Программа коррекционных курсов для обучающегося 2 класса (II вариант) с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии
рабочая программа
В рабочей программе представлены материалы коррекционных курсов по сенсорному развитию и предметно-практическим действиям для обучающегося на домашнем обучении по II варианту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_2_klass.doc | 308.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Калачинская адаптивная школа – интернат»
(КОУ «Калачинская адаптивная школа – интернат»)
______________________________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий
для обучающегося 2 класса
(сенсорное развитие, предметно-практические действия)
Калачинск, 2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и предназначена для индивидуального обучения обучающегося с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающимся по 2 варианту и находящимся на домашнем обучении.
Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной или тяжелой степени, интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 2 адаптированной общеобразовательной программы образования, на основе которой разрабатывается специальная индивидуальная программа развития, учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающегося; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для него особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающегося, его творческого потенциала.
Программа коррекционно-развивающих занятий разработана на основе основной образовательной программы, авторских программ курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Э.Я. Удаловой, Л.А. Метиевой, использовались рекомендации и материалы Е.А. Стребелевой, Т.М. Головкиной.
Особые образовательные потребности ребенка с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР требуют разработки специальной индивидуальной программы развития для его обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование обучающегося с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития обучающегося; ведущих мотивов и потребностей; характера ведущей деятельности. Общим результатом образования может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям обучающегося максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.
Основной принцип программы – взаимосвязь диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих и образовательных задач, направленных на развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала умственно отсталого обучающегося и формирование его позитивных качеств.
Программа рассчитана на один учебный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного обучающегося.
Программа, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, ставит перед собой следующие цели и задачи.
Цель программы: достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
Задачи рабочей программы:
- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
- развитие собственной активности ребенка;
- формирование положительной мотивации к выполнению заданий;
- формирование и развитие целенаправленных действий.
Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:
- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- формирование и развитие координации;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Данная коррекционная программа имеет два основных направления работы:
Первое направление – формирование знаний сенсорных эталонов.
Второе направление – обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта.
Формы и методы работы
При выборе методов и форм коррекционно-развивающей работы используется:
- наглядность;
- демонстрация;
- пояснение;
- наблюдение;
- моделирование ситуаций;
- развивающие игры (настольные, подвижные);
- конструирование;
- свободное и тематическое рисование, графические задания.
Программный материал подобран с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
В программе представлены коррекционные курсы:
- сенсорное развитие;
- предметно-практические действия.
Сенсорное развитие является основой становления всех видов детской деятельности и направлено на формирование у ребенка перцептивных действий (рассматривание, выслушивания, ощупывания). Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие внимания и памяти, развитие зрительного, слухового внимания и восприятия, развитие тактильно-двигательного и вкусового восприятия.
Содержание коррекционно-педагогической работы по предметно-практическим действиям направлено на формирование игровой и продуктивных видов детской деятельности.
Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности ребенка и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях обязательно сопровождается речью учителя и обучающегося.
Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий.
Общие сведения о ребенке
Ф.И.О.
Дата рождения:
Основные и сопутствующие заболевания:
Заключение ПМПК:
Условия реализации образовательного маршрута:
Срок обучения:
Сведения о семье:
Характеристика ребенка
Особенности деятельности:
Игровая деятельность:
Особенности познавательной сферы:
Особенности внимания:
Особенности памяти:
Особенности мышления:
Обучаемость:
Эмоционально-волевая сфера:
Развитие речи:
Коррекционный курс «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»
Пояснительная записка
Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Обучающийся с интеллектуальными и множественными нарушениями в развитии наиболее чувствителен к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому правильный выбор средств и способов сенсорного воздействия способствует его дальнейшему психическому и физическому развитию.
Занятия по развитию сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения обучающегося с множественными нарушениями в развитии.
Целью данного курса является максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, обогащение чувственного опыта обучающегося в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Занятия должны носить практическую направленность, быть тесно связаны с другими учебными предметами, готовить обучающегося к жизни в обществе.
Общая характеристика коррекционного курса
Коррекционный курс «Сенсорное развитие» подразумевает решение следующих задач:
- развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения,
- развитие предметно-практической и познавательной деятельности.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки, пальчиковые игры и упражнения, двигательные минутки, танцевальные движения и др.
Описание места коррекционного курса «Сенсорное развитие»
Занятия по сенсорному развитию являются часть коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» и входят в учебный план основной образовательной программы для учащихся 2 варианта обучения.
