ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийскогоавтономногоокруга – Югры
(Тюменская область)
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
УТВЕРЖДЕНА приказом № 112 от 02. 09. 2019 г. (с изменениями приказ №51 от 27.03.2020 г). |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
«Дефектологические занятия»
(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью)
Классы: 5А,6А,
Объём: 46 занятия
Учитель–дефектолог:
В.М. Морозова
г. Нефтеюганск – 2019
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1. | Психолого-педагогическая характеристика обучающихся | 3 |
1.2. | Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы | 5 |
1.3. | Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | 5 |
2. | Содержательный раздел | 7 |
2.1. | Содержание занятий с обучающимися | 8 |
2.2. | Календарно-тематическое планирование | 14 |
3. | Приложения | 16 |
3.1. | Диагностический инструментарий | 16 |
3.2. | Дефектологическое представление | 17 |
3.3. | Сформированность регулятивных и познавательных базовых учебных действий | 18 |
Пояснительная записка
Дефектологическая программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», составлена для обучающихся с легкой умственной отсталостью. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.
Целью применения данной разработки является: ликвидация пробелов знаний обучающихся.
- Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Всего обучающихся – 7 человек
Из них:
1. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью – 7 человек
2. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением зрения – 2 человека
У обучающихся с интеллектуальной недостаточностью существует ряд специфических особенностей в их личности, познавательной, эмоционально-волевой сфере и поведении:
При письме особенности усвоения грамматики и правописания заключаются в следующем: механическое заучивание определений или правил, их фрагментарное усвоение, замена сложного правила простым, смешение грамматических понятий и орфографических правил, быстрое забывание материала, неумение применять полученные знания на практике.
Овладение даже элементарными математическими понятиями требуют от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Дети с ограниченными возможностями плохо ориентируются в задаче, теряются, встречаясь с трудностями, не проверяют результаты своих действий, не соотносят их с образцами.
Процесс формирования навыков чтения у обучающихся своеобразен: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой. Слабая техника чтения, нарушение осознанности чтения.
Речь. Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности восприятия и понимания речи. Речь бедна, маловыразительна и монотонна, нет логических ударений.
Нарушения деятельности анализаторов. Сенсорная сфера (ощущения, восприятия), как правило, оказывается очень нарушенной. Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. При умственном недоразвитии оказывается дефектным восприятие: нарушение обобщенности и замедленный темп. Отмечается узость объема и трудности восприятия пространства и времени. Восприятие неразрывно связано с мышлением. Все функции мышления недостаточно сформированы у детей с нарушениями интеллектуального развития и имеют своеобразные черты. У детей с нарушениями интеллектуального развития страдает внимание: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость, сужение объема. Сильно страдает непроизвольное внимание. Произвольное – нецеленаправленно.
Особенности восприятия и осмысления неразрывно связаны с особенностями памяти. У детей с нарушениями интеллекта процессы запоминания, сохранения и воспроизведения имеют специфические особенности. Память у данных детей характеризуется сужением объема, замедленным темпом, недостаточной осмысленностью и последовательностью.
Детям, имеющим нарушения интеллектуального развития свойственно нарушение эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
Таблица 1
Коррекционно – развивающие задачи для обучающихся
на 2019– 2020 учебный год
Класс | Ф.И обучающегося | Учебно – коррекционная | Коррекционно – воспитательная | Коррекционно – развивающая |
5а | ||||
1 | Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана | Способствовать формированию уменияработать в малых группах | Коррекция восприятия пространственных представлений | |
2 | Способствовать формированиюумения понимать и принимать пошаговую инструкцию педагога | Коррекция умения аккуратно оформлять записи в тетради | Коррекция восприятия пространственных представлений | |
3 | Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана | Способствовать формированию уменияработать в малых группах | Коррекция восприятия пространственных представлений | |
4 | Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана | Сформировать умение удерживать инструкцию учителя и доводить начатое дело до конца | Коррекция пространственных представлений | |
6а | ||||
1 | Способствовать формированию умения отвечать на вопросы по прочитанному | Сформировать умение выполнять правила поведения на уроке, перемене | Коррекция пространственных представлений. | |
2 | Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана | Сформировать умение выполнять организационные действия по рекомендации учителя с направляющей помощью учителя. | Сформировать умение работать в малой группе. | |
3 | Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана | Коррекция взаимоотношений со сверстниками | Коррекция умения устанавливать логические связи |
- Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы
Таблица 2
Ожидаемые результаты на конец учебного года
Категория обучающихся | Класс | Ожидаемые результаты обучающихся |
С легкой умственной отсталостью | 5а | должны уметь: - анализировать, сравнивать и обобщать при помощи педагога; -классифицировать предметы, числа понятия по заданному основанию; - находить логические ошибки; - запоминать и хранить в памяти несложные инструкции; - переключиться с одного действия на другое |
6а | должны уметь: - делать простейшие обобщения и умозаключения как с помощью педагога, так и самостоятельно; - классифицировать предметы по их существенным признакам с помощью наводящих вопросов; - находить логические ошибки и устранять их с помощью педагога; - запоминать и хранить в памяти более сложные инструкции; - составлять план своей деятельности. |
- Сведения о создании условий для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья представлены в таблице:
Таблица 3
№ п./п | Нозологии | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1 | Обучающиеся с легкой умственной отсталостью |
|
2 | Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением зрения |
|
- Содержательный раздел
Программа включает в себя 6 разделов, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии учебных навыков по предметам и соответствуют элементам программного материала.
