Звук и буква [Р]
план-конспект

Попова Марина Вячеславовна

Конспект на тему "Звук и буква [Р].

Предмет:методика преподавания русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_r.docx118.4 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы.

«Московский педагогический государственный университет»

 

 

 

 

План-конспект урока обучения письму и чтению детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: Звук и буква Р

По курсу: «Методика обучения русскому языку»

 

 

Попова М.В.

Проверила:

К.п.н., доцент, профессор. Бабина Г.В.

Москва, 2020

Тема «Звук и буква Р».

Цель:

Обучение чтению и письму слогов и слов с буквой Р.

Задачи:

1. Познакомить с печатным и письменным вариантами написания буквы Р.

2. Формировать навык фонемного и фонемно-буквенного анализа и синтеза.

3. Учить читать слоги и слова с буквой Р.

4. Учить писать заглавную и строчную букву Р, слоги и слова с этой буквой.

Оборудование:

- Картинки с изображением рака, руки, паруса , распечатанные ромашки с буквой р

- Буквари;

- Изображение заглавной прописной и печатной буквы Р;

- Изображение строчной прописной и печатной буквы р;

- Таблица со слогами;

- Таблица с изученными буквами (А,о,у,э,ы,и,

Н,м,л,р,п,в,к,т,ш,с,з,х)

- Схемы и фишки для фонемного анализа слов;

- Разрезная азбука;

- Прописи;

- Цветные карандаши; простой карандаш, ручка;

- Доска, цветной мел

Речевой материал урока:

1. Для анализа:

- слова: ОР,РАК,РОТ,РАНА,РАМА.

2. Для чтения:

- слоги: РА РО РУ АР ОР УР

РО РУ РА ОР УР АР

РУ РА РО УР АР ОР

- слова: ОР ,РАК, РОТ, РА-МА, РО-ТА, РО-ЗА.

- предложения: Это роза.

Рома красит шар.

Кира мыла раму.

3. Для письма:

- буква: р, Р;

- слоги: ра, ря,ро;

- слова: Рома ,рак, пир.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

1. Организационный момент

Каждый день всегда, везде -

На занятиях, в игре -

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Говорим всегда красиво, ясно и неторопливо!

2. Повторение пройденных букв и подведение к теме урока

Логопед: Назовите буквы, которые написаны на доске.

А,о,у,э,ы,и,

Н,м,л,р,п,в,к,т,ш,с,з,х

Логопед следит за правильным и четким произношением всех звуков. Проверка домашнего задания.

Логопед: Я сейчас загадаю загадку, а вам нужно ее отгадать

Кто на дне реки во мРАКе
Затевает вечно драки?
Чьих клешней боится враг?
Кто гуляет задом? …(Рак )

Логопед: кто это? (рак) Посмотрите на картинку.

Логопед прописывает слово «рак».

Логопед: Какой новый звук мы слышим в слове «рак»?

Дети: [р].

Логопед: Какую новую букву мы видим в слове «рак»?

Дети: р

Логопед: Итак, сегодня тема нашего урока «Звук и буква Р»

3. Характеристика звука Р.

Логопед: Какое положение занимают органы речи при произнесении этого звука?

губы — полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения, предшествующего (последующего) звука;

зубы — разомкнуты;

язык — широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам, напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;

мягкое нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки — напряжены, сближены, вибрируют, давая голос;

воздушная струя — при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его.

Логопед: Давайте узнаем, какой он, согласный или гласный? (согласный) Как вы это определили? (во рту есть преграда – это зубы).

Логопед: Этот звук звонкий или глухой? Давайте проверим. Для этого ладонь нужно положить на шею спереди и произнести звук Р. Чувствуете вибрацию? Звук звонкий.

4. Знакомство с печатным вариантом буквы Р.

Знакомство с печатным вариантом буквы Р.

Логопед: Посмотрите, это буква Р. На что она похожа? (ответы детей)

В дополнение к ответам детей логопед читает стихи и загадки.

Крепко сжата правая рука,

Она напомнит Р наверняка.

(Дети рассматривают картинку, показывают соответствующую позу руки и пальцев).

_73763-696

Буква Р — на мачте парус,

Вдаль плывет, небес касаясь.

Она расскажет, например.

О Репке и о Рыбке.

Ребята, это буква Р —

Мы скажем без ошибки

Задание: Рисование буквы Р

Логопед: Давайте прорисуем букву Р в воздухе (рисуют все вместе с логопедом)

Теперь нарисуем на парте букву Р (пальцем).

У каждого из вас на парте лежит шерстяная нить. Выложите нашу букву из этой нити.

А теперь закрасим букву Р синим карандашом в наших тетрадях. Почему надо взять синий карандаш? (Р – согласный звук и буква, их мы обозначаем синим цветом).

5. Фонемный анализ слов с буквой Р.

