Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 4 класса (II вариант) с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями в развитии
рабочая программа
Рабочая программа предназначена для индивидуального обучения обучающегося с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающимся по 2 варианту на домашнем обучении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_4_klass.doc | 308 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Калачинская адаптивная школа – интернат»
(КОУ «Калачинская адаптивная школа – интернат»)
______________________________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий
для обучающегося 4 класса
(сенсорное развитие, предметно-практические действия)
Калачинск, 2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и предназначена для индивидуального обучения обучающегося с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающимся по 2 варианту и находящимся на домашнем обучении.
Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной или тяжелой степени, интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 2 адаптированной общеобразовательной программы образования, на основе которой разрабатывается специальная индивидуальная программа развития, учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающегося; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для него особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала.
Программа коррекционно-развивающих занятий разработана на основе основной образовательной программы, авторских программ курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Э.Я. Удаловой, Л.А. Метиевой, использовались рекомендации и материалы Е.А. Стребелевой, Т.М. Головкиной.
Особые образовательные потребности ребенка с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития для его обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и направлена на образование обучающегося с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития обучающегося; ведущих мотивов и потребностей; характера ведущей деятельности. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, которые позволят максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.
Основной принцип программы – взаимосвязь диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих и образовательных задач, направленных на развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала умственно отсталого обучающегося и формирование его позитивных качеств.
Программа рассчитана на один учебный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного обучающегося.
Программа, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, ставит перед собой следующие цели и задачи.
Цель программы: достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с его индивидуальными возможностями и образовательными потребностями.
Задачи рабочей программы:
- формирование положительного отношения обучающегося к занятиям;
- развитие собственной активности обучающегося;
- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
- формирование и развитие целенаправленных действий;
- развитие планирования и контроля деятельности;
- развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:
- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- формирование и развитие координации;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Данная коррекционная программа имеет два основных направления работы:
Первое направление – формирование знаний сенсорных эталонов.
Второе направление – обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта.
Формы и методы работы
При выборе методов и форм коррекционно-развивающей работы используется:
- наглядность;
- демонстрация;
- пояснение;
- наблюдение;
- ролевые игры;
- моделирование ситуаций;
- развивающие игры (настольные, подвижные);
- конструирование;
- свободное и тематическое рисование, графические задания.
Программный материал подобран с учетом зоны ближайшего развития обучающегося.
В программе представлены коррекционные курсы:
- сенсорное развитие;
- предметно-практические действия.
Сенсорное развитие является основой становления всех видов детской деятельности и направлено на формирование перцептивных действий (рассматривание, выслушивания, ощупывания). Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие внимания и памяти, развитие зрительного, слухового внимания и восприятия, развитие тактильно-двигательного и вкусового восприятия.
Содержание коррекционно-педагогической работы по предметно-практическим действиям направлено на формирование игровой и продуктивных видов деятельности.
Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности ребенка и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях обязательно сопровождается речью учителя и обучающегося.
Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий.
Общие сведения о ребенке
Ф.И.О.
Дата рождения:
Основные и сопутствующие заболевания:
Заключение ПМПК:
Условия реализации образовательного маршрута:
Срок обучения:
Сведения о семье:
Характеристика ребенка
Особенности деятельности:
Игровая деятельность
Особенности познавательной сферы:
Особенности внимания:
Особенности памяти:
Особенности мышления:
Обучаемость:
Эмоционально-волевая сфера:
Развитие речи:
Графическая деятельность
Коррекционный курс «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»
Пояснительная записка
Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности.
Занятия по развитию сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения обучающегося с множественными нарушениями в развитии.
Целью данного курса является максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, обогащение чувственного опыта обучающегося в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится 1 раз в неделю в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Занятия носят практическую направленность, связаны с учебными предметами, способствуют подготовке обучающегося к жизни в обществе.
Общая характеристика коррекционного курса
Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания обучающимся каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию правильного представления об окружающей действительности.
На коррекционно-развивающих занятиях по сенсорному развитию решаются следующие задачи:
- развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения,
- развитие предметно-практической и познавательной деятельности.
Описание места коррекционного курса «Сенсорное развитие»
Занятия по сенсорному развитию являются частью коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» и входят в учебный план основной образовательной программы для учащихся 2 варианта обучения.
Общее количество часов коррекционно-развивающих занятий по сенсорному развитию – 1 час в неделю, всего в учебном году - час. Из них по четвертям отводится:
в I четверти - ч. в III четверти - ч.
во II четверти - ч. в IV четверти - ч.
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы по сенсорному развитию
В рабочей программе даны конкретные формулировки планируемых результатов, которые могут быть не достигнуты в течение одного или нескольких занятий.
