Изучение правил правописания, определяемых произношением школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
методическая разработка
Методическая разработка предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_pravopisaniya_opredelyaemyh_proiznosheniem.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение правил правописания, определяемых произношением школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обозначение мягкости согласных буквой ь.
При изучении этой темы, прежде всего, необходимо умение обучающихся различать на слух твёрдые и мягкие согласные и правильно их произносить. Этому будут способствовать следующие упражнения.
- Определить в каких словах данный согласный твёрдый, а в каких – мягкий (кон – конь, стол – соль). Правильно произнести эти слова.
- Среди ряда слов услышать слова с мягкими согласными и поднять руку. Повторить слова.
- Среди предложенных рисунков найти те, в названиях которых встречается мягкий согласный. Правильно произнести слова.
- Определить мягкий согласный в предложенных словах и соответствующий ему твёрдый. Чётко произнести звуки.
Следующим этапом в усвоении этой темы является установление разницы в произношении и написании слов с мягкими согласными в конце или в середине.
- Уточнить количество звуков в анализируемых словах.
- Установить разницу в написании и произношении слов с мягкими согласными.
В словах с твёрдыми согласными количество букв соответствует количеству звуков. В
словах с мягкими согласными звуков меньше, чем букв.
На основе этих упражнений школьники подводятся к выводу, что мягкость согласного
в конце (или середине) слова может обозначаться буквой ь.
На закрепление умения обозначать мягкость согласных в конце (середине) слов буквой
ь направлены следующие задания.
- Прочитать пары слов, уточнить их значение. Сказать почему в конце (середине) некоторых слов стоит буква ь.
- Прочитать предложенные слова и выписать слова с буквой ь.
- В подписях под рисунками дописать, где надо, букву ь.
- Сделать подписи под рисунками.
- В предложениях вставить пропущенные слова с мягкими согласными в конце (середине) слов.
- С предварительным звукобуквенным анализом записать под диктовку слова с мягкими согласными в конце (середине) слова.
- Написать под диктовку слова с твёрдыми и мягкими согласными.
- Составит предложения с данными словами. Записать их.
Слова с разделительным ь.
Трудность в усвоении написания этих слов заключается в том, что дети уже знают, как
писать слова с гласными е, ё, ю, я в начале слова и после гласных (ель – поел, Юля – пою, яма – моя), как правильно обозначать эти звуки при письме. В случаях написания слов с разделительным ь в противоречие вступают не произношение и написание, а уже выработанный навык и новое правило, требующее умения писать слова с йотированными гласными после согласных.
Обучение можно начинать с различения произношения и написания слов с йотированными гласными в начале слова или после гласных и после мягких согласных (юла – вьюн, пою – пью). В словах юла, пою мы соответствующими буквами обозначаем звуки, а в словах вью, пью отделяем соответственно звучанию гласный от согласного буквой ь. В результате обучающиеся подводятся к выводу, что соответственно произношению некоторые гласные при письме отделяются от согласного буквой ь, которая в этом случае называется разделительным мягким знаком.
Далее следует уточнить, какие именно гласные отделяются от согласного разделительным ь. С этой целью рассматриваются слова с точки зрения их произношения и написания (соловьи, веселье, бельё, вьюга, колья) и делается вывод, что разделительный ь отделяет от мягких согласных гласные и, е, ё, ю, я.
Следующие задания направлены на закрепление написания слов с разделительным ь.
- Прочитать слова, объяснить, почему они написаны с буквой ь. Списать, выделить ь. Уточнить, какие гласные отделяются от мягких согласных разделительным ь.
- Назвать предметы, нарисованные на картинках (воробьи, платье, бельё, вьюн, сучья). Сказать, как произносятся гласные и, е, ё, ю, я в этих словах, как их надо писать. Записать данные слова, выделить разделительный ь.
- Списать слова под рисунками, вставить, где надо, пропущенный разделительный ь.
- Написать слова с разделительным ь под диктовку с предшествующим анализом.
Закреплению написания слов с разделительным ь способствуют упражнения в преобразовании слов.
- Изменить слова по образцам (лист – листья, муравей – муравьи, певун – певунья, бить – бьёт, лиса – лисьи).
- Дописать предложения, изменить данные в скобках слова по смыслу. (У орла большие и сильные /крыло/.)
- Списать текст, изменяя по смыслу данные в скобках слова.
- Ответить на вопросы, используя в своих ответах слова с разделительным ь. (Когда светит луна и сияют звёзды? /ночью/.)
Все последующие упражнения на закрепление написания слов с разделительным ь
должны содержать эти слова и другие сходные написания - йотированные гласные в начале слова и после гласных, мягкие согласные, мягкость которых обозначается буквами и, е, ё, ю, я. Дифференциация на слух, в произношении должна предшествовать написанию этих слов.
Заключительные упражнения при прохождении данной темы.
- Сделать подписи под рисунками.
- Списать предложения, вставляя пропущенные слова по замыслу.
- Списать слова, предложения, вставляя пропущенные буквы.
- Объяснительные и предупредительные диктанты.
Литература:
1.Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе //Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994.
3. Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1995.
4. Обучение учащихся I – IV классах вспомогательной школы //Под ред. В.Г. Петровой. – М.: Просвещение, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов сказкотерапии в работе с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Доклад на школьное методическое объединение воспитателей....
"Поиск наиболее эффективных условий для коррекции и развития младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Особенности учебной и трудовой деятельности умственно отсталых школьников и развитие мотивации к обучению....
"Развитие познавательных интересов младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
В статье рассматриваются особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников младших классов и два этапа развития познавательных интересов....
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОВЗ...
«Специфика формирования мотивации учебной деятельности у школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
В период обновления образования для учащихся с ОВЗ, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит смещение общеобразовательных аспектов с усвоением основ наук на развитие личност...
Формирование культурно-гигиенических навыков по самообслуживанию у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Под культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания понимают культуру человека, которая осваивается через формирование у детей умений и навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережн...
НОВЫЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ. КОМПЬЮТЕР В РУКАХ ДЕФЕКТОЛОГА Использование обучающей компьютерной программы «Море Словесности» в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Аннотация: В статье представлен опыт применения компьютерной программы «Море Словесности» в работе по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с умственной...