Задание: Разбор слов с помощью фишек и схем

Логопед: С помощью схемы и фишек выполните звуковой анализ слов:

ОР

РАК

РОТ

РАНА

РАМА

6. Складывание слогов и слов из букв разрезной азбуки и их чтение.

Логопед: рядом со словами, составленными из фишек, выложите эти же слова из букв разрезной азбуки.

7. Чтение слогов, слов, предложений.

Логопед: Отложите фишки и буквы. Давайте откроем букварь и прочитаем слоги с буквой С (хором, парами, рядами, индивидуально)

РА РО РУ АР ОР УР

РО РУ РА ОР УР АР

РУ РА РО УР АР ОР

Логопед: Давайте прочитаем слово РАМА по слогам.

РА-МА

Логопед: Читаем второй раз слово целиком с выделением ударения

РАМА

Логопед: Продолжаем чтение слов, сначала читаем по слогам, потом все слово целиком (работаем индивидуально):

ОР РАК РОТ РА-МА РО-ТА РО-ЗА

Читаем предложения:

Это роза.

Рома красит шар..

Кира мыла раму.

Профилактика дисграфии:

Раздаем детям листочки с ромашкой, просим заштриховать только те ромашки,где Р написана правильно.

8. Физкультминутка .

Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)
А теперь руками крутим —
И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Повороты вправо-влево,
Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке. (Дети садятся.)

9. Знакомство с письменным вариантом буквы

9.1. Рассматривание образца рукописной заглавной буквы Р.

Сравниваем печатную и письменную заглавные буквы Р. Чем они похожи? (по высоте, обе заглавные, количество элементов) Чем они отличаются? (в печатной – прямые линии, в письменной - с закруглением) Сколько элементов в заглавной букве Р? Как они называются? (длинная прямая линия с закруглением внизу влево, полуовал) – элементы на доску (разрезные элементы).

Логопед: заглавную букву Р начинаем писать чуть ниже середины широкой строки вспомогательной строки. Ведём линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведём дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки. Второй элемент «шляпка» - не должен соприкасаться с первым. (По форме напоминает шляпку гриба.

А теперь пропишите букву пальчиком в воздухе.

Прописывание детьми заглавной буквы Р в воздухе под инструкцию логопеда.

А теперь возьмите ручку и обратной стороной напишите букву Р у себя на руке.

Возьмите прописи и обведите заглавную букву  Р по трафарету.

Теперь самостоятельно выписывайте в тетради букву Р.

Логопед указывает, что большая буква используется при написании имен, кличек, начале предложения.

9.2. Письмо строчной Р.

Логопед: Рассмотрите строчную букву р. Чем она отличается от заглавной? (размером). Вот как выглядит процесс написания строчной буквы р: Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведём вниз до широкой вспомогательной строки. Второй элемент начинаем писать от середины рабочей строки. Ведём вверх, вправо закругляем, доводим до верхней линии рабочей строки. Закругляем и ведем вниз палочку с закруглением внизу.

Слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы.

А теперь пропишите по моей инструкции букву пальчиком в воздухе.

Обведите строчную букву с в прописи по трафарету.

А теперь самостоятельно выписывайте в тетради букву р.

9.3. Письмо слогов и слов со строчной буквой Р.

Логопед пишет на доске слог ра, комментируя. (обращается внимание на точку начала письма и соединение букв в слоге).

Логопед: -Запишите по образцу ,я говорю, а вы записываете в тетрадь. Один ученик у доски.

Начинается игра, запишите слог ра.

Не обедали мы зря, запишите же слог ря.

Грибов набрали мы ведро, запишите слог  ро.

Логопед:ребята, на следующей строке записаны слова с новой буквой. Прочитаем их.

ра (на) ра (ма) ро (та)

– Кто догадался, какое задание нам нужно выполнить? (Надо дописать слова, заменяя слог, записанный печатными буквами, рукописными).

(К доске выходит ученик и дописывает слог рукописными буквами).

Показ записи этого слога на доске (обращается внимание на точку начала письма и соединение букв в слоге).

Логопед вызывает к доске детей, учимся записывать слова на доске и в тетради:

Рома

Рак

Пир

10. Итог занятия.

Логопед: Чему вы сегодня научились на уроке? (познакомились с буквой Р и научились читать и писать строчную и заглавную букву Р).

 Что получилось? Над чем надо ещё поработать?

11. Оценка занятия.

Логопед благодарит детей за урок, выставляет оценки по результатам работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....

Урок чтения Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.

Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.Технология: на ситуативной (игровой) основе Задачи:образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой д; создать условия для формирования у ...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква А".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, опубликован на официальном сайте Мимио в России.В нем используются различные...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква У".

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Д".

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Р".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста.В нем используются различные игры и игровые упражнения, направленные на разви...