К концу учебного года обучающийся должен:
- целенаправленно выполнять действия по двусоставной инструкции педагога;
- выполнять точные движения при штриховке двумя руками;
- группировать предметы по двум выделенным признакам, обозначать их словом или жестом;
- знать основные цвета и оттенки, смешивать цвета и называть оттенок;
- конструировать сложные формы из 6-8 элементов с помощью педагога;
- находить отличия на предметных и сюжетных картинках, 2-3 предметах;
- определять ошибки на предметных картинках (с помощью педагога);
- определять противоположные качества и свойства предметов (с помощью педагога);
- группировать предметы по разным признакам;
- узнавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
- определять на слух звучание различных музыкальных инструментов, звуки предметов и природных явлений;
- определять и запоминать расположение предметов в заданном пространстве;
- определять возраст людей по картинкам.
Способы и формы оценивания результатов прохождения программы
по сенсорному развитию
Курс имеет безотметочную систему прохождения материала. Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога.
Результат выполнения задания отмечается жетоном (смайликом), картинкой, табличкой со словом, сюрпризом, используются слова-одобрения. В конце занятия можно использовать прием цветограммы.
Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для данной категории детей показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования.
Итоговые достижения обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции.
По итогам освоения программы и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности обучающегося, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимся адаптированной основной общеобразовательной программы образования (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающегося. При оценке результативности обучения учитываются затруднения обучающегося в освоении программы, которые не являются показателем неуспешности обучения и развития в целом.
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния обучающегося. При предъявлении и выполнении всех видов заданий оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Содержание коррекционного курса по сенсорному развитию
Программно-методический материал включает следующие разделы: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие вкуса», добавлен раздел по развитию тактильно-двигательного восприятия, материал по развитию мелкой и общей моторики, графомоторных навыков, восприятия пространства и времени.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по инструкции педагога. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Рисование геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Вырезание ножницами простых изображений предметов, геометрических фигур.
Кинестетическое и кинетическое развитие
Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление.
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 3-4 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Группировка предметов по двум выделенным признакам. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений с помощью педагога. Запоминание 3-4 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов, ошибок на предметных и сюжетных картинках (с помощью педагога).
Восприятие особых свойств предметов (развитие обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)
Развитие осязательных ощущений (сухое, влажное, мокрое). Развитие вкусовых ощущений (сладкий, кислый, соленый). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Измерение объёма жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый – грязный, тёмный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть) (с помощью педагога и наглядного материала).
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.
Восприятие пространства и времени
Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате). Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей.
Тематический план коррекционного курса «Сенсорное развитие»
№ п/п | Направления коррекции | Кол-во час | Сроки | Основное содержание работ | Виды деятельности | Результат |
Развитие моторики, графомоторных навыков | ||||||
1 | Упражнения на развитие крупной моторики | 1 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) | Игровая, предметная (работа с предметами, двигательные упражнения под музыку) | ||
2 | Упражнения на развитие крупной моторики | 1 | Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.) | Познавательная, игровая (работа с различными материалами, «сенсорной» дорожкой, музыкальными инструментами) | ||
3 | Упражнения на развитие крупной моторики | 1 | Выполнение целенаправленных действий по двух-трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад) | Познавательная, игровая, практическая (работа под музыку) | ||
4 | Развитие мелкой моторики пальцев рук | 1 | Совершенствование точности мелких движений рук (соединение колец в цепочку) | Познавательная, игровая, практическая (работа с деталями, конструктором; работа с бумагой) | ||
5 | Формирование навыков владения пишущим инструментом | 1 | Обведение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) | Познавательная, игровая, практическая (работа с шаблонами, силуэтами, работа с трафаретами, геометрическим материалом) | ||
6 | Формирование навыков владения пишущим инструментом | 1 | Дорисовывание симметричной половины изображения | Познавательная, игровая, практическая (работа с бумагой, силуэтами, контурами рисунков; работа на вертикальных поверхностях, работа с трафаретами) | ||
7 | Развитие координации движений руки и глаза | 1 | Вырезание ножницами изображений предметов (елочка, яблоко) | Игровая, практическая (работа с инструментами, бумагой; работа с мелкими предметами) | ||
Тактильно-двигательное восприятие | ||||||
1 | Определение на ощупь предметов разных качеств и свойств | 1 | Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий) | Познавательная, практическая, исследовательская (работа с предметами, мешочком) | ||
2 | Упражнения на представления о предметах основе тактильно-двигательного восприятия | 1 | Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной | Познавательная, практическая (работа с предметами, мешочком; работа с пластичным материалом) | ||
3 | Упражнения на узнавание предметов на ощупь | 1 | Опознание предметов на ощупь, определяя их форму и величину в процессе обследования (Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами)) | Познавательная, исследовательская, игровая (работа с мешочком, мелкими предметами; игры с мелкой мозаикой) | ||
Кинестетическое и кинетическое развитие | ||||||
