Рабочая программа по "ОСЖ" для детей 8 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)
рабочая программа (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_oszh_8_klass.docx | 30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №65
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании МО ____.____. 2020 г. Директор ГКОУ СКШИ № 65
Председатель МО ___________ ________________
\___________________________\ ______.______________ 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ:
«Основы социальной жизни»
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
8 класс
(6 год обучения).
Соловая М.Е.
2020 год
Пояснительная записка
С учетом индивидуальных особенностей обучения и состояния здоровья, программа разработана на основе примерной АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.3
Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета.
В соответствии с АООП для детей с интеллектуальными нарушениями предполагается формирование у обучающихся с глухотой и другими нарушениями в развитии жизненной компетенции, целенаправленное формирование речи, расширение жизненного опыта.
Целью изучения предмета «Основы социальной жизни» является практическая подготовка обучающихся с нарушениями слуха и интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни и деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:
― расширение кругозора обучающейся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения.
― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.
При реализации рабочей программы предусматривается также решение следующих задач:
― овладение обучающейся учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
― достижение планируемых результатов освоения учебной программы с учетом особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса.
Выбор содержания программного материала обоснован индивидуальными особенностями обучающейся, имеющей помимо снижения слуха еще и другие нарушения в развитии. Это определяет и темп усвоения учебного материала, и особенности его усвоения и использования. Форма обучения -индивидуально с учителем в условиях школы.
Школу посещает нерегулярно, много пропусков по болезни. Интерес к учебным занятиям на момент уроков присутствует не всегда: бывает не в настроении или неважно себя чувствует. Интересуется событиями, происходящими в окружающем мире только в пределах своих интересов. Свое мнение выражается только по бытовым ситуациям, в учебной деятельности собственного отношения не высказывает . Внимание недостаточно устойчивое. Объем памяти не соответствует возрасту. Работоспособность зависит от состояния здоровья. Темп обучения неравномерный. Периодически плохое самочувствие, быстрая утомляемость, медленный темп усвоения и закрепления учебного материала. Устная речь не сформирована, несмотря на хорошее запоминание отдельных слов. Понимание слов требует постоянной проработки, повторения. Темп обучения невысокий, так как требуется время на осмысление учебного материала, предъявление его в небольшом объеме, многократная проработка и повторение изученного.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» в 8 классе включает разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь».
Изучение предмета направлено на развитие навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и расширение жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности. В ходе обучения усваиваются морально-этические нормы поведения, навыки общения с людьми в разных ситуациях. Формируется понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии обучающейся, обсуждаются вопросы сохранения и укрепления здоровья, семейных отношений.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» входит в предметную область «Человек общество» учебного плана для обучающейся в 1 классе по ИУП. Общее количество часов в неделю – 1 час в неделю, 34 часа в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Личностные результаты включают овладение обучающейся социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов ориентирована на оценку продвижения учащейся в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Предметные результаты связаны с овладением обучающейся содержанием предметной области и характеризуют достижения в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: адекватно эмоционально реагировать на новые знания, уважительно и бережно относиться к другим людям и результатам их деятельности; активно включаться в максимально доступную социальную деятельность.
Коммуникативные учебные действия заключаются в умении вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды общения для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия формируют умения принимать и сохранять цели и задачи поставленных задач, осуществлять поиск средств их решения; осознанно использовать разные виды инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; формировать готовность к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия предполагают формирование умений дифференцированно воспринимать окружающий мир, использовать доступные логические операции на наглядном материале в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание учебного предмета, курса.
Личная гигиена и здоровье. Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Правила содержания личных вещей. Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека.
Медицинская помощь. Охрана здоровья. Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды врачебной помощи на дому. Вызов врача на дом.
Жилище. Коммунальные удобства в городе и сельской местности. Комнатные растения. Уход за жилищем. Правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Ежедневная уборка. Ведение домашнего хозяйства.
Одежда и обувь. Значение опрятного вида человека. Уход за одеждой. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка.
