Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
материал

Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Характерной особенностью обучающихся с умственной отсталостью, является нарушения звуко – слоговой структуры слова. Такие проблемы в речевом развитии у обучающихся данной категории являются распространенными и имеют стойкий характер. Между тем, звуко - слоговая структура слова является значимым компонентом речевой сферы, формирование которого необходимо для овладения устной и письменной речью, овладения родным языком, в конечном счете, для успешной социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.

Практика, позволяет сделать вывод о том, что основной упор в работе с детьми с умственной отсталостью делается на коррекцию звукопроизношения, грамматической стороны речи и обогащение словаря обучающихся. Преодоление нарушений слоговой структуры слова в основном рассматривается в рамках работы над звукопроизношением.

   Для того чтобы помощь детям данной категории с нарушением слоговой структуры слова была максимально эффективной, необходимы ранняя диагностика и соответствующая работа по коррекции выявленных нарушений.

  Приступать к работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова целесообразно в начале 2-го периода обучения. Такие временные рамки обусловлены тем, что на фронтальных занятиях по формированию правильного произношения в 1-ом периоде изучены практически все гласные звуки 1-го ряда и звук “И”. На индивидуальных занятиях к этому времени должна быть проведена работа по исправлению недостатков произношения йотированных гласных (как слогообразующих), мягкого согласного “Л” и работа по дифференциации этих звуков. Необходима коррекция не только звукопроизношения, но и слухо-моторных координаций (например, воспроизведение ритмов по слуховому образцу), коррекция речевого дыхания, развитие артикуляционного праксиса. Такая работа облегчает детям артикуляционные переключения и предотвращает пропуски и замены слогов.

Коррекционная работа по развитию слоговой структуры слов состоит из нескольких этапов и включает в себя следующие методы и приёмы:

- объяснение значения слова и включение его в различные предложения до полного усвоения семантики и слогового состава;

- медленное, послоговое проговаривание слова;

- пропевание, прохлопывание, отстукивание (ладонью, мячом) слогового контура слова;

- многократное повторение в ходе отработки.

Особое значение на каждом этапе отводится работе анализаторов, причём не только речевого, но также слухового, зрительного и тактильного. От того, насколько продуманно скомбинирован лексический материал с работой различных анализаторов, зависит успешность логопедической работы.

В коррекционной работе можно выделить два этапа:

  1. Подготовительный этап – работа проводится на невербельном и вербальном материале.

Цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка, сформировать оптико-пространственную ориентацию.

Работа на невербальном материале:

- развивать концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса и памяти на материале неречевых звуков (упражнения со звучащими коробочками, музыкальными инструментами т.д.);

- работать над ритмом (отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом);

- формировать общую координацию движений под ритмическую музыку (бег, ходьба, марш);

- развивать динамический праксис рук: выполнять движения левой, правой, двумя руками вместе по образцу.

Работа на вербальном материале:

- формировать умение слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции;

- учить различать одинаковые звукокомплексы по силе, высоте, тембру;

- развивать подражательность и формировать координированность речи с движениями;

- развивать подражательность посредством пальчиковой гимнастики;

- развивать подражательность и координированность движений и речи с помощью музыкальных инструментов.

  Реализация этих задач подводит ребёнка в дальнейшем к усвоению ритмической структуры слов.

  1. Коррекционный этап – работа ведётся на вербальном материале.

Цель: непосредственная коррекция дефекта слоговой структуры слова.

Работа с гласными звуками и буквами.

В процессе развития слогового анализа в речевом плане важным является умение выделять гласные звуки в словах (в слове столько слогов, сколько гласных). Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавления.

Детям предлагаются следующие задания:

- Знакомство с гласными «звуковиками». Параллельно проводится работа по развитию ощущений артикуляционных движений. При назывании каждого гласного звука дети совершают хлопок.  При таком хлопке в головной мозг поступает более сильный импульс. В дальнейшем этот приём используется при анализе слоговой структуры слова: каждый слог – хлопок.

Звуковики (артикуляция гласных)

- Узнавание звука по беззвучной артикуляции логопеда (только гласные первого ряда + И).

- Показ детьми беззвучной утрированной артикуляции (только гласные первого ряда + И).

