Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 3 класса (II вариант) с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями в развитии
рабочая программа
Рабочая программа предназначена для индивидуального обучения учащегося с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающимся по 2 варианту на домашнем обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_3_klass.docx | 80.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Калачинская адаптивная школа – интернат»
(КОУ «Калачинская адаптивная школа – интернат»)
____________________________________________________________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий
для обучающегося 3 класса
(надомное обучение по 2 варианту)
Калачинск, 2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и предназначена для индивидуального обучения учащегося с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающимся по 2 варианту и находящимся на домашнем обучении.
Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной или тяжелой степени, интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 2 адаптированной общеобразовательной программы образования, на основе которой разрабатывается специальная индивидуальная программа развития, учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
Особые образовательные потребности обучающегося с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР требуют разработки специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование с учетом индивидуальных образовательных потребностей.
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития обучающегося; его ведущих мотивов и потребностей.
Основной принцип программы – взаимосвязь диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих и образовательных задач, направленных на развитие умственно отсталого обучающегося и формирование его позитивных качеств.
Содержание материала выстроено с учетом концентрического принципа, постепенно усложняется по нарастающей сложности, интенсивности и разнообразию из года в год. В программе прослеживаются межпредметные связи между разделами.
Программа рассчитана на один учебный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного обучающегося.
Программа, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, ставит перед собой следующие цели и задачи.
Цель программы: достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями.
Задачи рабочей программы:
- формирование положительного отношения к занятиям;
- развитие собственной активности обучающегося;
- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
- формирование и развитие целенаправленных действий;
- развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Формы и методы работы
При выборе методов и форм коррекционно-развивающей работы используется:
- наглядность;
- демонстрация;
- пояснение;
- наблюдение;
- ролевые игры;
- моделирование ситуаций;
- развивающие игры (настольные, подвижные);
- конструирование;
- свободное и тематическое рисование, графические задания.
Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий.
Общие сведения о ребенке
Ф.И.О.
Дата рождения:
Основные и сопутствующие заболевания:
Заключение ПМПК:
Условия реализации образовательного маршрута:
Срок обучения:
Сведения о семье:
Характеристика ребенка
Особенности деятельности:
Игровая деятельность
Особенности познавательной сферы:
Особенности внимания:
Особенности памяти:
Особенности мышления:
Обучаемость:
Эмоционально-волевая сфера:
Развитие речи:
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающегося особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающегося; его творческого потенциала.
Программа коррекционно-развивающих занятий разработана на основе основной образовательной программы, авторских программ курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Э.Я. Удаловой, Л.А. Метиевой, использовались материалы и рекомендации Е.А. Стребелевой, Т.М. Головкиной.
Коррекционный курс «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»
Пояснительная записка
Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности обучающегося с интеллектуальной недостаточностью. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Обучающийся с интеллектуальными и множественными нарушениями в развитии наиболее чувствителен к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому правильный выбор средств и способов сенсорного воздействия оказывает благоприятное влияние на психическое и физическое развитие.
Занятия по развитию сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с глубокой умственной отсталостью.
Развитие сенсорного восприятия и актуализация разнообразных представлений об окружающем мире лежат в основе формирования возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности и поведения.
Целью данного курса является максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, обогащение чувственного опыта обучающегося в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Оценка достижений обучающегося производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в середине и в конце каждого учебного года.
Общая характеристика коррекционного курса «Сенсорное развитие»
Коррекционный курс «Сенсорное развитие» подразумевает решение следующих задач: развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки, пальчиковые игры и упражнения, двигательные минутки, танцевальные движения и др.
Занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, формирования целостного образа предметов; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие вкусового восприятия.
Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Занятия носят практическую направленность и связаны с учебными предметами.
Место коррекционного курса в учебном плане
Коррекционные занятия по «Сенсорному развитию» являются частью коррекционных курсов. Занятия проводятся в специальном кабинете, используются разные формы организации, время занятий распределяется с учетом индивидуальных особенностей обучающегося (до 30 – 40 минут).
Общее количество часов коррекционно-развивающих занятий по сенсорному развитию – 1 час в неделю. Всего в учебном году - час. Из них по четвертям отводится:
в I четверти - ч. в III четверти - ч.
во II четверти - ч. в IV четверти - ч.