Питание. Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания с учетом индивидуальных особенностей здоровья. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.
Транспорт. Выбор маршрута проезда. Правила поведения в транспорте.
Средства связи. Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования.
Семья. Родственные отношения в семье. Распределение обязанностей в семье. Семейный досуг. Любимые и нелюбимые занятия в свободное время. Досуг, отдых, планирование семейного бюджета.
Культура поведения дома и в общественных местах.
Торговля: магазины, виды, цены в разных магазинах.
Экстренные службы. Виды, назначение, порядок вызова.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса(на уровень обучения) «Основы социальной жизни»:
В соответствии с состоянием здоровья, индивидуальными возможностями и особенностями обучения:
- формирование представлений о продуктах питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
- представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
- знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
- знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
- представления о различных видах средств связи;
- знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
- составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
- соблюдение правил личной гигиены по уходу за телом, руками, ногами;
- некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | |
1 | «Личная гигиена и здоровье» | 6 | |
2 | «Медицинская помощь» | 4 | |
3 | «Питание» | 4 | |
4 | «Жилище» | 5 | |
5 | «Транспорт» | 3 | |
6 | «Одежда и обувь» | 3 | |
7 | «Культура поведения» | 1 | |
8 | «Семья» | 4 | |
9 | «Средства связи» | 2 | |
10 | «Экстренные службы» | 2 | |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
Личная гигиена | ||
Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. | 1 | |
Правила содержания личных вещей. | 1 | |
Закаливание организма. | 1 | |
Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. | 1 | |
Средства личной гигиены | 1 | |
Уход за руками. Значение ухода за руками. Правила. | 1 | |
Медицинская помощь | ||
Охрана здоровья. | 1 | |
Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. | 1 | |
Виды врачебной помощи на дому. | 1 | |
Вызов врача на дом. | 1 | |
Питание. | ||
Влияние правильного питания на здоровье человека. | 1 | |
Режим питания с учетом индивидуальных особенностей здоровья. | 1 | |
Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. | 1 | |
Продукты полезные и вредные. Диета. | 1 | |
Жилище. | ||
Коммунальные удобства в городе и сельской местности. | 1 | |
Комнатные растения. | 1 | |
Уход за жилищем. | 1 | |
Правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств. | 1 | |
Ежедневная уборка. | 1 | |
Транспорт. | ||
Виды городского транспорта. | 1 | |
Выбор маршрута проезда. | 1 | |
Правила поведения в транспорте. | 1 | |
Одежда и обувь. | ||
Значение опрятного вида человека. | 1 | |
Уход за одеждой. | 1 | |
Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. | 1 | |
Культура поведения. | ||
Культура поведения дома и в общественных местах. | 1 | |
Семья. | ||
Родственные отношения в семье. | 1 | |
Распределение обязанностей в семье. | 1 | |
Семейный досуг. | 1 | |
Любимые и нелюбимые занятия в свободное время. | 1 | |
Средства связи. | ||
Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. | 1 | |
Назначение, особенности использования. | 1 | |
Экстренные службы. | ||
Правила личной безопасности | 1 | |
Экстренные службы. Виды, назначение, порядок вызова. | 1 |
Список литературы:
- В.П.Субчева. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие для 8 класса ОО, реализающих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Москва, Владос, 2017
- С.А.Львова: Социально-бытовая ориентировка для ОУ VII-VIII видов, 5-9 классы. Развернутое тематическое планирование. ФГОС, изд-во Учитель, Волгоград, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы воспитания детей с ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуального нарушения)
рабочие программы...
Рабочая программа по "СБО" для детей 5 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)
Рабочая программа по "СБО" для детей с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)...
Рабочая программа "Профильный труд" для детей 7 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.4)
Рабочая программа "Профильный труд" для детей 7 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.4)...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 2). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в слож...
Рабочая программа по предмету "Математические представления" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Рабочая программа по предмету "Математические представления"...
Рабочая программа по "СБО" для детей 5 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Рабочая программа по "СБО" для детей 5 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)...
Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для детей с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.4)...