Формирование личностных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках.
материал

Недайводина Кристина Сергеевна

Формирование личностных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_lichnostnyh_uchebnyh_deystviy.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на МО коррекционной педагогики

«Формирование личностных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках».

У детей с умственной отсталостью, из-за их психологических особенностей, учебные действия формируются не в полном объеме, для них характерно развитие только базовых учебных действий.

Основная цель реализации программы формирования базовых учебных действий (далее - БУД) состоит в формировании основ учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают их подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда. Базовые учебные действия, формируемые в старших классах более сложные действия, которые содействуют дальнейшему становлению обучающегося как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

 Соотнесение образовательных результатов и базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью

№п/п

Перечень БУД

Образовательные результаты

1

  1. Личностные
  2. Коммуникативные

Личностные

2

  1. Регулятивные
  2. Познавательные

Предметные

Личностные БУД обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли обучающегося, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

К личностным базовым учебным (5 – 9 классы) действиям относят:

ЛИЧНОСТНЫЕ БУД

Класс

Показатели БУД

Диагностическая методика

Ответственный за диагностику

Срок

Испытывать чувство гордости за свою страну.

5-9

1.Понимание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, свой народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

2.Адекватное представление, обучающихся о России как многонациональном государстве, разнообразии народов, их традиций, вероисповедания.

3.Осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности.

Наблюдение.

Беседа.

Методика «Лесенка» В. Щур

Воспитатель.

Учитель.

Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.

5-9

1.Адекватное выделение качеств хорошего обучающегося (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению).

2.Стремление к приобретению новых знаний, умений и навыков по предметам.

3.Целостный, социально ориентированный взгляд на связь между учением и будущей профессиональной деятельностью.

Наблюдение.

Беседа

Воспитатель.

Учитель.

Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.

5- 9

1.Понимание роли изобразительного искусства, музыки, литературных и других произведений в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.

2.Овладение простейшими практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценки произведений изобразительного искусства, музыки, литературы.

Наблюдение. Беседа.

Воспитатель.

Учитель.

Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.

5-9

1.Знание мира профессий и их социального значения, истории их возникновения и развития.

2.Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий.

3.Осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.

4..Адекватное представление обучающихся о своем профессиональном потенциале на основе знания мира

профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессий.

Наблюдение. Беседа.

Воспитатель.

Учитель.

Активно включаться в общеполезную

социальную деятельность.

5- 9

1.Владение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни.

2.Наличие у обучающихся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

3.Целостный, социально ориентированный взгляд на отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах, социально-значимой деятельности.

Наблюдение. Беседа.

Воспитатель.

Учитель.

Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

5- 9

1.Наличие у обучающихся устойчивого интереса к вопросам краеведения.

2.Знание места и роли родного края в контексте отечественной и всемирной истории.

Наблюдение. Беседа.

Личностные базовые учебные действия формируются на всех уроках и связаны с содержанием таких учебных предметов, как:

  • русский язык;
  • чтение;
  • математика;
  • история (обществоведение);
  • география;
  • ОСЖ;
  • трудовое обучение ;
  • физическая культура;
  • музыка;
  • ИЗО;
  • биология (природоведение).

Чтобы сформировать у обучающихся любое базовое учебное действие, каждый ученик должен пройти путь, состоящий из четырех этапов:

1)  у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого БУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего БУД;

3) освоенное БУД включается в практику учения на предметном содержании различных учебных дисциплин, а также во внеурочную деятельность и систему воспитательной работы образовательного учреждения;

4) организуется контроль уровня сформированности данного БУД и его системное практическое использование в образовательной практике.

Личностные БУД позволяют сделать учение осмысленным, помогают увязывать получаемые знания с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

В ходе уроков и занятий применяются разные формы взаимодействия с обучающимися, направленные на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся:

  • психогимнастика;
  • релаксация;
  • развивающие упражнения;
  • беседа;
  • ИКТ-технологии;
  • организация деятельности (игра, труд, изо, конструирование и тд.)

Также на уроках и занятиях мы используем следующие приемы формирования личностных учебных действий:

  •  обращаем внимание на развивающую ценность любого задания;
  • отмечаем успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами;
  •  показываем для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни;
  •   обучаем детей приемам работы в группах, показываем, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогаем детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия;
  •  обращаем внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности;
  • находим способ увлечь детей знаниями;
  • всегда даем шанс исправить ошибку, показывая, что ошибка – это нормально,  главное – уметь учиться на ошибках;
  • помогаем ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха;
  • учим разным способам выражения своих мыслей и чувств, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других;
  • активно включаем и поощряем сотрудничество между учениками, учениками и взрослыми;
  • на занятиях используем интерактивные возможности ИКТ;
  • организуем работу в парах сменного состава;
  • организуем конструктивную совместную деятельность.

Личностные БУД позволяют сделать учение осмысленным, помогают увязывать получаемые знания с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Примерами формирования личностных БУД на уроках и развивающих занятиях могут быть следующие типовые задания:

  1. Обучающимся очень нравятся соревнования, поэтому на этапе самоопределения можно договориться о том, что за каждое верно выполненное задание ребёнок получает какой-то символ, знак.
  2. Задание «Как бы ты повел себя в этой ситуации?». Формируется личностные БУД: понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
  3. Подведение итогов урока (обучающийся сам оценивает, как он работал на уроке, что ему удалось, а что не удалось, какую бы отметку он сам себе поставил). Формируется личностные БУД: осознание себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.
  4. Решение экологических задач (например, проблема: Иду по пришкольному участку. Нарвать или нет букет цветов? Последствия). Формируется личностные БУД: понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
  5. Ознакомление с миром профессий их социальной значимостью и содержанием (например, беседа «Самые зелёные профессии»). Формируется личностные БУД: осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.

Важно, чтобы каждый педагог, работающий в команде с такими

детьми, рассмотрел индивидуальные особенности каждого и распознал, какая помощь ему требуется, и какие личностные учебные действия могут быть сформированы в ближайшем будущем.

Пог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов и предметов гуманитарного цикла Тема: " Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в урочной и внеурочной деятельности. Виды контроля

В выступлении освещается вопрос организации деятельностного  подхода и требований ФГОС ОВЗ к формированию базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллекту...

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающи...

Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе групповой работы

Развитие коммуникативных умений и овладение коммуникативными навыками у обучающихся с ОВЗ является важнейшей составляющей в процессе обучения. От того насколько развиты коммуникативные умения ...

Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-4 классы

Программа по коррекционному курсу«Предметно-практические действия»для  обучающихся   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Презентация "Развитие внимания, зрительной памяти, познавательных учебных действия у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

В презентации представлены разнообразные коррекционно-развивающие задания, связанные с темой "Инструменты". Возможности использования данного материала широки, его могут использовать  с...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант) (2 – 3 классов)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...