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы по сенсорному развитию
В рабочей программе даны конкретные формулировки планируемых результатов, которые могут быть не достигнуты в течение одного или нескольких занятий. К концу учебного года обучающийся должен:
- согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;
- целенаправленно выполнять действия по двух-трёхзвенной инструкции педагога;
- ориентировать на листе бумаги; рисовать и обводить по трафарету, штриховать;
- восстанавливать порядок частей суток, времён года;
- дорисовывать незаконченные изображения;
- группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета;
- конструировать предметы из 5-6 деталей, из 3-4 геометрических фигур;
- составлять предметы и картинки из 5-6 частей;
- определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;
- различать запахи и вкусовые качества, называть их;
- действовать по звуковому сигналу;
- адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;
- выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
- различать и называть основные цвета и их оттенки;
- узнавать предмет по части;
- находить различия в парах предметных и сюжетных картинок;
- различать звуки по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки);
- различать характер мелодии;
- ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
- определять изменения в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов (из 5-6);
- использовать схематические рисунки и таблички для запоминания материала.
Способы и формы оценивания результатов прохождения программы по сенсорному развитию
Курс имеет безотметочную систему прохождения материала. Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога.
Результат выполнения задания отмечается жетоном (смайликом), картинкой, табличкой со словом, сюрпризом, используются слова-одобрения. В конце занятия можно использовать прием цветограммы. Сравнение результатов изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволяет наблюдать динамику качества выполненной работы, сравнивая личные результаты.
Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для данной категории детей показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Они определяются индивидуальными возможностями обучающегося и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции.
По итогам освоения программы и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности обучающегося, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающегося в освоении программы.
При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Содержание коррекционного курса по сенсорному развитию
Программно-методический материал включает следующие разделы: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие вкуса», добавлен раздел по развитию тактильно-двигательного восприятия, материал по развитию мелкой и общей моторики, графомоторных навыков, восприятия пространства и времени.
При переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму по сложности, что позволяет лучше закреплять уже изученный материал.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом). Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.
Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных (походка гуся, зайца, медведя, лисы…).
Тактильно-двигательное восприятие
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – твердые, мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объёмных геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти (игры с «отсрочкой»); дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.
Восприятие особых свойств предметов (развитие обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)
Развитие осязания (теплый – холодный), определение контрастных температур разных предметов.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
Восприятие пространства и времени
Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже, лево – право, рядом и др. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально и горизонтально расположенном листе бумаги. Деление листа на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога. Время суток и времена года, их закономерная смена.
Тематический план коррекционного курса «Сенсорное развитие»
№ п/п | Направления коррекции | Кол-во час | Сроки | Основное содержание работ | Виды деятельности | Результаты |
Развитие моторики, графомоторных навыков | ||||||
1 | Упражнения на развитие крупной моторики | 1 | Развитие меткости и координации движений; согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) | Игровая, предметная (работа с предметами - мячи разной величины, шарики, кольца) | ||
2 | Упражнения на развитие крупной моторики | 1 | Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.) | Познавательная, практическая, предметная (работа с различными материалами, «сенсорной» дорожкой) | ||
3 | Развитие мелкой моторики рук | 1 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | Познавательная, практическая | ||
4 | Развитие координации движений руки и глаза | 1 | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание и развязывание узелков, шнуровка, застегивание пуговиц, кнопок) | Познавательная, игровая, предметно-практическая (работа с деталями, мелкими предметами, работа со шнуром, лентами, пуговицами) |
| |
5 | Формирование навыков владения пишущим инструментом | 1 | Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях | Познавательная, игровая, практическая (работа с шаблонами, силуэтами, работа с трафаретами; работа с предметами) | ||
6 | Формирование навыков владения инструментами | 1 | Разрезание бумаги на полоски; вырезание по контуру простых изображений (платок) | Практическая (работа с бумагой, ножницами; раскрашивание широкой кисточкой поверхности рисунка) |
| |
7 | Развитие координации движений руки и глаза | 1 | Разрывание цветной бумаги на кусочки; работа в технике рваной аппликации | Игровая, практическая (работа с бумагой, клеем) | ||
