Рабочая программа по предмету "Математические представления" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа по предмету "Математические представления"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_predstavleniya_3_chasa.docx | 30.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»
Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518
Телефон: (499)179-66-81 Факс: (499)177-67-66 E-mail: sk65@edu.mos.ru http://schuvc65.mskobr.ru/
ИНН/КПП 7722306978/772201001 ОКАТО 45290590000 ОГРН 1037700227157 ОКТМО 45395000
«Рассмотрено» на заседании Методического совета Протокол № ____ «______»______________2021 г. | «Утверждаю» Директор ГКОУ СКШИ № 65 ________________\С.И. Перепелкина\ «______» ______________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
6 КЛАСС И/О
Разработчик программы
учитель
Смолкина Е.А.
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования для глухих обучающихся (вариант 1.4) ГКОУ СКШИ №65.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, глухой ребенок нередко попадает в ситуации, требующий от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др. Ребенок не мог овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых ребенок непроизвольно осваивает доступные для него элементы математики, является основным подходом в обучении.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Умение устанавливать взаимно однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого - либо общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д.
Представления об объемных геометрических телах и плоскостных геометрических фигурах, их свойствах пригодятся ребенку на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, труду. Освоение навыков простейших измерений, умения пользоваться инструментами (мерной кружкой, весами и т.д.) помогут ребенку отмерить нужное количество моющего средства, необходимое для стирки белья, определенное количество крупы для приготовления каши, отмерить ткань для пошива кухонного полотенца.
Рабочая программа составлена в соответствии с психофизическими и индивидуальными возможностями ученика. Обучение по данной программе предполагает определенную дозировку требований, последовательность в отработке содержания обучения, пошаговость в формировании различных умений. В некоторых случаях возможна небольшая корректировка содержания обучения с сохранением основных требования.
Цель:
Овладение обучающегося счетными операциями сложения и вычитания в пределах 20 для решения простых арифметических задач, имеющих практическую значимость.
Задачи:
Образовательные: формировать доступные обучающегося элементарные математические знания, умения и навыки и развивать способность их использования при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Коррекционно-развивающие: использовать процесс обучения математике для коррекции недостатков высших психических функций и повышения уровня общего развития обучающегося.
Воспитательные: формировать положительные качества личности, в частности аккуратность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, любознательность, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Виды деятельности на уроках:
- индивидуальная работа (карточки, индивидуальные задания);
- рассказ;
- беседа;
- дидактические игры;
- практическая деятельность;
- работа с наглядными пособиями;
- работа с наглядным материалом.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА:
Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Количественные представления.
Первый десяток. Повторение. Устная и письменная нумерация в пределах 20. Таблица разрядов. Запись последующего и предыдущего числа в пределах 20. Сравнение чисел в пределах 20. Знаки ˃, ˂, =. Сложение в пределах 20 путем присчитывания. Работа со счётами. Решение задач с помощью рисунка на нахождение суммы. Вычитание в пределах 20 путем отсчитывания. Работа со счётами. Решение задач с помощью рисунка на нахождение остатка. Сложение и вычитание круглых десятков в пределах 20. Прибавление и вычитание нуля в пределах 20, получение нуля при вычитании. Сложение в пределах 20 чисел вида 17+2. Вычитание в пределах чисел вида 17-5. Вычитание в пределах 20 чисел вида 17-12. Все виды сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через разряд. Увеличение числа на несколько единиц. Решение задач с помощью рисунка на увеличение на несколько единиц. Уменьшение числа на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Все случаи сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через разряд. Сложение в пределах 20 чисел вида 18 + 2. Сложение в пределах 20 чисел вида 8 + 5. Решение задач с помощью рисунка на нахождение суммы. Решение задач с помощью рисунка на увеличение на несколько единиц. Вычитание в пределах 20 чисел вида 20-8. Вычитание в пределах 20 чисел вида 20-8. Вычитание в пределах 20 чисел вида 20-18. Вычитание в пределах 20 чисел вида 12-8. Все случаи сложения и вычитание с переходом через разряд в пределах 20. Решение задач с помощью рисунка на нахождение остатка. Решение задач с помощью рисунка на уменьшение на несколько единиц. Решение задач с помощью рисунка на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Счёт равными группами по 2. Счёт равными группами по 5. Сравнение чисел в пределах 20. Знаки ˃, ˂, =. Меры стоимости. Копейка. Работа с монетами до 20 коп. Размен по 10 коп. Получение 20 коп. из монет достоинством 5 коп. и 10 коп. Получение 20 коп. из монет различного достоинства 1 коп., 5 коп., 10 коп. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение задач с помощью рисунка на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение задач с помощью рисунка на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Понятия «дороже, дешевле». Решение задач, в условиях которых имеются понятия «дороже, дешевле». Все виды сложения в пределах 20. Все виды сложения в пределах 20. Решение задач с помощью рисунка на нахождение суммы. Все виды вычитания в пределах 20. Решение задач с помощью рисунка на нахождение остатка. Решение примеров в пределах 20 с помощью счетных палочек. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Нумерация в пределах 20. Запись последующего и предыдущего числа в пределах 20. Сравнение чисел в пределах 20. Знаки ˃, ˂, =. Сложение в пределах 20 с переходом через разряд. Вычитание в пределах 20 с переходом через разряд. Решение задач с помощью рисунка на нахождение суммы и остатка. Все случаи сложения и вычитания в пределах 20. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Работа с разменом монет в пределах 20 коп. Решение задач с помощью рисунка на увеличение и уменьшение на несколько единиц, с понятиями «дороже-дешевле».
