Игры на развитие внимания и памяти
методическая разработка
Игры разработаны для обучающихся ГКОУ РО Новочеркасской школы-интерната №1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_vnimaniya_i_pamyati.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие внимания и памяти
Развитие зрительного внимания
- Игра «Лото» и «Домино».
- Игра «Найди два одинаковых предмета». Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых, два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.
- Игра «Исключение лишнего». Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.
- Игра «Найди отличия». Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.
- Игра «Выкладывание узора из мозаики или из палочек». Ребёнку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п.
- Игра «Нанижи бусинки». Ребёнку предлагается образец или схема нанизывания бус (например: -ОХОХОХО-, ОООХХХООО-, ООХХОХОХХОО-), нитка или проволока, бусинки. Ребёнок собирает бусы.
- Игра «Срисуй по клеточкам». Ребёнку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
- Игра «Лабиринт». Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения – пальцем или карандашом.
- Игра «Назови предмет». Ребёнку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечёркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.
- Игра «Сколько чего?». Ребёнка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву «к», «т», «с», - все стеклянные или металлические, все круглые или все белые предметы.
- Игра «Дорисуй». Ребёнку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов, и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т.п.
- Игра «Зачеркни». Ребёнку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все ёлки или все квадраты.
- Игра «Корректор». Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребёнка найти и вычеркнуть в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребёнка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.
- Игра «Разведчики». Ребёнку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задаёт вопросы по этой картинке, ребёнок отвечает на них.
Развитие слухового внимания
- Игра «Что звучало?». Ребёнку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребёнок называет, что звучало.
- Игра «Четыре стихии». Играющие стоят в кругу и выполняют движения в соответствии с произнесёнными словами: «воздух» - поднимают руки в стороны и изображают взмахи крыльев птицы; «земля» - садятся на корточки, руки вниз; «вода» - вытягивают руки вперёд, изображая пловца; «огонь» - производят вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим. Выбывает из круга.
- Игра «Послушай и воспроизведи». Взрослый демонстрирует ритмичные удары палочкой по столу или хлопки в ладоши и ребёнку предлагается воспроизвести их.
Развитие моторно-двигательного внимания
- Игра «Кто и что летает?». Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребёнок отвечает: летает и машет руками. Если назван нелетающий предмет, то ребёнок молчит и не поднимает руки.
- Игра «Съедобное – несъедобное». Дети образуют круг, в центре которого становится ведущий (взрослый или ребёнок). Ведущий называет слова – названия самых различных предметов и бросает мяч одному из игроков. В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребёнок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему ведущим.
- Игра «Ухо – нос – рот». Ребёнок на команду: «Ухо» дотрагивается до уха. На команду «Нос» дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребёнком, затем умышленно допускает ошибки. Ребёнок должен быть внимательным и не ошибиться.
- Игра «Запрещённое движение». Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами и неожиданно показывает запрещённое движение. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.
- Игра «Пожалуйста». Ведущий даёт команды детям и сам выполняет их, показывая детям движение. Но дети должны выполнить только те команды, в которых прозвучало слово «ПОЖАЛУЙСТА», несмотря на движения, которые показывает ведущий.
Развитие памяти
- Игра «Шкафчики». Для проведения игры необходимы шкафчики, склеенные из четырёх и более спичечных коробков, мелкие предметы. Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребёнка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребёнка просят найти игрушку.
- Игра «Что исчезло?». На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребёнок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребёнок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
- Игра «Что изменилось?». На столе раскладывают несколько игрушек. Ребёнку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребёнок отворачивается, одну игрушку добавляют или игрушки меняют местами. Ребёнок отвечает, что изменилось.
- Игра «Художник». Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и даёт его словесный портрет. Можно использовать игрушки.
- Игра «Цепочка действий». Ребёнку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи её на середину стола».
- Игра «Вспомни и покажи». Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).
- Игра «Запомни и воспроизведи».
Вариант 1. Ребёнку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Вариант 2. Ребёнку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 слов до 10 слов).
Вариант 3. Ребёнку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.
Литература:
1. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Группа продлённого дня. – М.: «ВАКО», 2006.
2. Желуницына М. Развитие восприятия //ДВ. 2001. № 2.
3. Яковлева Е. Л. Развитие внимания и памяти у школьников. – М.: МПА, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие внимания, памяти
Игры на развитие внимания, памяти, самоконтроля, восприятия, мышления и речи, снятия страха...
"Музыкальные игры на развитие внимание, памяти и мышления" семинар - практикум для родителей.
Познакомитьродителей с музыкальными играми на развитие внимание, памяти и мышления. Этот материал поможет в домашних условиях развить и активизировать музыкальные и творческие спопобности детей....
Открытый урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". 4 класс. Тема урока: «Развитие внимания и памяти".
Цель урока: Развивать у учащихся внимание, память, наблюдательность, логическое мышление.Задачи:А) образовательные: развивать у учащихся зрительное и слуховое восприятие, логическое мышлен...
Игры по развитию внимания и памяти для детей с умеренной степенью умственной отсталости
Расстройства памяти и внимания у детей с отклоняющимся развитием встречаются с большой частотой и носят стойкий характер. Такие расстройства оказывают существенное влияние на развитие системных функци...
Статья: "РОЛЬ ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА)"
Проблема наличия дефицита внимания у младших школьников существовала много веков и в настоящее время только возросла из-за нахождения детей в насыщенной информационной цифровой среде. Низкий уровень р...
Авторский материал. Игры на развитие внимания, памяти, мышления детей 5-7 лет "Умная головушка"
В авторском материале представлены игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов у старших дошкольников с ОВЗ...