Тактильно-двигательное восприятие | ||||||
1 | Упражнения на узнавание предметов на ощупь | 1 | Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы) | Познавательная, игровая, практическая (работа с разными предметами, мешочком) | ||
2 | Упражнения на узнавание и запоминание предметов на ощупь | 1 | Восприятие разных поверхностей на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). (Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)») | Познавательная, игровая, практическая (работа с разными материалами, мешочком, ширмой) | ||
3 | Упражнения на представления о предметах на основе тактильно-двигательного восприятия | 1 | Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи» | Познавательная, предметная, игровая, практическая (работа с предметами, мешочком, пластичным материалом) | ||
4 | Упражнения на узнавание предметов на ощупь | 1 | Игры с сюжетной мозаикой; определение игрушек и предметов на ощупь, нахождение предмета по картинке, по слову | Познавательная, предметная, игровая (работа с мозаикой, предметами, игрушками, ширмой; мешочком) |
| |
Кинестетическое и кинетическое развитие | ||||||
1 | Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы) | 1 | Вербализация собственных ощущений, изображение выразительности движений (имитация повадок животных) | Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, записями звуков природы) | ||
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | ||||||
1 | Восприятие формы | 1 | Соотнесение формы предметов с геометрической формой - эталоном (выбор из пяти); сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета) | Познавательная, игровая, практическая (работа с геометрическим и игровым материалом) |
| |
2 | Восприятие формы. | 1 | Складывание одной геометрической формы из двух других (квадрат из двух треугольников или из двух прямоугольников, круг из двух полукругов). Комбинирование нескольких геометрических форм для создания целостных изображений (дом – три треугольника, вагон – два квадрата и два круга и т.д.) | Познавательная, игровая, практическая (работа с геометрическим и игровым материалом; конструирование) |
| |
3 | Формирование целостного образа предметов | 1 | Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по показу (по инструкции) | Познавательная, игровая, практическая (работа с геометрическим, игровым и строительным материалом; конструирование) | ||
4 | Формирование целостного образа предметов | 1 | Узнавание предмета по его отдельным частям, восстановление целостного изображения предмета по части (Дидактическая игра «Часть и целое») | Познавательная, игровая, практическая (работа с разрезными картинками, картами лото, предметами, вкладышами; дорисовывание рисунка) | ||
5 | Восприятие величины | 1 | Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов, группировка предметов по величине (самый большой, большой, средний, маленький, самый маленький) | Познавательная, игровая, предметная (работа с картинками, предметами разной величины – матрешки, солдатики, животные) | ||
6 | Восприятие цвета | 1 | Составление цепочки из 3—4 кругов разной насыщенности одного цвета (темный, светлый) (Дидактическая игра «Цветик-семицветик») | Познавательная, игровая, практическая (работа с цветными кружочками и полосками; рисование) | ||
7 | Формирование целостного образа предметов | 1 | Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей | Познавательная, игровая, практическая (работа с конструктором, разборными игрушками) | ||
Развитие зрительного восприятия | ||||||
1 | Развитие зрительного внимания | 1 | Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу | Игровая, практическая (работа с игровым материалом, рисунками; рисование) | ||
2 | Развитие зрительного внимания | 1 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3 картинок, предметов) | Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, предметами) | ||
3 | Развитие зрительного внимания, подражания | 1 | Тренировка зрительной памяти. (Дидактическая игры «Что изменилось?», «Повтори узор» («Сделай так же»)) | Познавательная, игровая, практическая (работа с раздаточным, геометрическим материалом) | ||
Восприятие особых свойств предметов | ||||||
1 | Опознание предметов по температурным характеристикам | 1 | Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур предметов (теплый-горячий-холодный) | Познавательная, исследовательская, практическая (работа с предметами и материалами разных температур) | ||
2 | Узнавание предметов по вкусовым характеристикам и по запаху | 1 | Различение пищевых запахов и вкусов | Познавательная, исследовательская, практическая (работа с продуктами, предметами) | ||
3 | Определение характерных особенностей у предметов через осязание | 1 | Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость) | Познавательная, исследовательская, практическая (работа с водой, предметами) | ||
Развитие слухового восприятия | ||||||
1 | Развитие слухового внимания | 1 | Определение направления звука в пространстве поворотом головы или жестом (справа — слева — спереди — сзади). (Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук») | Игровая, практическая (работа с музыкальными инструментами, аудиозаписями) | ||
2 | Развитие слухового внимания | 1 | Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). (Дидактическая игра «Прерванная песня») | Игровая, практическая (работа с музыкальными инструментами, аудиозаписями) | ||
3 | Развитие слухового внимания | 1 | Различение музыкальных и речевых звуков по громкости и длительности; реагирование движениями или речевыми реакциями на характер звука и его изменение | Игровая, практическая (работа с музыкальными инструментами, аудиозаписями, прослушивание музыкальных отрывков) | ||
4 | Развитие слухового внимания | 1 | Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики» | Игровая, практическая (работа с музыкальными инструментами, аудиозаписями) | ||