Представление о форме.
Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Понятие о геометрических телах. Куб, брус, шар. Построение геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник. Треугольник. Выделение треугольника из других геометрических фигур. Треугольник. Обводка по шаблону. Закрашивание предметов треугольной формы. Треугольник. Построение по точкам. Отрезок. Измерение отрезков. Построение отрезка произвольной и заданной длины. Построение отрезка заданной длины. Достраивание его до треугольника. Треугольник. Выделение предметов треугольной формы из множества. Треугольник. Построение по точкам. Построение и измерение отрезков. Достраивание отрезка до треугольника.
Пространственные представления.
Положение предметов в пространстве: слева, справа, в середине, между, вверху, внизу. Положение предметов в пространстве: слева, справа, в середине, между, вверху, внизу.
Временные представления.
Времена года. Меры времени. Год. 12 месяцев. Меры времени. Неделя. Число дней недели и их последовательность. Меры времени. Сутки. Утро. День. Вечер. Ночь. Меры времени. Час. Определение времени по часам с точностью до часа. Меры времени. Час. Понятие «ровно час».
Представления о величине.
Меры длины. Сантиметр. Измерение длины предметов линейкой. Меры емкости. Литр (работа с литровыми емкостями). Решение примеров и задач с мерой «литр».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Личностные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
- положительное отношение к школе, изучаемому предмету – математике;
- гордость собственными успехами;
- уважительное отношение к своему труду и деятельности людей;
- общее представление о моральных нормах поведения;
- доброжелательное отношение к людям.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Обучающийся должен знать:
- счёт прямой и обратный в пределах 20;
- меру длины «сантиметр»
- меру ёмкости «литр»;
- меры стоимости «копейка»;
- меру времени «час»;
- понятие «отрезок»;
- понятия «ровно час», «ровно два часа» и т.д.;
- понятия «дороже-дешевле»;
- геометрическую фигуру «треугольник».
- считать группами по «2» и по «5»;
- сравнивать числа в пределах 20;
- решать примеры в пределах 20 с переходом через разряд;
- решать простые задачи в условиях которых имеются понятия: «дороже-дешевле», «на несколько больше», «на несколько меньше», задачи на нахождение суммы и остатка;
- записывать действие задачи с наименованием;
- определять время по часам с точностью до часа;
- работать с литровыми ёмкостями;
- работать с разменом монет в пределах 20 коп, 20 руб.;
- строить треугольник по трём заданный точкам;
- чертить отрезки заданной длины, измерять отрезки.
Учащийся должен уметь:
- умение различать и сравнивать предметы по цвету, форме, величине в играх и практической деятельности;
- способность к перемещению и ориентировке в пространстве в бытовых ситуациях, использованию словесных и невербальных средств для передачи пространственных отношений в быту, в предметной, изобразительной и конструктивной деятельности;
- умение соотносить количество предметов (в допустимых пределах для каждого обучающегося - один-много, один, два, три, четыре, пять... десять, двадцать) с количеством пальцев, подбором соответствующей цифры (слова);
- обучение выполнению простых арифметических действий на наглядной основе, пониманию значений арифметических знаков;
- умение обозначать арифметические действия знаками;
- понимание назначения приборов и приспособлений для измерения длины, объема, веса, умение применять сформированные измерительные навыки в практической деятельности;
- участие вместе со взрослыми в покупке продуктов и др. вещей, понимание назначения денег;
- умение распознавать цифры, обозначающие возраст ребенка, номер дома, квартиры, автобуса и др.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На урок отводится 3 часа в неделю (103 часа в учебном году).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темы и разделы | Количество часов |
1 | Количественные представления | 78 |
2 | Представления о форме | 11 |
3 | Представления о величине | 4 |
4 | Пространственные представления | 4 |
5 | Временные представления | 6 |
Итого | 103 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» ПРЕДУСМАТРИВАЕТ:
- Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т. ч. природный); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 20); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; макеты циферблата часов; калькулятор; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у обучающегося доступных математических представлений.
УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
- Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
- Алышева Т.В. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Часть 2 – Москва «Просвещение» 2021 г.
- Алышева: Математика. Рабочая тетрадь. Адаптированные программы. В 2-х частях; Просвещение, 2021 г.
- С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова. Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов. Владос, Москва, 2018.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема |
Количественные представления | |
Числа 1 –го десятка | |
1 | Первый десяток. Повторение. |
2 | Первый десяток. Повторение. |
Пространственные представления. | |
Верх-низ | |
3 | Положение предметов в пространстве: слева, справа, в середине, между, вверху, внизу. |
Крайний, первый, последний, перед, после, следом за | |
4 | Положение предметов в пространстве: впереди, сзади, перед, за |
Количественные представления | |
Числа 2-го десятка | |
5 | Устная и письменная нумерация в пределах 20. Таблица разрядов. |
6 | Запись последующего и предыдущего числа в пределах 20. |
Представление о форме | |
Геометрические фигуры | |
7 | Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Понятие о геометрических телах. Куб, брус, шар. |
Количественные представления | |
Числа 2-го десятка | |
8 | Сравнение чисел в пределах 20. Знаки ˃, ˂, = |
9 | Сложение в пределах 20 путем присчитывания. Работа со счётами. |
10 | Решение задач с помощью рисунка на нахождение суммы. |
11 | Вычитание в пределах 20 путем отсчитывания. Работа со счётами. |
12 | Решение задач с помощью рисунка на нахождение остатка. |
13 | Сложение и вычитание круглых десятков в пределах 20 |
14 | Прибавление и вычитание нуля в пределах 20, получение нуля при вычитании. |
Представление о форме | |
Геометрические фигуры | |
15 | Построение геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник |
Количественные представления | |
Числа 2-го десятка | |
16 | Сложение в пределах 20 чисел вида 17+2 |
17 | Вычитание в пределах чисел вида 17-5 |
18 | Вычитание в пределах 20 чисел вида 17-12 |
19 | Все виды сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через разряд. |
20 | Увеличение числа на несколько единиц. |
22 | Решение задач с помощью рисунка на увеличение на несколько единиц. |
23 | Уменьшение числа на несколько единиц. |
24 | Решение задач на уменьшение на несколько единиц. |
25 | Подготовка к проверочной работе. |
26 | Проверочная работа. |
27 | Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. |
Временные представления | |
Единицы измерения времени | |
28 | Времена года. Меры времени. Год. 12 месяцев. |
29 | Меры времени. Неделя. Число дней недели и их последовательность. |
30 | Меры времени. Сутки. Утро. День. Вечер. Ночь. |
Представление о форме | |
Геометрические фигуры | |
31 | Треугольник. Выделение треугольника из других геометрических фигур. |
Количественные представления | |
Числа 2-го десятка | |
32 | Все случаи сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через разряд. |
33 | Сложение в пределах 20 чисел вида 18 + 2 |
34 | Сложение в пределах 20 чисел вида 8 + 5 |
35 | Решение задач с помощью рисунка на нахождение суммы. |
36 | Решение задач с помощью рисунка на увеличение на несколько единиц. |
Пространственные представления. | |
Верх-низ | |
37 | Положение предметов в пространстве: слева, справа, в середине, между, вверху, внизу. |
Представление о форме | |
Геометрические фигуры | |
38 | Треугольник. Обводка по шаблону. Закрашивание предметов треугольной формы. |
Количественные представления | |
Числа 2-го десятка | |
39 | Вычитание в пределах 20 чисел вида 20-8 |
40 | Вычитание в пределах 20 чисел вида 20-8 |
41 | Вычитание в пределах 20 чисел вида 20-18 |
42 | Вычитание в пределах 20 чисел вида 20-18 |
43 | Вычитание в пределах 20 чисел вида 12-8 |
44 | Вычитание в пределах 20 чисел вида 12-8 |
45 | Все случаи сложения и вычитание с переходом через разряд в пределах 20. |
46 | Решение задач с помощью рисунка на нахождение остатка. |
47 | Решение задач с помощью рисунка на уменьшение на несколько единиц. |
48 | Решение задач с помощью рисунка на увеличение и уменьшение на несколько единиц. |
Представление о форме | |
Геометрические фигуры | |
49 | Треугольник. Построение по точкам. |
Количественные представления | |
Числа 2-го десятка | |
50 | Подготовка к проверочной работе. |
51 | Проверочная работа. |
52 | Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. |
53 | Счёт равными группами по 2 |
54 | Счёт равными группами по 5 |
55 | Сравнение чисел в пределах 20. Знаки ˃, ˂, = |
56 | Меры стоимости. Копейка. Работа с монетами до 20 коп. Размен по 10 коп. |
57 | Получение 20 коп. из монет достоинством 5 коп. и 10 коп. |
58 | Получение 20 коп. из монет различного достоинства 1 коп., 5 коп., 10 коп. |
Представления о величине | |
Сравнение предметов по длине и ширине | |