1 | Упражнения на развитие общей моторики | 1 | Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога); выполнение воображаемых действий по показу педагога, с опорой на картинку (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье и др.) | Познавательная, практическая (упражнения по инструкции педагога, имитация движений под речевое сопровождение; выполнение движений под музыку, песни (логоритмика), работа с картинками) | ||
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | ||||||
1 | Восприятие цвета и формы; формы и величины предметов | 1 | Группировка предметов по двум признакам (цвет и форма, форма и величина, цвет и величина) | Познавательная, предметная, практическая (работа с предметами) | ||
2 | Восприятие формы, цвета и величины предметов | 1 | Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету | Познавательная, предметная, практическая (работа с предметами, геометрическим материалом) | ||
3 | Восприятие формы, цвета и величины предметов | 1 | Составление сериационных рядов по определенным признакам из 4—5 предметов | Познавательная, игровая, предметная (работа с предметами разной величины, формы и цвета; работа с игровым и раздаточным материалом) | ||
4 | Восприятие цвета | 1 | Определение цветовой гаммы природных явлений и предметов (зима белая, весна зеленая); получение оттенков при смешении цветов | Познавательная, исследовательская, игровая, практическая (работа с цветными фишками; работа с красками, карандашами) | ||
5 | Восприятие цвета | 1 | Определение постоянных цветов (Дидактическая игра «Назови цвет»). | Познавательная, игровая, практическая (работа с цветными фишками; игры с цветом) | ||
6 | Формирование целостного образа предметов | 1 | Конструирование сложных форм предметов | Познавательная, игровая, практическая (работа с конструктором, мелкими пазлами) | ||
7 | Формирование целостного образа предметов | 1 | Узнавание предмета по одному элементу | Познавательная, игровая, практическая (работа раздаточным и игровым материалом, разборными игрушками) | ||
8 | Формирование целостного образа предметов | 1 | Узнавание предмета по словесному описанию (Дидактическая игра «Узнай по описанию») | Предметно-практическая, игровая, познавательная (работа с предметами, картинками) | ||
Развитие зрительного восприятия | ||||||
1 | Развитие зрительного внимания, подражания | 1 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок) | Познавательная, игровая (работа с предметными и сюжетными картинками) | ||
2 | Развитие зрительного внимания, подражания | 1 | Нахождение ошибок на картинках (с помощью педагога) | Познавательная, игровая (работа с картинками) | ||
3 | Развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов | 1 | Выполнение упражнений на развитие зрительной памяти (Дидактическая игры «Лабиринт», «Нарисуй по памяти») | Познавательная, предметно-практическая, игровая (работа с картинками, предметами; работа с лабиринтами) | ||
Восприятие особых свойств предметов | ||||||
1 | Развитие осязания. Опознание предметов по температурным характеристикам | 1 | Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое) | Познавательная, исследовательская, предметная (работа с водой, предметами) | ||
2 | Группирование предметов по вкусовым характеристикам | 1 | Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий, кислый, горький, соленый) | Познавательная, исследовательская, предметная (работа с предметами) | ||
3 | Опознание предметов по запаху | 1 | Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). (Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху») | Познавательная, исследовательская, практическая (работа с предметами, запахами) | ||
4 | Опознание предметов по определенным качествам | 1 | Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный); определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть) | Познавательная, игровая, практическая (работа с разными предметами) | ||
Развитие слухового восприятия | ||||||
1 | Дифференциация предметов по звуковым характеристикам | 1 | Различение звуков по длительности и громкости; дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). (Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук») | Игровая, практическая (работа с предметами, музыкальными инструментами) | ||
2 | Развитие слухового внимания, подражания | 1 | Развитие слухомоторной координации, формирование чувства ритма (Игровые упражнения, дидактическая игра «Запрещенный звук») | Игровая, практическая (работа с предметами, музыкальными инструментами, аудиозаписями) | ||
3 | Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам | 1 | Определение на слух звуков природы, звучания различных музыкальных инструментов (Дидактическая игры «Угадай, что звучит», «Угадай по голосу») | Познавательная, игровая (работа с музыкальными инструментами, прослушивание аудиозаписей) | ||
Восприятие пространства | ||||||
1 | Восприятие пространственных отношений и ориентировка в пространстве | 1 | Ориентировка в пространстве кабинета по словесной инструкции, определение расположения предметов в ближнем и дальнем окружении | Игровая, практическая (работа с предметами) | ||
2 | Восприятие пространственных отношений и ориентировка в пространстве | 1 | Моделирование расположения предметов в пространстве | Познавательная, игровая (работа с предметами; расстановка мебели в кукольной комнате) | ||
3 | Восприятие пространственных отношений и ориентировка на плоскости | 1 | Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) | Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами, бумагой; рисование, расположение предметов на листе) | ||
Восприятие времени | ||||||
1 | Восприятие временных представлений | 1 | Сравнение сюжетных изображений, восстановление порядка времени суток и времен года по картинкам (Дидактическая игра «Когда это бывает?») | Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, цветными фишками; рисование) | ||
2 | Восприятие временных представлений | 1 | Составление последовательности основных жизненных событий людей (возраст людей) по картинкам. | Познавательная, игровая, практическая (работа с карточками, картинками; рисование) |
Коррекционный курс «ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»
Пояснительная записка
Предметная деятельность является базисом для формирования всех видов деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживания. В процессе развития предметных действий формируются соотносящие и орудийные действия, при выполнении которых у обучающегося происходит становление ориентировочно-познавательной деятельности, появляются предпосылки к развитию речи. В ходе выполнения предметных действий улучшаются физиологические возможности рук, их согласованность и плановость в действиях, развивается тонкая ручная моторика и зрительно-двигательная координация.