- Пение серий звуков с чёткой артикуляцией с опорой на звуковиков и без опоры: ОА, УИ, АИУ, ИОУ и т. п. (необходимый ряд звуковиков выставляется на наборном полотне или доске).

- Пение серий звуков с выделением ударного звука: АИУ, АИУ, АИУ и т.п. (подготовительная работа к определению ударного слога).

- Пение серий гласных первого и второго ряда с чёткой артикуляцией с опорой на буквы (без опоры на звуковиков) ЕА, ЮИ, АЁУ, ЯУО и т. п.

- Пение гласных первого и второго ряда с выделением ударного гласного (опора на серию карточек с буквами).

Коррекционная работа на уровне слога.

Степень сложности слогового анализа во многом зависит от характера слогов и их произносительной трудности. В прямом слоге (ту) звуки более тесно слиты в произношении, чем в обратном (ут). Вследствие этого в процессе слогового деления дети часто видят в одном слоге два слога, называя звуки (у-т-ка). В связи с этим особое внимание уделяется выделению обратного слога как единого целого.

Слоги изучаются в следующей последовательности:

обратные: АМ, ОХ, УТ и т. п.;

прямые: ЛО, НУ, ДЯ и т. п;

со стечением согласных:

КРА, СТО, ПТУ и т. п;

ОФТ, УНК, ИЛП и т. п;

ДОЛ, НУС, МИТ и т. п;

Деям предлагаются следующие задания:

- «Слепить комочек», если логопед произнесёт слог. Объяснить свой выбор, например:

СТА – это слог, потому что здесь есть гласный А.

М или КЛ – это не слог, потому что здесь нет гласного.

- Составление слоговых таблиц.

- Чтение слоговых таблиц с различными типами слогов.

Подобные упражнения дают хороший эффект при регулярном применении (5–6 раз в неделю) и частой смене таблиц. Как только ребенок начинает справляться с очередной таблицей достаточно быстро и без ошибок, следует переходить к следующей с новым составом слогов. Постепенно ребенок не только усваивает слоговой состав, но и накапливает зрительный «словарь» слогов.

- Запись слогов различных типов под диктовку с выделением гласных.

- Подбор слов (картинок) на заданный слог в определённой позиции, например:

КА_____        ___КА___        _____КА

КА_____        ___КА___        _____КА

КА_____        ___КА___        _____КА

КАша                    приКАзы        иголКА

КАбина        расКАты        улитКА

КАпитан          стаКАны          кукушКА

Коррекционная работа на уровне слова.

Коррекционно-логопедическая работа на III этапе ведётся последовательно в соответствии с 13-ю основными группами/классами слоговой структуры слов:

двусложные слова из открытых слогов (муха, ноты, ваза…);

трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, кубики, малина…);

односложные слова из закрытого слога (мак, жук, лес…);

двухсложные слова с закрытым слогом (лимон, веник, каток…);

двухсложные слова со стечением в середине слова (вилка, буквы, майка…);

двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, костюм…);

трёхсложные слова с закрытым слогом (телефон, капитан, магазин…) и т. д.

В каждое занятие необходимо включать игровые моменты, чтобы работа над словами проходила более занимательно, что важно в коррекции речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

Детям предлагаются следующие задания:

- Назвать в слове гласные. Утрированно показать артикуляцию каждого гласного. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания. «Слепить комочки», чётко назвав каждый слог.

- Разложить картинки под схемами, например:

 ___и____а                                         ___е____а                                    ___о____а

                                                

- Соединить «комочки» стрелками, чтобы получилось слово: шок, пе, ту; на, та, ком; из, ка, буш и т.п.

- Разделить слова на слоги «хлопни в ладоши». Поменять слоги местами. Записать пары слов. Например: насос – сосна, банка – кабан, мышка – камыш, и т. п.

- Придумать ряд слов так, чтобы последний слог одного слова стал первым слогом следующего, например: рыба – баран – ранка – каша – ... и т. д. (карточки со слогами)

- Изменять слова по образцу, добавляя по одному слогу. На каждый слог хлопок.

Примерные слова: кот, бант, стол, шар, винт, зонт, ключ, мяч, винт.

- Дидактические игры, в которых задействованы общая и мелкая моторика «Прошагай слово». Логопед на полу раскладывает листики, кочки, островки и т.д. Ребенок наступает на островок и четко проговаривает слоги, при этом все называемые слова сопровождаются иллюстрациями.