59 | Меры длины. Сантиметр. Измерение длины предметов линейкой. |
Количественные представления | |
Числа 2-го десятка | |
60 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. |
Решение задач с помощью рисунка на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | |
61 | Решение задач с помощью рисунка на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. |
Временные представления | |
Единицы измерения времени | |
62 | Меры времени. Час. Определение времени по часам с точностью до часа. |
63 | Меры времени. Час. Определение времени по часам с точностью до часа. |
Количественные представления | |
Числа 2-го десятка | |
64 | Понятия «дороже, дешевле». |
65 | Решение задач, в условиях которых имеются понятия «дороже, дешевле». |
66 | Решение задач, в условиях которых имеются понятия «дороже, дешевле». |
Представление о форме | |
Геометрические фигуры | |
67 | Отрезок. Измерение отрезков. Построение отрезка произвольной и заданной длины. |
Количественные представления | |
Числа 2-го десятка | |
68 | Все виды сложения в пределах 20. |
69 | Все виды сложения в пределах 20. |
70 | Решение задач с помощью рисунка на нахождение суммы. |
71 | Все виды вычитания в пределах 20. |
72 | Все виды вычитания в пределах 20. |
73 | Решение задач с помощью рисунка на нахождение остатка. |
74 | Решение примеров в пределах 20 с помощью счетных палочек. |
75 | Решение задач на увеличение на несколько единиц. |
76 | Решение задач на увеличение на несколько единиц. |
77 | Решение задач на уменьшение на несколько единиц. |
78 | Решение задач на уменьшение на несколько единиц. |
Представление о форме | |
Геометрические фигуры | |
79 | Построение отрезка заданной длины. Достраивание его до треугольника. |
80 | Подготовка к проверочной работе. |
Количественные представления | |
Числа 2-го десятка | |
81 | Проверочная работа. |
82 | Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. |
83 | Нумерация в пределах 20. Запись последующего и предыдущего числа в пределах 20. |
84 | Сравнение чисел в пределах 20. Знаки ˃, ˂, = |
Представление о форме | |
Геометрические фигуры | |
85 | Треугольник. Выделение предметов треугольной формы из множества. |
Количественные представления | |
Числа 2-го десятка | |
86 | Сложение в пределах 20 с переходом через разряд. |
87 | Сложение в пределах 20 с переходом через разряд. |
88 | Вычитание в пределах 20 с переходом через разряд. |
89 | Вычитание в пределах 20 с переходом через разряд. |
90 | Решение задач с помощью рисунка на нахождение суммы и остатка. |
91 | Все случаи сложения и вычитания в пределах 20. |
92 | Решение задач на увеличение на несколько единиц. |
93 | Решение задач на уменьшение на несколько единиц. |
Представление о форме | |
Геометрические фигуры | |
94 | Треугольник. Построение по точкам. |
Количественные представления | |
Числа 2-го десятка | |
95 | Работа с разменом монет в пределах 20 коп. |
96 | Решение задач с помощью рисунка на увеличение и уменьшение на несколько единиц, с понятиями «дороже-дешевле». |
Представления о величине | |
Сравнение чисел и величин по длине, массе | |
97 | Меры емкости. Литр (работа с литровыми емкостями). |
98 | Решение примеров и задач с мерой «литр». |
Временные представления | |
Единицы измерения времени | |
99 | Меры времени. Час. Понятие «ровно час». |
Представление о форме | |
Геометрические фигуры | |
100 | Построение и измерение отрезков. Достраивание отрезка до треугольника. |
Количественные представления | |
Числа 2-го десятка | |
101 | Подготовка к проверочной работе. |
102 | Проверочная работа |
103 | Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс
Настоящая программа обучения составлена с учетом особенностей учащихся интеллектуального и физического развития и направлена на решения следующих целей: Цели обучения математики:развитие образног...
Рабочая программа по "СБО" для детей 5 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)
Рабочая программа по "СБО" для детей с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)...
Рабочая программа по "ОСЖ" для детей 8 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)
Рабочая программа по "ОСЖ" для детей 8 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)...
Рабочая программа "Профильный труд" для детей 7 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.4)
Рабочая программа "Профильный труд" для детей 7 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.4)...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 2). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в слож...
Рабочая программа по "СБО" для детей 5 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Рабочая программа по "СБО" для детей 5 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)...
Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для детей с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.4)...