ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ. ТЕОРИИ ЦВЕТООЩУЩЕНИЙ Реферат
статья

Ирина Александровна Плеханова

В России в настоящее время 1,7 млн. детей (4,5%) относится к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. Значительная доля этого процента приходится на детей с нарушением зрения. Нарушение цветового восприятия - одна из нескольких классификаций проблем, возникающих у детей с нарушением зрения.

Для лиц с нарушением цветового восприятия в нашей стране создана система образования, которая прошла долгий путь в своем становлении и развитии. На современном этапе данная система в основном соответствует структуре образования, определенной в Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273- ФЗ от 29.12.12.

Теоретические аспекты поддержки рассматриваются в работах многих учёных и раскрываются с различных точек зрения. Так, общие вопросы становления и развития социально-педагогической и психологической служб в образовательных учреждениях раскрыты в трудах Л.С. Выготского, В.С. Торохтий, Л.И. Акуловой, В.Г. Бочаровой, Т.А. Васильковой, Ю.Б. Васильковой, М.Л. Галагузовой, Л.В Мардахаева, Р.П. Гуровой, М.П. Гуцрьяновой, И.Н. Захатовой, В.П. Озерова, Е.М. Рыбинского, Т.Ф. Яркиной Д.Б. Эльконина и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetovoe_zrenie.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                 Федеральное государственное бюджетное образовательное

                   учреждение высшего профессионального образования

                       «Астраханский государственный университет»

ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ. ТЕОРИИ ЦВЕТООЩУЩЕНИЙ

Реферат

Работа выполнена в рамках изучения  курса «Медико-биологические основы дефектолдогии»

                                                

                                                

                                                                       Выполнила:  студентка группы СФ21 заочного

                                                обучения Плеханова И.А.

                                                                       Проверила: доц. кафедры физиологии и

                                                                       Морфологии человека и животных

                                    Мяснянкина Л.М.

Астрахань – 2019

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАРУШЕНИЯ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ

1.1 Цветовое зрение

1.2 Теории цветоощущений

ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ

2.1 Аномалии цветового зрения

2.2 Дихроматы

2.3 Полная цветовая слепота

2.4 Нарушения палочкового аппарата

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В России в настоящее время 1,7 млн. детей (4,5%) относится к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. Значительная доля этого процента приходится на детей с нарушением зрения. Нарушение цветового восприятия - одна из нескольких классификаций проблем, возникающих у детей с нарушением зрения.

Для лиц с нарушением цветового восприятия в нашей стране создана система образования, которая прошла долгий путь в своем становлении и развитии. На современном этапе данная система в основном соответствует структуре образования, определенной в Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273- ФЗ от 29.12.12.

Теоретические аспекты поддержки рассматриваются в работах многих учёных и раскрываются с различных точек зрения. Так, общие вопросы становления и развития социально-педагогической и психологической служб в образовательных учреждениях раскрыты в трудах Л.С. Выготского, В.С. Торохтий, Л.И. Акуловой, В.Г. Бочаровой, Т.А. Васильковой, Ю.Б. Васильковой, М.Л. Галагузовой, Л.В Мардахаева, Р.П. Гуровой, М.П. Гуцрьяновой, И.Н. Захатовой, В.П. Озерова, Е.М. Рыбинского, Т.Ф. Яркиной Д.Б. Эльконина и др.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАРУШЕНИЯ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ

1.1 Цветовое зрение

Цветовое зрение можно определить как способность живого организма различать спектральный состав излучений или узнавать окраску предметов.

 Основоположником современной теории света является Ньютон, который в 1672 году опубликовал свои соображения о природе белого и окрашенного света. Среди других ученых, внесших вклад в формирование наших взглядов на природу света следует называть Гюйгенса, Юнга, Френеля, Гельмгольца, Максвелла, Герца и многих других. В работах этих исследователей была выяснена физическая природа света, показано, что белый свет представляет собой смесь излучений, имеющих разную длину волны. Участок длин волн от 400 до 700нм является составными частями спектра, который дают призмы и дифракционные решетки. Спектральным цветам соответствует примерно следующие длины волн:

ЦВЕТ                                                                 ДЛИНА ВОЛНЫ (нм)

Фиолетовый                                                                             400 - 440

Синий                                                                                       440 - 500

Зеленый                                                                                    500 - 570

Желтый                                                                                    570 - 590

Оранжевый                                                                              590 - 610

Красный                                                                                   610 - 700

 

Практически человеческий глаз способен различать цвета излучений с длиной волны от 396 нм (глубокий фиолетовый)  до 760 нм (крайний красный).