В процессе обучения курса «Предметно-практические действия» происходит знакомство с различными предметами и материалами и освоение действий с ними, которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится в игровой форме с использованием разнообразных дидактических игр, практических упражнений. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и практическим материалом. Занятия носят практическую направленность, связаны с учебными предметами, способствуют подготовке обучающегося к жизни в обществе.
Общая характеристика учебного курса
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» способствует обучению и развитию обучающего, имеющего интеллектуальные и множественные нарушения в развитии.
На занятиях по предметно-практическим действиям решаются следующие задачи:
- освоение простых действий с предметами и материалами,
- развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации,
- следование определенному порядку при выполнении предметных действий.
На занятиях закладываются основы таких важных личностных черт и поведения как целенаправленность деятельности, умение выполнять задания по требованию педагога, подчинить свое поведение требованиям взрослого, формировать интерес к совместной деятельности, развиваются коммуникативные возможности, создаются условия для развития всех основных речевых функций.
Описание места коррекционного курса
Занятия по предметно-практическим действиям являются частью коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» и входят в учебный план основной образовательной программы для учащихся 2 варианта обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью от 30 до 40 минут в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. Всего за учебный год - ч. По четвертям это распределяется следующим образом:
в I четверти - ч. в III четверти - ч.
во II четверти - ч. в IV четверти - ч.
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
К концу учебного года обучающийся должен:
- застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии (с незначительной помощью взрослого);
- определять на ощупь форму, величину предмета, состояние и температурные характеристики предметов (холодный, теплый, горячий);
- складывать пирамидку из 6—8 колец по возрастающей и убывающей величине;
- выполнять действия с предметами разного цвета, формы, величины;
- выполнять конструкции из кубиков разной величины;
- работать с конструкторами разного размера;
- обыгрывать различные ситуации под руководством учителя;
- складывать разрезные предметные и сюжетные картинки;
- составлять из сборно-разборных деталей различные предметы;
- составлять предметы из частей, разных по форме и цвету;
- сравнивать предметы по форме, цвету, величине с помощью учителя;
- составлять узоры, орнаменты из геометрических фигур в полосе (в квадрате, в круге);
- составлять предметы из геометрических фигур;
- работать с пластическими материалами, организовывать рабочее место;
- лепить по заданию учителя знакомые предметы;
- лепить предметы шарообразной, конической, грушевидной формы после их наблюдения и тактильного обследования;
- выполнять приемы размазывания и надавливания при изготовлении пластилиновых аппликаций, дополнять картинки недостающими деталями, нанизывать пластилиновые шарики на твердую основу (палочку, спичку);
- использовать различные материалы для вдавливания в пластилиновую или тестовую основу при создании сюжетных композиций (булочка с изюмом, шоколад с орехами, огород, гусеница, цветок и т. д.);
- обыгрывать ситуации с предметами под руководством учителя;
- лепить предметы, состоящие из нескольких элементов;
- пользоваться трафаретом и шаблоном: располагать изделие на столе; размещать на бумаге трафарет; обводить по внутреннему контуру (трафарет) и по внешнему контуру (шаблон);
- раскрашивать и штриховать фигуры цветными карандашами и фломастерами;
- завязывать и развязывать косынки, ленты, узлы на ткани;
- вить шнур из толстых ниток различного цвета;
- завязывать узелки на шнурке, завязывать шнурок бантиком с помощью учителя;
- вдевать шнурок через отверстия (шнуровка обуви, одежды, геометрических фигур, букв).
