Использование тактильно-цветовых символов в формировании фонематической системы у детей 5-6 лет с нарушениями зрения и речи
консультация
Использование тактильно-цветовых символов в формировании фонематической системы у детей 5-6 лет с нарушениями зрения и речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка-детский сад № 86
г.Калининград
Использование тактильно-цветовых символов
в формировании фонематической системы
у детей 5-6 лет с нарушениями зрения и речи
Из опыта работы учителя-логопеда
МДОУ ЦРР д/с № 86 г.Калининграда
Волосской Ирины Владимировны
Калининград 2020
Деятельность специализированных групп для слабовидящих детей, для детей с косоглазием и амблиопией в возрасте от 2х-3х до 7-ми лет направлена на воспитание, лечение, восстановление и коррекцию нарушенных функций зрения у детей, подготовку их к обучению в школе.
При нарушении зрения у ребенка возникает ряд вторичных отклонений: ослабление познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления), происходят изменения в физическом развитии, в том числе и двигательных функций (нарушаются быстрота, точность, координация), страдает психика (дети раздражаются из-за нарушения зрительного восприятия, комплексуют из-за своего дефекта и необходимости носить очки или наклейки на глаза).
Установлено, что нарушение речи у слабовидящих детей встречаются значительно чаще, чем у нормальновидящих, и отличаются по степени выраженности, симптоматике и структуре. В связи с этим важное место в учебно-воспитательном процессе отводится коррекционной и профилактической работе.
Логопедическая помощь детям с дефектами зрения способствует восполнению сенсорной недостаточности, активизации познавательной деятельности детей, формированию черт личности.
При различных нарушениях зрения необходимо мобилизовать деятельность анализаторов, повышать остроту восприятия сохранившихся видов чувствительности.
«В учебной, игровой и трудовой деятельности важную роль играет слуховое восприятие, которое необходимо целенаправленно развивать»,- пишут в своей книге «Основы тифлопедагогики» известные специалисты в этой области Ермаков В.П., Якунин Т.Д..
Исследования известных ученых и логопедов- практиков Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Плаксиной Л.И. и других показали, что дети с недоразвитием фонематического слуха впоследствии испытывают трудности и в процессе звукопостановки, и при обучении чтению: читают медленно и с ошибками, при письме пропускают буквы, переставляют их местами.
С первых занятий должна вестись работа по формированию фонематического восприятия, т.к. данная функция в процессе становления речи детей формируется одной из первых и является основой для развития операций анализа и синтеза.
Необходимо учитывать последовательность в овладении восприятием звуков: сначала отрабатываются умение воспринимать, дифференцировать гласные звуки, затем согласные, из которых в первую очередь отрабатываются различия между твердыми- мягкими, затем звонкими- глухими звуками.
На этом добуквенном этапе развития фонематической системы у детей с нарушением зрения (и с сохранным зрением тоже) целесообразно использование тактильно- цветовых символов для обозначения гласных и согласных звуков.
Для обозначения гласных звуков удобнее всего использовать квадраты красного цвета размером 4х4 см из плотного материала или резины (при этом учитывается одно из главных свойств гласных: их можно растягивать голосом;а прилагая для этого физические усилия ,ребенок чувствует руками, что материал растягивается). В данном случае такой эксперимент дает ребенку возможность с помощью тактильного и зрительного восприятия проанализировать данный звук и сделать умозаключение о том, какой звук он слышит: гласный или согласный.
Для обозначения согласных твердых звуков используются квадраты синего цвета размером 4х4 см из твердого материала (картона или дерева). Аналогия- звучание твердого звука подтверждается ощущением при нажатии на деревянный квадрат. Знания детей о том, что твердые звуки обозначаются синим цветом подтверждаются тактильными ощущениями.
Для обозначения согласных мягких звуков удобно использовать губчатые квадраты зеленого цвета. Ощупывая такой квадрат, ребенок находит подтверждение правильности своего выбора, если действительно слышит мягкий звук.
Угадывание (или узнавание) звуков «на ощупь» при выключенном зрительном анализаторе вносит в учебный процесс игровой элемент. Использование этого приема очень эффективно в дальнейшей работе с детьми по обучению грамоте, когда состоится знакомство с буквами (игра «Угадай букву на ощупь»),
Работа с тактильно-цветовыми символами строится в два этапа.
Первый этап.
- Знакомство с цветами (красный, синий, зеленый), которыми мы обозначаем гласные и согласные звуки.