 В обычных условиях в глаз попадают излучения с различными длинами волн. Ощущение цвета, возникающее в этом случае, зависит от способности видеть один результирующий цвет, определяемый согласно законам оптического смещения цветов. Эти законы выведены Грассманом, а экспериментальное подтверждение получили они в работах Максвелла и др.

 За счет различия в чувствительности рецепторов в различных участках спектра, создается возможность оценки распределения энергии в спектре, на основании чего и возникают различные цветовые ощущения. Понятно, что при такой системе цветоразличения существует большое количество излучений различного спектрального состава, которые являются визуально неразличимыми.

  Спектральная чувствительность глаза человека базируется на работе цветоприемников трех типов, имеющих максимумы на кривой спектральной чувствительности в красной, зеленой и синей областях спектра. В случаях нарушений цветового зрения у человека отсутствует один из цветоприемников, или же отдельные приемники имеют аномальные спектральные характеристики. В зависимости от того, какой цветоприемник отсутствует у человека, лиц с ненормальным цветоощущением можно разбить на три основные группы: Протанопы, Дейтеранопы, Тританопы.

  • Протанопы, или красно-слепые субъекты, не воспринимают темно-красные цвета.
  • Дейтеранопию иногда называют «слепотой на зеленый», однако в сущности такое название не соответствует действительности, так как чувствительность дейтеранопов к зеленому почти такая же, как у нормальных людей.
  • Тританопы (сине-слепые) видят только оттенки красного и голубовато-зеленого.

Кроме этих трех основных видов частичной цветовой слепоты, встречаются еще несколько нетипичных случаев, вплоть до полного отсутствия цветоощущения. Такие лица, в свою очередь делятся на две группы: палочковые и колбочковые монохроматы. У палочковых монохроматов фовеа слепа или частично слепа. Считается, что у колбочковых монохроматов одновременно имеется тританопия и в тоже время протанопия или дейтеранопия.

Расстройство цветового зрения часто бывает для самого человека и для окружающих его людей незаметным. Оно обнаруживается или случайно, или во время врачебного обследования. Известный учёный 19 века Дальтон лишь в возрасте 26 лет обнаружил, что плохо отличает по цвету красные ягоды от зелёной травы. Такую особенность зрения называют теперь дальтонизмом, а людей страдающих им – дальтониками. Усилиями специалистов в области цветового зрения изготовлены особые очки, с помощью которых дальтоники могут различать три основных цвета.  

 Изучение нарушений цветового зрения, кроме случаев полного отсутствия цветоощущения, связано с определенными трудностями и выявляется в большинстве случаев только специальными тестами, так как сами больные часто не подозревают о своем заболевании.

1.2 Теории цветоощущений

Трехкомпонентная теория цветового зрения

    В трехкомпонентной теории цветового зрения (Юнг, Максвелл, Гельмгольц) постулируется наличие трех различных типов колбочек, которые работают как независимые приемники, если освещенность имеет фотопический уровень. Комбинации получаемых от рецепторов сигналов обрабатываются в нейронных системах восприятия яркости и цвета. Правильность данной теории подтверждается законами смешения цветов, а также многими психофизиологическими факторами. Например, на нижней границе фотопической чувствительности в спектре могут различаться только три составляющие - красный, зеленый и синий.

    Первые объективные данные, подтверждающие гипотезу о наличии трех типов рецепторов цветового зрения, были получены с помощью микроспектрофотометрических измерений одиночных колбочек, а также посредством регистрации цветоспецифичных рецепторных потенциалов колбочек в сетчатках животных, обладающих цветовым зрением.