Восприятие пространства | ||||||
1 | Восприятие пространственных отношений и ориентировка в пространстве | 1 | Ориентировка в пространстве кабинета (верх-низ, право-лево), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов | Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами) | ||
2 | Восприятие пространственных отношений и ориентировка на плоскости листа | 1 | Деление листа на две равные части, расположение предметов на листе (середина, верх-низ, право-лево) | Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами, бумагой; работа на вертикальных поверхностях) | ||
3 | Восприятие пространственных отношений и ориентировка на столе | 1 | Расположение предметов и их перемещение на поверхности стола | Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами, раздаточным материалом) | ||
Восприятие времени | ||||||
1 | Восприятие временных представлений | 1 | Сравнение изображений на картинках, восстановление порядка, обозначение определенным цветом времени суток | Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, цветными фишками – утро – желтый, день – красный, вечер – синий, ночь - черный) | ||
2 | Восприятие временных представлений | 1 | Сравнение сюжетных изображений, восстановление порядка, обозначение определенным цветом времен года (Дидактическая игра «Когда это бывает?») | Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, цветными фишками – зима – белая, лето – красная, весна – зеленая, осень - желтая) |
Коррекционный курс «ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»
Пояснительная записка
Вследствие органического поражения ЦНС у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций, поэтому им необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности.
Предметная деятельность является базисным видом деятельности для формирования всех видов детской деятельности. В процессе развития предметных действий у обучающегося формируются соотносящие и орудийные действия, при выполнении которых происходит становление ориентировочно-познавательной деятельности, появляются предпосылки к развитию речи. В ходе выполнения предметных действий улучшаются физиологические возможности рук, их согласованность и плановость в действиях, развивается тонкая ручная моторика и зрительно-двигательная координация.
В процессе обучения происходит знакомство с различными предметами и материалами, осваиваются действия с ними, которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Целью обучения данного курса является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в середине и в конце каждого учебного года.
Общая характеристика коррекционного курса
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» подразумевает решение следующих задач:
- освоение простых действий с предметами и материалами,
- развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации,
- следование определенному порядку при выполнении предметных действий.
Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится в игровой форме с использованием разнообразных дидактических игр, практических упражнений. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и практическим материалом. Занятия должны носить практическую направленность, быть тесно связаны с другими учебными предметами, готовить обучающегося к жизни в обществе.
Программа «Предметно-практические действия» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.
Место коррекционного курса в учебном плане
Коррекционные занятия по «Предметно-практическим действиям» являются частью коррекционных курсов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью от 30 до 40 минут в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося. Всего за учебный год - ч.
По четвертям это распределяется следующим образом:
в I четверти - ч. в III четверти - ч.
во II четверти - ч. в IV четверти - ч.
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы по предметно-практическим действиям
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
К концу учебного года обучающийся должен:
- взаимодействовать с взрослым;
- выполнять на элементарном уровне простые действия с предметами и материалами;
- находить предмет в окружающей обстановке;
- захватывать, удерживать и перекладывать предмет;
- открывать и закрывать емкости для хранения;
- сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры;
- рисовать на бумаге;
- играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- работать с пластилином и выполнять с ним разные действия: разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать на кусочки разного размера, соединять, отщипывать, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям;
- лепить посуду, предметы разными способами;
- играть с взрослым в элементарные сюжетные игры;
- узнавать материалы на ощупь, по звуку;
- выполнять действия с предметами разного цвета, формы и величины;
- складывать предметы, узоры, картинки из счетных палочек;
- составлять разрезные картинки и картинки из кубиков;
- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
- играть с конструктивными и строительными материалами.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
«узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Содержание коррекционного курса по предметно-практическим действиям
В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание курса «Предметно-практические действия». Программа состоит из 2 разделов: «Действия с предметами», «Действия с материалами», куда входят следующие виды работ: «Конструирование», «Работа с мозаикой», «Работа с пластичными материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с нитками и тканью», «Работа с природными материалами». Содержание разделов отражает предметно-практическую направленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, множественными нарушениями в развитии.