Занятия проводятся в специальном кабинете, используются разные формы организации учащегося, время занятия распределяется с учетом индивидуальных особенностей ребенка (до 30 – 40 минут).
Всего в учебном году на данный курс отводится - час. Из них по четвертям распределяется так:
в I четверти - ч. в III четверти - ч.
во II четверти - ч. в IV четверти - ч.
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы по сенсорному развитию
В рабочей программе даны конкретные формулировки планируемых результатов, которые могут быть не достигнуты в течение одного или нескольких занятий. К концу учебного года обучающийся должен:
- согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;
- ориентироваться на жест педагога и обращаться за помощью к взрослому;
- захватывать мелкие предметы двумя и тремя пальцами;
- повторять за педагогом пальчиковые игры и упражнения;
- понимать простые инструкции учителя;
- распознавать части тела и лица;
- ориентировать на листе бумаги, рисовать и обводить по трафарету, штриховать (с помощью педагога);
- усвоить порядок следования частей суток, времён года;
- узнавать предметы на картинках;
- составлять предметы из 2-4 частей;
- находить часть от целого предмета и предмет по данной части;
- соотносить, различать и называть основные цвета и некоторые оттенки;
- различать геометрические фигуры и пробовать называть их;
- сравнивать и соотносить предметы по величине, используя схемы и таблички;
- опознавать на ощупь игрушки, предметы, геометрические фигуры;
- опознавать на ощупь фактурные, температурные качества предметов;
- узнавать предметы по вкусовым качествам, материал, из которого предметы сделаны;
- определять звуки шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки); различать неречевые бытовые и природные шумы;
- различать звуки по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки);
- определять изменения в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов (из 3-4);
- находить различия в парах предметных и сюжетных картинок;
- использовать схематические рисунки и таблички для запоминания материала.
Способы и формы оценивания результатов прохождения программы по сенсорному развитию
Курс имеет безотметочную систему прохождения материала. Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога.
Результат выполнения задания отмечается жетоном (смайликом), картинкой, табличкой со словом, сюрпризом, используются слова-одобрения. В конце занятия может использоваться прием цветограммы. Обучающемуся предлагается прикрепить (нарисовать, раскрасить) соответствующий по цвету символ, определяя качество выполненного самостоятельно задания или практическую деятельность. Сравнение результатов изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволяет наблюдать динамику качества выполненной работы, сравнивая личные результаты.
Из-за системных нарушений развития обучающемуся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования.
Итоговые достижения обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (вариант 2) определяются индивидуальными возможностями, максимальным развитием жизненной компетенции.
По итогам освоения отраженных в программе задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающегося в освоении программы, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности его обучения и развития в целом.
При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающемуся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности обучающегося.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Содержание коррекционного курса по сенсорному развитию
Программно-методический материал включает следующие разделы: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие вкуса», добавлен раздел по развитию тактильно-двигательного восприятия, материал по развитию мелкой и общей моторики, графомоторных навыков, восприятия пространства и времени.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Тактильно-двигательное восприятие
Опознавать предметы на ощупь, определяя их форму, величину, материал в процессе тактильно-двигательного обследования; закреплять результаты тактильно-двигательного обследования в продуктивных видах деятельности; запоминать предметы, определяемые на ощупь; зарисовывать предметы, определяемые на ощупь; выбирать предметы на ощупь по словесному описанию. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте. Различение основных цветов и некоторых оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Воссоздавать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части из 2-4 элементов. Дорисовывать недостающие части рисунка, выполнять аппликации. Определение изменений в предъявленном ряду из картинок или предметов. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Ориентировка на листе бумаги и на плоскости стола. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)
Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Формировать представления о целостном образе предмета с опорой на его характеристики; группировать предметы по определенному вкусовому и температурному признаку; предавать целостный образ предмета в различных видах продуктивной деятельности.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Дифференциация бытовых шумов и явлений природы с опорой на слуховой анализатор. Опознавание действий по звукам; опознание местоположения и интенсивности звука; реагировать на характер звука и его изменение. Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
Восприятие пространства и времени
Ориентировка на собственном теле. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). Части суток и времена года. Последовательность событий в картинках (смена времени суток, времен года).
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции обучающегося, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация.