Теория оппонентных цветов        

 Если яркое зеленое кольцо окружает серый круг, то последний в результате одновременного цветового контраста приобретает красный цвет. Явления одновременного цветового контраста и последовательного цветового контраста послужили основой для теории оппонентных цветов, предложенной в XIX в. Герингом. Геринг предполагал, что имеются четыре основных цвета - красный, желтый, зеленый и синий - и что они попарно связаны с помощью двух антагонистических механизмов - зелено-красного механизма и желто-синего механизма. Постулировался также третий оппонентный механизм для ахроматически дополнительных цветов - белого и черного. Из-за полярного характера восприятия этих цветов Геринг назвал эти цветовые пары “оппонентными цветами”. Из его теории следует, что не может быть таких цветов, как “зеленовато-красный” и “синевато - желтый”.

Таким образом, теория оппонентных цветов постулирует наличие антагонистических цветоспецифических нейронных механизмов. Например, если такой нейрон возбуждается под действием зеленого светового стимула, то красный стимул должен вызывать его торможение. Предложенные Герингом оппонентные механизмы получили частичную поддержку после того, как научились регистрировать активность нервных клеток, непосредственно связанных с рецепторами. Так, у некоторых позвоночных, обладающих цветовым зрением, были обнаружены “красно-зеленые” и “желто-синие” горизонтальные клетки. У клеток “красно-зеленого” канала мембранный потенциал покоя изменяется и клетка гиперполяризуется, если на ее рецептивное поле падает свет спектра 400-600 нм, и деполяризуется при подаче стимула с длиной волны больше 600 нм. Клетки “желто-синего” канала гиперполяризуются при действии света с длиной волны меньше 530 нм и деполяризуются в интервале 530-620 нм.

    На основании таких нейрофизиологических данных можно составить несложные нейронные сети, которые позволяют объяснить, как осуществить взаимную связь между тремя независимыми системами колбочек, чтобы вызвать цветоспецифическую реакцию нейронов на более высоких уровнях зрительной системы.

Зонная теория

    В свое время между сторонниками каждой из описанных теорий велись жаркие споры. Однако сейчас эти теории можно считать взаимно дополняющими интерпретациями цветового зрения. В зонной теории Крисса, предложенной 80 лет назад, была сделана попытка синтетического объединения этих двух конкурирующих теорий. Она показывает, что трехкомпонентная теория пригодна для описания функционирования уровня рецепторов, а оппонентная теория - для описания нейронных систем более высокого уровня зрительной системы.

ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ

2.1 Аномалии цветового зрения

Различные патологические изменения, нарушающие цветовосприятие, могут происходить на уровне зрительных пигментов, на уровне обработки сигналов в фоторецепторах или в высоких отделах зрительной системы, а также в самом диоптрическом аппарате глаза. Ниже описываются нарушения цветового зрения, имеющие врожденный характер и почти всегда поражающие  оба глаза. Случаи нарушения цветовосприятия только одним глазом крайне редки. В последнем случае больной имеет возможность описывать субъективные феномены нарушенного цветового зрения, поскольку может сравнивать свои ощущения, полученные с помощью правого и левого глаза.

Аномалии цветового зрения

Аномалиями обычно называют те или иные незначительные нарушения цветовосприятия. Они передаются по наследству как рецессивный признак, сцепленный с X-хромосомой. Лица с цветовой аномалией все являются трихроматами, т.е. им, как и людям с нормальным цветовым зрением, для полного описания видимого цвета необходимо использовать три основных цвета. Однако аномалы хуже различают некоторые цвета, чем трихроматы с нормальным зрением, а в тестах на сопоставление цветов они используют красный и зеленый цвет в других пропорциях. Тестирование на аномалоскопе показывает, что при протаномалии в цветовой смеси больше красного цвета, чем в норме, а при дейтераномалии в смеси больше, чем нужно, зеленого. В редких случаях тританомалии нарушается работа желто-синего канала.

2.2 Дихроматы

Различные формы дихроматопсии также наследуются как рецессивные сцепленные с Х-хромосомой признаки. Дихроматы могут описывать все цвета, которые видят, только с помощью двух чистых цветов. Как у протанопов, так и у дейтеранопов нарушена работа красно-зеленого канала. Протанопы путают красный цвет с черным, темно-серым, коричневым и в некоторых случаях, подобно дейтеранопам, с зеленым. Определенная часть спектра кажется им ахроматической. Для протанопа эта область между 480 и 495 нм, для дейтеранопа - между 495 и 500 нм. Редко встречающиеся тританопы путают желтый цвет и синий. Сине-фиолетовый конец спектра кажется им ахроматическим - как переход от серого к черному. Область спектра между 565 и 575 нм тританопы также воспринимают как ахроматический.

