Коррекционное (дефектологическое) занятие в 3 классе Тема занятия: Развитие пространственной ориентировки и объяснительной речи.
план-конспект
Цели занятия: Познакомить с новыми предметами и соотносить их с ситуацией, по возможности называть их, отвечать на вопросы.
Задачи:
1.Коррекционно-обучающие:
развивать пространственную ориентировку, объяснительную речь, психические процессы ;оценивать себя и свою деятельность.
2. Коррекционно-развивающие:
развивать мелкую и крупную моторик, мускулатуру пальцев рук, графо-моторных навыков; способствовать формированию внимания, мышления, наблюдательности, пониманию речи, восприятия, лексико-грамматического строя речи, элементарно-математических представлений.
3. Коррекционно-воспитательные:
способствовать воспитанию сознательного отношения к занятию, выполнять упражнения, приводить свое рабочее место в порядок; прививать навыки культуры общения на занятии; воспитывать любовь к животным, окружающим.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: занятие с использованием презентации.
Используемые методы обучения: индивидуальный, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, игровой, метод музыкотерапия ,метод пиктограмм.
Способы контроля: в форме устного опроса учителем, во время выполнения практической работы взаимоконтроль.
Оборудование: цепочки различного вида, геометрические фигуры, фломастеры, карандаши, карточки, игрушки, занимательные игры, вазочка широкая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_prostranstvennoy_orientirovki_i_obyasnitelnoy_rechi.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Подгрупповое коррекционное (дефектологическое) занятие в 3 классе
Тема занятия: Развитие пространственной ориентировки и объяснительной речи.
Цели занятия: Познакомить с новыми предметами и соотносить их с ситуацией, по возможности называть их, отвечать на вопросы.
Задачи:
1.Коррекционно-обучающие:
развивать пространственную ориентировку, объяснительную речь, психические процессы ;оценивать себя и свою деятельность.
2. Коррекционно-развивающие:
развивать мелкую и крупную моторик, мускулатуру пальцев рук, графо-моторных навыков; способствовать формированию внимания, мышления, наблюдательности, пониманию речи, восприятия, лексико-грамматического строя речи, элементарно-математических представлений.
3. Коррекционно-воспитательные:
способствовать воспитанию сознательного отношения к занятию, выполнять упражнения, приводить свое рабочее место в порядок; прививать навыки культуры общения на занятии; воспитывать любовь к животным, окружающим.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: занятие с использованием презентации.
Используемые методы обучения: индивидуальный, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, игровой, метод музыкотерапия ,метод пиктограмм.
Способы контроля: в форме устного опроса учителем, во время выполнения практической работы взаимоконтроль.
Оборудование: цепочки различного вида, геометрические фигуры, фломастеры, карандаши, карточки, игрушки, занимательные игры, вазочка широкая.
План занятия:
1. Организационный момент.
2.Повторение пройденного материала.
2. 1.Дид.игра. «Трубочка»(развитие мелкой моторики и мускулатуры рук).
2. 2.Артикуляционная гимнастика(метод пиктограмм).
2.3.Графический диктант (закрепление упражнений на внимание и пространственной ориентировки).
2.4.Взаимопроверка(работа в парах).
3.Изучение нового материала.
3.1.Сообщение темы.
3.2. Знакомство с видами цепочек(развитие лексико-грамматического строя речи, согласование им.существительного с им.прилагательным ,развитие тактильно-двигательного восприятия).
4.Практическая работа.
4.1.Дид.упражнение «Найди закономерность»(развитие мышления).
4.2.Кинезеологическое упражнение «Цепочка»(с речевым сопровождением).
5.Фронтальная работа. Анализ звена цепочки.
6.Самостоятельная работа (развитие пространственной ориентировки, отработка понятий: справа, слева. Индивидуальная работа со 2-ой гр .уч-ся.
7.Динамическая пауза(с музыкальным сопровождением).
8..Итог занятия, анализ работы детей.
8. 1.Опрос уч-ся по теме занятия.
8.2.Игра малоподвижная «Цепочка» (развитие пространственной ориентировки ,отработка значения предлогов: за, перед, между, после).
8.3.«Сюрприз» Дид. упраж. «Отгадай слово». Методика таблицы «Шульте» (развитие внимания).
8.4.Домашнее задание.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Я хочу предложить вам отгадать загадку.