Тематический план коррекционного курса «Сенсорное развитие»
№ п/п | Направления коррекции | Кол-во час | Сроки | Основное содержание работ | Виды деятельности | Результаты |
Развитие моторики, графомоторных навыков | ||||||
1 | Упражнения на развитие крупной моторики | 1 | Развитие точности движений, целенаправленность действий и движений по инструкции педагога (Игры «Попади в цель», «Тир», игры с мячом, с резинкой) | Игровая, предметная (работа с предметами - мячи разной величины, шарики, кольца) | ||
2 | Упражнения на развитие крупной моторики | 1 | Формирование чувства равновесия, координация движений (Упражнение «Дорожка следов»); развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т.п.), обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога (2 шага вперед — поворот направо и т. д.) | Познавательная, практическая, предметная (работа с различными материалами, «сенсорной» дорожкой) | ||
3 | Развитие мелкой моторики пальцев рук | 1 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением, выполнение пальчиковой гимнастики и игр («Гнездо», «Фонарики», «Флажок» и др.) | Познавательная, практическая | ||
4 | Развитие координации движений руки и глаза | 1 | Упражнения на синхронность работы обеих рук, составление из частей целого предмета | Познавательная, игровая, предметно-практическая (работа с деталями, работа со шнуром, нанизывание бус) | ||
5 | Формирование навыков владения пишущим инструментом | 1 | Обведение по контуру простых предметов, обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур; проведение непрерывных линий по нарисованному контуру и по пунктиру (пальцем, карандашом) | Познавательная, игровая, практическая (работа с шаблонами, силуэтами, работа с трафаретами; работа с предметами) | ||
6 | Формирование навыков владения пишущим инструментом | 1 | Штриховка в одном направлении – сверху вниз – простых изображений (яблоко, груша, воздушный шар); штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету | Познавательная, игровая, практическая (работа с бумагой, силуэтами, контурами рисунков; работа на вертикальных поверхностях, работа с трафаретами) | ||
7 | Развитие координации движений руки и глаза | 1 | Выполнение поочередного соединения точек, фишек с помощью карандаша, цветных резинок или полосок; вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм | Игровая, практическая (работа с инструментами, бумагой; работа с мелкими предметами) | ||
Тактильно-двигательное восприятие | ||||||
1 | Упражнения на узнавание предметов на ощупь | 1 | Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые) | Познавательная, практическая, исследовательская (работа с предметами, мешочком, работа с пластилином и глиной) | ||
2 | Упражнения на узнавание на ощупь формы предметов | 1 | Определение на ощупь формы предметов (Дидактическая игра «Волшебный мешочек») | Познавательная, практическая, исследовательская (работа с предметами, мешочком, геометрическим материалом) | ||
Кинестетическое и кинетическое развитие | ||||||
1 | Упражнения на развитие общей моторики | 1 | Движения и положения головы, движения и позы верхних и нижних конечностей, движения и позы всего тела (Дидактическая игра «Зеркало») | Познавательная, практическая (упражнения по инструкции педагога, имитация движений и поз – повадки животных, природных явлений) | ||
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | ||||||
1 | Восприятие формы | 1 | Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб) | Познавательная, предметная, практическая (работа с предметами) | ||
2 | Восприятие формы | 1 | Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные) | Познавательная, предметная, практическая (работа с предметами, геометрическим материалом) | ||
3 | Восприятие величины | 1 | Соотносить конструкции и изображения с размерами игрушек и сказочных персонажей (высокий дом для жирафа, низкий дом для ежика) | Познавательная, игровая, предметная (работа с предметами) | ||
4 | Восприятие величины | 1 | Группирование предметов по образцу (3-4 предмета – большой, поменьше, маленький, самый маленький; большой, средний, маленький); составление сериационных рядов по величине из 3—4 предметов по заданному признаку | Познавательная, игровая (работа с предметами, картинками) | ||
5 | Восприятие формы и величины, формы и цвета | 1 | Группировка предметов по форме и величине, по форме и цвету (по инструкции и с помощью педагога) | Познавательная, игровая, предметная (работа с предметами разной величины, формы и цвета; работа с игровым и раздаточным материалом) | ||
6 | Восприятие цвета | 1 | Обозначение определенным цветом природных явлений и предметов, различение цветов и оттенков (Дидактическая игра «Что бывает такого цвета?») | Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами и картинками; рисование) | ||
7 | Восприятие цвета | 1 | Различение цветов и оттенков, подбор оттенков к основным цветам (Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета» ) | Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, предметами, раздаточным и игровым материалом) | ||
8 | Формирование целостного образа предметов | 1 | Конструирование предметов из геометрических фигур (2—4 детали); складывание недостающих геометрических форм из двух других форм | Продуктивная, предметно-практическая, игровая (работа с конструктором, модулями, строительным материалом) | ||
