Статья "Сенсорное развитие"
статья

Кузьменцова Анна Сергеевна

Кузьменцова А.С.

Учитель-дефектолог.

«Сенсорная среда для развития речи и общего развития ребенка в летний период».

Рекомендации учителя-дефектолога.

 

image

 

Сенсорное развитие детей– это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, запахе, вкусе. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для накопления определенных знаний о мире, усовершенствования деятельности органов чувств.

Яркий, меняющийся мир ребенок познает с помощью органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Информация, полученная с помощью органов чувств, передается в головной мозг, там анализируется и в итоге «выдает» целостную картинку. Чем больше разнообразной информации поступает в мозг малыша, тем активнее происходит сенсорное развитие.

     Недостаточно предоставить ребенку разнообразные предметы для исследования и назвать их свойства. Очень важно научить ребенка анализировать отдельные признаки каждого предмета: цвет, форму, запах, вкус, вес, чтобы научить его классифицировать объекты. Этому ребенок учится, усваивая так называемые сенсорные эталоны, к примеру, эталоны формы это геометрические фигуры, эталоны цвета – семь цветов спектра, эталоны веса – перышко и камень.

    Поэтому ребенка нужно сначала научить распознавать сенсорные эталоны, а затем приучать находить эталонные объекты в реальных вещах (например, в картинке дома отыскать круглые и прямоугольные части, различные цвета).

         Не секрет, что именно в летний период происходит  скачок в развитии речи малыша. Больше всего на свете  дети любят играть, они играют дома, в детском саду, на улице. А играть летом, бегая босиком по  траве, играть в песочнице, пересыпая песок и перебирая камушки, играть с сенсорными коробками - им вдвойне приятнее и интереснее.

Я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные и познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми в летний период на даче, на море или просто в городе, собрав несколько сенсорных коробок. 

Итак, несколько главных правил:

- соответствие игрушек реальным предметам и обьектам по цвету и форме (стоит избегать покупок игрушек нереалистичного вида, например, кошка  розового цвета);

-разнообразие материалов, из которых сделаны игрушки одного и того же вида (мячик резиновый, связанный, пластиковый, сверкающий, звучащий по-разному и тд);

-наполнение сенсорных коробок гречкой, манкой, пшеном, гидрогелем и тд, так же сортировка сенсорных коробок по лексическим темам, обязательным атрибутом в них должны быть игрушки и наборы для проигрывания сказок, фигурки животных, птиц, насекомых; подобранные живые растения, листья, цветы, обладающие приятным запахом и тд., обязательным атрибутов в сенсорной среде должна быть песочница.

 

Игры для развития речи.

 

Игра «Чудесный мешочек»

Сложите в мешочек игрушки и предметы, а ребенок должен назвать предмет, ощупав его или достать на ощупь по инструкции взрослого.

 

Игра  «Угадайка»

   Предложите с закрытыми глазами ребенка на ощупь узнавать свои игрушки, попросите малыша закрыть глаза и попробовать угадать предмет, что вы ему дадите:  шишку, камень, листик, цветок и тд.

 

Игра    «Прятки»

Спрячьте игрушки в разные места в доме или на улице и по инструкции взрослого: два шага вперед, один шаг налево и тд или по инструкции; тепло-холодно искать эти предметы.

 

Игра «Найди твой цвет»

 Дайте ребенку в руки 3 фигурки разного цвета и предложите ему пройти по участку и найти предметы таких же цветов.

 

 

 

Игра «Сенсорная коробка»

Предложите ребенку сенсорную коробку с синим гидрогелем и морскими обитателями и попросите поймать всех рыбок; наполните сенсорную коробку пшеном, разложите насекомых и поймайте всех бабочек в поле и тд; закапывайте предметы, фигурки, картинки в песок и откапывайте их лопаткой, руками, сдувайте сухой песок и ищите клад; используйте  фасоль и горох вместе, предложите ребенку отделить маленькое от большого,  в конце игры ребёнок откопает «клад» маленькую игрушку,  восторгу не будет предела.

 image  image

 

Игра «Ароматные баночки»

Поставьте около ребенка несколько одинаковых стеклянных баночек, в которых находятся пахнущие предметы: ваниль, кофе, лаванда, корица и тд, попросите соотнести запах из баночки с картинкой или же можно попросить найти где же такой запаху двух одинаковых пахнущих баночек.

 

      В игры по сенсорному развитию можно играть абсолютно  в любых условиях. Я познакомила Вас небольшой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и  ребенком!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

Таблица мониторинга по сенсорному развитию, что ваш ребенок выполнял, знал и умел в начале, середине года и умеет делать в конце. (Оценка 0-10 баллов)

Сенсорное развитие.

КРИТЕРИИ

Начало года

Середина года

Конец года

Зрительное восприятие

Формирование умения дифференцировать предметы по цвету

 

 

 

Формирование умения узнавать цвет объектов

 

 

 

Слуховое восприятие

 

 

 

Соотнесение звука с его источником

 

 

 

Нахождение одинаковых по звучанию объектов

 

 

 

Кинестетическое восприятие

 

 

 

Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой)

 

 

 

Восприятие запаха

 

 

 

Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)

 

 

 

Восприятие вкуса

 

 

 

 Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)

 

 

 

Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)

 

 

 

 

 

Литература.

Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности. М.: Генезис, 2010.

Айерс Дж. Ребенок и сенсорная интеграция: Понимание скрытых проблем развития.М.: Теревинф, 2012

Марианна Лынская. Неговорящий ребенок, иструкция по применению. М., Парадигма, 2015.

Уилла Кислинг. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие.М., Теревинф, 2017.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузьменцова А.С.

Учитель-дефектолог.

«Сенсорная среда для развития речи и общего развития ребенка в летний период».

