XVII Всероссийская научная конференция «История мировых цивилизаций: Образование как фактор социально-политического развития» Развитие сельской школы как фактор социально-экономического и духовно-нравственного развития поселка.
статья
Развитие сельской школы как фактор социально-экономического и духовно-нравственного развития поселка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
The development of rural schools as a factor of socio-economic and spiritual and moral development of the village.
Развитие сельской школы как фактор социально-экономического и духовно-нравственного развития поселка.
Батуро Н.В. N.V. Baturo
Ключевые слова: сельская школа, малокомплетная школа, центр духовного развития, духовный очаг жизни.
Key words: rural school, small school, center for spiritual development, spiritual hearth of life.
В сельской местности школа воспринимается как образовательный центр, где обязаны воспитать ребенка, научив всему лучшему, дать хорошие знания. Без школы, у сельской местности нет будущего. Без села нет будущего у страны.
In rural areas, the school is perceived as an educational center, where they are obliged to educate the child, teach everything the best, give good knowledge. Rural areas have no future without schools. There is no future for the country without the village.
Школа на селе: её ругают, смешивая с грязью, умиляются ею, жалеют. Но что же на самом деле означает школа для села? Все, отвечающие на этот вопрос – будь- то учёные – исследователи, руководители всех уровней или сами селяне - обычно единодушны: сельская школа – это сейчас единственный социо- культурный очаг, удерживающий деревни, поселки от вымирания, в нравственном, психологическом и физическом смысле.
Трудно поверить, что раньше школы были переполнены. Что изменилось с тех пор? Многое. Но проблемы остались, изменились их причины. Страшное слово «малокомплектная» сейчас звучит всё чаще и чаще. Молодое трудоспособное население покидает деревню. А так как кризис больнее всего ударил по селу, деревня прочно увязла в трясине безвыходности и безысходности. Молодые специалисты не едут на работу в сельские школы, поэтому средний возраст учителей нашей школы 55 лет.
Наша школа сегодня – это центр, лицо и душа поселка. В школе работают преданные своему делу учителя. Функции её постоянно расширяются. Школа становится культурным центром. Ведь в школе организуется досуг детей, молодёжи, взрослых, проводятся турпоходы и экскурсии, семейные состязания. Сельская школа – это гораздо больше, чем просто школа.
Я считаю, что в целом сельская школа играет более значительную роль в жизни ребенка, его семьи, сельского сообщества, чем школа в мегаполисе, крупном областном центре, малом городе.
В основе деятельности нашей школы лежат три методологических принципа: открытости (функционирование школы в активном взаимодействии с производственными и социокультурными объектами), единства практической и исследовательской деятельности, равноценности всех видов педагогической деятельности - воспитания, обучения, трудовой подготовки, социальной работы с детьми и их семьями, психологической помощи детям. Каждый из этих видов деятельности требует кадрового обеспечения.
Под миссией нашей школы мы понимаем философскую, социально-педагогическую доктрину, согласно которой традиционно высокий статус сельской школы определяется многими факторами:
• экономическими: наша школа - кузница кадров для лесохозяйственного производства (т.к. градообразующим предприятием является лесозаготовительное производство);
• социальными: сельская школа — общество немногочисленных на селе профессионально подготовленных к работе с человеком специалистов;
• образовательными: сельская школа - единственное образовательное учреждение в поселке;
• культурными: сельская школа — сосредоточение сельской интеллигенции, культурной силы деревни;
• нравственными: сельская школа — духовный очаг жизни[1, с.148].
Миссия нашей школы может быть реализована только через условия, предъявляемые ребенком, социумом, воспитательным пространством.
Воспитательный потенциал сельской школы как единственного образовательного социокультурного института села, обладающего наиболее высоким уровнем концентрации интеллекта и являющегося наиболее организованным и сплоченным профессионально-педагогическим сообществом, позволяет рассматривать школу в качестве движущей силы социальных преобразований, способной выдвигать идеи, инициативы, предлагать и реализовывать программы, проекты социально-культурного и духовно-нравственного развития села[2, с.18].
В сельской глубинке, где школа остается единственным культуроформирующим центром, родители, население сплачиваются вокруг нее, что превращает школу в наиболее авторитетную и действенную общественную силу, без которой процесс социального реформирования окажется лишь благим пожеланием власти.
