Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психофизического развития в повседневную работу специалистов
электронный образовательный ресурс
Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психофизического развития в повседневную работу специалистов междисциплинарных команд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_sovremennyh_razvivayushchih_i_reabilitatsionnyh_tehnologiy.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психофизического развития в повседневную работу специалистов междисциплинарных команд.
Старший воспитатель СПБ ГБСУСО ДДИ №4
Савельева Татьяна Михайловна
Когда в общество пришло понимание того, что дети и взрослые с особенностями развития, в частности интеллектуального, это полноценные члены данного общества, возник закономерный вопрос – как сделать так, чтобы создать им благоприятные условия для взаимодействия с этим обществом. Изначально этим занималась психиатрия. Но отношение общества к особенным людям кардинально изменилось. Появилось много новых наук и дисциплин, изучающих человека как многофункциональную систему. И со временем теоретические и практические изыскания в области изучения человека: его поведения, настроения, взаимодействие внутренних органов и систем, даже влияние погоды на состояние человека – все это привело к созданию развивающих и реабилитационных технологий, с помощью которых особенный человек чувствует и понимает свою индивидуальность.
Ещё до вступления в силу 481 Постановления правительства Российской Федерации руководство нашего детского дома приняло решение о необходимости разукрепнения групп, в которых проживают воспитанники. Если раньше на группах проживало до 17 человек, то эту цифру постарались довести до 6-8 человек.
Принятие 481 Постановления правительства Российской Федерации позволило нам отработать эту модель направления в полной мере. Работа как во всем детском доме, так и на каждой группе, каждого отделения приобрела командный вид.
Междисциплинарный подход, взаимодействие медицинской, педагогической и социальной составляющей жизни детского дома, коллегиальное рассмотрение индивидуальных потребностей каждого ребенка, внедрение новых подходов в обучении, воспитании и профилактике заболеваний качественно улучшило жизнь наших детей.
Поскольку я являюсь сотрудником педагогической составляющей, то представлю вам современные и реабилитационные технологии, которые используются в повседневной практике. Они представлены в 3х областях:
-Психолого-педагогические технологии
-Здоровье-сберегающие технологии
-Социо-культурная реабилитация
Современные развивающие и реабилитационные технологии
Психолого-педагогические технологии Здоровье-сберегающие технологии Социально-культурная реабилитация
- сенсорная терапия (медицинские-коррекционные) - социально-бытовая
- сказкотерапия - медико-профилактические - социально-средовая
- игротерапия - физкультурнооздоровительные - социально-культурная
- изотерапия - технология социально-психологического
- музыкотерапия благополучия
- танцтерапия - подбор индивидуальных технических
- песочная терапия средств
- иппотерапия
- канистерапия
Психолого-педагогические технологии
Каждая из технологий психолого-педагогической коррекционной работы направлена на выявление возможности самовыражения, укрепление собственного «Я», усвоение общественного опыта, развитие способности эмоциональной саморегуляции. Применение арт-терапивтических технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями вызывает у них положительные эмоции, помогает преодолевать апатию и безынициативность. Повышает адаптационные способности воспитанников. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния. Ребята обретают уверенность в себе, больше общаются с близкими взрослыми и сверстниками, у них появляются ощущение защищённости, внутреннего комфорта и свободы, расширяются возможности их социальной адаптации. Изменяются негативные стереотипы поведения. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного приятия, эмпатии, укрепляет межличностные отношения в группе. В качестве примера, занятия с детьми по «Природной мозаике». На занятиях дети совместно с педагогом создают работы с применением природного материала.
На базе нашего детского дома, в течении последних двух лет, с детьми работают специально обученные собаки-терапевты. Часть детей, в силу своих особенностей, на присутствие собак не дают никакой реакции, а другие делают заметный скачек в развитии: начинают приподниматься в кроватке, фиксировать взгляд, наблюдается снижение мышечного тонуса, эмоциональное развитие (начинают улыбаться).