9 | Формирование целостного образа предметов | 1 | Составление целого из частей (3—4 детали) на разрезном наглядном материале; находить целый предмет по части и часть к целому | Познавательная, игровая, исследовательская, практическая (работа с разрезными картинками и кубиками, мягкими пазлами; работа с карточками и предметами) | ||
Развитие зрительного восприятия | ||||||
1 | Развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов | 1 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей (по инструкции педагога); воссоздание целостного изображения предмета | Познавательная, игровая, практическая (работа с рисунками, картинками; выполнение аппликации) | ||
2 | Развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов | 1 | Сравнение предметных и сюжетных изображений, выделяя в них сходные и различные элементы и детали; нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок)
| Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, с компьютером – интерактивная игра) | ||
3 | Развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов | 1 | Сравнение сюжетных картинок, отображающих начальную и конечную фазу одного и того же явления или события (девочка держит шарик, шарик улетел, девочка смотрит вверх) | Продуктивная, предметно-практическая, игровая (работа с сюжетными картинками) | ||
Восприятие особых свойств предметов | ||||||
1 | Опознание предметов по температурным характеристикам | 1 | Развитие осязания (температурные ощущения). | Познавательная, исследовательская, предметная (работа с водой, предметами) | ||
2 | Группирование предметов по вкусовым характеристикам | 1 | Различие вкусовых качеств - сладкое — горькое, сырое — вареное (Дидактическая игра «Узнай на вкус») | Познавательная, исследовательская, предметная (работа с предметами) | ||
3 | Опознание предметов по запаху | 1 | Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений | Познавательная, исследовательская, практическая (работа с предметами, запахами) | ||
Развитие слухового восприятия | ||||||
1 | Развитие слухового внимания, опознание предметов по звуковым характеристикам | 1 | Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен) | Игровая, практическая (работа с предметами, музыкальными инструментами) | ||
2 | Дифференциация предметов по звуковым характеристикам | 1 | Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки) | Игровая, практическая (работа с предметами, музыкальными инструментами, аудиозаписями) | ||
3 | Развитие слухового внимания, подражания | 1 | Различение мелодии по характеру (веселая, грустная); реагирование двигательными и речевыми реакциями на характер звука и его изменение (марш – маршируют, танцевальная музыка – кружатся, плясовая - топают) | Познавательная, игровая (работа с музыкальными инструментами, прослушивание музыкальных произведений; рисование) | ||
4 | Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам | 1 | Звуковая имитация, подражание звукам окружающей среды (Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу)) | Познавательная, игровая (работа с предметами, картинками, музыкальными инструментами; прослушивание аудиозаписей) | ||
Восприятие пространства | ||||||
1 | Восприятие пространственных отношений и ориентировка в пространстве | 1 | Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения (понятия «дальше — ближе») | Игровая, практическая (работа с предметами) | ||
2 | Восприятие пространственных отношений и ориентировка на плоскости | 1 | Ориентировка на листе бумаги, расположение плоскостных и объемных предметов на плоскости листа (Дидактическая игра «Расположи предметы на листе бумаги») | Познавательная, игровая (работа с предметами, бумагой; рисование на вертикальной поверхности) | ||
3 | Восприятие пространственных отношений и ориентировка на плоскости | 1 | Пространственная ориентировка на поверхности стола (Дидактическая игра «Определи положение предмета») | Познавательная, игровая (работа с предметами) | ||
Восприятие времени | ||||||
1 | Восприятие временных представлений | 1 | Сравнение сюжетных изображений, восстановление порядка, обозначение определенным цветом времен года | Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, цветными фишками; рисование) | ||
2 | Восприятие временных представлений | 1 | Сравнение изображений на картинках, восстановление порядка, обозначение определенным цветом времени суток | Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, цветными фишками; рисование) |
Коррекционный курс «ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»
Пояснительная записка
Предметная деятельность является базисным видом деятельности для формирования всех видов детской деятельности. В процессе развития предметных действий формируются соотносящие и орудийные действия, при выполнении которых происходит становление ориентировочно-познавательной деятельности, появляются предпосылки к развитию речи. В ходе выполнения предметных действий улучшаются физиологические возможности рук, их согласованность и плановость в действиях, развивается тонкая ручная моторика и зрительно-двигательная координация.
В процессе обучения обучающийся знакомится с различными предметами и материалами и осваивает действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Продуктивные виды деятельности вносят существенный вклад в компенсацию первичных нарушений в структуре имеющихся у обучающегося отклонений и в коррекцию вторичных недостатков, что положительно сказывается на развитии его личности, поведении и общении, социализации в целом.
