Рабочая программа по предмету "Математические представления" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
рабочая программа (6 класс)

Смолкина Елена Александровна

Рабочая программа по предмету "Математические представления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_predstavleniya_3_chasa.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

Телефон: (499)179-66-81 Факс: (499)177-67-66 E-mail: sk65@edu.mos.ru http://schuvc65.mskobr.ru/

ИНН/КПП 7722306978/772201001 ОКАТО 45290590000 ОГРН 1037700227157 ОКТМО 45395000

«Рассмотрено»

на заседании Методического совета

Протокол № ____

«______»______________2021 г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ СКШИ № 65

________________\С.И. Перепелкина\

«______» ______________2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

 «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

6 КЛАСС И/О

 

    Разработчик программы

учитель

Смолкина Е.А.

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования для глухих обучающихся (вариант 1.4) ГКОУ СКШИ №65.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, глухой ребенок нередко попадает в ситуации, требующий от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др. Ребенок не мог овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых ребенок непроизвольно осваивает доступные для него элементы математики, является основным подходом в обучении.

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Умение устанавливать взаимно однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого - либо общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д.

Представления об объемных геометрических телах и плоскостных геометрических фигурах, их свойствах пригодятся ребенку на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, труду. Освоение навыков простейших измерений, умения пользоваться инструментами (мерной кружкой, весами и т.д.) помогут ребенку отмерить нужное количество моющего средства, необходимое для стирки белья, определенное количество крупы для приготовления каши, отмерить ткань для пошива кухонного полотенца.

Рабочая программа составлена в соответствии с психофизическими и индивидуальными возможностями ученика. Обучение по данной программе предполагает определенную дозировку требований, последовательность в отработке содержания обучения, пошаговость в формировании различных умений. В некоторых случаях возможна небольшая корректировка содержания обучения с сохранением основных требования.

Цель:

Овладение обучающегося счетными операциями сложения и вычитания в пределах 20 для решения простых арифметических задач, имеющих практическую значимость.

Задачи:

Образовательные: формировать доступные обучающегося элементарные математические знания, умения и навыки и развивать способность их использования при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Коррекционно-развивающие: использовать процесс обучения математике для коррекции недостатков высших психических функций и повышения уровня общего развития обучающегося.

Воспитательные: формировать положительные качества личности, в частности аккуратность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, любознательность, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

Виды деятельности на уроках:

  • индивидуальная работа (карточки, индивидуальные задания);
  • рассказ;
  • беседа;
  • дидактические игры;
  • практическая деятельность;
  • работа с наглядными пособиями;
  • работа с наглядным материалом.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА:

Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Количественные представления.

Первый десяток. Повторение. Устная и письменная нумерация в пределах 20. Таблица разрядов. Запись последующего и предыдущего числа в пределах 20. Сравнение чисел в пределах 20. Знаки ˃, ˂, =. Сложение в пределах 20 путем присчитывания. Работа со счётами. Решение задач с помощью рисунка на нахождение суммы. Вычитание в пределах 20 путем отсчитывания. Работа со счётами. Решение задач с помощью рисунка на нахождение остатка. Сложение и вычитание круглых десятков в пределах 20. Прибавление и вычитание нуля в пределах 20, получение нуля при вычитании. Сложение в пределах 20 чисел вида 17+2. Вычитание в пределах чисел вида 17-5. Вычитание в пределах 20 чисел вида 17-12. Все виды сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через разряд. Увеличение числа на несколько единиц. Решение задач с помощью рисунка на увеличение на несколько единиц. Уменьшение числа на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Все случаи сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через разряд. Сложение в пределах 20 чисел вида 18 + 2. Сложение в пределах 20 чисел вида 8 + 5. Решение задач с помощью рисунка на нахождение суммы. Решение задач с помощью рисунка на увеличение на несколько единиц. Вычитание в пределах 20 чисел вида 20-8. Вычитание в пределах 20 чисел вида 20-8. Вычитание в пределах 20 чисел вида 20-18. Вычитание в пределах 20 чисел вида 12-8. Все случаи сложения и вычитание с переходом через разряд в пределах 20. Решение задач с помощью рисунка на нахождение остатка. Решение задач с помощью рисунка на уменьшение на несколько единиц. Решение задач с помощью рисунка на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Счёт равными группами по 2. Счёт равными группами по 5. Сравнение чисел в пределах 20. Знаки ˃, ˂, =. Меры стоимости. Копейка. Работа с монетами до 20 коп. Размен по 10 коп. Получение 20 коп. из монет достоинством 5 коп. и 10 коп. Получение 20 коп. из монет различного достоинства 1 коп., 5 коп., 10 коп. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение задач с помощью рисунка на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение задач с помощью рисунка на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Понятия «дороже, дешевле». Решение задач, в условиях которых имеются понятия «дороже, дешевле». Все виды сложения в пределах 20. Все виды сложения в пределах 20. Решение задач с помощью рисунка на нахождение суммы. Все виды вычитания в пределах 20. Решение задач с помощью рисунка на нахождение остатка. Решение примеров в пределах 20 с помощью счетных палочек. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Нумерация в пределах 20. Запись последующего и предыдущего числа в пределах 20. Сравнение чисел в пределах 20. Знаки ˃, ˂, =. Сложение в пределах 20 с переходом через разряд. Вычитание в пределах 20 с переходом через разряд. Решение задач с помощью рисунка на нахождение суммы и остатка. Все случаи сложения и вычитания в пределах 20. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Работа с разменом монет в пределах 20 коп. Решение задач с помощью рисунка на увеличение и уменьшение на несколько единиц, с понятиями «дороже-дешевле».