Музыкальный педагог применяет в своей работе индивидуальные подходы, учитывая особенности развития каждого ребенка, развивая у детей умение слушать музыку, чувство ритма. Выполнять задания вместе с педагогом и детьми, выражать свои эмоции.
Использование в нашей работе всех выше перечисленных технологий позволяет расширить познание детьми окружающего мира. Сенсомоторное развитие, в свою очередь, закладывает фундамент для развития высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи, воображения и т.д.), успешной социальной адаптации ребенка (умение дружить, налаживать отношения, адекватно реагировать на определенные ситуации). Для проведения этой работы на корпусах имеются оборудованные сенсорные комнаты: у детей появилась возможность овладения новыми способами предметно-познавательной деятельности, ознакомиться с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Наблюдения психологов, педагогов, медиков и логопедов показали, что использование традиционных методов и технологий в работе с детьми с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психофизического развития не всегда приносит ожидаемый результат. Поэтому в своей работе мы подходим к проблеме развития наших детей комплексно, с использованием современных развивающих и реабилитационных технологий.
Здоровье-сберегающие технологии
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровье-сберегающие технологии – это все технологии направленные на сохранение, поддержания и обогащения здоровья детей, эти технологии используют в своей работе медики, специалисты ЛФК, психолог, педагоги доп.образования АФК, социальные работники.
Медико-профuлактические технологии - технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДД в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания; организация профилактических мероприятий; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДД.
Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры детей, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (гидрованна) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДД в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются воспитателями и педагогами дополнительного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.
С помощью медико-профилактических технологий обеспечивается сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДДИ: разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья, контроль и организация правильного питания, физического развития, закаливания, профилактические мероприятия – щадящий режим в период адаптации, водные процедуры (гидрованна), массаж, соляная пещера; круглогодичное посещение оздоровительных детских лагерей, поездки на море.
Благодаря появлению индивидуальных технических средств существование и проживание детей с тяжелыми множественными нарушениями стало намного комфортнее. При подборе технических средств учитываются возможности передвижения, приема пищи, самообслуживания. Активно стали внедрять ношение очков и слуховых аппаратов, что помогает детям расширить возможности восприятия окружающего мира. Использование в работе вертикализатора позволяют ребенку с ДЦП принять на определенное время вертикальное положение, что облегчает восприятие ребенком окружающей действительности и помогает более продуктивному проведению занятий с педагогом. Персонально подобранные коляски облегчают передвижение детей как по корпусу, так и за его пределами (посещение выездных мероприятий, прогулки). С помощью специально подобранных укладок дети принимают комфортное положение лежа или сидя, тем самым снимая физическое напряжение.
Физкультурно-оздоровительная технология направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей. Она осуществляется инструкторами по физической культуре на занятиях и воспитателями в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз.
ЛФК и АФК, благодаря индивидуальному подходу к каждому ребенку, способствуют развитию двигательной активности, физических качеств, воспитанию привычки повседневной физической активности, оздоровление средствами закаливания.
Технология социально-психологического благополучия детей применяется в работе педагога-психолога и он же задает вектор отношений между ребенком и близкими взрослыми, помогает воспитателям, медикам и соцработникам найти правильные подходы и способы общения к каждому ребенку. Эта командная работа позволяет обеспечить эмоциональный комфорт и позитивное психологическое самочувствие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ДДИ, школе и Д\саду, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие является важным аспектом соматического и физического здоровья ребенка.
Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми, обеспечение социально-эмоционального благополучия ребенка. Реализацией данных технологий занимается педагог-психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и другие специалисты в текущем педагогическом процессе ДД. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДД.
Важным аспектом в работе всей междисциплинарной команды является то, что мы учимся слышать ребенка, реагировать на его готовность к взаимодействию или ее отсутствие и отзываться на его потребности, в нужный для ребенка момент.
Социально-культурная реабилитация
Социально-культурная реабилитация – это процесс приобщения человека к духовной и материальной культуре, а также реализации им собственного творческого, художественного и интеллектуального потенциала.