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
«узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Содержание коррекционного курса по предметно-практическим действиям
В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание курса «Предметно-практические действия». Программа состоит из 2 разделов: «Действия с предметами», «Действия с материалами», куда входят следующие виды работ: «Конструирование», «Работа с мозаикой», «Работа с пластичными материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с нитками и тканью», «Работа с природными материалами». Содержание разделов отражает предметно-практическую направленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности обучающегося.
Действия с предметами
- застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний;
- определение на ощупь формы, величины предмета, мягких и твердых тел, температурных характеристик (холодный, теплый, горячий);
- складывание пирамидки из 6—8 колец по возрастающей и убывающей величине;
- действия с предметами разного цвета: подбор предметов по слову, обозначающему цвет; обобщение предметов по признаку «цвет»; соотнесение разнородных предметов по цвету; составление простых сочетаний из 5—6 цветов; подбор разнородных предметов по цвету; исключение лишнего предмета по цвету;
- действия с предметами разной формы: различение и называние геометрических фигур; сравнение предметов по форме; обводка фигур по контуру; штриховка геометрических фигур; подбор предметов к эталону — форме; расположение моделей геометрических фигур, чередуя их цвет; исключение лишнего предмета по форме;
- действия с предметами разной величины: опускание больших и маленьких шариков в соответствующие отверстия; соотнесение разнородных предметов по размеру; различение, группировка, составление порядка предметов по размерам; исключение лишнего по величине;
- классификация предметов по цвету, форме, величине;
- конструирование;
- постройка различных башен и домов из 6—10 элементов (дом в несколько этажей и т. д.);
- обыгрывание различных ситуаций под руководством учителя;
- складывание разрезных предметных и сюжетных картинок;
- составление из сборно-разборных деталей различных предметов;
- составление предметов из частей, разных по форме и цвету: кувшин, рыбка, бабочка, гриб;
- сравнение предметов по форме, цвету, величине с помощью учителя.
Действия с материалами
- составление узоров, орнаментов из геометрических фигур в полосе (в квадрате, в круге);
- составление предметов из геометрических фигур: кукла, машина, цыпленок, утенок;
- правила при работе с пластическими материалами, организация рабочего места, способы подготовки пластических материалов к работе;
- лепка по заданию учителя знакомых предметов: посуда, игрушки;
- лепка предметов шарообразной, конической, грушевидной формы после их наблюдения и тактильного обследования: овощи, фрукты, ягоды;
- закрепление приемов размазывания и надавливания: изготовление пластилиновых аппликаций, дополнение картинки недостающими деталями, нанизывание пластилиновых шариков на твердую основу (палочку, спичку);
- освоение приема вдавливания: использование различных материалов (ракушки, камешки, крышки от бутылок, пуговицы, бусины, палочки, крупы, горох, фасоль и т. д.) для вдавливания в пластилиновую или тестовую основу, создание сюжетных композиций (булочка с изюмом, шоколад с орехами, огород, гусеница, цветок и т. д.);
- обыгрывание ситуаций с предметами под руководством учителя;
- лепка предметов, состоящих из нескольких элементов: чайник для заварки, кувшин с ручкой, чашка с блюдцем.
- разметка по трафаретам и шаблонам: расположение изделия на столе; размещение на бумаге трафарета (шаблона); обведение по внутреннему контуру (трафарет); обведение по внешнему контуру (шаблон);
- раскрашивание и штриховка фигур цветными карандашами и фломастерами;
- завязывание и развязывание косынки, ленты, узлов на ткани;
- витье шнура из толстых ниток различного цвета;
- завязывание узелка на шнурке, завязывание шнурка бантиком;
- вдевание шнура через отверстия (шнуровка обуви, одежды, геометрических фигур, букв).
