Статья "Сенсорное развитие"
статья
Кузьменцова А.С.
Учитель-дефектолог.
«Сенсорная среда для развития речи и общего развития ребенка в летний период».
Рекомендации учителя-дефектолога.
Сенсорное развитие детей– это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, запахе, вкусе. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для накопления определенных знаний о мире, усовершенствования деятельности органов чувств.
Яркий, меняющийся мир ребенок познает с помощью органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Информация, полученная с помощью органов чувств, передается в головной мозг, там анализируется и в итоге «выдает» целостную картинку. Чем больше разнообразной информации поступает в мозг малыша, тем активнее происходит сенсорное развитие.
Недостаточно предоставить ребенку разнообразные предметы для исследования и назвать их свойства. Очень важно научить ребенка анализировать отдельные признаки каждого предмета: цвет, форму, запах, вкус, вес, чтобы научить его классифицировать объекты. Этому ребенок учится, усваивая так называемые сенсорные эталоны, к примеру, эталоны формы это геометрические фигуры, эталоны цвета – семь цветов спектра, эталоны веса – перышко и камень.
Поэтому ребенка нужно сначала научить распознавать сенсорные эталоны, а затем приучать находить эталонные объекты в реальных вещах (например, в картинке дома отыскать круглые и прямоугольные части, различные цвета).
Не секрет, что именно в летний период происходит скачок в развитии речи малыша. Больше всего на свете дети любят играть, они играют дома, в детском саду, на улице. А играть летом, бегая босиком по траве, играть в песочнице, пересыпая песок и перебирая камушки, играть с сенсорными коробками - им вдвойне приятнее и интереснее.
Я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные и познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми в летний период на даче, на море или просто в городе, собрав несколько сенсорных коробок.
Итак, несколько главных правил:
- соответствие игрушек реальным предметам и обьектам по цвету и форме (стоит избегать покупок игрушек нереалистичного вида, например, кошка розового цвета);
-разнообразие материалов, из которых сделаны игрушки одного и того же вида (мячик резиновый, связанный, пластиковый, сверкающий, звучащий по-разному и тд);
-наполнение сенсорных коробок гречкой, манкой, пшеном, гидрогелем и тд, так же сортировка сенсорных коробок по лексическим темам, обязательным атрибутом в них должны быть игрушки и наборы для проигрывания сказок, фигурки животных, птиц, насекомых; подобранные живые растения, листья, цветы, обладающие приятным запахом и тд., обязательным атрибутов в сенсорной среде должна быть песочница.
Игры для развития речи.
Игра «Чудесный мешочек»
Сложите в мешочек игрушки и предметы, а ребенок должен назвать предмет, ощупав его или достать на ощупь по инструкции взрослого.
Игра «Угадайка»
Предложите с закрытыми глазами ребенка на ощупь узнавать свои игрушки, попросите малыша закрыть глаза и попробовать угадать предмет, что вы ему дадите: шишку, камень, листик, цветок и тд.
Игра «Прятки»
Спрячьте игрушки в разные места в доме или на улице и по инструкции взрослого: два шага вперед, один шаг налево и тд или по инструкции; тепло-холодно искать эти предметы.
Игра «Найди твой цвет»
Дайте ребенку в руки 3 фигурки разного цвета и предложите ему пройти по участку и найти предметы таких же цветов.
Игра «Сенсорная коробка»
Предложите ребенку сенсорную коробку с синим гидрогелем и морскими обитателями и попросите поймать всех рыбок; наполните сенсорную коробку пшеном, разложите насекомых и поймайте всех бабочек в поле и тд; закапывайте предметы, фигурки, картинки в песок и откапывайте их лопаткой, руками, сдувайте сухой песок и ищите клад; используйте фасоль и горох вместе, предложите ребенку отделить маленькое от большого, в конце игры ребёнок откопает «клад» маленькую игрушку, восторгу не будет предела.
Игра «Ароматные баночки»
Поставьте около ребенка несколько одинаковых стеклянных баночек, в которых находятся пахнущие предметы: ваниль, кофе, лаванда, корица и тд, попросите соотнести запах из баночки с картинкой или же можно попросить найти где же такой запаху двух одинаковых пахнущих баночек.
В игры по сенсорному развитию можно играть абсолютно в любых условиях. Я познакомила Вас небольшой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и ребенком!
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Таблица мониторинга по сенсорному развитию, что ваш ребенок выполнял, знал и умел в начале, середине года и умеет делать в конце. (Оценка 0-10 баллов)
Сенсорное развитие.
КРИТЕРИИ | Начало года | Середина года | Конец года |
Зрительное восприятие | |||
Формирование умения дифференцировать предметы по цвету |
|
|
|
Формирование умения узнавать цвет объектов |
|
|
|
Слуховое восприятие |
|
|
|
Соотнесение звука с его источником |
|
|
|
Нахождение одинаковых по звучанию объектов |
|
|
|
Кинестетическое восприятие |
|
|
|
Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой) |
|
|
|
Восприятие запаха |
|
|
|
Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.) |
|
|
|
Восприятие вкуса |
|
|
|
Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий) |
|
|
|
Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый) |
|
|
|
Литература.
Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности. М.: Генезис, 2010.
Айерс Дж. Ребенок и сенсорная интеграция: Понимание скрытых проблем развития.М.: Теревинф, 2012
Марианна Лынская. Неговорящий ребенок, иструкция по применению. М., Парадигма, 2015.
Уилла Кислинг. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие.М., Теревинф, 2017.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кузьменцова А.С.
Учитель-дефектолог.
«Сенсорная среда для развития речи и общего развития ребенка в летний период».
Рекомендации учителя-дефектолога.