        

2.3 Полная цветовая слепота

Менее 0,01% всех людей страдают полной цветовой слепотой. Эти монохроматы видят окружающий мир как черно-белый фильм, т.е. различают только градации серого. У таких монохроматов обычно отмечается нарушение световой адаптации при фотопическом уровне освещения. Из-за того, что глаза монохроматов легко ослепляются, они плохо различают форму при дневном свете, что вызывает фотофобию. Поэтому они носят темные солнцезащитные очки даже при нормальном дневном освещении. В сетчатке монохроматов при гистологическом исследовании обычно не находят никаких аномалий. Считается, что в их колбочках вместо зрительного пигмента содержится родопсин.

2.4 Нарушения палочкового аппарата

Люди с аномалиями палочкового аппарата воспринимают цвет нормально, однако у них  значительно снижена способность к темновой адаптации. Причиной такой “ночной слепоты”, или никталопии, может быть недостаточное содержание в употребляемой пище витамина А1, который является исходным веществом для синтеза ретиналя.

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Цветовосприятие, или цветовое зрение -- функция зрения, которая влияет на восприятие человеком окружающей среды. Именно из-за этой зрительной способности, человек видит мир с его множественными красками не только в окружающем мире вокруг него, но и искусстве, культурных ценностях. Как было доказано ранее, что аппарат, отвечающий за цвет, состоит из трех видов колбочек: которые воздействуют с разными оттенками, например одни отвечают за красный оттенок, другие -- к зеленым, третьи -- к синим. Цветовое зрение зависит от раздражения колбочек, происходит соотношение силы возбуждения каждого вида. При этом цвет имеет три признака: цветовой тон, яркость (светлота) и насыщенность (9).

Это говорит об огромной информации цвета, а именно о его свойствах. Цвет достаточно долгое время остается в памяти ребенка, т.к. он закрепляется визуально. Также цвет имеет огромное эмоциональное впечатление.

При нарушении раздражения колбочек одного из трех спектров цвета, например зеленого, синего, красного, то происходит затруднение различать цвета, либо они начинают смешиваться.

К сожалению, врожденную патологию нарушения цветовосприятия нельзя вылечить, однако у таких детей идет компенсация, и постепенно они приспосабливаются различать цвета по их яркости.

Дальтонизм - недостаток зрения, согласно которому человек неспособен различать некоторые цвета, по большей части красный и зелёный.

Состояние периферического зрения характеризуется другой функцией -- полем зрения. Это пространство, которое воспринимается одним глазом при его неподвижном положении.

Для многих детей не является проблемой распознавать предметы и явления всецело, поле зрения которых находится в норме, в тоже время целостно осматривать предметы, находящиеся на определенном расстоянии. При сужении или недостаточности поля зрения, человек не в силах всецелостно, в тоже время красочно оценивать картину мира, вполне возможно изображение может идти в ряд с появлением пятен, теней, затрудняя восприятие предметов и изображений, а также ориентировку в пространстве.

Дошкольный возраст является периодом первоначального ознакомления ребенка с окружающей действительностью. В сензитивный период интенсивно развиваются познавательный интерес ребенка и его познавательные способности.

Изучением развития познавательных возможностей детей в практике работы образовательных учреждений для детей с нарушением зрения занимались такие ученые, как Л.И. Плаксина, В.З. Денискина, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова и другие. Детям младшего дошкольного возраста не столько уделялось внимания, сколько детям среднего и старшего дошкольных возрастов. Это обусловлено недостаточностью специальной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения на ранних этапах их развития, в период формирования основ базиса личностной культуры и компенсации зрительного дефекта.

Н.Я. Головнева, М.Н. Ильина определяют восприятие как отражение объектов и событий, всецелых ситуаций окружающего мира, в частности с их свойствами и частями при непосредственном контакте их на органы чувств. В.Ф. Базарный дает следующее определение: «восприятие - это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств». Ведущим психическим процессом дошкольного возраста является восприятие.