Тематический план коррекционного курса «Предметно-практические действия»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Сроки | Основное содержание работ | Виды деятельности | Результат |
Действия с материалами | ||||||
1 | Игры с бумагой. | 1 | Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная и папиросная бумага, калька и др.). Разметка по трафаретам и шаблонам; обведение по внутреннему контуру (трафарет), обведение по внешнему контуру (шаблон). | Практическая, предметная, игровая (работа с бумагой, трафаретами и шаблонами) |
| |
2 | Бумажные игрушки. | 1 | Складывание листа бумаги по диагонали, пополам по линиям | Игровая, практическая, познавательная (работа с бумагой; оригами) | ||
3 | Умелые руки. | 1 | Разрывание материала (бумага, вата, природный материал) двумя руками, пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя | Игровая, практическая (работа с бумагой, различным материалом) | ||
4 | Работа с пластилином. | 1 | Закрепление приемов размазывания и надавливания. Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Освоение приема вдавливания, использование различных материалов в работе. | Игровая, практическая (работа с пластичными материалами, предметы для вдавливания - ракушки, камешки, крышки от бутылок, пуговицы, бусины, палочки, крупы, горох, фасоль и т. д.) | ||
5 | Работа с пластилином. | 1 | Разминание пластилина в руках; размазывание пластилина по контуру. Изготовление пластилиновых аппликаций, дополнение картинки недостающими деталями. | Игровая, практическая (работа с пластичными материалами) | ||
6 | Работа с пластичными материалами. | 1 | Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Нанизывание пластилиновых шариков на твердую основу (палочку, спичку). | Игровая, практическая (работа с пластичными материалами) | ||
7 | Работа с карандашами, фломастерами и красками. | 1 | Раскрашивание и штриховка фигур | Практическая, игровая (работа с карандашами, фломастерами) | ||
8 | Игры с лентами, нитками; шнуровка. | 2 | Завязывание и развязывание косынки, ленты, узлов на ткани; витье шнура из толстых ниток различного цвета, разрезание нитей на кусочки. Завязывание узелка на шнурке, завязывание шнурка бантика; вдевание шнура через отверстия. | Практическая, игровая (работа с лентами, шерстяными нитками, шнуром; шнуровка, выполнение аппликаций из кусочков нити) |
| |
9 | Игры с сыпучими материалами. | 1 | Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) одной рукой, двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). | Игровая, познавательная, практическая (работа с сыпучими материалами, инструментами) | ||
Действия с предметами | ||||||
1 | Посмотри, найди, покажи | 1 | Нахождение предмета по картинке, по слову (Игра «Найди такой же») | Игровая, познавательная, практическая (работа с предметами, карточками) | ||
2 | Игры с геометрическим материалом | 1 | Обводка геометрических фигур по шаблону; по трафарету | Познавательная, игровая, практическая (работа с шаблонами и трафаретами) | ||
3 | Рисуем фигуры | 1 | Обводка геометрических фигур контурной линии; штриховка геометрических фигур; подбор предметов к эталону — форме; расположение моделей геометрических фигур, чередуя их цвет (Игра «Рисуем узоры») | Познавательная, игровая, практическая (работа с контурами фигур, геометрическим материалом; работа с компьютером; рисование) | ||
4 | Угадай фигуры. | 2 | Построение геометрических фигур по точкам; действия с предметами разной формы: различение и называние геометрических фигур; сравнение предметов по форме; исключение лишнего предмета по форме | Познавательная, игровая, практическая (работа с геометрическим материалом; рисование) | ||
5 | Игры с фигурами. | 1 | Нахождение фигур в рисунках; группирование фигур по цвету, форме и величине по образцу (Дидактические игры с геометрическим материалом) | Познавательная, игровая, практическая (работа с геометрическим и строительным материалом) | ||
6 | Игры с цветом. | 1 | Закрепление основных цветов; назначение предметов. Действия с предметами разного цвета: подбор предметов по слову, обозначающему цвет; соотнесение разнородных предметов по цвету; составление простых сочетаний из 5—6 цветов; подбор разнородных предметов по цвету; исключение лишнего предмета по цвету. | Познавательная, игровая, практическая (работа с цветными полосками и лентами, фишками; работа с цветной водой; лото) | ||
7 | Игры с предметами. | 1 | Распределение предметов слева – справа, в середине, между; расставление игрушек на контуры левой и правой рукой. | Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами) | ||
8 | Игры с кубиками. | 1 | Построение из кубиков башен (домиков) разной высоты (понятия «вверху-внизу, выше-ниже»). Постройка различных домов и башен из 6—10 элементов | Познавательная, игровая, практическая (работа с кубиками, игрушками разного размера) | ||
9 | Игры с предметами. | 1 | Перекладывание предметов в емкости; распределение предметов по коробкам, на столе (понятия «внутри – снаружи, в, рядом, около») | Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами) | ||
10 | Игры с предметами. | 1 | Распределение предметов в пространстве кабинета, на столе (понятия «далеко–близко, дальше–ближе»); | Познавательная, практическая, игровая (работа с предметами) | ||
11 | Игры с водой. | 1 | Переливание, опускание предметов в воду, находящуюся в емкостях разной величины (понятия «глубокий – мелкий»). Определение на ощупь температурных характеристик (холодный, теплый, горячий). | Познавательная, практическая, игровая (работа с водой, предметами) | ||
12 | Игры с предметами. | 2 | Действия с предметами разной величины: опускание больших и маленьких шариков в соответствующие отверстия; соотнесение разнородных предметов по размеру; различение, группировка; распределение предметов по порядку возрастания или убывания; исключение лишнего по величине; нанизывание предметов на стержень. | Познавательная, практическая, игровая (работа с предметами разной величины – матрешки, стаканчики, пирамидки из 6-8 колец; работа с кольцами, шарами, крупными и мелкими бусинами) | ||
13 | Игры с предметами разного количества. | 1 | Раскладывание предметов по количеству кружочков; выделение одного предмета из множества (понятия «один – много, ни одного») | Познавательная, практическая, игровая (работа с предметами, схемами; цветными кружочками, пуговицами). | ||