Рекомендации учителя-дефектолога.

C:\Users\hp\Desktop\IMG_1980.JPG

Сенсорное развитие детей– это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, запахе, вкусе. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для накопления определенных знаний о мире, усовершенствования деятельности органов чувств.

Яркий, меняющийся мир ребенок познает с помощью органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Информация, полученная с помощью органов чувств, передается в головной мозг, там анализируется и в итоге «выдает» целостную картинку. Чем больше разнообразной информации поступает в мозг малыша, тем активнее происходит сенсорное развитие.

     Недостаточно предоставить ребенку разнообразные предметы для исследования и назвать их свойства. Очень важно научить ребенка анализировать отдельные признаки каждого предмета: цвет, форму, запах, вкус, вес, чтобы научить его классифицировать объекты. Этому ребенок учится, усваивая так называемые сенсорные эталоны, к примеру, эталоны формы это геометрические фигуры, эталоны цвета – семь цветов спектра, эталоны веса – перышко и камень.

    Поэтому ребенка нужно сначала научить распознавать сенсорные эталоны, а затем приучать находить эталонные объекты в реальных вещах (например, в картинке дома отыскать круглые и прямоугольные части, различные цвета).

        Не секрет, что именно в летний период происходит  скачок в развитии речи малыша. Больше всего на свете  дети любят играть, они играют дома, в детском саду, на улице. А играть летом, бегая босиком по  траве, играть в песочнице, пересыпая песок и перебирая камушки, играть с сенсорными коробками - им вдвойне приятнее и интереснее.

Я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные и познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми в летний период на даче, на море или просто в городе, собрав несколько сенсорных коробок. 

Итак, несколько главных правил:

- соответствие игрушек реальным предметам и обьектам по цвету и форме (стоит избегать покупок игрушек нереалистичного вида, например, кошка  розового цвета);

-разнообразие материалов, из которых сделаны игрушки одного и того же вида (мячик резиновый, связанный, пластиковый, сверкающий, звучащий по-разному и тд);

-наполнение сенсорных коробок гречкой, манкой, пшеном, гидрогелем и тд, так же сортировка сенсорных коробок по лексическим темам, обязательным атрибутом в них должны быть игрушки и наборы для проигрывания сказок, фигурки животных, птиц, насекомых; подобранные живые растения, листья, цветы, обладающие приятным запахом и тд., обязательным атрибутов в сенсорной среде должна быть песочница.

Игры для развития речи.

Игра «Чудесный мешочек»

Сложите в мешочек игрушки и предметы, а ребенок должен назвать предмет, ощупав его или достать на ощупь по инструкции взрослого.

Игра  «Угадайка»

   Предложите с закрытыми глазами ребенка на ощупь узнавать свои игрушки, попросите малыша закрыть глаза и попробовать угадать предмет, что вы ему дадите:  шишку, камень, листик, цветок и тд.

Игра    «Прятки»

Спрячьте игрушки в разные места в доме или на улице и по инструкции взрослого: два шага вперед, один шаг налево и тд или по инструкции; тепло-холодно искать эти предметы.

Игра «Найди твой цвет»

 Дайте ребенку в руки 3 фигурки разного цвета и предложите ему пройти по участку и найти предметы таких же цветов.

Игра «Сенсорная коробка»

Предложите ребенку сенсорную коробку с синим гидрогелем и морскими обитателями и попросите поймать всех рыбок; наполните сенсорную коробку пшеном, разложите насекомых и поймайте всех бабочек в поле и тд; закапывайте предметы, фигурки, картинки в песок и откапывайте их лопаткой, руками, сдувайте сухой песок и ищите клад; используйте  фасоль и горох вместе, предложите ребенку отделить маленькое от большого,  в конце игры ребёнок откопает «клад» маленькую игрушку,  восторгу не будет предела.

 C:\Users\hp\Desktop\IMG_1944.JPG  C:\Users\hp\Desktop\IMG_1921.JPG

Игра «Ароматные баночки»

Поставьте около ребенка несколько одинаковых стеклянных баночек, в которых находятся пахнущие предметы: ваниль, кофе, лаванда, корица и тд, попросите соотнести запах из баночки с картинкой или же можно попросить найти где же такой запаху двух одинаковых пахнущих баночек.

      В игры по сенсорному развитию можно играть абсолютно  в любых условиях. Я познакомила Вас небольшой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и  ребенком!

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Таблица мониторинга по сенсорному развитию, что ваш ребенок выполнял, знал и умел в начале, середине года и умеет делать в конце. (Оценка 0-10 баллов)

Сенсорное развитие.

КРИТЕРИИ

Начало года

Середина года

Конец года

Зрительное восприятие

Формирование умения дифференцировать предметы по цвету

Формирование умения узнавать цвет объектов

Слуховое восприятие

Соотнесение звука с его источником

Нахождение одинаковых по звучанию объектов

Кинестетическое восприятие

Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой)

Восприятие запаха

Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)

Восприятие вкуса

 Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)

Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)

Литература.

Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности. М.: Генезис, 2010.

Айерс Дж. Ребенок и сенсорная интеграция: Понимание скрытых проблем развития.М.: Теревинф, 2012

Марианна Лынская. Неговорящий ребенок, иструкция по применению. М., Парадигма, 2015.

Уилла Кислинг. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие.М., Теревинф, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шуточные игры в развитии социоэмоциональной и коммуникативной сферы старших дошкольников с нарушениями в развитии

Картинный и речевой материал с шуточным  нелепым содержанием  в одинаковой степени  имеет как диагностическую, так и коррекционную направленность  в работе с детьми с нарушени...

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Cоздание и развитие комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с отклонениями в развитии

Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем у...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии

Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение  приобретает формиров...

Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Профессиональное самоопределение»

Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развит...