Оно выполняет объединяет в себе функцию:

всецело объединять в образ объекты, через их свойства;        

непосредственно объединяет все процессы в согласованной, совместной работе по познавательной деятельности, а также в переработке всей полученной информации.

группирует полученный опыт об окружающей среде в форму образов объектов и преподносит полную картину мира, в которой соответствует уровень развития ребёнка.

Представления, которые складываются в конечном итоге деятельности восприятия, предполагает взаимосвязанную работу некоторых анализаторов вместе. Виды восприятия различают с помощью соотношения работы, получения информации и обрабатывании ее анализаторами, кто из них активнее участвует в процессе. Соответственно выделяют такие виды, как зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Анализаторы, такие как: слуховой, зрительный, мышечный и кожный - чаще всего участвуют в роли ведущего в процессе восприятия.

Один из анализаторов становится доминирующим, обычно это зависит от условий жизни или характера деятельности. Зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия - является доминирующим типом у детей с нарушением зрения, как и у нормально развивающихся детей.

В образовательном учреждении для детей с нарушением зрения особое внимание уделяется развитию зрительного восприятия. М.В.Маршалова определяет зрительное восприятие как психический процесс приема и преобразования информации, обеспечивающей отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Зрительное восприятие является отражением в сознании человека объектов или представлений при их естественно контактируют на зрительный анализатор.

Изучением зрительного восприятия, его коррекции и развития занимались многие исследователи и ученые, которые внесли огромный вклад в эту отрасль. К ним можно отнести таких людей, как: Солнцева Л.И., Земцова М.И., Литвак А.Г., Плаксина Л.И., Никулина Г.В., Базарный В.Ф., Аветистов Э.С., Шичко А.Г., Федоров С.Н., Новикова Л.А., Григорьева Л.П.

Психологические основы управления развитием зрительного восприятия детей с нарушением зрения относятся к ведущим положениям психологии о сенсорном развитии ребенка и экспериментальные данные, раскрывающие особенности зрительного восприятия детей с дефектом зрения. Была разработана теория сенсорного объединения человека, с определенным местом в ней для сенсорного развития ребенка, такими отечественными учеными, как Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.П. Усова и др. Использование положения общей психологии для обоснования направленности, с помощью обособления главных мыслей теории среди проблемных ситуаций специального обучения детей с нарушением зрения, имеющих различные степень и характер зрительного дефекта.

Акт восприятия связан с обнаружением объекта, выделением и различением его признаков: формы, величины, цвета, контраста, расстоянии предметов, действия:

Восприятие очертаний предметов. В очертаниях отражаются свойства и явления, характеризующие объект. Очертания предмета принимает такие геометрические формы, как: окружность, квадрат, треугольник, овал и т.д. Геометрическая величина характеризует динамичность, статичность, мерность очертания. Огромное значение играет движение глаз, в непосредственном создании очертания объекта;

Восприятие размера, объёма, протяжённости объекта. Воспринимаемое значение объекта зависит от значения его восприятия на сетчатке глаза и расстояния от человека, а именно глаз. Важны процессы аккомодации и конвергенции органа зрения, от которых зависят четкие границы восприятия различных по удаленности объектов.

Восприятие окраски и контраст объекта. Значение окраски на разных этапах зрительного восприятия изменяется. Зрительное восприятие определяется за счет цветоощущения.

Восприятие пространства и расстояния объектов зависит от положения бинокулярного зрения.

Восприятие действия определяется от прослеживающих функций глаз и фиксировании взгляда, а также от слуха, кожи и других анализаторов. Огромную роль в восприятии действий имеет зрение и кинестетика.

На установленных комплексах значений объекта, их мысленного анализа и синтеза создается зрительная картина, которая сравнивается с образом - идеалом созданная в прошлых знаниях, сохранившиеся в сознании. Сравнение может быть либо постепенным, которое состоит из последовательного разбора и сличения значения предмета, или одновременном, которое состоит из предмета и идеала, сопоставляющиеся в один момент.