Благодаря слаженной работе социального педагога, педагога организатора и воспитателей дети имеют возможность участвовать в различных конкурсах, мастер-классах как в ДДИ, так и выездных мероприятиях. Дети посещают театры, музеи, детские развлекательные мероприятия. Готовят номера для выступлений в праздниках, организованных в ДДИ и выездных конкурсов. Участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами, утверждению в нем чувства социальной значимости. Все виды искусства, с которыми ребенок с проблемами влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка с проблемами выражается также в том, что общение с искусством помогает ему «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром.
Вся работа, направленная на социализацию ребенка, подразумевает создание оптимально-развивающей, при этом доступной каждому ребенку, среды для формирования активности и участия в общественных взаимоотношений, приобретения навыков самообслуживания и бытовой деятельности. Принимая нового ребенка из ПНДР, мы предлагаем ему стать членом большой семьи, в которой ведется кропотливая работа силами междисциплинарной команды, направленная на создание оптимальных условий для жизни и прогрессивного развития этого ребенка.
За последние годы была проведена огромная работа по перепланировке групп. Появилась возможность сделать группы уютными, приближенными к домашним условиям. Мы смогли зонировать помещения. Каждый человек, а ребенок особенно, имеет потребность в уединении, что было до разделения групп невозможным. Сейчас ребенок, проживая в семейной группе имеет возможность поиграть или отдохнуть один, уединившись в спальне, либо в специально отведенном и определенным образом организованном месте поиграть, полистать книги или порисовать и уединиться от остальных детей. При этом пространство группы организованно так, что даже уединившись ребенок не теряется из вида близких взрослых и это очень важно, т.к. состояние здоровья некоторых детей обязывает персонал не выпускать ребенка из вида.
При формировании групп мы учитывали возраст детей. Совместное пребывание детей разного возраста и уровня развития обогащает их социальный опыт, помогает детям лучше понимать других, а детям с выраженными множественными нарушениями развития- общаться со своими сверстниками, и, подражая им, лучше развиваться. При этом дети свободно перемещаются, имея возможность «погостить» в соседней группе и пообщаться с другими детьми. Таким образом, дети в непосредственных ситуация, создаваемыми близкими взрослыми, учатся усваивать способы общения, осваивают бытовые ситуации и ориентируются в них.
Использование новых технологий: «семейного часа» и «семейного стола», позволило детям и близким взрослым находиться одним вместе определенное время и быть уверенными, что в этот период их никто не потревожит. Это может быть чтение сказки в кругу только близких или организованное совместное чаепитие, в процессе которого детьми усваиваются навыки поведения за столом.
Правильно организованная жизнь детей в детском доме помогает ребенку максимально адаптироваться к взрослой жизни. Переходя во взрослые учреждения дети имеют возможность посещать нас, встречаться со своими близкими, учителями, поучаствовать в мероприятиях. В свою очередь мы навещаем своих выпускников и они охотно делятся впечатлениями о новой, взрослой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моторно-двигательная стимуляция Игры и игровые упражнения для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии
Игры на стимуляцию моторно-двигательной сферы направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных инте...
тематическое планирование по сенсо-моторному развитию для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии
Зрительно-слуховая стимуляция №ТемаКоличество часов Первое полугодие1 четверть - 27часов Обследование зрительного восприятия3 Обследование слухового восприя...
. «Нетрадиционные приемы работы для развития ручной умелости младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями в развитии"
Статья в сборнике в рамках научно-практической конфеенции с международным участием "Я в мир удивительный этот пришел"...
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)
Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...
«Особенности организации образовательной среды для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии»
Презентация наглядно демонстрирует и рассказывает об особенностях организации образовательной среды для детей с ТМНР...
Диагностика сформированности базовых учебных действий и жизненных компетенций у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии
Система оценки достижения возможных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интелле...
Программа коррекционных курсов для обучающегося 2 класса (II вариант) с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии
В рабочей программе представлены материалы коррекционных курсов по сенсорному развитию и предметно-практическим действиям для обучающегося на домашнем обучении по II варианту....