Авторский материал. Игры на развитие внимания, памяти, мышления детей 5-7 лет "Умная головушка"
методическая разработка

Кузнецова Татьяна Владимировна

В авторском материале представлены игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов у старших дошкольников с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 11

 Центр развития ребенка

Авторский материал

 «УМНАЯ ГОЛОВУШКА»

(игры на развитие памяти, внимания, мышления)

Подготовила и провела: Т.В. Кузнецова-

учитель-дефектолог

г. Гусев

        В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности ребенка. Психическое развитие дошкольника происходит в игре и в продуктивных видах деятельности, в которых формируются элементы учебной и трудовой деятельности. Можно сказать, что игра – это практика развития. Так, ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых, нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

        Вспомним, что же такое познавательные процессы - это психические процессы, в ходе которых с помощью обработки информации создается представление о действительности.

        К познавательным процессам относятся: ощущение, внимание, память, мышление, речь, воображение и восприятие.

        Сегодня мы более подробно остановимся на играх и упражнениях, которые направлены на развитие таких познавательных процессов как: внимание, память и мышление.

        

ВНИМАНИЕ – это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект.

Внимание бывает двух видов: произвольным и непроизвольным.

Свойства внимания:

концентрация – интенсивность сосредоточения сознания на объект;

 устойчивость – длительность сохранения на одном и том же объекте;

 переключаемость – скорость осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой;

 распределение – способность выполнять несколько видов деятельности одновременно;

 объем – количество объектов, на которое человек может направить и сосредоточить внимание в доли секунды

        

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания: 

  •  «Да и нет не говорите»
  •  Игры – головоломки, загадки
  •  «Найди отличия»
  •  «Найди два одинаковых предмета»
  •  «Будь внимателен» (выполнение гимнастических
  • упражнений по словесной команде).
  •  «Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения,
  • а ребенок их повторяет только в том случае, если
  •  взрослый говорит: «Пожалуйста!»)
  •  «Где что было» (ребенок запоминает предметы,
  • лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый
  • передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось)
  •  «Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате) и другие

        

Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик.

        Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти: 

  •  «Запомни предметы»
  •  «Следопыт» (взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти по словесной инструкции)
  •  «Одежда» (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром)
  •  «Нарисуй такой же» (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет)
  •  «Я положил в мешок» (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке)
  •  «Короткий рассказ» (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его)
  •  «Фигурка из палочек» (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же)

Мышление - высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания.

        Виды мышления:

  •  наглядно-действенное (через практическое действие с объектом) – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Наиболее ранний вид мышления, который развивается на протяжении всей жизни человека.
  •  наглядно-образное (с помощью образных представлений) – характеризуется опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно- действенного мышления в наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в образе.
  •  словесно-логическое – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями и знаками.
  •  абстрактное (отвлеченное) – совершается на основе

отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

При этом отдельные исследователи выделяют абстрактное

мышление, а другие – нет. Абстракция представляет собой

операцию мышления, состоящую в том, что субъект, вычленяя

 какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от

остальных. Абстрактное мышление необходимо для развития

абстрактных наук.

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления: 

  •  «Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий);
  •  «Найди лишний предмет»;
  •  «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению);
  •  «Творческий подход" (ребенку показывают предметы, ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет);
  •  «Слова антонимы» (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый – легкий», «сильный –слабый» и др.) и другие игры.

        Детство – очень важный период в жизни каждого ребенка. В этом возрасте среди различных видов деятельности особое место занимает игра. В ней естественным для дошкольника образом происходит умственное развитие, становление личности ребенка в целом.

        При организации педагогического процесса необходимо учитывать следующее:

• отдавать приоритет игровой деятельности, дать детям «наиграться»;

 • шире включать игры во все виды деятельности дошкольника;

 • осуществлять коррекцию умственного развития через систему специально подобранных игр;

 • содействовать проявлению творчества, инициативы со стороны детей в игровой деятельности;

 • не стоит забывать и о грамотном руководстве игрой, её обогащении со стороны педагога.

        Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития внимания, памяти, мышления для 3, 4, 5, 6, 8 и 10 кл. Учебник "New Millennium English"

Данные упражнения способствуют развитию внимания, памяти, мышления. Они современны и актуальны. Можно взять за основу и на основе создать свои согласно тем УМК , по которым вы работаете. Предлженные з...

Игры на развитие внимания, памяти

Игры на развитие внимания, памяти, самоконтроля, восприятия, мышления и речи, снятия страха...

"Музыкальные игры на развитие внимание, памяти и мышления" семинар - практикум для родителей.

Познакомитьродителей с музыкальными играми на развитие внимание, памяти и мышления.  Этот материал поможет в домашних условиях развить и активизировать музыкальные и творческие спопобности детей....

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на развитие внимания, памяти, мышления

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на развитие внимания, памяти, мышления...

Упражнения для развития внимания, памяти, мышления

Упражнения для равзития познавательных процессов...

Игры по развитию внимания и памяти для детей с умеренной степенью умственной отсталости

Расстройства памяти и внимания у детей с отклоняющимся развитием встречаются с большой частотой и носят стойкий характер. Такие расстройства оказывают существенное влияние на развитие системных функци...