Во главе зрительного восприятия выступают первичные сенсорные действия, которые происходят в зрительном анализаторе. Всецелость, предметность, константность, способность к выделению в пространстве определенных областей, апперцепция - основные свойства предмета, которое складывается в последовательном действии и в конечном итоге восприятия.

Предметность - это действие человека осознавать мир не в образе набора не взаимодействующих между собой чувствах, а в образе раздельных друг от друга объектов, которые обладают признаками, вызывая определенные чувства.

Константность - действие перцептивной структуры восполнять любое изменение окружающего нас мира, которая позволяет понимать внешние объекты установленные по очертанию, величине, окраске и по разным другим свойствах.

Категориальность восприятия человека показывается при обобщенном характере, и любой предмет, который мы воспринимаем, мы указываем словом, которое является понятие понятием, расставляем к определенному типу. При соотношении с этим типом нами в различии и усваивании объекта ищутся и показываются свойства, которые свойственны абсолютно всем объектам определенного типа, и которые выражаются в массе и содержании этого понятия. Апперцепция - зависимое отношение восприятия от плана психической жизни человека, а также от индивидуального подхода к его личности.

Отечественный ученый Л.А. Венгер сформулировал основные положения теории развития зрительного восприятия ребенка, опираясь на труды Л.С. Выготского и А.В. Запорожца. Воспринимая эти теории, восприятие детей подразумевает собой не простой, культурно опосредованный явление нахождение ответов перцептивных задач. При этом Л.А. Венгер говорит о том, что совокупность ответов на перцептивной задачи состоит в части перцептивного свойства от остальных признаков предметов.

Каждый возраст ребенка, будь то младший, средний или старший дошкольный возраст имеет свои различия. Восприятие младшего дошкольника (3-4 лет) имеет объектный характер, а именно о его признаках, например, окрас, очертания, вкусовые свойства, размер, масса и другие - находится все в совокупности, в группе у ребёнка от объекта. Для него это является чем-то скомпонованным с объектом, он думает о них слитно. Однако при восприятии ребенок запоминает не все признаки объекта, а только наиболее запоминающиеся ему, а иногда и только один признак, по которому он отличает этот объект от остальных объектов. В пример можно привести такой пример: яркое солнце, синее небо, сладкий и оранжевый апельсин. Взаимодействуя с объектами, ребёнок начинает замечать определенные их признаки, разнообразные свойства в объекте. Это развивает его способность отстранять лишние свойства, от главных признаков самого объекта, замечать свойственные признаки в всевозможных объектах и разные свойства в одном объекте.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) дети изучают методы активного познания признаков предметов: наслоение, накладывание объекта поверх другого, измерения и другие. В момент активного изучения ребёнок начинает ознакомление с разными видами признаков, таких как: окрас, очертания, размер, вес, с понятием времени, пространства, вкусовых ощущений, разнообразные запахи, различения звуков и нот, качества поверхности. Он начинает понимать их основные признаки, пытается осознать методы их обнаружения, имя, пытается отделить их цвет и особенности. В данный период у ребенка устанавливается понятие и представления об основных геометрических фигурах (основных правильных фигур); о семи оттенках спектра, белом и чёрном; о свойствах величины, такие как: длина, ширина, высота, толщина; о расстоянии, где находится предмет, как далеко он находит с; также о времени суток, какое время года, общее понятие времени, а также о температуре, вкусах, запахах и остальное.

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) ребёнок пытается отличать разные виды выше перечисленных признаков, обнаруживает их соотношение в всецелых объектах, пытается описать все словами, а также использование признаков и свойств объекта для разных видов действия. В это время формируется определенная структура, которая строится на знаниях признаков предмета. Она ведет познавательную активность ребёнка в разных действиях: рисование, окружающий мир, разговоры с другими людьми. Более сложные явления воспринимаются им легче.

Зрительное восприятие ребенка с нарушением зрения обладает теми же свойствами, характерными и для нормально видящих детей. Исследователи отмечают, что проявление и развитие этих свойств зависит от того, в каком виде восприятия они проявляются, а также от уровня психического развития индивида в целом. Зрительное восприятие может резко изменится из-за влияния таких факторов, как потеря остроты зрения, сужении поля зрения, а также при нарушении светоощущения и цветоощущения.