Курс «Предметно-практические действия» предполагает обучение умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится 1 раз в неделю в игровой форме с использованием разнообразных дидактических игр, практических упражнений. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и практическим материалом. Занятия носят практическую направленность, тесно связаны с учебными предметами и способствуют подготовке обучающегося к жизни в обществе.
Объем и сроки реализации содержания программы определяются индивидуальными возможностями обучающегося в овладении предусмотренными программой действиями и операциями.
Общая характеристика учебного курса
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» помогает обучению и развитию обучающегося с интеллектуальными нарушениями. Во время работы на занятиях предметно-практической деятельности весь материал дается в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
На занятиях по предметно-практическим действиям решаются следующие задачи:
- освоение простых действий с предметами и материалами,
- развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации,
- следование определенному порядку при выполнении предметных действий.
В процессе обучения продуктивным видам деятельности обучающийся усваивает систему сенсорных эталонов, у него совершенствуются образные представления о предметах и явлениях окружающей действительности, укрепляются мышцы пальцев и кистей. На занятиях закладываются основы таких важных личностных черт и поведения как целенаправленность деятельности, умение выполнять задания по требованию педагога, подчинить свое поведение требованиям взрослого, формировать интерес к совместной деятельности, развиваются коммуникативные возможности, создаются условия для развития всех основных речевых функций.
Основным механизмом включения обучающегося в деятельность на занятии является сотрудничество педагога с ребенком в различных видах деятельности: совместной и самостоятельной.
Занятия по предметно-практическим действиям способствуют формированию мотивационной готовности к развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу).
Описание места коррекционного курса
Занятия по предметно-практическим действиям являются частью коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» и входят в учебный план основной образовательной программы для учащихся 2 варианта обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью от 30 до 40 минут в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. Всего за учебный год - ч. По четвертям это распределяется следующим образом:
в I четверти - ч. в III четверти - ч.
во II четверти - ч. в IV четверти - ч.
Планируемые результаты освоения программы по предметно-практическим действиям
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
К концу учебного года обучающийся должен:
- взаимодействовать с взрослым;
- выполнять на элементарном уровне простые действия с предметами и материалами;
- фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом);
- фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
- захватывать, удерживать и перекладывать предмет;
- открывать и закрывать емкости для хранения;
- сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;
- рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы;
- играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д.;
- разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;
- погружать руки в сухой бассейн и доставать из него предметы;
- пересыпать крупы с помощью руки, ложки, стакана;
- складывать в банку природный материал, доставать его ложкой (пальцами);
- работать с пластилином и выполнять с ним разные действия: разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать на кусочки разного размера, соединять, отщипывать, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям;
- играть с взрослым в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- узнавать материалы на ощупь, по звуку;
- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
- играть с конструктивными и строительными материалами.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
«узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Содержание коррекционного курса по предметно-практическим действиям
В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание курса «Предметно-практические действия». Программа состоит из 2 разделов: «Действия с предметами», «Действия с материалами», куда входят следующие виды работ: «Конструирование», «Работа с мозаикой», «Работа с пластичными материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с нитками и тканью», «Работа с природными материалами».
Содержание разделов отражает предметно-практическую направленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и познавательной деятельности обучающегося.
Действия с предметами
- Повторение и закрепление умений, приобретенных раннее.
- Выполнение по подражанию, с помощью взрослого и самостоятельно следующих действий: собирание листов бумаги, монет; подбор крышек к разным по размеру коробкам; открывание и закрывание сосудов с завинчивающимися крышками, пробками; нанизывание крупных бус на проволоку, шпагат, тонкий шнур; нанизывание колец пирамидки с учетом цвета; удерживание предмета одной (двумя) руками, подбрасывание его, толкание.
- Обучение ощупыванию предметов двумя и одной рукой. Узнавание знакомых предметов
на ощупь (при выборе из 2—3).
- Поиск предметов в окружающем пространстве. Нахождение парных предметов.
- Нахождение предметов, соответствующих показанной картинке.
- Выполнение подражательных движений рук: «Мельница», «Замочек», «Топор».
- Воспроизведение действий, движений, изображенных на картинке. Упражнения для пальцев рук.
- Выполнение подражательных действий со сменой вида движений: «стучим — прячем».
- Действия с предметами разного цвета, формы, величины.
- Узнавание, различение и называние предметов по цвету (основные цвета), форме, размеру.
- Группировка по цвету (размеру) предметов двух контрастных цветов (размеров). Раскладывание их в коробки, ведерки, стаканы соответствующего цвета (размера).