                                                                                                                                                                                                                 

Работа над многосложными словами рассчитана на длительное время. Каждое слово разбирается на слоги. Каждый слог отрабатывается отдельно, с утрированной артикуляцией и хлопком. Особое внимание уделяется проговариванию слогов со стечением согласных: кры-жов-ник, спут-ник, шлаг-ба-ум, под-гля-ды-вать, вспо-ми-нать, скла-ды-вать. Затем слоги необходимо плавно соединить. Логопеду нужно внимательно следить, чтобы во время синтеза не было пропусков, перестановок, добавлений и искажений.

В работе над многосложными словами, помимо вышеперечисленных заданий, можно предложить следующее:

- Составление одного слова из двух, например: сам летает – самолёт, голубые глаза – голубоглазый, тёмные волосы – темноволосый, быстрые ноги – быстроногий, длинные уши – длинноухий, любить тепло – теплолюбивый, дарить благо – благодарить, благодарный и т.п.

Многосложные слова удобно разделить на группы: существительные, прилагательные, глаголы. Сюда должны входить сложные слова, встречающиеся в учебниках по письму и чтения для начальной школы. На логопедических занятиях проводится работа с таблицей из 6-8 слов. В классе обязательно дети закрепляют плавное утрированное произношение данных слов. Параллельно проводится работа по написанию этих слов. Акцент делается на письмо с проговариванием, причём проговаривание тоже утрированное, которое позволяет более активно включать в работу анализаторы, участвующие в процессе образования письменной речи.

Коррекционная работа на уровне предложения и текста.

Следующим этапом является отработка слоговой структуры слов на материале предложений, чистоговорок, текстов, стихов.

Конкретный лексический материал учитель-логопед подбирает самостоятельно в зависимости от уровня речевого развития детей.

Детям можно предложить следующие задания:

- Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом, например: ша-ша-ша – мама моет малыша; ичка-ичка – на дереве птичка.

- Придумывание чистоговорок на заданный слог: ла-ла-ла – ….

- Договорить незаконченные слова в предложениях, отгадать загадки (слоговая структура отгадок усложняется постепенно).

- Игра «Шифровка» (отстучать ритмическую структуру слов в предложении).

- Чтение предложений и связных текстов с предварительным делением слов на слоги.

- Чтение текста с утрированным проговариванием пропущенных слов, либо слов, вместо которых нарисована картинка.

Многие из предъявляемых детям для произнесения слов снабжены соответствующей иллюстрацией, так как это улучшает понимание смысла слова детьми с интеллектуальной недостаточностью, а значит, обогащает словарный запас, и способствует лучшему запоминанию произнесенных слов.

 Коррекционно-логопедическая работа должна носить дифференцированный характер, учитывающий структуру дефекта, психологические особенности детей с нарушением интеллекта. Большое значение придаётся организационному и эмоциональному уровню занятий и каждому этапу в отдельности.

  Работа над слоговой структурой должна идти параллельно с развитием фонематического слуха и постановкой звуков. Начинать работу над слоговой структурой нужно не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а всегда со слов I типа.

   При систематизированной работе и подключении в коррекционный процесс речевого, слухового, зрительного и тактильного анализаторов наблюдается положительная динамика развития слоговой структуры слов, что в дальнейшем  отражается в письменных работах детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия и игры для преодоления нарушений слоговой структуры слова у младших школьников

Данный материал разработан для преодоления нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ОНР. То, что у данной категории детей отмечаются затруднения в произнесени...

"Поиск наиболее эффективных условий для коррекции и развития младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Особенности учебной и трудовой деятельности умственно отсталых школьников и развитие мотивации к обучению....

"Развитие познавательных интересов младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

В статье рассматриваются особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников младших классов и два этапа развития познавательных интересов....

Формирование культурно-гигиенических навыков по самообслуживанию у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Под культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания понимают культуру человека, которая осваивается через формирование у детей умений и навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережн...

НОВЫЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ. КОМПЬЮТЕР В РУКАХ ДЕФЕКТОЛОГА Использование обучающей компьютерной программы «Море Словесности» в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Аннотация: В статье представлен опыт применения компьютерной программы «Море Словесности» в работе по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с умственной...