Показ слайда.1.Загадка.
Ученик: С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком (собачка).
2.Повторение пройденного материала.
Учитель: Сегодня с нами на занятии будет гость, вот эта собачка (демонстрация игрушки собачки).Давайте дадим ей кличку .
2.1.Дид.игра «Трубочка» .
Мы проведём сейчас с вами игру. Вы напишите на листочках любимую кличку собаки. Свернёте листик трубочкой, при помощи карандаша, а наши гости выберут одну кличку.
Кто напомнит правило, как пишутся имена людей и клички животных?
Ученик : (говорит полный ответ).
Учитель: Итак, нашу собачку мы назовём «Найда»
2.2.Артикуляционная гимнастика (метод пиктограмм)
Учитель: Ребята, а давайте покажем Найде, как наш язычок может изображать животных. Показ пиктограмм: «Лягушка», «Слоник», «Киска сердится», «Упрямый ослик».
2.3.Графический диктант (слуховой).
Учитель: Найде очень понравилось, как работали ваши язычки и сейчас она обращается к вам за помощью найти её дом. Давайте с помощью графического диктанта поможем Найде найти его.
Графический диктант (работа у доски и сам. работа по карточкам № 1).
1-от заданной точки откладываем две клетки вверх;
2- одна клетка влево;
3- две клетки вверх;
4- три клетки влево;
5- две клетки вверх;
6- одна клетка влево;
7-одна клетка вверх;
8-две клетки влево.
-А сейчас ваши пути разойдутся, каждый пойдет дорогой своего цвета, посмотрим кто быстрее найдет для Найды дом. Но сначала уточним как называется дом Найды?
Показ слайда 2. Показ будки, конуры.
Дети: будка, конура.(Словарь: будка, конура).
Учитель: 1-й ряд -ищет конуру синего цвета; 2-й ряд -ищет конуру зелёного цвета.(Предлагаю карточки и карандаши. Карточка №1-усложнённое задание. (Дифференцированный подход) ) Дети на листах бумаги выполняют цветовой лабиринт.
2.4.Взаимопроверка(работа в парах).
Учитель:- А сейчас проверьте, правильно ли вы выполнили маршрут Найды, поменяйтесь листами (взаимопроверка ).Дети проверяют работы друг у друга.
- Если задание выполнено не верно, помоги другу исправить ошибку (работа в парах).
3. Изучение нового материала
3.1.Сообщение темы занятия.
Учитель: Сегодня на занятии мы познакомимся с различными видами цепочек и научимся их собирать .
3.2. Знакомство с видами цепочек.
Учитель: А сейчас мы для нашей гостьи сделаем подарок ,чтоб она не терялась, мы подарим ей красивую цепочку. Но сначала мы вспомним ,какие же бывают цепочки.
Показ слайда.3.(Цепочки )
Учитель : Какие бывают цепи?
Дети рассматривают цепочки и называют их .
Дети : велосипедная , якорная, золотая; пластмассовая.
Раздаю учащимся предметные цепочки(тактильно-двигательное восприятие).Составление сочетаний с использованием вопроса (какая?)
Учитель: 1.Цепь из металла - металлическая.
2.Цепь из пластмассы - пластмассовая.
3.Цепь из бумаги – бумажная.
4.Цепь из золота – золотая, серебра – серебренная.
4. Практическая работа.
Учитель : На какие геометрические фигуры похоже звено цепочки? (выбрать из геометрических фигур нужные: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Показ слайда.4.(Геометрические фигуры).
Учитель:- А сейчас задание по карточкам №2.
4.1.Дид.упр. «Найди закономерность»
Учитель: Вставь в пустой квадрат нужную фигуру.
Дети выбирают нужную фигуру , оказывается индивидуальная помощь при необходимости тем, кто не справляется.
4.1.Кинезеологическое упражнение «Цепочка» (с речевым сопровождением).
Учитель: - Мы цепочку собираем, свои пальцы упражняем, чтоб внимательными стать, чтобы ум свой развивать.
- А для чего нужна пальчиковая гимнастика ?
Дети: -Тренировать свой ум,
-развивать память, внимание,
-хорошо и правильно писать, считать, читать
5. Фронтальная работа. Анализ звена цепочек
На столах конверты с раздаточным материалом.
Учитель: Перед вами звенья цепочки. На какие геометрические фигуры они похожи?