14 | Игры с геометрическим материалом. | 1 | Соотнесение формы предметов с геометрической формой, группировка предметов по форме; составление предметов из геометрических фигур: кукла, машина, цыпленок, утенок. Составление узоров, орнаментов из геометрических фигур в полосе (в квадрате, в круге). | Познавательная, практическая, игровая (работа с геометрическим материалом) | ||
15 | Игры на развитие мелкой моторики рук. | 1 | Определение на ощупь формы, величины предмета, мягких и твердых тел. | Познавательная, практическая, игровая (работа с мешочком и предметами) | ||
16 | Игры с крупными предметами. | 1 | Толкание предмета от себя, притягивание к себе; вынимание предметов из емкости, складывание предметов в емкость, перекладывание предметов из одной емкости в другую. Определение причины явления, когда она хорошо видна: почему не задвигается ящик стола (найти предмет, который мешает); устранение источника опасности на пути отодвинуть мешающий проходу предмет, убрать разбросанные игрушки, стул на пути и др.). | Практическая, игровая (работа с предметами) | ||
17 | Игры с разборными игрушками и разрезными картинками | 2 | Складывание разрезных предметных и сюжетных картинок. Составление из сборно-разборных деталей различных предметов. Составление предметов из частей, разных по форме и цвету: кувшин, рыбка, бабочка, гриб. Вращение предмета (детали конструктора с болтами и гайками и др.) | Познавательная, практическая, игровая (работа с предметами, картинками) | ||
18 | Пальчиковые игры и упражнения для рук | 1 | Нажимание на предмет всей кистью (пальцем); сжимание предмета двумя руками (одной рукой, пальцами); застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний. | Практическая, игровая (работа с предметами - юла, кнопка, клавиатура; работа со звучащими игрушками из разных материалов, прищепками; работа с пуговицами) | ||
19 | Игры с мозаикой, вкладышами. | 2 | Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Составление рисунков из мозаики, пазлов, вставление вкладышей на места | Познавательная, практическая, игровая (работа с мозаикой, пазлами, вкладышами) | ||
20 | Игры с конструктором. | 1 | Конструирование по образцу и самостоятельно. | Познавательная, практическая, игровая (работа с конструктором разной величины) |
Программа сотрудничества с семьей
Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
1. Консультативно-рекомендательная.
2. Лекционно-просветительская.
3. Организация круглых столов.
4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
5. Проведение практических занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).
Задачи | Возможные мероприятия |
Психологическая поддержка семьи | психокоррекционные занятия, индивидуальные консультации с психологом |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | индивидуальные консультации родителей со специалистами, тематические семинары |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР | договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией; убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка; посещение родителями уроков/занятий в организации |
Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией; консультирование; посещение родителями уроков/занятий в организации |
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения | ведение дневника наблюдений (краткие записи); информирование электронными средствами; встречи, беседы; просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком; проведение открытых уроков/занятий |
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях | привлечение родителей к проведению мероприятий (выставки, конкурсы, праздники); поощрение активных родителей. |
Методическое и материально-техническое обеспечение коррекционных курсов
Используемая литература:
- Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль, 2012.
- Головкина, Т.М. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждений VIII вида» [Электронный ресурс]/ Т.М. Головкина//http://rudocs.exdat.com/docs/index-434572.html
- Е.А.Стребелева, Е.А.Екжанова Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации. – М., «Просвещение», 2011.
- Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. – М., 2013.
- Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
- Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Книголюб, 2007.
- Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Электронный ресурс]/Л.А.Метиева,Э.Я.Удалова.http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html
- Модифицированная программа «Игра, игротерапия» (1-4 классы) составлена Маслич Ириной Петровной на основе программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: под редакцией И.М. Бгажноковой, раздел: «Игра и игрокоррекция», авторы: А. В. Баряева, А. П. Зарин, – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009г.
- Программа курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г
- Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск, 2012.
- Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПБ. «Кристалл», 2014.
- Фомина Л.В. Сенсорное развитие : программа для детей в возрасте 5-6 лет / Л.В. Фомина. - М. : Сфера, 2001.
Учебно – практическое оборудование:
Для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов требуется специально организованная коррекционно-развивающая среда, дидактические игры и пособия:
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные) ящики», раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши-формы и др.);
- игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи, кегли, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик и др.); для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др.;
- разнообразный арсенал техники арт- и музыкотерапии (различные куклы, сюжетные игрушки; игрушки, имитирующие реальные предметы; игровой материал);
- иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);
- наглядно-графические модели (схемы, карты, контурные образцы, чертежи);
- материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий);
- музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные и видеофизминутки;
- презентации по темам, развивающие видеозанятия;
- компьютер, принтер, доска, тетради, карандаши, ручки.