- Раскладывание однородных предметов разных форм на две группы.
- Сравнение предметов. Нахождение такого же предмета в группе других предметов по качественному признаку — цвет (форма, размер).
- Чередование предметов через один элемент: по цвету (красный — синий — красный — синий); по форме (шар — куб — шар — куб); по размеру (большой — маленький — большой — маленький). Выкладывание их в ряд.
- Узнавание и различение предметов по размеру (длинный — короткий).
- Различение на ощупь величины предметов (большой, маленький) при выборе из двух резко контрастных по величине.
- Складывание по подражанию и по образцу разрезных картинок из 2—3 частей, разрезанных по диагонали; из 4—5 частей, разрезанных по горизонтали и вертикали, с помощью учителя.
Действия с материалами
- Практическое закрепление приобретенных навыков работы с пластическими материалами (раскатывания, разминания, разрывания, сплющивания), правил работы с ними.
- Формование пластических материалов различными формами.
- Лепка по образцу и самостоятельно.
- Освоение новых способов лепки: отщипывание пальцами кусочков пластилина и скатывание мелких шариков; лепка мелких шарообразных предметов из теста и пластилина: вишни, бусы, конфеты; сплющивание шара между ладонями; лепка по подражанию и по образцу предметов плоской формы: лепешки, блины, шляпки грибов. Обыгрывание выполняемых действий.
Тематический план коррекционного курса «Предметно-практические действия»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Сроки | Основное содержание работ | Виды деятельности | Результаты |
Действия с предметами | ||||||
1 | Повторение и закрепление умений. Выполнение действий с предметами. | 1 | Выполнение по подражанию, с помощью педагога и самостоятельно следующих действий: собирание листов бумаги, монет. | Практическая, предметная, игровая (работа с предметами) | ||
2 | Подарки для зверят. | 1 | Подбирание крышек к разным по размеру коробкам; открывание и закрывание сосудов с завинчивающимися крышками, пробками | Игровая, практическая, познавательная (работа с предметами) | ||
3 | Собираем бусы. | 1 | Нанизывание крупных бус на проволоку, шпагат, тонкий шнур | Игровая, практическая (работа с мелкими предметами) | ||
4 | Цветные пирамидки. | 1 | Нанизывание колец пирамидки с учетом цвета; удерживание предмета одной (двумя) руками. | Игровая, практическая (работа с предметами; игры с пирамидкой и кольцами) | ||
5 | Волшебный мешочек. | 2 | Обучение ощупыванию предметов двумя и одной рукой. Узнавание знакомых предметов на ощупь (при выборе из 2—3). | Игровая, познавательная, исследовательская, практическая (работа с предметами, мешочком) | ||
6 | Найди игрушку. | 1 | Поиск предметов в окружающем пространстве. | Игровая, практическая (работа с предметами) | ||
7 | Спрятанные вещи. | 1 | Нахождение собственных вещей; парных предметов в окружающем пространстве | Игровая, практическая (работа с предметами) | ||
8 | Магазин игрушек. | 2 | Нахождение предметов, соответствующих показанной картинке | Познавательная, игровая, предметная (работа с предметами, картинками) | ||
9 | Веселые ладошки. | 1 | Выполнение подражательных движений рук («Мельница», «Замочек», «Топор») | Игровая, познавательная, практическая (выполнение упражнений для рук и пальчиков; рисование ладошками) | ||
10 | Пальчиковый театр. | 1 | Воспроизведение действий, движений, изображенных на картинке. Упражнения для пальцев рук. | Игровая, познавательная, практическая (выполнение упражнений для рук и пальчиков; работа с предметами) | ||
11 | Делай, как я. | 1 | Выполнение подражательных действий со сменой вида движений: стучим — прячем. | Игровая, практическая (игры с мелкими предметами) | ||
12 | В гостях у трех медведей. | 1 | Различение предметов по форме и величине | Игровая, познавательная, практическая (действия с предметами разной формы и величины) | ||
13 | Цветные шарики. | 1 | Узнавание, различение и называние предметов по цвету (основные цвета) | Игровая, познавательная, практическая (работа с предметами) | ||
14 | Угощение для кукол. | 1 | Группирование по цвету (размеру) предметов двух контрастных цветов (размеров). | Игровая, познавательная, практическая (работа с предметами) | ||
15 | Собираем урожай. | 1 | Раскладывание предметов в коробки, ведерки, стаканы соответствующего цвета (размера). | Игровая, познавательная, практическая (работа с предметами) | ||
16 | Найди пару. | 1 | Сравнение предметов, нахождение такого же предмета в группе других предметов по качественному признаку — цвет (форма, размер). | Познавательная, игровая, практическая (работа с игровым материалом) | ||
17 | Цепочки. | 2 | Чередование предметов по цвету, по форме (из 2) | Познавательная, игровая, практическая (работа с мелкими предметами, строительным материалом, цветными фишками) | ||
