Использование элементов сказкотерапии в работе с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
материал

Влазнева Наталья Алексеевна

Доклад на школьное методическое объединение воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_shmo_29.12.2018_g.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

        Проблема повышения эффективности коррекционного воздействия на детей с нарушениями интеллекта остается особо актуальной в сегодняшнее время.

        Дети, поступающие в наше образовательное учреждение, имеют различные диагнозы от легкой умственной отсталости до тяжелой, а так же множественные нарушения развития. Они характеризуются недоразвитием высших психических функций, ограниченными возможностями развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность. Многие учащиеся имеют речевые проблемы, ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д.

        Чтобы ребенку с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима необходима разносторонняя помощь педагогов и родителей.

        Одной из новых методик коррекционного воздействия является сказкотерапия - методика, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения - сказки. Сказкотерапия выполняет диагностическую, коррекционную, реабилитационную, психотерапевтическую функции. Применение сказкотерапии позволяет решать ряд сопутствующих педагогических и психологических проблем, возникающих у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями: эмоциональных проблем (неуверенность, конфликтность, агрессивность, страхи) и речевых проблем.

        С помощью сказкотерапии педагог может способствовать развитию творческого и образного мышления. Благодаря сказкотерапии, у детей с речевыми нарушениями и интеллектуальным недоразвитием быстрее усваиваются лексико-грамматические категории, повышаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм, речевое дыхание), развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы, обогащается и систематизируется словарный запас, формируется фонематический слух и правильное произношение, развивается образная речь, описание, повествование, сочинение сказок и историй.

        Огромное влияние сказки на ребенка заключается в том, что восприятие сказки не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психический процессов, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению новых, более высоких мотивов деятельности ребенка. Таким образом, введение сказкотерапии в процесс работы с детьми с интеллектуальными нарушениями позволяет стимулировать развитие познавательных процессов, интеллекта, моторики и скорректировать психологические проблемы.

        Использование сказкотерапии в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями способствует развитию связной речи, активизации и обогащению словарного запаса, накоплению социального опыта, формированию целенаправленной деятельности, повышению устойчивости внимания ребёнка. Младшие школьники с удовольствием запоминают небольшие по объёму фразы, стихотворные формы, песенки, которые могут повторяться в процессе рассказывания несколько раз. Звучание этих повторов помогают учащимся запомнить их, использовать в речевом общении со сверстниками и взрослыми.

        Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции всё больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами. Ребёнок с проблемами, действуя в удивительном мире искусства художественного слова, даёт позитивные изменения в своём развитии. Сказка является эффективным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

Виды сказок по задаче:
Дидактические.
Психокоррекционные.
Медитативные.
Психотерапевтические.
Диагностические.

Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала.

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения.

Психотерапевтические сказки – раскрывают  глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны!

Психокоррекционные сказки создаются для  «замещения» неэффективного стиля поведения на более продуктивный.

Диагностические сказки – в случае, если ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть.                

Варианты работы со сказкой.

1. Использование сказки для развития речи, моторики, эмоционально-волевой сферы.

Подбирается сказка, соответствующая возрасту учащегося коррекционной школы-интерната, школьной программе, желательно короткая, чтобы можно было прочесть её один раз, распределить роли, инсценировать по ролям, и нарисовать понравившихся героев. Если сказка короткая, всю работу можно проделать в течение одного занятия.

2. Использование сказки для развития пространственных представлений, умения сравнивать и анализировать, устанавливать последовательность действий, событий, причинно-следственные связи.

Как в этом случае можно построить работу со сказкой?

Ведущий читает сказку. По ходу чтения выбираются действующие лица, которым выдаются карточки с названиями действующих героев. После прочтения сказки учащимся предлагается задание – определить свое место в цепочке действующих героев. Обучающиеся выбирают свое место, называют, кто находится "справа" – "слева", кто первый, второй, третий… по счету, кто находится "рядом", "между", "около" и т.д.

З. Замещение содержания сказки знаковыми изображениями.

На материале сказок учащиеся легко выстраивают условные изображения и используют их как опоры для запоминания сюжета, последовательности деятельности героев сказки, учатся составлять алгоритм обработки материала.

4. Изображение героев, эпизодов прочитанной сказки с помощью мимики, жестов, известных поз, повадок, движений.

        Во время общения и активной творческой деятельности школьник уходит от собственных переживаний, эмоциональной отверженности, чувства одиночества, страхов и тревожности и погружается в удивительный мир сказки.
«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают учащимся возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.

        Обучающимся нашей школы - интерната свойственна неразвитость эмоций, их отличает неумение выражать свои чувства и узнавать чужие, поэтому в своей работе я часто использую элементы сказкотерапии. Мы работаем с кукольным театром, где каждый из детей сочиняет собственную сказку о своем герое, либо мы придумываем общую сказку на всех. Это способствует развитию  эмоциональной, познавательной и поведенческой сфер развивает моторику рук и тела, ловкость, навыки выражения эмоций и управления ими.

        На коррекционно – развивающих занятиях, с учащимися имеющими отклонения в поведении использую психокоррекционные сказки. Психокоррекционные сказки применяются для мягкого влияния на поведение агрессивных, гиперактивных или тревожных учащихся. Под коррекцией здесь понимается – замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение детям смысла происходящего в период, когда они не могут себя контролировать.

        Так же мы часто прорисовываем сказки. Как правило, это используется для выявления межличностных отношений в семье и в школьном коллективе. Либо просто для снятия эмоционального напряжения.

        Вывод: Сказкотерапия - как метод коррекции  не знает себе равных. Слушая сказку, школьник погружается в волшебный мир, полный тайн и приключений. Это способствует формированию у него чувства сильного переживания за героя сказки. Сказкотерапия помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми. Включая в коррекционно -  развивающие занятия элементы сказкотерапии  можно разнообразить и усилить коррекционное воздействие на различные сферы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поиск наиболее эффективных условий для коррекции и развития младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Особенности учебной и трудовой деятельности умственно отсталых школьников и развитие мотивации к обучению....

"Развитие познавательных интересов младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

В статье рассматриваются особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников младших классов и два этапа развития познавательных интересов....

Авторские многофункциональные пособия для развития речи обучающихся младших классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  Современная коррекционная педагогика находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в разли...

Формирование культурно-гигиенических навыков по самообслуживанию у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Под культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания понимают культуру человека, которая осваивается через формирование у детей умений и навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережн...

НОВЫЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ. КОМПЬЮТЕР В РУКАХ ДЕФЕКТОЛОГА Использование обучающей компьютерной программы «Море Словесности» в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Аннотация: В статье представлен опыт применения компьютерной программы «Море Словесности» в работе по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с умственной...

"Важность развития творческих способностей у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

quot;Важность развития творческих способностей у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...