Представление о форме.

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Понятие о геометрических телах. Куб, брус, шар. Построение геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник. Треугольник. Выделение треугольника из других геометрических фигур. Треугольник. Обводка по шаблону. Закрашивание предметов треугольной формы. Треугольник. Построение по точкам. Отрезок. Измерение отрезков. Построение отрезка произвольной и заданной длины. Построение отрезка заданной длины. Достраивание его до треугольника. Треугольник. Выделение предметов треугольной формы из множества. Треугольник. Построение по точкам. Построение и измерение отрезков. Достраивание отрезка до треугольника.

Пространственные представления.

Положение предметов в пространстве: слева, справа, в середине, между, вверху, внизу. Положение предметов в пространстве: слева, справа, в середине, между, вверху, внизу.

Временные представления.

Времена года. Меры времени. Год. 12 месяцев. Меры времени. Неделя. Число дней недели и их последовательность. Меры времени. Сутки. Утро. День. Вечер. Ночь. Меры времени. Час. Определение времени по часам с точностью до часа. Меры времени. Час. Понятие «ровно час».

Представления о величине.

Меры длины. Сантиметр. Измерение длины предметов линейкой. Меры емкости. Литр (работа с литровыми емкостями). Решение примеров и задач с мерой «литр».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Личностные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:

  • положительное отношение к школе, изучаемому предмету – математике;
  • гордость собственными успехами;
  • уважительное отношение к своему труду и деятельности людей;
  • общее представление о моральных нормах поведения;
  • доброжелательное отношение к людям.

Предметные результаты освоения учебного предмета

Обучающийся должен знать:

  • счёт прямой и обратный в пределах 20;
  • меру длины «сантиметр»
  • меру ёмкости «литр»;
  • меры стоимости «копейка»;
  • меру времени «час»;
  • понятие «отрезок»;
  • понятия «ровно час», «ровно два часа» и т.д.;
  • понятия «дороже-дешевле»;
  • геометрическую фигуру «треугольник».
  • считать группами по «2» и по «5»;
  • сравнивать числа в пределах 20;
  • решать примеры в пределах 20 с переходом через разряд;
  • решать простые задачи в условиях которых имеются понятия: «дороже-дешевле», «на несколько больше», «на несколько меньше», задачи на нахождение суммы и остатка;
  • записывать действие задачи с наименованием;
  • определять время по часам с точностью до часа;
  • работать с литровыми ёмкостями;
  • работать с разменом монет в пределах 20 коп, 20 руб.;
  • строить треугольник по трём заданный точкам;
  • чертить отрезки заданной длины, измерять отрезки.

Учащийся должен уметь:

  • умение различать и сравнивать предметы по цвету, форме, величине в играх и практической деятельности;
  • способность к перемещению и ориентировке в пространстве в бытовых ситуациях, использованию словесных и невербальных средств для передачи пространственных отношений в быту, в предметной, изобразительной и конструктивной деятельности;
  • умение соотносить количество предметов (в допустимых пределах для каждого обучающегося - один-много, один, два, три, четыре, пять... десять, двадцать) с количеством пальцев, подбором соответствующей цифры (слова);
  • обучение выполнению простых арифметических действий на наглядной основе, пониманию значений арифметических знаков;
  • умение обозначать арифметические действия знаками;
  • понимание назначения приборов и приспособлений для измерения длины, объема, веса, умение применять сформированные измерительные навыки в практической деятельности;
  • участие вместе со взрослыми в покупке продуктов и др. вещей, понимание назначения денег;
  • умение распознавать цифры, обозначающие возраст ребенка, номер дома, квартиры, автобуса и др.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На урок отводится 3 часа в неделю (103 часа в учебном году).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Темы и разделы

Количество часов

1

Количественные представления

78

2

Представления о форме

11

3

Представления о величине

4

4

Пространственные представления

4

5

Временные представления

6

Итого

103

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» ПРЕДУСМАТРИВАЕТ:

  • Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т. ч. природный); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 20); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; макеты циферблата часов; калькулятор; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у обучающегося доступных математических представлений.

УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

  • Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
  • Алышева Т.В. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Часть 2 – Москва «Просвещение» 2021 г.
  • Алышева: Математика. Рабочая тетрадь. Адаптированные программы. В 2-х частях; Просвещение, 2021 г.
  • С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова. Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов. Владос, Москва, 2018. 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количественные представления

Числа 1 –го десятка

1

Первый десяток. Повторение.

2

Первый десяток. Повторение.

Пространственные представления.

Верх-низ

3

Положение предметов в пространстве: слева, справа, в середине, между, вверху, внизу.

Крайний, первый, последний, перед, после, следом за

4

Положение предметов в пространстве: впереди, сзади, перед, за

Количественные представления

Числа 2-го десятка

5

Устная и письменная нумерация в пределах 20. Таблица разрядов.

6

Запись последующего и предыдущего числа в пределах 20.

Представление о форме

Геометрические фигуры

7

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Понятие о геометрических телах. Куб, брус, шар.

Количественные представления

Числа 2-го десятка

8

Сравнение чисел в пределах 20. Знаки ˃, ˂, =

9

Сложение в пределах 20 путем присчитывания. Работа со счётами.

10

Решение задач с помощью рисунка на нахождение суммы.

11

Вычитание в пределах 20 путем отсчитывания. Работа со счётами.

12

Решение задач с помощью рисунка на нахождение остатка.

13

Сложение и вычитание круглых десятков в пределах 20

14

Прибавление и вычитание нуля в пределах 20, получение нуля при вычитании.

Представление о форме

Геометрические фигуры

15

Построение геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник

Количественные представления

Числа 2-го десятка

16

Сложение в пределах 20 чисел вида 17+2

17

Вычитание в пределах чисел вида 17-5

18

Вычитание в пределах 20 чисел вида 17-12

19

Все виды сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через разряд.

20

Увеличение числа на несколько единиц.

22

Решение задач с помощью рисунка на увеличение на несколько единиц.

23

Уменьшение числа на несколько единиц.

24

Решение задач на уменьшение на несколько единиц.

25

Подготовка к проверочной работе.

26

Проверочная работа.

27

Анализ проверочной работы. Работа над ошибками.

Временные представления

Единицы измерения времени

28

Времена года. Меры времени. Год. 12 месяцев.

29

Меры времени. Неделя. Число дней недели и их последовательность.

30

Меры времени. Сутки. Утро. День. Вечер. Ночь.

Представление о форме

Геометрические фигуры

31

Треугольник. Выделение треугольника из других геометрических фигур.

Количественные представления

Числа 2-го десятка

32

Все случаи сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через разряд.

33

Сложение в пределах 20 чисел вида 18 + 2

34

Сложение в пределах 20 чисел вида 8 + 5

35

Решение задач с помощью рисунка на нахождение суммы.

36

Решение задач с помощью рисунка на увеличение на несколько единиц.

Пространственные представления.

Верх-низ

37

Положение предметов в пространстве: слева, справа, в середине, между, вверху, внизу.

Представление о форме

Геометрические фигуры

38

Треугольник. Обводка по шаблону. Закрашивание предметов треугольной формы.

Количественные представления

Числа 2-го десятка

39

Вычитание в пределах 20 чисел вида 20-8

40

Вычитание в пределах 20 чисел вида 20-8

41

Вычитание в пределах 20 чисел вида 20-18

42

Вычитание в пределах 20 чисел вида 20-18

43

Вычитание в пределах 20 чисел вида 12-8

44

Вычитание в пределах 20 чисел вида 12-8

45

Все случаи сложения и вычитание с переходом через разряд в пределах 20.

46

Решение задач с помощью рисунка на нахождение остатка.

47

Решение задач с помощью рисунка на уменьшение на несколько единиц.

48

Решение задач с помощью рисунка на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

Представление о форме

Геометрические фигуры

49

Треугольник. Построение по точкам.

Количественные представления

Числа 2-го десятка

50

Подготовка к проверочной работе.

51

Проверочная работа.