Сенсорное развитие детей– это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, запахе, вкусе. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для накопления определенных знаний о мире, усовершенствования деятельности органов чувств.
Яркий, меняющийся мир ребенок познает с помощью органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Информация, полученная с помощью органов чувств, передается в головной мозг, там анализируется и в итоге «выдает» целостную картинку. Чем больше разнообразной информации поступает в мозг малыша, тем активнее происходит сенсорное развитие.
Недостаточно предоставить ребенку разнообразные предметы для исследования и назвать их свойства. Очень важно научить ребенка анализировать отдельные признаки каждого предмета: цвет, форму, запах, вкус, вес, чтобы научить его классифицировать объекты. Этому ребенок учится, усваивая так называемые сенсорные эталоны, к примеру, эталоны формы это геометрические фигуры, эталоны цвета – семь цветов спектра, эталоны веса – перышко и камень.
Поэтому ребенка нужно сначала научить распознавать сенсорные эталоны, а затем приучать находить эталонные объекты в реальных вещах (например, в картинке дома отыскать круглые и прямоугольные части, различные цвета).
Не секрет, что именно в летний период происходит скачок в развитии речи малыша. Больше всего на свете дети любят играть, они играют дома, в детском саду, на улице. А играть летом, бегая босиком по траве, играть в песочнице, пересыпая песок и перебирая камушки, играть с сенсорными коробками - им вдвойне приятнее и интереснее.
Я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные и познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми в летний период на даче, на море или просто в городе, собрав несколько сенсорных коробок.
Итак, несколько главных правил:
- соответствие игрушек реальным предметам и обьектам по цвету и форме (стоит избегать покупок игрушек нереалистичного вида, например, кошка розового цвета);
-разнообразие материалов, из которых сделаны игрушки одного и того же вида (мячик резиновый, связанный, пластиковый, сверкающий, звучащий по-разному и тд);
-наполнение сенсорных коробок гречкой, манкой, пшеном, гидрогелем и тд, так же сортировка сенсорных коробок по лексическим темам, обязательным атрибутом в них должны быть игрушки и наборы для проигрывания сказок, фигурки животных, птиц, насекомых; подобранные живые растения, листья, цветы, обладающие приятным запахом и тд., обязательным атрибутов в сенсорной среде должна быть песочница.
Игры для развития речи.
Игра «Чудесный мешочек»
Сложите в мешочек игрушки и предметы, а ребенок должен назвать предмет, ощупав его или достать на ощупь по инструкции взрослого.
Игра «Угадайка»
Предложите с закрытыми глазами ребенка на ощупь узнавать свои игрушки, попросите малыша закрыть глаза и попробовать угадать предмет, что вы ему дадите: шишку, камень, листик, цветок и тд.
Игра «Прятки»
Спрячьте игрушки в разные места в доме или на улице и по инструкции взрослого: два шага вперед, один шаг налево и тд или по инструкции; тепло-холодно искать эти предметы.
Игра «Найди твой цвет»
Дайте ребенку в руки 3 фигурки разного цвета и предложите ему пройти по участку и найти предметы таких же цветов.
Игра «Сенсорная коробка»
Предложите ребенку сенсорную коробку с синим гидрогелем и морскими обитателями и попросите поймать всех рыбок; наполните сенсорную коробку пшеном, разложите насекомых и поймайте всех бабочек в поле и тд; закапывайте предметы, фигурки, картинки в песок и откапывайте их лопаткой, руками, сдувайте сухой песок и ищите клад; используйте фасоль и горох вместе, предложите ребенку отделить маленькое от большого, в конце игры ребёнок откопает «клад» маленькую игрушку, восторгу не будет предела.
Игра «Ароматные баночки»
Поставьте около ребенка несколько одинаковых стеклянных баночек, в которых находятся пахнущие предметы: ваниль, кофе, лаванда, корица и тд, попросите соотнести запах из баночки с картинкой или же можно попросить найти где же такой запаху двух одинаковых пахнущих баночек.
В игры по сенсорному развитию можно играть абсолютно в любых условиях. Я познакомила Вас небольшой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и ребенком!
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Таблица мониторинга по сенсорному развитию, что ваш ребенок выполнял, знал и умел в начале, середине года и умеет делать в конце. (Оценка 0-10 баллов)
Сенсорное развитие.
КРИТЕРИИ | Начало года | Середина года | Конец года |
Зрительное восприятие | |||
Формирование умения дифференцировать предметы по цвету | |||
Формирование умения узнавать цвет объектов | |||
Слуховое восприятие | |||
Соотнесение звука с его источником | |||
Нахождение одинаковых по звучанию объектов | |||
Кинестетическое восприятие | |||
Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой) | |||
Восприятие запаха | |||
Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.) | |||
Восприятие вкуса | |||
Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий) | |||
Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый) |
Литература.
Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности. М.: Генезис, 2010.
Айерс Дж. Ребенок и сенсорная интеграция: Понимание скрытых проблем развития.М.: Теревинф, 2012
Марианна Лынская. Неговорящий ребенок, иструкция по применению. М., Парадигма, 2015.
Уилла Кислинг. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие.М., Теревинф, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шуточные игры в развитии социоэмоциональной и коммуникативной сферы старших дошкольников с нарушениями в развитии
Картинный и речевой материал с шуточным нелепым содержанием в одинаковой степени имеет как диагностическую, так и коррекционную направленность в работе с детьми с нарушени...
"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"
Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...
Cоздание и развитие комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с отклонениями в развитии
Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем у...
Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.
Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику, словообра...
Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.
Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....
Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии
Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение приобретает формиров...
Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Профессиональное самоопределение»
Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развит...