№1. Диагностика. На этом этапе осуществляется обследование развития базовых учебных действий с использованием различного диагностического инструментария, осуществляется знакомство с обучающимися, определение основных проблем развития и путей решения этих проблем.
№2. Развитие графических навыков. Ведется работа по коррекции почерка посредством развития каллиграфических навыков и мелкой моторики. Данный модуль посвящён развитию учебных навыков через корригирование зрительной памяти, внимания, формирование пространственных представлений и графических умений.
№3. Развитие учебных действий посредством изучения программного материала по письму и развитию речи. В процессе работы с программным грамматическим материалом развиваются фонематический слух, восприятие и мыслительная деятельность, память, внимание и речь. Упражнения и задания носят коррекционный характер и подобраны с учетом возрастных особенностей и уровнем развития обучающихся данного класса.
№4. Развитие учебных действий посредством изучения программного материала по чтению и развитию речи. Обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности.
№5. Развитие учебных действий посредством изучения программного материала по математике. Развитие математических знаний и умений в объеме программы. Через призму математических заданий происходит развитие мыслительной деятельности и познавательной активности, внимания и самоконтроля.
№ 6. Мониторинг развития базовых учебных действий. Проводится повторное тестирование обучающихся и сравнение результатов. Определяется эффективность коррекционной работы.
Структура занятия.
1.Организационный момент. Эмоционально-психологический настрой.
2. Введение в деятельность. Активизация мозговой деятельности.
3. Основная часть. Коррекционные упражнения и задания.
4. Итог. Рефлексия
2.1. Содержание занятий с обучающимися с легкой степенью отсталостью
представлено в таблице:
Таблица 4
№ п/п | Раздел | Формы | БУДы | Коррекционно-развивающая работа |
Личностные: - принятие социальной роли обучающегося;понимание значения собственного учения; -учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно с тем, что еще недостаточно изучено (основы целеполагания); -умение придерживаться заданной последовательности учебно-практических и познавательных действий (основы практического планирования); -умение предвидеть ближайший практический результат учебного действия (основы прогнозирования); -умение выполнять доступные операции для осуществления контроля (пошагового и итогового) за учебным действием; Познавательные: -актуализация, накопление, расширение, уточнение знаний; -освоение и использование элементарных общих понятий, обеспечивающих учебно- познавательную деятельность; | ||||
№1. Диагностика развития базовых учебных действий Приложение 1 | ||||
№2. Развитие графических навыков | ||||
1 | Ориентирование на листе бумаги и в пространстве | Упражнение «Солнышко», упражнения на понимание сторон «право-лево», «верх-низ», «центр», «Круг в круге» | Л К Р П | Развитие пространственных представлений через умение ориентироваться на плоскости листа; посредством закрепления понятий: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. |
2 | Рисование узоров, элементов букв и цифр | «Одновременное рисование» Проведение параллельных линий – вертикальных и наклонных. Графический диктант | Л К Р П | Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения данных учителем узоров, элементов букв и цифр. Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов. |
3 | Коррекция почерка | Работа над формой букв. Графический диктант. Работа в прописях Рисование фигур, букв и цифр в воздухе. | Л К Р П | Формирование каллиграфического навыка путем написания прописных и строчных букв и соединение их в слоги. Развитие зрительной памяти и внимания посредством написания графических диктантов (точечных). |
№3. Развитие учебных действий, посредством изучения программного материала по письму (русский язык) | ||||
1 | Дифференциация букв и звуков речи | Алфавит. «Буква и звук». Упражнения на изменение смысла слов (пруд-прут). | Л К Р П | Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда букв и звуков, расположенных в определённом порядке |