- Тактильное обследование данных символов (красный квадрат - тянется, синий - твердый, зеленый - мягкий).
- Сравнение их поверхностей между собой, соотношение между цветом и тактильными ощущениями.
- Нахождение квадрата-символа по описанию.
- Описание заданного символа.
Второй этап.
- Умение соотносить поверхности тактильно-цветовых символов с определенным звуком.
- Моделирование с помощью тактильно- цветовых символов схем слогов.
- Моделирование с использованием этих символов схем слов.
Второй этап работы с тактильно- цветовыми символами подводит детей к умению проводить фонематический анализ. А овладеть фонематическим анализом - значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, ориентироваться в слоговой структуре слова.
Данный анализ предполагает не только выделение и узнавание отдельного звука в слове, а уже связывание его с буквой. Основное значение - ввести ребенка в звуковую систему языка, устанавливать отношение между звуками, составляющими слово, т.е. для успешного овладения грамотой дети должны уметь производить анализ и синтез слов.
Опираясь на опыт известного логопеда Ткаченко Т.А. и тифлопедагога Карауловой О.Н. из Тюмени, можно сделать вывод о том, что суть метода использования тактильно-цветовых символов состоит в том, чтобы временно подменить одни символы (буквы) другими, которые будут:
- легко запоминаться детьми;
- быстро воспроизводиться;
- окажутся логически связанными со звуковым аналогом (прием сематизации - возбуждение интереса благодаря раскрытию смысла слова);
- усилят звуковое восприятие ребенка путем дополнительной опоры на различные анализаторы;
- будут нести дополнительные функции (закрепление знаний о цветах, геометрической форме и свойствах предметов);
- способствовать развитию осязания и мелкой моторики.
Использование такой символики является промежуточным звеном между этапом совершенствования фонематического восприятия, а также звуковым анализатором и синтезом слов в добуквенноый период обучения грамоте.
Использование специальных символов в логопедической работе:
- обеспечивает многоаспектное восприятие (сочетание зрительных, кинестетический, мышечных и осязательных ощущений) в процессе знакомства со звуком;
- усиливает речевые кинестезии;
- улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи;
- ускоряет нормализацию произношения звуков дошкольников;
- расширяет поле готовности детей к обучению грамоте за счет раннего овладения навыками звукового анализа.
Фонематическая система детей с нарушениями зрения формируется на всех видах занятий (на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных). В процессе этой работы большое место отводится фонематическим играм. Индивидуальный и дифференцированный подход к детям, имеющим нарушения зрения и речи, является также обязательным условием логопедической работы в этом направлении.
Таким образом, в результате использования тактильно- цветовых символов уровень развития фонематической системы детей значительно повышается, что дает возможность гораздо быстрее и легче исправить фонематические нарушения и успешно овладеть основами обучения грамоте родного языка.
Использование тактильно-цветовых символовов может быть рекомендовано и в работе с нормальновидящими детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи
В этой статье говорится о том, как развиваются графические навыки у дошкольников с нарушениями зрения и речи....
Логопедическая работа с детьми с нарушением зрения и речи
в презентации обобщен опыт работы с детьми с нарушением речи и зрения старшего дошкольного возраста...
Руководство сюжетно-ролевой игрой как средство развития коммуникативного поведения старших дошкольников с нарушениями зрения и речи
В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи средствами сюжетно-ролевой игры...
Устранение вербализма у дошкольников с нарушениями зрения и речи в процессе формирования временных представлений
В работе представлен опыт педагога по работе над словарём с детьми с патологиями зрения, имеющими речевые нарушения....
Статья на тему:"Развитие речевых и коммуникативных навыков, творческих способностей у детей с нарушением зрения и речи через проектную деятельность"
Статья на тему:"Развитие речевых и коммуникативных навыков, творческих способностей у детей с нарушением зрения и речи через проектную деятельность"...
«Организация работы по формированию пространственной ориентировки в музыкальной деятельности и физическом развитии с детьми с нарушением зрения и речи в условиях ДОУ»
Выступление на тему формирования простарнственной ориентировки с детьми с нарушением зрения и речи с кратким описанием значения этого аспекта и примерными игровыми заданиями....
Особенности формирования навыков словоизменения и словообразования у детей, имеющих нарушения зрения и речи
Представлен опыт работы по формированию грамматической стороны речи у детей имеющих тяжелые нарушения речи и зрения....