Игры и игрушки:
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
- пазлы-вкладыши;
- мозаики;
- деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы);
- сухой бассейн;
- игрушки разных размеров;
- шнуровки;
- множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки;
- разноцветные шарики и моточки;
- пирамидки разные по величине, высоте;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра);
- предметы для вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.;
- звучащие предметы для встряхивания;
- разборные игрушки;
- музыкальные инструменты (бубен, погремушки, барабан, колокольчик, металлофон и др.);
- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
- игрушки (мягкие, пластмассовые, резиновые, деревянные, механические);
- наборы посуды и мебели;
- одежда и обувь для куклы;
- мешочки из ткани;
- прищепки;
- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений);
- цветные карандаши, краски и разнообразное оборудование для рисования;
- листы бумаги;
- объемные геометрические формы (куб, шар, конус, цилиндр);
- пластичные материалы (тесто, пластилин, глина, пластичная масса);
- материалы для пересыпания (крупа, песок);
- инструменты для работы с пластичным и сыпучим материалом (клеенки, чашки, стаканчики, баночки, ложки, лопатки, стеки, пластмассовые контейнера, формочки);
- рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал.
Система оценки планируемых результатов
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Сенсорное развитие | ||
- выполнение действий по инструкции педагога | ||
- выполнение точных движений при штриховке двумя руками | ||
- группировка предметов по двум выделенным признакам, обозначая их словом или жестом | ||
- знание основных цветов и оттенков | ||
- смешивание цветов и называние оттенков | ||
- конструирование сложных форм из 6-8 элементов с помощью педагога | ||
- нахождение отличий на предметных и сюжетных картинках, 2-3 предметах | ||
- определение ошибки на предметных картинках (с помощью педагога) | ||
- определение противоположных качеств и свойств предметов (с помощью педагога) | ||
- группирование предметов по разным признакам | ||
- узнавание предметов по запаху, весу, температуре, поверхности, продуктов питания по запаху и вкусу | ||
- определение на слух звучаний различных музыкальных инструментов, звуков предметов и природных явлений | ||
- определение расположения предметов в заданном пространстве | ||
- определение возраста людей по картинкам | ||
Предметно-практические действия | ||
- выполнение действий с пуговицами, кнопками, молниями (с незначительной помощью взрослого) | ||
- определение на ощупь формы, величины предметов, состояния и температурных характеристик предметов (холодный, теплый, горячий) | ||
- складывание пирамидки из 6—8 колец по возрастающей и убывающей величине | ||
- выполнение действий с предметами разного цвета, формы, величины | ||
- выполнение конструкций из кубиков разной величины | ||
- выполнение действий с конструкторами разного размера | ||
- складывание разрезных предметных и сюжетных картинок | ||
- составление из сборно-разборных деталей различных предметов | ||
- составление предметов из частей, разных по форме и цвету | ||
- составление узоров, орнаментов из геометрических фигур в полосе (в квадрате, в круге) | ||
- составление предметов из геометрических фигур | ||
- выполнение действий с пластическими материалами | ||
- использование различных материалов для вдавливания в пластилиновую или тестовую основу | ||
- выполнение действий при помощи шаблона и трафарета | ||
- раскрашивание и штриховка фигур цветными карандашами и фломастерами | ||
- выполнение действий с тканью и нитками (шнурами) | ||
- завязывание узелков на шнурке, завязывание шнурка бантиком с помощью учителя | ||
- выполнение шнуровки | ||
- организация рабочего места |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для учащихся с умственной отсталостью, 9 класс, 34 часа
Данная программа является вариативной для 9 класса С(К)К VIII вида. Составлена на основе программы С.Ю. Ильиной «Деловое и творческое письмо», программы для специальных (коррекцион...
Рабочая программа по чтению для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа составлена на основе «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...
Рабочая программа по чтению для 6 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа составлена по учебнику: И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Чтение. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просв...
Программа коррекционных курсов для обучающегося 2 класса (II вариант) с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии
В рабочей программе представлены материалы коррекционных курсов по сенсорному развитию и предметно-практическим действиям для обучающегося на домашнем обучении по II варианту....
Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 3 класса (II вариант) с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями в развитии
Рабочая программа предназначена для индивидуального обучения учащегося с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающимся по 2 варианту на домашнем обучении....
Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 5 класса (II вариант) с умственной отсталостью
Рабочая программа предназначена для индивидуального обучения обучающегося 5 класса с выраженной умственной отсталостью по 2 варианту на домашнем обучении....
Рабочая программа по чтению 5-9 классы для учащихся с умственной отсталостью (вариант 1) в соответствии с ФГОС.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом М...