Каждый раздел содержит: ознакомительные упражнения; познавательные сведения; перечень умений, над формированием которых предстоит работать; виды предметно-практической деятельности; операции и приемы предметно-практической деятельности; перечень изделий, практических работ.
Действия с предметами
- Нахождение в окружающей обстановке предмета с заданным признаком (определенного цвета, формы, величины).
- Узнавание на ощупь знакомых предметов при выборе из трех.
- Определение на ощупь формы, величины предметов; гладкой, шершавой поверхности; мягких и твердых тел.
- Действия с предметами разного цвета: определение и называние цвета предмета; соотнесение предметов по цвету; составление простых сочетаний из 2 цветов; группировка однородных предметов по цвету; чередование предметов по цвету через два элемента; выкладывание их в ряд; нахождение предметов по указанному цвету; классификация предметов по цвету.
- Действия с предметами разной формы: формирование представлений о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат); различение геометрических фигур; группировка геометрических фигур по форме; составление упорядоченного ряда геометрических фигур; подбор предметов к модели геометрической фигуры; составление узоров различной формы; выкладывание узоров из геометрических фигур по образцу; классификация предметов по цвету и форме.
- Действия с предметами разной величины: узнавание и различение предметов по высоте; нахождение на ощупь по образцу предмета большого размера его меньшую пару; составление ряда из трех предметов по размеру (самый большой — поменьше —самый маленький); подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине (подходящие к коробкам, баночкам крышки; пробки, подходящие к бутылочкам; мячи, шары, подходящие к отверстиям).
- Конструирование. Закрепление приемов наложения и приложения в работе со строительным материалом (объемными фигурами).
- Выполнение построек и фигур из 5— объемных и плоских форм по показу и по образцу: постройка башни из 3 кубов одинаковых и разных по размеру, цвету; постройка двухэтажного и выше дома с крышей из кубов и призмы, с воротами, гаражом; постройка дорожек, заборов из различного по форме материала; постройка поезда, автомобиля.
- Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.
- Выполнение знакомых построек по словесной инструкции.
- Составление из счетных палочек предметов, узоров, фигур по образцу, картинке, вербальной инструкции: дом, машина, молоток, ворота и др.
- Складывание разрезных картинок из 5— частей разных форм. Заполнение вкладышей в сказочных иллюстрациях с вырезанными частями. Складывание картинки из кубиков с картинками.
- Складывание простых изображений из разобщенных частей по образцу: кот (голова, хвост, туловище), елочка, неваляшка, кукла, машина.
Действия с материалами
- Вдавливание небольших углублений на поверхности шара большим (указательным) пальцем. Лепка изделий путем вдавливания: миска, тарелка, блюдце.
- Раскатывание шара в ладонях в овал и конус. Лепка по подражанию и по образцу предметов овальной и конической формы: слива, огурец, морковь, яйцо, батон.
- Сплющивание и вытягивание шара для получения грушевидной формы. Лепка предметов грушевидной формы: груша, перец. Узнавание, различение, называние объектов лепки и необходимых материалов и инструментов.
- Предварительное наблюдение за реальным предметом, который будут лепить. Его тактильное обследование. Выделение характерных признаков предмета, его частей (элементов) с помощью учителя. Анализ образца изделия с помощью учителя.
- Лепка по подражанию (образцу) предметов, включающих несколько элементов шаровидной формы: снеговик, пирамидка, кукла-неваляшка и др.
- Лепка знакомых букв (цифр).
- Освоение новых приемов лепки: соединение деталей примазыванием; прищипывание; вдавливание. Создание
пластилиновых картин.
- Резание шара ниткой на две половинки.
- Лепка посуды из одного куска пластилина (тарелка, миска, блюдце), из двух кусков (чашка, ложка, кувшин).
- Лепка предметов из 2—5 частей: рыбка, грибы разной величины, большая и маленькая чашки, корзина с ручкой, пирамидка, снеговик, утенок, зайчик. Составление композиций: «Грибная поляна», «Фрукты на подносе», «Корзина с фруктами».