2 | Дифференциация гласных и согласных | Алфавит. Упражнения с глухими и звонкими согласными. Зрительно-орфографический диктант. | Л К Р П | Развитие восприятия и фонематического слуха путём узнавания и выделения гласного и согласного звука |
3 | Составление словосочетаний и предложений | «Дополни предложение словами», «Закончи предложение», цепочки слов. Деформированный текст | Л К Р П | Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов. |
4 | Письмо стихотворений и предложений по памяти | «Найди рифму» «Закончи стихотворение» «Строчки перепутались» | Л К Р П | Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством письма по памяти. |
5 | Составление предложений по сюжетной картинке. | Зрительный диктант по методике И.Т. Федоренко. Подбор подписей к сюжетным рисункам. | Л К Р П | Развитие объема кратковременной и оперативной памяти посредством написания зрительных диктантов |
6 | Работа с текстом. Рассказ по плану (по программе русского языка) | «Составь пункты плана по порядку» «Вставь слово в текст по смыслу» | Л К Р П | Развитие устной и письменной речи через умение составлять предложения из данных вразбивку слов с последующей их записью |
№4. Развитие учебных действий, посредством изучения программного материала по чтению и развитию речи | ||||
1 | Разучивание чистоговорок | Интонационные упражнения «послушай и воспроизведи» | Л К Р П | Работа над развитием правильной дикции посредством громкого четкого произношения ряда звуков, слогов, слов. |
2 | Интонационные упражнения | «Послушай и воспроизведи по памяти» | Л К Р П | Работа над развитием правильной дикции посредством громкого четкого произношения ряда звуков, слогов, слов. Упражнения по развитию голоса. |
3 | Виды предложений | Различение предложений по интонации. Постановка соответствующего знака. | Л К Р П | Развитие эмоциональной сферы посредством интонирования предложения. |
4 | Наблюдения за природой родного края | Экскурсия. Наблюдения за природой. Составление рассказа по увиденному. Сюжетные картины | Л К Р П | Развитие устной диалогической и монологической речи через умение составлять предложения по картинкам природы посредством правильного построения ответа на вопрос учителя. |
5 | Восприятие текста на слух | Воспроизведение прочитанного. Работа над пониманием текста. | Л К Р П | Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение прочитанного текста. |
6 | Устное сочинение по картине | Составление вопросов по картине: «Назови краски картины» «Передний и задний план». Составь словосочетания и предложения по картине | Л К Р П | Развитие зрительного восприятия посредством рассматривания серии связанных единым сюжетом картинок. Развитие способности устанавливать причинно – следственные связи через рассматривание картинок и расположение их в необходимой смысловой последовательности. |
7 | Работа с текстом, стихотворением (по программе чтения) | Интонационные упражнения. Рисование по смыслу прочитанного | Л К Р П | Развитие выразительности чтения посредством соблюдения знаков препинания при чтении |
8 | Работа с текстом, стихотворением (по программе чтения) | «Закончи стихотворение» «Закончи загадку» (добавить последнее слово) | Л К Р П | Развитие восприятия и выразительности речи посредством чтения коротких стихотворений громко, тихо, шёпотом |
9 | Работа с текстом, стихотворением (по программе чтения) | Рисование по сюжету. Чтение коротких текстов. «Придумай окончание рассказа» | Л К Р П | Развитие переключения внимания посредством чтения короткого текста и его иллюстрирования |
№5. Развитие учебных действий, посредством изучения программного материала по математике | ||||
1 | Разряды чисел. Устный счет. Сравнение чисел | Устный счет. «Лишнее число», «Лабиринт», выполнение заданий по учебнику | Л К Р П | Развитие умения дифференцировать разряды чисел. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа |
2 | Умножение и деление чисел | Работа с таблицей умножения. ИКТ | Л К Р П | Развитие быстроты реакции и мыслительной деятельности через решение примеров на умножение и деление. |
3 | Решение примеров на умножение и деление | Устный счет. «Соотнеси число с картинкой» «Шифровка» | Л К Р П | Развитие умения дифференцировать примеры. Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры |
4 | Решение примеров в два действия | Решение примеров. «Найди закономерность» | Л К Р П | Развивать активность мыслительной деятельности через решение примеров в два действия. |
5 | Решение примеров в три действия | «Найди дату», «математическая цепочка» | Л К Р П | Развивать мышление через умение применять правило о переместительном свойстве сложения на практике. |
6 | Решение задач на сложение и вычитание | Задачи на внимательность. «Математическое лото» «Составь задачу по картинке» | Л К Р П | Развитие воображения, мышления посредством решения простых задач на сложение и вычитание. Развитие речи, воображения, мышления через составление задач по картинке и их решение. |
7 | Решение задач с одним неизвестным | «Обратная задача» Решение задач по таблице Составление схемы по смыслу задачи. | Л К Р П | Развитие зрительного восприятия и мышления через заполнение пробелов в таблицах. Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя |
8 | Геометрические фигуры | Танграм. «Составь рисунок из фигур» «Сосчитай углы» «Сосчитай фигуры» Графический диктант Логический квадрат | Л К Р П | Увеличение объёма зрительного восприятия в процессе использования геометрических фигур способом наращивания. Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов |
9 | Занимательная математика | Занимательные задачи. Задачи-шутки. Математический квадрат Математическая викторина | Л К Р П | Развитие логического мышления посредством решения логических задач. Развитие логического мышления посредством решения логических примеров (математический квадрат). |
№ 6. Мониторинг развития базовых учебных действий |
2.2. Календарно-тематическое планирование
2.2.1. Календарно-тематическое планирование занятий обучающихся 5 А класса:
(26ч, 2 ч в неделю: понедельник, среда)
№ | Тема | Кол час | Дата проведения |
III четверть (10 занятий) | |||
1 | Сравнение чисел | 1 | |
2 | Сравнение чисел | 1 | |
3 | Умножение и деление чисел | 1 | |
4 | Умножение и деление чисел | 1 | |
5 | Решение примеров на умножение и деление | 1 | |
6 | Решение примеров на умножение и деление | 1 | |
7 | Решение примеров на умножение и деление | 1 | |
8 | Решение примеров на умножение и деление | 1 | |
9 | Работа с календарем. Времена года. | 1 | |
10 | Работа с календарем. Времена года. | 1 | |
IV четверть (16 занятий) | |||
1 | Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). | 1 | |
2 | Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). | 1 | |
3 | Определение времени | 1 | |
4 | Определение времени | 1 | |
5 | Решение задач на сложение и вычитание | 1 | |
6 | Решение задач на сложение и вычитание | 1 | |
7 | Решение задач на сложение и вычитание | 1 | |
8 | Геометрические фигуры | 1 | |
9 | Геометрические фигуры | 1 | |
10 | Задачи на построение | 1 | |
11 | Задачи на построение | 1 | |
12 | Словарный диктант | 1 | |
13 | Орфографический диктант | 1 | |
14 | Грамматическое задание | 1 | |
15 | Диагностика | 1 | |
16 | Диагностика | 1 |
2.2.2. Календарно-тематическое планирование занятий обучающихся 6 А класса:
(24 ч, 2 ч в неделю: четверг, пятница)
№ | Тема | Кол час | Дата проведения |
III четверть (8 занятий) | |||
1 | Устный счет. | 1 | |
2 | Сравнение чисел | 1 | |
3 | Сравнение чисел | 1 | |
4 | Умножение и деление чисел | 1 | |
5 | Умножение и деление чисел | 1 | |
6 | Решение примеров на умножение и деление | 1 | |
7 | Решение примеров на умножение и деление | 1 | |
8 | Решение примеров на умножение и деление | 1 | |
IV четверть (16 занятий) | |||
1 | Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). | 1 | |
2 | Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). | 1 | |
3 | Определение времени | 1 | |
4 | Определение времени | 1 | |
5 | Решение задач на сложение и вычитание | 1 | |
6 | Решение задач на сложение и вычитание | 1 | |
7 | Решение задач на сложение и вычитание | 1 | |
8 | Геометрические фигуры | 1 | |
9 | Геометрические фигуры | 1 | |
10 | Задачи на построение | 1 | |
11 | Задачи на построение | 1 | |
12 | Словарный диктант | 1 | |
13 | Орфографический диктант | 1 | |
14 | Грамматическое задание | 1 | |
15 | Диагностика | 1 | |
16 | Диагностика | 1 |
- Приложения к программе
3.1. Диагностический инструментарий
При обследовании детей необходимо ознакомиться с соответствующей медицинской и педагогической документацией.
Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. В процессе диагностики следует обращать внимание на ряд общих моментов.
Понимание инструкции и цели задания. Перед предъявлением ребенку любого задания дается инструкция. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная, письменная.
Характер деятельности при выполнении заданий. Нужно установить, выполняет ли ребенок задание с интересом или формально и обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Важно выяснить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа. Недостатки могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения. Необходимо обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Дети с нарушениями интеллекта действуют шаблонно или неадекватным образом.
Важно выявить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность. Нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость.
Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной задачи.
Общая эмоциональная реакция на факт обследования. Безразличное отношение к факту обследования встречается очень часто. Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию.
.
Практический диагностический материал
Для исследования внимания.
- Бланки «Корректурных проб».
- Таблицы Шульте.
- Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.
Для исследования восприятия.
- Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения.
- Доски Сегена разных вариантов сложности.
- Кубики Коса.
- Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать
- Набор предметных картинок, разрезанных на несколько частей.
- Картинки для определения правой и левой сторон, понятия «верх» и «низ», «посередине».
Для исследования мышления.
- Таблицы с изображением предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам.
- Таблицы с заданиями на исключение понятия.
- Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.
- Бланки к методике «Выделение существенных признаков».
- Бланки к методике «Простые аналогии», «Сложные аналогии».
- Таблицы с пословицами и поговорками.
- Сюжетные картинки для сравнения. Таблицы с заданиями на сравнение слов-понятий.
- Набор сюжетных картинок разной степени сложности.
- Таблицы с текстами разной сложности.
- Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.
- Таблицы с загадками.
- Бланки со словами для исследования ассоциаций.
Для исследования памяти.
- Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания.
- Бланки к методике для запоминания 10 слов.
- Картинки для запоминания слов с изображением предметов.
- Бланки с текстами для воспроизведения.
Познавательные процессы. Восприятие.
Исследуются процессы:
- Зрительно-предметного восприятия:
- Узнавание предметов и изображений предметов на картинке.
- Узнавание «зашумленных» предметных картинок.
- Узнавание символических изображений, геометрических фигур, букв.
- Узнавание цвета.
- Узнавание пальцев рук.
Познавательные процессы. Память.
Здесь исследуются общая и специальные виды памяти: зрительная, слухоречевая, двигательная, зрительно-предметная память.
Познавательные процессы. Внимание.
Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания.
Речь и речевые процессы. Речь должна быть обследована тщательно. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного восприятия и восприятия образов. Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств – жестов, мимики, интонации педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи – повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам, ответы на вопросы, пересказ сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов).
3.2. Дефектологическое представление
ФИО ребенка____________________________________________________________________________
Возраст ___________________________________________________________________________________
Особенности эмоционально-волевой сферы (контактность, преобладающий фон настроения, способность к регуляции поведения и соблюдению предъявляемых требований, произвольность, проявления негативизма, реакция на неуспех/похвалу, наличие аффективных реакций и др.) __________________________________________________________________________________
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация____________________________
Учебная деятельность
Общая характеристика учебной деятельностии работоспособность
понимание инструкции (понимает сразу, после повтора, после разъяснения, не понимает и др.)_________________________________________________________________________________
целенаправленность___________________________________________________________________
неравномерность деятельности, импульсивность/инертность______________________________________
способность к волевому усилию при возникновении трудностей ___________________________________
потребность в помощи (стимулирующая/организующая/направляющая/обучающая помощь)_____________________________________________________________________________
способность переноса на аналогичные задания __________________________________________________
уровень познавательной активности___________________________________________________________
общий темп и продуктивность деятельности___________________________________________________
отношение к результатам деятельности_________________________________________________________
Сформированность учебных навыков в соответствии с программными требованиями:
Математика:
- сформированность понятий числа, числовой последовательности_______________________
- вычислительный навык__________________________________________________________
- навык решения задач_____________________________________________________________
- характерные ошибки_____________________________________________________________
Русский язык:
- навык каллиграфического письма__________________________________________________
- навык орфографического письма под диктовку______________________________________
- списывание текста_______________________________________________________________
- выполнение грамматических заданий_______________________________________________
- характерные ошибки_____________________________________________________________
Чтение:
- темп чтения____________________________________________________________________
- способ чтения__________________________________________________________________
- понимание прочитанного_________________________________________________________
- выделение главной мысли простого/сложного текста (самостоятельно, с помощью) _______
- характерные ошибки_____________________________________________________________
Заключениеучителя-дефектолога (соответствие интеллектуального уровня к возрастной норме)
«______» ________________20______г. Подпись:___________/расшифровка
3.3. Сформированность регулятивных и познавательных базовых учебных действий
1. Методика «Выкладывание узора из кубиков»
Описание задания: ребенку предлагается выложить фигуру из 4 и 9 конструктивных элементов по образцу. Для этого ему даются 16 квадратов. Каждая сторона квадрата может быть раскрашена вкрасный, белый и красно-белый (по диагонали квадрата) цвета. (Конструктивный элемент не совпадает с перцептивным элементом.)
