканей с их захватом – стимулирующее действие.

Вибрация – непрерывная расслабляющая – колебания передаются без отрыва от руки;  прерывистая стимулирующая – с отрывом руки от поверхности кожи.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1

Орг. момент.

Приветствие.

Ученик здоровается, настраивается на работу.

2

Сообщение темы занятия.

- сегодня мы делаем массаж лица и языка.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3

МАССАЖ ШЕИ

Упражнение № 1 расслабление мышц шеи и плечевого пояса;

Описание: проводят поглаживания шеи сверху вниз.

Ученик в положении полусидя в кресле с высоким подголовником.

http://www.uhlib.ru/medicina/logopedicheskii_massazh_pri_dizartrii/i_138.png

4

МАССАЖ МЫШЦ ЛБА

Упражнение № 2

Цель: расслабление лобных мышц;

Описание: проводят легкое поглаживание лба от висков к центру.

http://www.uhlib.ru/medicina/logopedicheskii_massazh_pri_dizartrii/i_139.png

Упражнение № 3

Цель: расслабление лобных мышц;

Описание: проводят поглаживание лба от волосистой части головы к линии бровей.

http://www.uhlib.ru/medicina/logopedicheskii_massazh_pri_dizartrii/i_140.png

Упражнение № 4

Цель: расслабление лобных мышц;

Описание: проводят легкие спиралевидные движения от висков к центру лба.

http://www.uhlib.ru/medicina/logopedicheskii_massazh_pri_dizartrii/i_141.png

5

МАССАЖ ЩЁК

Упражнение № 5

Цель: расслабление мышц щек;

Описание: выполняют вращательные поглаживающие движения по поверхности щек.

 http://www.uhlib.ru/medicina/logopedicheskii_massazh_pri_dizartrii/i_143.png

6

МАССАЖ СКУЛОВЫХ ОБЛАСТЕЙ

Упражнение № 6

Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;

Описание: легкое поглаживание скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка.

http://www.uhlib.ru/medicina/logopedicheskii_massazh_pri_dizartrii/i_144.png

Упражнение № 7

Цель: расслабление скуловых мышц;

Описание: проводят легкие спиралевидные движения от мочек ушей к середине подбородка.

http://www.uhlib.ru/medicina/logopedicheskii_massazh_pri_dizartrii/i_145.png

7

МАССАЖ ГУБ

Упражнение № 8

Цель: расслабление круговой мышцы рта, мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз.

Описание: легкое поглаживание круговой мышцы рта.

http://www.uhlib.ru/medicina/logopedicheskii_massazh_pri_dizartrii/i_146.png

8

Массаж языка

Упражнение № 9

Цель: расслабление продольных мышц языка;

Описание: поглаживание от кончика языка к корню языка.

http://litrus.net/images/books/169306_i_133.png

Упражнение № 10

Цель: расслабление поперечных мышц языка.

Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону.

http://www.uhlib.ru/medicina/logopedicheskii_massazh_pri_dizartrii/i_134.png

Упражнение № 11

Поглаживание языка от средней части к кончику, постепенно продвигаясь ближе к корню.

 

Упражнение № 12

Зигзагообразное поглаживание языка от середины к кончику.

Упражнение № 13

Поглаживание от срединной линии языка в стороны

Упражнение № 14

Поглаживание переднего края языка по периметру от срединной линии в стороны по краю языка

Упражнение № 15

Разминание кончика языка от срединной линии в стороны

Упражнение № 16

Плавные поглаживания по боковым краям языка от кончика к корню и обратно.

Кончик языка удерживать салфеткой.

Упражнение № 17

Легкое надавливание большим и указательным пальцами одной руки по боковым краям языка. Пальцы продвигаются от кончика к корню и обратно.

9

Физминутка.

Проснулся Язычок, потянулся.
Выглянул Язычок в окошко – солнышко   светит! 
Под окном росла ёлочка, с пушистыми ветвями.
Вдруг подул сильный ветер, и ёлочка наклонилась вправо.
Видит Язычок дым идёт из печной трубы.
Вдруг ветерок подул влево, и ёлочка наклонилась влево.
Солнышко спряталось за тучку,  и пошёл сильный дождь.
Дождь идёт,  и под окном разлилась большая лужа.

Выполняет движения руками и корпусом.

10

--« Сейчас будем делать упражнения. Запоминай положение языка».

Пассивная гимнастика языка и губ:

1) выведение языка из ротовой полости вперед;
2) втягивание языка назад;
3) опускание языка вниз (к нижней губе);
4) поднимание языка вверх (к верхней губе);
5) боковые отведения языка (влево и вправо);
6) придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;

7)собирание губ в трубочку.

Пассивное выполнение упражнений с проприоцептивной  мышечной фиксацией на входе середине и выходе движения.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

11

Подведение итогов занятия.

-Что мы сегодня делали?

-Ты чувствуешь, как работал твой язык?

-Молодец, отличное занятие!

Отвечает.

Приложение 1

Массажные щётки и постановочные зонды, используемые для логопедического массажа.

зонды фото.jpg

щетки 3.jpg

щетки 2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Электризация тел. Два рода зарядов" с использованием ЭОР

Данная работа выполнена на курсах по повышению квалификации по теме "ЭОР в образовательном процессе". Кроме того, этот урок был успешно проведен в классе. Это подтверждает важность и грамотность приме...

план-конспект урока по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций" с использованием ЦОР

план-конспект урока для 7 класса по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций"(по учебнику Ю.Н. Макарычева) с использованием ЦОР с ФЦИОР и Единой коллекции ЦОР.Необходимое оборудование: но...

Конспект урока на тему "Роль музыки и и искусства в жизни современного общества"

Конспект урока на тему "Роль музыки и и искусства в жизни современного общества"...