Воспитательные возможности, которыми располагает сельская среда, дают школе дополнительные стимулы для того, чтобы укреплять связи с сельским сообществом.
В контексте социально-культурного развития поселка школа выполняет и такие функции, как культурно-просветительская (просвещение населения в вопросах воспитания и образования, культуры, инновационного опыта по социальному обустройству сельской жизни); информационно-консультативная (обеспечение доступа населения к информации, способствующей расширению его возможностей в решении собственных проблем, приобщению сельских жителей к новым знаниям, идеям); организационно-педагогическая (организация педагогической деятельности на селе, нацеленной на гуманизацию среды, межпоколенных и межличностных отношений на создание атмосферы комфорта на селе, психологической защищенности личности). [3, с.11]
Школа и сегодня остается тесно связанной с характером существующих реалий и своеобразием традиций сельской жизни. Несмотря на сложное положение школы и учителя, она не утратила созидающего характера своей деятельности. И эту ее миссию – быть проводником культурной политики на селе – следует ценить превыше всего.
Школа является одной из движущих сил, предопределяющих развитие экономики и социальной сферы села, так как в содержании ее деятельности приоритетными являются:
– воспитание детей в духе социальной ответственности за малую родину, уважения к земле и сельскохозяйственному труду;
– формирование жизнеспособной личности на основе общечеловеческих, ценностей;
– вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками для жизни;
– подготовка учащихся к труду в условиях многоукладной экономики;
– формирование у учащихся мотивации к самореализации в условиях поселка;
– организация социально-педагогической деятельности с детьми, подростками, молодежью, семьями в социуме;
– выдвижение и реализация идей, инициатив, проектов, программ, способствующих социальному обустройству сельских поселений, решению культурных, экологических, социальных проблем жителей;
– предоставление базы для организации досуга молодежи, семьи, взрослого населения.
Школа ведет постоянный и заинтересованный диалог с родителями, видя в них первых и самых важных своих союзников. Для информирования общественности о деятельности педагогов и учащихся создан и работает сайт школы, страницы в социальных сетях и мессенджерах.
Одна из главнейших задач в нашей стране – сохранение сельского социума, а, значит, и школы. Несмотря на трудности, надо пытаться вести школьный корабль вперёд, пускай даже против ветра. Есть ли у сельской школы будущее? Пока работают преданные своему делу учителя, несомненно, есть. Не за горами те времена, когда в стране будут не только «многочисленные», но и «разумно устроенные школы».
Библиографический список
- Воспитательная система сельской школы: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н.Степанова. Псков: ИПК, 2010. 148с.
- Куприянова Г.В. Особенности воспитательной системы сельской малочисленной школы. Пособие для руководителей школ. Ярославль: ИПК ПиРРО, 2019. 18с.
- Цирульников А. Сельская школа - вопрос государственной важности // Сельская школа со всех сторон. - 2021. - № 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" по обмену опытом работы из Сборника материаловVI Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»
Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...
Урок истории "Мировая цивилизация:новые проблемы на рубеже тысячелетий" (11 класс)
Учитель Швецова Ирина Владимировна Место работы МКОУ СОШ п. Пластун Тернейского района Приморского края УМКЗагладин Н.В. Всемирная история.XX век Класс11...
Развитие педагогического потенциала школы как фактор обновления качества образования.
Предлагаю вниманию педагогической общественности выступление на педагогической конференции. В данном материале представлен опыт работы по формированию творческой позиции учителя в системе методи...
Рабочая программа "История мировых цивилизаций" 5 класс
Рабочая программа курса «История мировых цивилизаций» для учащихся 5Г класса разработана на основе авторской программы под редакцией А.А. Ви-гасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой &laq...
Сборник статей XVII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы обеспечения качества подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях»
Сборник статей XVII Всероссийской научно-практической конференции «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»...
Статья Станслер С.Н. (Халимановой С.Н.) "Школы Москвы в дни Московской битвы". Материалы всероссийской научной конференции "СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.:новое в исследовании и освещении в учебной литературе". Изд. "Прометей", М.,2005.
Статья "Школы Москвы в дни Московской битвы" описывает положение, роль и значение средних школ в годы ВОВ, степень вовлеченности их в задачи фронта и реализации школьного образования в данный ист...
Публикация статьи в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Современное непрерывное образование и инновационное развитие" Том 2, 2018г.
quot;Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...