Критерии и уровни оценивания: функциональный анализ направлен на оценивание ориентировочной, контрольной и исполнительной частей действия (П.Я. Гальперин, 2002).
В ориентировочной части оцениваются:
1) наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли его с образцом), уровень которой определяется по следующим показателям:
I уровень – отсутствует ориентация на образец.
II уровень – соотнесение носит неорганизованный эпизодический характер, нет систематического соотнесения.
III уровень – началу выполнения действия предшествует тщательный анализ, и соотнесение осуществляется на протяжении выполнения задания.
2) характер ориентировки, оценивается по следующим уровням:
I уровень – развернутая с опорой на предмет – хаотическая.
II уровень – в отдельных частях развернута, в отдельных – свернута; ребенку не всегда удается организовать ориентировку.
III уровень – свернутая ориентировка – организованная.
3) уровни предвосхищения промежуточного результата:
I уровень – предвосхищения нет;
II уровень – в отдельных операциях;
III уровень – предвосхищение есть;
4) уровни предвосхищения конченого результата:
I уровень – предвосхищения нет;
II уровень – возникает к концу действия;
II уровень – предвосхищение конечного результата есть.
В исполнительной части оцениваются:
5) степень произвольности:
I уровень – хаотичные пробы и ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия;
II уровень – опора на план и средства, но не всегда адекватная, есть импульсивные реакции;
III уровень – произвольное выполнение действия в соответствии с планом.
В контрольной части оцениваются:
6.1. Степень произвольности контроля:
I уровень – хаотичный;
II уровень – эпизодический;
III уровень – в соответствии с планом контроля.
6.2. Наличие средств контроля и характер их использования:
I уровень – средств контроля нет;
II уровень – средства есть, но неэффективные;
III уровень – средства есть, применяются адекватно.
Структурный анализ основан на следующих критериях:
1. Принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней). Уровни выполнения этого действия:
I уровень – задача не принята, принята неадекватно; не сохранена;
II уровень – задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса к заданию, желания выполнить), после безуспешных попыток ребенок теряет к ней интерес;
III уровень – задача принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена.
2. Планирования, регламентирующее пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями, оценивается по следующим уровням:
I уровень – нет планирования;
II уровень – план есть, но не совсем адекватный или неадекватно используется;
III уровень – план есть, адекватно используется.
3. Контроль и коррекция:
I уровень – нет контроля и коррекции, контроль только по результату и ошибочен;
II уровень – есть адекватный контроль по результату, эпизодический предвосхищающий, коррекция запаздывающая, не всегда адекватная;
III уровень – адекватный контроль по результату, эпизодический по способу, коррекция иногда запаздывающая, но адекватная.
4. Оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче):
I уровень – оценка либо отсутствует, либо ошибочна;
II уровень – оценивается только достижение/не достижение результата, причины не всегда называются, часто называются неадекватно;
III уровень – адекватная оценка результата, эпизодически — меры приближения к цели, называются причины, но не всегда адекватно.
5. Отношение к успеху и неудаче:
I уровень – парадоксальная реакция либо реакция отсутствует;
II уровень – адекватная – на успех, неадекватная — на неудачу;
III уровень – адекватная – на успех и неудачу.
Для оценки сформированности познавательных действий мы использовали методику «Исключение четвертого лишнего предмета» и задание на сравнение (У.В. Ульенкова), направленные на изучение структуры логического мышления как мыслительной деятельности в единстве ее компонентов: операционального, мотивационного (наличие и стойкость интереса к заданию), динамического (работоспособность в течение выполнения задания, характер деятельности) и регулятивного (степень полноты принятия задания, самостоятельность выполнения задания, особенности регуляции деятельности).