Тематический план коррекционного курса «Предметно-практические действия»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Сроки | Основное содержание работ | Виды деятельности | Результаты |
Действия с материалами | ||||||
1 | Повторение и закрепление умений. Выполнение действий с предметами. | 2 | Повторение полученных навыков работы с пластичными материалами | Практическая, предметная, игровая (работа с пластилином, глиной, массой) | ||
2 | Ждем гостей. | 1 | Вдавливание небольших углублений на поверхности шара большим (указательным) пальцем. | Игровая, практическая, познавательная (работа с пластилином; лепка изделий путем вдавливания: миска, тарелка, блюдце) | ||
3 | Мы ходили в магазин. | 1 | Раскатывание шара в ладонях в овал и конус. | Игровая, практическая (работа с объемными фигурами, предметами; работа с пластилином; лепка по подражанию и по образцу предметов овальной и конической формы: огурец, морковь, яйцо) | ||
4 | Корзинка с угощениями. | 1 | Сплющивание и вытягивание шара для получения грушевидной формы. | Игровая, познавательная, практическая (работа с предметами; работа с пластилином; лепка предметов грушевидной формы: груша, перец.) | ||
5 | Волшебный мешочек. | 2 | Предварительное наблюдение за реальным предметом, который будут лепить; тактильное обследование предмета; выделение характерных признаков предмета, его частей (элементов) с помощью педагога. | Игровая, познавательная, исследовательская, практическая (работа с предметами, мешочком; работа с пластилином) | ||
6 | Игрушки. | 2 | Лепка по подражанию (образцу) предметов, включающих несколько элементов шаровидной формы: снеговик, пирамидка, кукла-неваляшка. | Игровая, познавательная практическая (работа с предметами) | ||
7 | Пластилиновая сказка. | 2 | Освоение новых приемов лепки: соединение деталей примазыванием, прищипыванием, вдавливанием; составление композиций: «Грибная поляна», «Фрукты на подносе» | Игровая, практическая (работа с предметами, с пластилином) | ||
8 | Посуда для куклы. | 1 | Лепка посуды из одного куска пластилина (тарелка, миска, блюдце), из двух кусков (чашка, ложка, кувшин). | Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами, картинками, пластилином) | ||
9 | Подарки для друзей. | 2 | Лепка предметов из 2—5 частей: рыбка, грибы разной величины, большая и маленькая чашки, пирамидка, снеговик. | Игровая, познавательная, практическая (работа с картинками, предметами; работа с пластилином, природным материалом) | ||
Действия с предметами | ||||||
1 | Игры с цветом. | 3 | Действия с предметами разного цвета | Игровая, познавательная, практическая (работа с предметами) | ||
2 | Изучаем форму. | 3 | Действия с предметами разной формы | Игровая, познавательная, практическая (работа с предметами, геометрическим и строительным материалом) | ||
3 | Играем с величиной. | 3 | Действия с предметами разной величины | Игровая, познавательная, практическая (работа с предметами разной формы и величины) | ||
4 | Конструирование. Мы – строители. | 3 | Закрепление приемов наложения и приложения в работе со строительным материалом (объемными фигурами); выполнение построек и фигур из 5—6 объемных и плоских форм по показу и по образцу | Игровая, познавательная, практическая (работа с конструктором, строительным материалом) | ||
5 | Конструирование. Строим башни. | 2 | Постройка башни из 3—5 кубов одинаковых и разных по размеру, цвету | Игровая, практическая (работа с конструктором, строительным материалом, кубиками) | ||
6 | Конструирование. Дом для Маши. | 2 | Постройка двухэтажного и выше дома с крышей из кубов и призмы, с воротами, гаражом | Игровая, познавательная, практическая (работа с конструктором, строительным материалом, кубиками, объемными формами; обыгрывание постройки) | ||
7 | Конструирование. Заюшкина избушка. | 2 | Постройка домика, дорожек, забора из различного по форме материала | Игровая, познавательная, практическая (работа с конструктором, строительным материалом; обыгрывание сказки, фигурки животных; просмотр мультфильма) | ||
8 | Конструирование. Поездка на машине. | 2 | Постройка поезда, автомобиля. | Игровая, практическая (работа с конструктором, строительным материалом; работа с предметами) |
Программа сотрудничества с семьей
Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
1. Консультативно-рекомендательная.
2. Лекционно-просветительская.
3. Организация круглых столов.
4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
5. Проведение практических занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).