Дети: На прямоугольник , овал.
Учитель: Что вы знаете об овале? прямоугольнике?
Дети: У прямоугольника четыре угла и две равные стороны, а у овала нет углов.
Учитель: Чем похожи звенья ? (форма, размер, стороны, толщина)
Дети: Одинаковой формы, величины, материала (картонные).
Учитель: Какого цвета звенья?
Дети: Разноцветные- красные, синие, зелёные, жёлтые.
Учитель: Чем отличаются звенья?
Дети: По цвету.
6.Самостоятельная работа.
Задание (отработка понятий ,значение предлогов: «за», «перед», «после», «между»)
Учитель : Положите перед собой (в линию):
- два красных звена; с лева от них два зеленых звена; справа от красных два жёлтых; между красными и зелеными звеньями два синих. Проверим последовательность звеньев. Она не должна нарушаться.
Слева на право: 2-зелёных; 2-синих; 2-красных; 2-жёлтых;
Прямоугольник, овал и т.д.
А сейчас соедините последовательно звенья в цепочку .
Учащиеся выполняют задание (последовательность соединения звеньев)
Индивидуальная работа со 2-й подгруппой уч-ся.
Учитель :Давайте все встанем и подойдём к Найде со своими цепочками. Найда выберет себе одну, а остальные подарит друзьям.
7.Динамическая пауза (с музыкальным сопровождением). Малоподвижная игра.
Дети выстраиваются в линию .Руки на поясе, перекрещенные с руками соседа между своей, образуя цепочку. Водящий отгадывает, какое звено цепочки выпало или поменялось местами.
8.Итог занятия.
8.1.Опрос учащихся по теме занятия.
Учитель: Ребята, вам понравилось занятие? С какими видами цепочек вы познакомились? Какой формы бывают звенья цепочек? Цвета? Размера?
8.2.Игра «Цепочка».
Учитель: Мы сейчас с вами превратимся в звенья цепочки (раздаю уч-ся геометрические фигуры: прямоугольники и овалы разных цветов).
Задание: 1-выйдет звено зелёное формы овала;
2-за ним встанет звено синее формы прямоугольника;
3-перед ним встанет звено красное формы овала;
4-между зелёным и красным овалами жёлтый прямоугольник;
5-между синим прям., и зелёным овалом жёлтый овал;
6-перед красным овалом зелёный прямоугольник;
7-замыкает цепочку красный прямоугольник;
Соедините звенья в цепочку.
8.3.Сюрприз. Дид. игра «Отгадай слово» (цифровая таблица).
Учитель: Найда предлагает вам расшифровать слово – сюрприз (выполняется по цепочке). Назови цифры в порядке возрастания, открепляя букву под цифрой и составляя слово.
-Вы правильно отгадали слово. Это конфеты! Угощайтесь!
8.3.Домашнее задание.
Учитель: Ребята, а какой праздник приближается?
Дети: Новый год!
Учитель: Вам нужно сконструировать бумажную цепочку для Новогодней ёлки .Занятие закончилось. Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по развитию пространственной ориентировки у детей с нарушениями речи
Воспитание и обучение детей с нарушениями речи, предполагает проведение коррекционной работы. Определённое место в системе коррекционного обучения занимает формирование восприятия пространства и навык...
Развитие пространственной ориентировки
Игровые упражнения...
Развитие пространственной ориентировки у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
В данном документе представлена методическая разработка по развитию пространственной ориентировки у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности, такими как...
Коррекционное занятие по развитию пространственной ориентировки для детей подготовительной группы"Путешествие в Мультляндию"
Цельформирование умнения осматривать расчлененную орнаментальную форму, выделять ее части , воссоздавать простанственное расположение , зрительного анализа цветовых сочет...
Развитие пространственной ориентировки
Рисуем по клеточкам...
Конспект и самоанализ коррекционно-развивающего занятия 3 класс Тема: Развитие внимания и памяти.
Цель занятия: Развить у учащихся память и внимание (посредством выполнения индивидуальных и групповых заданий).Образовательная:помочь учащимся получить представление о памяти, внимании и наблюдательно...
мастер класс для воспитателей "Игра девять клеток" для развития пространственной ориентировки у дошкольников"
Материал содержит практические советы по проведению дидактической игры, способствующей развитию пространственной ориентировки дошкольников....