52

Анализ проверочной работы. Работа над ошибками.

53

Счёт равными группами по 2

54

Счёт равными группами по 5

55

Сравнение чисел в пределах 20. Знаки ˃, ˂, =

56

Меры стоимости. Копейка. Работа с монетами до 20 коп. Размен по 10 коп.

57

Получение 20 коп. из монет достоинством 5 коп. и 10 коп.

58

Получение 20 коп. из монет различного достоинства 1 коп., 5 коп., 10 коп.

Представления о величине

Сравнение предметов по длине и ширине

59

Меры длины. Сантиметр. Измерение длины предметов линейкой.

Количественные представления

Числа 2-го десятка

60

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Решение задач с помощью рисунка на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

61

Решение задач с помощью рисунка на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Временные представления

Единицы измерения времени

62

Меры времени. Час. Определение времени по часам с точностью до часа.

63

Меры времени. Час. Определение времени по часам с точностью до часа.

Количественные представления

Числа 2-го десятка

64

Понятия «дороже, дешевле».

65

Решение задач, в условиях которых имеются понятия «дороже, дешевле».

66

Решение задач, в условиях которых имеются понятия «дороже, дешевле».

Представление о форме

Геометрические фигуры

67

Отрезок. Измерение отрезков. Построение отрезка произвольной и заданной длины.

Количественные представления

Числа 2-го десятка

68

Все виды сложения в пределах 20.

69

Все виды сложения в пределах 20.

70

Решение задач с помощью рисунка на нахождение суммы.

71

Все виды вычитания в пределах 20.

72

Все виды вычитания в пределах 20.

73

Решение задач с помощью рисунка на нахождение остатка.

74

Решение примеров в пределах 20 с помощью счетных палочек.

75

Решение задач на увеличение на несколько единиц.

76

Решение задач на увеличение на несколько единиц.

77

Решение задач на уменьшение на несколько единиц.

78

Решение задач на уменьшение на несколько единиц.

Представление о форме

Геометрические фигуры

79

Построение отрезка заданной длины. Достраивание его до треугольника.

80

Подготовка к проверочной работе.

Количественные представления

Числа 2-го десятка

81

Проверочная работа.

82

Анализ проверочной работы. Работа над ошибками.

83

Нумерация в пределах 20. Запись последующего и предыдущего числа в пределах 20.

84

Сравнение чисел в пределах 20. Знаки ˃, ˂, =

Представление о форме

Геометрические фигуры

85

Треугольник. Выделение предметов треугольной формы из множества.

Количественные представления

Числа 2-го десятка

86

Сложение в пределах 20 с переходом через разряд.

87

Сложение в пределах 20 с переходом через разряд.

88

Вычитание в пределах 20 с переходом через разряд.

89

Вычитание в пределах 20 с переходом через разряд.

90

Решение задач с помощью рисунка на нахождение суммы и остатка.

91

Все случаи сложения и вычитания в пределах 20.

92

Решение задач на увеличение на несколько единиц.

93

Решение задач на уменьшение на несколько единиц.

Представление о форме

Геометрические фигуры

94

Треугольник. Построение по точкам.

Количественные представления

Числа 2-го десятка

95

Работа с разменом монет в пределах 20 коп.

96

Решение задач с помощью рисунка на увеличение и уменьшение на несколько единиц, с понятиями «дороже-дешевле».

Представления о величине

Сравнение чисел и величин по длине, массе

97

Меры емкости. Литр (работа с литровыми емкостями).

98

Решение примеров и задач с мерой «литр».

Временные представления

Единицы измерения времени

99

Меры времени. Час. Понятие «ровно час».

Представление о форме

Геометрические фигуры

100

Построение и измерение отрезков. Достраивание отрезка до треугольника.

Количественные представления

Числа 2-го десятка

101

Подготовка к проверочной работе.

102

Проверочная работа

103

Анализ проверочной работы. Работа над ошибками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс

Настоящая программа обучения составлена с учетом особенностей учащихся интеллектуального и физического развития и направлена на решения следующих целей: Цели обучения математики:развитие образног...

Рабочая программа по "СБО" для детей 5 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)

Рабочая программа по "СБО" для детей с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)...

Рабочая программа по "ОСЖ" для детей 8 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)

Рабочая программа по "ОСЖ" для детей 8 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)...

Рабочая программа "Профильный труд" для детей 7 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.4)

Рабочая программа "Профильный труд" для детей 7 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.4)...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)

Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 2). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в слож...

Рабочая программа по "СБО" для детей 5 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)

Рабочая программа по "СБО" для детей 5 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)...

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для детей с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.4)...