 Также нарушение цветового восприятия у детей сильно влияет на их социальную адаптацию. Цвет обладает большими информационными свойствами. Цвет фиксируется визуально и длительное время остаётся в сознании ребёнка. Он обладает большой эмоциональной выразительностью.

Социальная адаптация необходима ребенку для познавания окружающего мира, а также уметь приспосабливаться к изменению в ней.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях реабилитация детей с ОВЗ перерастает из разряда медицинской проблемы в общую комплексную задачу, предполагающую, во- первых, системное взаимодействие для оптимизации этого процесса всего социального окружения ребенка (семья, реабилитационный центр, учреждения здравоохранения, образования, культуры, быта и т.п.), во-вторых, активное использование всех направлений социально-регулирующего воздействия (медицинское, психолого-педагогическое, социально-средовое, экономическое и т.д.).

Конечной целью реабилитации инвалидов на сегодняшний день признана их социальная интеграция, т.е. активное участие в основных направлениях деятельности и жизни общества, включенность в социальные структуры, предназначенные для здоровых людей и связанные с различными сферами жизнедеятельности человека - учебой, культурой, спортом, профессиональной подготовкой, посильным и приносящим удовлетворение трудом, общественной деятельностью.

Сейчас реабилитация не только для людей с нарушением зрения, но и других людей с различными нарушениями, выходит на новый уровень в государствах. Модернизируют улицы, научные и общественные учреждения, скверы, поликлиники.

Приоритетность обусловлена, с одной стороны, отчетливой тенденцией к увеличению детей с ограниченными возможностями, с другой - процессами мирового развития и интеграции, в которых соблюдение прав и свобод по отношению к лицам с ограниченными возможностями является неотъемлемым атрибутом цивилизованного государства.

Относительно детской части населения, имеющей ограниченные возможности, это, прежде всего, право на раннее квалифицированное медицинское сопровождение, когнитивное и психоэмоциональное развитие (ранее вмешательство), дошкольное и школьное образование, право жить в семье, т.к. именно данные условия являются базисными и необходимыми для наиболее эффективной социализации, адаптации и последующего профессионального становления, а также реализации принципов нормализации и независимой жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. Автореферат. - М.,1975.
  2.  Абенова А. К., Тайлак Б. Е. Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения // Молодой ученый. -- 2014. -- №6. -- С. 669-671.
  3.  Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. -- № 12. -- 2006.
  4.  Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников. -- Мн.: БрГУ, 2007.
  5. Дудел Дж., Циммерман М., Шмидт Р.,  Грюссер О. и др. Физиология человека, 2 том, перевод с английского, “Мир”, 1985
  6. Гл. Ред. Петровский Б.В.. Популярная медицинская энциклопедия, ст.. “Зрение”, “Цветовое зрение”, ”Советская энциклопедия”, 1988
  7. Елисеев В.Г., Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А.. Гистология, “Медицина”, 1983

  1. Люблинская А. А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста. //Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. - М.: АПН РСФСР, 1956.-Вып.86.- с.47-62.

  1.  Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. Сластенина В.А. - 5-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 200с.
  2. Мясникова Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения// Саратов. 2006.
  3. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. //М.: РАОИКП. 1999.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Методическая разработка урока "Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации".  (химия, 8 класс,  прогормма О.С.Габриеляна)....

"Химические свойства кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации"

Урок изучения новой темы в 8 классе. К нему разработана презентация и технологическая карта....

Статья "Оппозиционная точка зрения о теории эволюции"

Данная статья была написана в рамках проведения урока-диспута в 11 классе:" Теория эволюции. За и Против"Существующая точка зрения относительно теории эволюции и преподносящаяся в учебниках, как закон...

Урок «Соли с точки зрения теории электролитической диссоциации»

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №24 г.КрасноярскУчитель химии: Левицкая Лариса Викторовна Урок «Соли с точки зрения теории электролитической  диссоциации» Цель урока: углубление,...

Использование тактильно-цветовых символов в формировании фонематической системы у детей 5-6 лет с нарушениями зрения и речи

Использование тактильно-цветовых символов в формировании фонематической системы у детей 5-6 лет с нарушениями зрения и речи...