Задачи | Возможные мероприятия |
Психологическая поддержка семьи | психокоррекционные занятия, индивидуальные консультации с психологом |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | индивидуальные консультации родителей со специалистами, тематические семинары |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР | договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией; убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка; посещение родителями уроков/занятий в организации |
Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией; консультирование; посещение родителями уроков/занятий в организации |
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения | ведение дневника наблюдений (краткие записи); информирование электронными средствами; встречи, беседы; просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком; проведение открытых уроков/занятий |
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях | привлечение родителей к проведению мероприятий (выставки, конкурсы, праздники); поощрение активных родителей. |
Методическое и материально-техническое обеспечение коррекционных курсов
Используемая литература:
- Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль, 2012.
- Головкина, Т.М. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждений VIII вида» [Электронный ресурс]/ Т.М. Головкина//http://rudocs.exdat.com/docs/index-434572.html
- Е.А.Стребелева, Е.А.Екжанова Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации. – М., «Просвещение», 2011.
- Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. – М., 2013.
- Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
- Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Книголюб, 2007.
- Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Электронный ресурс]/Л.А.Метиева,Э.Я.Удалова.http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html
- Модифицированная программа «Игра, игротерапия» (1-4 классы) составлена Маслич Ириной Петровной на основе программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: под редакцией И.М. Бгажноковой, раздел: «Игра и игрокоррекция», авторы: А. В. Баряева, А. П. Зарин, – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009г.
- Программа курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г
- Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск, 2012.
- Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПБ. «Кристалл», 2014.
- Фомина Л.В. Сенсорное развитие : программа для детей в возрасте 5-6 лет / Л.В. Фомина. - М. : Сфера, 2001.
Учебно – практическое оборудование:
Для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов требуется специально организованная коррекционно-развивающая среда, дидактические игры и пособия:
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные) ящики», раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши-формы и др.);
- игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи, кегли, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик и др.); для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др.;
- разнообразный арсенал техники арт- и музыкотерапии (различные куклы, сюжетные игрушки; игрушки, имитирующие реальные предметы; игровой материал);
- иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);
- наглядно-графические модели (схемы, карты, контурные образцы, чертежи);
- материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий);
- музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные и видеофизминутки;
- презентации по темам, развивающие видеозанятия;
- компьютер, принтер, доска, тетради, карандаши, ручки.
Игры и игрушки:
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
- пазлы-вкладыши;
- мозаики;
- деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы);
- сухой бассейн;
- игрушки разных размеров;
- шнуровки;
- множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки;
- разноцветные шарики и моточки;
- пирамидки разные по величине, высоте;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра);
- предметы для вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.;
- звучащие предметы для встряхивания;
- разборные игрушки;
- музыкальные инструменты (бубен, погремушки, барабан, колокольчик, металлофон и др.);
- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
- игрушки (мягкие, пластмассовые, резиновые, деревянные, механические);
- наборы посуды и мебели;
- одежда и обувь для куклы;
- мешочки из ткани;
- прищепки;
- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений);
- цветные карандаши, краски и разнообразное оборудование для рисования;
- листы бумаги;
- объемные геометрические формы (куб, шар, конус, цилиндр);
- пластичные материалы (тесто, пластилин, глина, пластичная масса);
- материалы для пересыпания (крупа, песок);
- инструменты для работы с пластичным и сыпучим материалом (клеенки, чашки, стаканчики, баночки, ложки, лопатки, стеки, пластмассовые контейнера, формочки);
- рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для учащихся с умственной отсталостью, 9 класс, 34 часа
Данная программа является вариативной для 9 класса С(К)К VIII вида. Составлена на основе программы С.Ю. Ильиной «Деловое и творческое письмо», программы для специальных (коррекцион...
Рабочая программа по чтению для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа составлена на основе «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...
Рабочая программа по чтению для 6 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа составлена по учебнику: И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Чтение. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просв...
Программа коррекционных курсов для обучающегося 2 класса (II вариант) с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии
В рабочей программе представлены материалы коррекционных курсов по сенсорному развитию и предметно-практическим действиям для обучающегося на домашнем обучении по II варианту....
Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 4 класса (II вариант) с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями в развитии
Рабочая программа предназначена для индивидуального обучения обучающегося с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающимся по 2 варианту на домашнем обучен...
Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 5 класса (II вариант) с умственной отсталостью
Рабочая программа предназначена для индивидуального обучения обучающегося 5 класса с выраженной умственной отсталостью по 2 варианту на домашнем обучении....
Рабочая программа по чтению 5-9 классы для учащихся с умственной отсталостью (вариант 1) в соответствии с ФГОС.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом М...