18 | Большая стирка. | 1 | Чередование предметов по размеру (из 2), выкладывание их в ряд | Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами, прищепками) | ||
19 | Дорожки для зайки. | 1 | Узнавание и различение предметов по размеру (длинный — короткий). | Познавательная, игровая, практическая (работа с брускам разной длины, цветными полосками и лентами, палочками) | ||
20 | Веселые картинки. | 1 | Складывание по подражанию и по образцу разрезных картинок из 2—3 частей, разрезанных по диагонали. | Познавательная, игровая, практическая (работа с разрезными картинками) | ||
21 | Веселые картинки. | 1 | Складывание по подражанию и по образцу разрезных картинок из 4—5 частей, разрезанных по горизонтали | Познавательная, игровая, практическая (работа с разрезными картинками, кубиками, мягкими пазлами) | ||
22 | Веселые картинки. | 1 | Складывание по подражанию и по образцу разрезных картинок из 4-5 частей, разрезанных по вертикали | Познавательная, игровая, практическая (работа с разрезными картинками, кубиками, мягкими пазлами) | ||
Действия с материалами | ||||||
1 | Работа с пластичными материалами. | 1 | Практическое закрепление навыков работы с пластичными материалами (раскатывания, разминания, разрывания, сплющивания), правил работы с ними. | Практическая, игровая (работа с пластичными материалами) | ||
2 | Угощение для гостей | 1 | Формование пластичных материалов различными формами. | Практическая, игровая (работа с пластилином, формочками, инструментами) | ||
3 | Кормушка для птиц | 1 | Освоение новых способов лепки. Отщипывание пальцами кусочков пластилина и скатывание мелких шариков. | Практическая, игровая (лепка мелких шарообразных предметов из теста и пластилина: ягоды, бусы, конфеты) | ||
4 | На лесной полянке | 1 | Сплющивание шара между ладонями. | Практическая, игровая (лепка по подражанию и по образцу предметов плоской формы: лепешки, шляпки грибов. | ||
5 | Пластилиновые картинки | 2 | Растягивание и размазывание пальцами пластилина по поверхности | Практическая, игровая (работа с пластилином) | ||
6 | Изготовление пластилиновых игрушек | 2 | Использование различных способов лепки при изготовлении игрушек | Практическая, игровая (работа с пластилином, природным материалом) |
Программа сотрудничества с семьей
Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
1. Консультативно-рекомендательная.
2. Лекционно-просветительская.
3. Организация круглых столов.
4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
5. Проведение практических занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).
Задачи | Возможные мероприятия |
Психологическая поддержка семьи | коррекционные занятия, индивидуальные консультации с психологом |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | индивидуальные консультации родителей со специалистами, тематические семинары |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР | договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией; убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка; посещение родителями уроков/занятий в организации |
Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией; консультирование; посещение родителями уроков/занятий в организации |
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения | ведение дневника наблюдений (краткие записи); информирование электронными средствами; встречи, беседы; просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком; проведение открытых уроков/занятий |
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях | привлечение родителей к проведению мероприятий (выставки, конкурсы, праздники); поощрение активных родителей. |
Методическое и материально-техническое обеспечение коррекционных курсов
Используемая литература:
- Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль, 2012.
- Головкина, Т.М. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждений VIII вида» [Электронный ресурс]/ Т.М. Головкина//http://rudocs.exdat.com/docs/index-434572.html
- Е.А.Стребелева, Е.А.Екжанова Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации. – М., «Просвещение», 2011.
- Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. – М., 2013.
- Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
- Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Книголюб, 2007.
- Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Электронный ресурс]/Л.А.Метиева,Э.Я.Удалова.http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html
- Модифицированная программа «Игра, игротерапия» (1-4 классы) составлена Маслич Ириной Петровной на основе программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: под редакцией И.М. Бгажноковой, раздел: «Игра и игрокоррекция», авторы: А. В. Баряева, А. П. Зарин, – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009г.
- Программа курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г
- Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск, 2012.
