Изучение правил правописания, определяемых произношением школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
методическая разработка

Cвист Ирина Алексеевна

Методическая разработка предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_pravopisaniya_opredelyaemyh_proiznosheniem.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение правил правописания, определяемых произношением школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Обозначение мягкости согласных буквой ь.

При изучении этой темы, прежде всего, необходимо умение обучающихся различать на слух твёрдые и мягкие согласные и правильно их произносить. Этому будут способствовать следующие упражнения.

  1. Определить в каких словах данный согласный твёрдый, а в каких – мягкий (кон – конь, стол – соль). Правильно произнести эти слова.
  2. Среди ряда слов услышать слова с мягкими согласными и поднять руку. Повторить слова.
  3. Среди предложенных рисунков найти те, в названиях которых встречается мягкий согласный. Правильно произнести слова.
  4. Определить мягкий согласный в предложенных словах и соответствующий ему твёрдый. Чётко произнести звуки.

Следующим этапом в усвоении этой темы является установление разницы в произношении и написании слов с мягкими согласными в конце или в середине.

  1. Уточнить количество звуков в анализируемых словах.
  2. Установить разницу в написании и произношении слов с мягкими согласными.

В словах с твёрдыми согласными количество букв соответствует количеству звуков. В

словах с мягкими согласными звуков меньше, чем букв.

На основе этих упражнений школьники подводятся к выводу, что мягкость согласного

в конце (или середине) слова может обозначаться буквой ь.

На закрепление умения обозначать мягкость согласных в конце (середине) слов буквой

ь направлены следующие задания.        

  1. Прочитать пары слов, уточнить их значение. Сказать почему в конце (середине) некоторых слов стоит буква ь.
  2. Прочитать предложенные слова и выписать слова с буквой ь.
  3. В подписях под рисунками дописать, где надо, букву ь.
  4. Сделать подписи под рисунками.
  5. В предложениях вставить пропущенные слова с мягкими согласными в конце (середине) слов.
  6. С предварительным звукобуквенным анализом записать под диктовку слова с мягкими согласными в конце (середине) слова.
  7. Написать под диктовку слова с твёрдыми и мягкими согласными.
  8. Составит предложения с данными словами. Записать их.

Слова с разделительным ь.

Трудность в усвоении написания этих слов заключается в том, что дети уже знают, как

писать слова с гласными е, ё, ю, я в начале слова и после гласных (ель – поел, Юля – пою, яма – моя), как правильно обозначать эти звуки при письме. В случаях написания слов с разделительным ь в противоречие вступают не произношение и написание, а уже выработанный навык и новое правило, требующее умения писать слова с йотированными гласными после согласных.

Обучение можно начинать с различения произношения и написания слов с йотированными гласными в начале слова или после гласных и после мягких согласных (юла – вьюн, пою – пью). В словах юла, пою мы соответствующими буквами обозначаем звуки, а в словах вью, пью отделяем соответственно звучанию гласный от согласного буквой ь. В результате обучающиеся подводятся к выводу, что соответственно произношению некоторые гласные при письме отделяются от согласного буквой ь, которая в этом случае называется разделительным мягким знаком.

Далее следует уточнить, какие именно гласные отделяются от согласного разделительным ь. С этой целью рассматриваются слова с точки зрения их произношения и написания (соловьи, веселье, бельё, вьюга, колья) и делается вывод, что разделительный ь отделяет от мягких согласных гласные и, е, ё, ю, я.

Следующие задания направлены на закрепление написания слов с разделительным ь.

  1. Прочитать слова, объяснить, почему они написаны с буквой ь. Списать, выделить ь. Уточнить, какие гласные отделяются от мягких согласных разделительным ь.
  2. Назвать предметы, нарисованные на картинках (воробьи, платье, бельё, вьюн, сучья). Сказать, как произносятся гласные и, е, ё, ю, я в этих словах, как их надо писать. Записать данные слова, выделить разделительный ь.
  3. Списать слова под рисунками, вставить, где надо, пропущенный разделительный ь.
  4. Написать слова с разделительным ь под диктовку с предшествующим анализом.

Закреплению написания слов с разделительным ь способствуют упражнения в преобразовании слов.

  1. Изменить слова по образцам (лист – листья, муравей – муравьи, певун – певунья, бить – бьёт, лиса – лисьи).
  2. Дописать предложения, изменить данные в скобках слова по смыслу. (У орла большие и сильные /крыло/.)
  3. Списать текст, изменяя по смыслу данные в скобках слова.
  4. Ответить на вопросы, используя в своих ответах слова с разделительным ь. (Когда светит луна и сияют звёзды? /ночью/.)

Все последующие упражнения на закрепление написания слов с разделительным ь

должны содержать эти слова и другие сходные написания - йотированные гласные в начале слова и после гласных, мягкие согласные, мягкость которых обозначается буквами и, е, ё, ю, я. Дифференциация на слух, в произношении должна предшествовать написанию этих слов.

Заключительные упражнения при прохождении данной темы.

  1. Сделать подписи под рисунками.
  2. Списать предложения, вставляя пропущенные слова по замыслу.
  3. Списать слова, предложения, вставляя пропущенные буквы.
  4. Объяснительные и предупредительные диктанты.

        

Литература:

1.Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе //Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс,  1994.

3. Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение,  1995.

4. Обучение учащихся I – IV классах вспомогательной школы  //Под ред. В.Г. Петровой. – М.: Просвещение, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поиск наиболее эффективных условий для коррекции и развития младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Особенности учебной и трудовой деятельности умственно отсталых школьников и развитие мотивации к обучению....

"Развитие познавательных интересов младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

В статье рассматриваются особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников младших классов и два этапа развития познавательных интересов....

«Специфика формирования мотивации учебной деятельности у школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

В период обновления образования для учащихся с ОВЗ, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит смещение общеобразовательных аспектов с усвоением основ наук на развитие личност...

Формирование культурно-гигиенических навыков по самообслуживанию у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Под культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания понимают культуру человека, которая осваивается через формирование у детей умений и навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережн...

НОВЫЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ. КОМПЬЮТЕР В РУКАХ ДЕФЕКТОЛОГА Использование обучающей компьютерной программы «Море Словесности» в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Аннотация: В статье представлен опыт применения компьютерной программы «Море Словесности» в работе по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с умственной...