Авторский материал. Игры на развитие внимания, памяти, мышления детей 5-7 лет "Умная головушка"
методическая разработка
В авторском материале представлены игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов у старших дошкольников с ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11
Центр развития ребенка
Авторский материал
«УМНАЯ ГОЛОВУШКА»
(игры на развитие памяти, внимания, мышления)
Подготовила и провела: Т.В. Кузнецова-
учитель-дефектолог
г. Гусев
В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности ребенка. Психическое развитие дошкольника происходит в игре и в продуктивных видах деятельности, в которых формируются элементы учебной и трудовой деятельности. Можно сказать, что игра – это практика развития. Так, ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых, нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Вспомним, что же такое познавательные процессы - это психические процессы, в ходе которых с помощью обработки информации создается представление о действительности.
К познавательным процессам относятся: ощущение, внимание, память, мышление, речь, воображение и восприятие.
Сегодня мы более подробно остановимся на играх и упражнениях, которые направлены на развитие таких познавательных процессов как: внимание, память и мышление.
ВНИМАНИЕ – это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект.
Внимание бывает двух видов: произвольным и непроизвольным.
Свойства внимания:
концентрация – интенсивность сосредоточения сознания на объект;
устойчивость – длительность сохранения на одном и том же объекте;
переключаемость – скорость осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой;
распределение – способность выполнять несколько видов деятельности одновременно;
объем – количество объектов, на которое человек может направить и сосредоточить внимание в доли секунды
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания:
- «Да и нет не говорите»
- Игры – головоломки, загадки
- «Найди отличия»
- «Найди два одинаковых предмета»
- «Будь внимателен» (выполнение гимнастических
- упражнений по словесной команде).
- «Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения,
- а ребенок их повторяет только в том случае, если
- взрослый говорит: «Пожалуйста!»)
- «Где что было» (ребенок запоминает предметы,
- лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый
- передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось)
- «Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате) и другие
Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик.
Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию
Игры и упражнения, способствующие развитию памяти:
- «Запомни предметы»
- «Следопыт» (взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти по словесной инструкции)
- «Одежда» (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром)
- «Нарисуй такой же» (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет)
- «Я положил в мешок» (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке)
- «Короткий рассказ» (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его)
- «Фигурка из палочек» (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же)
Мышление - высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания.
Виды мышления:
- наглядно-действенное (через практическое действие с объектом) – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Наиболее ранний вид мышления, который развивается на протяжении всей жизни человека.
- наглядно-образное (с помощью образных представлений) – характеризуется опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно- действенного мышления в наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в образе.
- словесно-логическое – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями и знаками.
- абстрактное (отвлеченное) – совершается на основе
отвлеченных понятий, которые образно не представляются.
При этом отдельные исследователи выделяют абстрактное
мышление, а другие – нет. Абстракция представляет собой
операцию мышления, состоящую в том, что субъект, вычленяя
какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от
остальных. Абстрактное мышление необходимо для развития
абстрактных наук.
Игры и упражнения, способствующие развитию мышления:
- «Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий);
- «Найди лишний предмет»;
- «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению);
- «Творческий подход" (ребенку показывают предметы, ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет);
- «Слова антонимы» (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый – легкий», «сильный –слабый» и др.) и другие игры.
Детство – очень важный период в жизни каждого ребенка. В этом возрасте среди различных видов деятельности особое место занимает игра. В ней естественным для дошкольника образом происходит умственное развитие, становление личности ребенка в целом.
При организации педагогического процесса необходимо учитывать следующее:
• отдавать приоритет игровой деятельности, дать детям «наиграться»;
• шире включать игры во все виды деятельности дошкольника;
• осуществлять коррекцию умственного развития через систему специально подобранных игр;
• содействовать проявлению творчества, инициативы со стороны детей в игровой деятельности;
• не стоит забывать и о грамотном руководстве игрой, её обогащении со стороны педагога.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития внимания, памяти, мышления для 3, 4, 5, 6, 8 и 10 кл. Учебник "New Millennium English"
Данные упражнения способствуют развитию внимания, памяти, мышления. Они современны и актуальны. Можно взять за основу и на основе создать свои согласно тем УМК , по которым вы работаете. Предлженные з...
Игры на развитие внимания, памяти
Игры на развитие внимания, памяти, самоконтроля, восприятия, мышления и речи, снятия страха...
"Музыкальные игры на развитие внимание, памяти и мышления" семинар - практикум для родителей.
Познакомитьродителей с музыкальными играми на развитие внимание, памяти и мышления. Этот материал поможет в домашних условиях развить и активизировать музыкальные и творческие спопобности детей....
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ (ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ) И САМООЦЕНКИ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.
методические рекомендации по правилам обучения плаванию....
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на развитие внимания, памяти, мышления
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на развитие внимания, памяти, мышления...
Упражнения для развития внимания, памяти, мышления
Упражнения для равзития познавательных процессов...
Игры по развитию внимания и памяти для детей с умеренной степенью умственной отсталости
Расстройства памяти и внимания у детей с отклоняющимся развитием встречаются с большой частотой и носят стойкий характер. Такие расстройства оказывают существенное влияние на развитие системных функци...