Учебно – практическое оборудование:
Для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов требуется специально организованная коррекционно-развивающая среда, дидактические игры и пособия:
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные) ящики», раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши-формы и др.);
- игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи, кегли, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик и др.); для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др.;
- разнообразный арсенал техники арт- и музыкотерапии (различные куклы, сюжетные игрушки; игрушки, имитирующие реальные предметы; игровой материал);
- иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);
- наглядно-графические модели (схемы, карты, контурные образцы, чертежи);
- материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий);
- музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные и видеофизминутки;
- презентации по темам, развивающие видеозанятия;
- компьютер, принтер, доска, тетради, карандаши, ручки.
Игры и игрушки:
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
- пазлы-вкладыши;
- мозаики;
- деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы);
- сухой бассейн;
- игрушки разных размеров;
- шнуровки;
- множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки;
- разноцветные шарики и моточки;
- пирамидки разные по величине, высоте;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра);
- предметы для вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.;
- звучащие предметы для встряхивания;
- разборные игрушки;
- музыкальные инструменты (бубен, погремушки, барабан, колокольчик, металлофон и др.);
- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
- игрушки (мягкие, пластмассовые, резиновые, деревянные, механические);
- наборы посуды и мебели;
- одежда и обувь для куклы;
- мешочки из ткани;
- прищепки;
- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений);
- цветные карандаши, краски и разнообразное оборудование для рисования;
- листы бумаги;
- объемные геометрические формы (куб, шар, конус, цилиндр);
- пластичные материалы (тесто, пластилин, глина, пластичная масса);
- материалы для пересыпания (крупа, песок);
- инструменты для работы с пластичным и сыпучим материалом (клеенки, чашки, стаканчики, баночки, ложки, лопатки, стеки, пластмассовые контейнера, формочки);
- рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал.
Мониторинг
Система оценки достижения обучающимся с умственной отсталостью (2 вариант) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Сенсорное развитие | ||
- согласованность движений рук и глаз | ||
- захватывание мелких предметов | ||
- выполнение пальчиковых упражнений | ||
- распознавание частей лица и тела | ||
- ориентировка на столе или листе | ||
- составление порядка по картинкам | ||
- складывание разрезной картинки, составление предмета из частей | ||
- различение цветов и оттенков | ||
- различение геометрических фигур | ||
- соотнесение предметов по высоте | ||
- опознавание предмета на ощупь | ||
- опознание предметов по температурным состояниям или вкусу, запаху | ||
- различение звучаний музыкальных инструментов, явлений | ||
- нахождение отличий на картинках | ||
- выполнение задания по речевой инструкции | ||
- понимание простых инструкций | ||
Предметно-практические действия | ||
- выполнение простых действий с материалами и предметами одной и двумя руками | ||
- фиксирование взгляда на движущемся предмете и объекте | ||
- действия с крупными предметами | ||
- действия с мелкими предметами | ||
- сминание, разрывание, размазывание, пересыпание и переливание материала | ||
- складывание и перекладывание предметов из одной ёмкости в другую | ||
- действия с пластичными материалами | ||
- действия с конструктивными и строительными материалами |
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Уровни освоения (выполнения) действий / операций | |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). | _ |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | П |
- с частичной помощью взрослого | ЧП |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) | И |
- по подражанию или по образцу | О |
- полностью самостоятельно | + |
Сформированность представлений | |
1. Представление отсутствует | - |
2. Не выявить наличие представлений | ? |
3. Представление на уровне: | |
- использования по прямой подсказке | пп |
- использование с косвенной подсказкой (изображение) | п |
- самостоятельное использование | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по сенсо-моторному развитию для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии
Зрительно-слуховая стимуляция №ТемаКоличество часов Первое полугодие1 четверть - 27часов Обследование зрительного восприятия3 Обследование слухового восприя...
. «Нетрадиционные приемы работы для развития ручной умелости младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями в развитии"
Статья в сборнике в рамках научно-практической конфеенции с международным участием "Я в мир удивительный этот пришел"...
Диагностика сформированности базовых учебных действий и жизненных компетенций у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии
Система оценки достижения возможных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интелле...
Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 3 класса (II вариант) с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями в развитии
Рабочая программа предназначена для индивидуального обучения учащегося с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающимся по 2 варианту на домашнем обучении....
Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 4 класса (II вариант) с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями в развитии
Рабочая программа предназначена для индивидуального обучения обучающегося с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающимся по 2 варианту на домашнем обучен...
Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 5 класса (II вариант) с умственной отсталостью
Рабочая программа предназначена для индивидуального обучения обучающегося 5 класса с выраженной умственной отсталостью по 2 варианту на домашнем обучении....
Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психофизического развития в повседневную работу специалистов
Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психо...