2. Методика «Четвертый лишний»
Ребенку показывают карточки, заранее расположенные в порядке возрастающей трудности.
Инструкция дается на примере одной, самой легкой карточки. Ребенку говорят: «Вот здесь на каждой карточке изображено по четыре предмета. Три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Ты должен сказать, какой предмет не подходит (или какой надо исключить) и как можно назвать остальные три». Далее экспериментатор разбирает с ребенком первую карточку: вместе с ним дает обозначение трем обобщаемым предметам и объяснение тому, почему следует исключить четвертый предмет. Против номера карточки в протоколе записывается название предмета, который ребенок считает нужным исключить, а в соседнем столбце — его объяснения и то слово, которым он назвал остальные три предмета. Если ответ ребенка неправилен, и экспериментатор вынужден задать наводящий вопрос, то записывается и вопрос экспериментатора, и ответ ребенка.
Ребенок должен синтезировать, т. е. найти обобщающее понятие для трех предметов из четырех изображенных, и исключить, т. е. выделить один, четвертый, не соответствующий общему понятию.
3. Методика «Сравнение понятий».
Методика применяется для исследования особенностей анализа и синтеза.
Экспериментатор заготавливает 6 – 7 пар слов, обозначающих подлежащие сравнению понятия. Задача состоит в том, чтобы сравнить понятия, входящие в соответствующие пары. Ниже представлены примеры пар слов-понятий, были использованы в эксперименте «сравнение понятий»:
1. Корова – лощадь. 2. Лыжи – коньки. 3. Трамвай – автобус. 4 Озеро – река. 5. Река – птица. | 6 Дождь – снег. 7. Поезд – самолет. 8 Ось – оса 9. Обман – ошибка. 10. Яблоко – вишня. |
В ходе проведения эксперимента ребенка просят ответить на вопросы о том, чем отличаются слова, представленные в парах. Все его ответы записываются. Экспериментатор выяснял у ребенка сначала, в чем сходство понятий, а затем в чем различие. Если ребенку не сразу была понятна задача, экспериментатор помогал ему сравнить слова в паре.
При оценке ответов учитывалось, удается ли детям выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделить эти признаки свидетельствовало о низком уровне обобщений.
Кроме того, обращалось внимание на то, выдерживает ли больной заданный ему план сравнения, или его мысль оказывается лишенной логической последовательности, отмечались персеверации. Учитывалось также изменение продуктивности процесса сравнения слов по мере их предъявления, что характеризовало уровень работоспособности.
Для оценки пространственных и временных представлений использовались диагностические пробы адаптированной Л.С. Цветковой к детскому возрасту методики нейропсихологического обследования «Проба Хэда» и «Слепые часы».
4. Методика «Проба Хэда».
Процедура проведения: экспериментатор и ребенок сидят напротив друг друга. Ребенку дается следующая инструкция: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой».
5. Проба «Слепые часы»
Процедура проведения: экспериментатор закрывает эталонный циферблат и просит ребенка сказать, сколько времени показывают стрелки на «слепых часах». При выраженных затруднениях эталон открывается для сравнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционных дефектологических занятий с детьми в классах VIII вида.
Дефектологическая программа составлена для учащихся 1-7 классов с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом F–70 , F–71. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направлен...
Конспект группового коррекционного (дефектологического) занятия по теме "Использование поисковой деятельности как мотивации для развития основных свойств внимания"
Конспект группового коррекционного (дефектологического) урока разработан для дефектологов, работающих с детьми с задержкой психического развития. Урок проводится с учениками 3 класса. Количество...
Конспект дефектологического занятия "Вчера, сегодня, завтра"
Конспект дефектологического занятия для ребенка 7 летЦель - формировать временные представления...
Коррекционное (дефектологическое) занятие в 3 классе Тема занятия: Развитие пространственной ориентировки и объяснительной речи.
Цели занятия: Познакомить с новыми предметами и соотносить их с ситуацией, по возможности называть их, отвечать на вопросы.Задачи: 1.Коррекционно-обучающие:развивать пространственную ориентировк...
Коррекционный курс индивидуальных коррекционных занятий. курс «Дефектологические занятия»
Программа составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответствии с требованиями ...
Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)
Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...