Конспект логопедического занятия в 6 классе "Однородные члены предложения"
план-конспект занятия (6 класс)

Айслу Канатовна Найзабекова

Конспект подгруппового занятия

Тема: «Однородные члены предложения»

Класс: 6

(обучающиеся с системным недоразвитием речи)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Талицкий городской округ

Конспект подгруппового занятия

Тема: «Однородные члены предложения»

Класс: 6

(обучающиеся с системным недоразвитием речи)

Разработала: Учитель-логопед – Айслу Канатовна Найзабекова


24.09.2020

Конспект занятия на тему: «Однородные члены предложения».

Тип: комбинированный.

Цель занятия: вырабатывать навыки и умения в составлении предложений с однородными членами.

Задачи:

  1. Коммуникативно-деятельностная задача: развивать речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность;
  2. Предметно-информационная задача: тренировка в нахождении однородных членов;
  3. Ценностно-ориентационная задача: воспитание сознательного отношения к учебе, интереса к изучению русского языка и литературного чтения.

Личностные: потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Регулятивные: анализировать, сравнивать, делать выводы, строить суждения.

Познавательные: распознавать в предложении смысловые отрезки – однородные члены.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Ход урока.

Организационный момент

- Здравствуйте, дорогие ребята.

Настроение у нас отличное,

А улыбка - дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Нам урок начинать пора.

Введение в тему

Лингвистическая задача:

  1. из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее
  2. из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство
  3. из предложения Я шагнула вперёд возьмите сказуемое
  4. из предложения На лесную полянку вышел лось возьмите определение
  5. из предложения Я увидела чуть заметную тропинку возьмите дополнение

Полученное предложение записывается на доске, и один из учеников разбирает его по членам предложения.

Актуализация знаний 

1. Проблема

- Дети, что написано на доске?

Гр…чи, скв…рцы, жур…вли возвращ…ются в р…дные кр…я и строят гнезда.

- Какие задания мы можем выполнить? (Вставить пропущенные орфограммы, найти грамматическую основу предложения, выделить знакомые части речи, выделить словосочетания).

- Выполним эти задания. (Дети выходят к доске и работают над предложением).

- Назовите грамматическую основу этого предложения.

  • Грачи возвращаются.
  • Грачи возвращаются и строят.
  • Грачи, скворцы, журавли возвращаются.
  • Грачи, скворцы, журавли возвращаются и строят.

- Мы работали с вами над одним предложением?

Постановка цели занятия

- Мы выяснили, что работали над одним предложением. Почему оно здесь одно? (все слова связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль).

- А почему же получились разные ответы?

- Правильно, нам не хватает каких-то знаний.

- Может ли в предложении быть несколько подлежащих и сказуемых? (формулирование проблемы).

Построение проекта 

- Какие знания нам понадобятся, чтобы ответить на этот проблемный вопрос?

- Что надо вспомнить?

- Что такое подлежащее? Что такое сказуемое? Какую роль играют в предложении?

- Итак, о ком говорится в предложении, перечислите. (о грачах, скворцах, журавлях).

- Что о них говорится? (что они возвращаются и строят).

-А теперь ответьте на проблемный вопрос. Может ли в предложении быть несколько подлежащих и сказуемых? (Да).

- Какой вывод можно сделать? (В предложении может быть несколько сказуемых и подлежащих).

- Какова тема урока? (Однородные члены предложения).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужках ножки.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Реализация построенного проекта

Каждая группа получит по одному предложению. Постарайтесь найти в этих предложениях однородные члены.

1 группа: Скачут в ветвях дуба нарядные сойки и лакомятся желудями.

2 группа: Густая крона укрывает птиц, жуков, бабочек, ос и паучков.

- Что интересного заметили, при разборе предложений? (однородными могут быть не только подлежащее и сказуемое, но и второстепенные члены предложения).

- Каковы же признаки однородных членов? (Отвечают на один и то же вопрос и относятся к одному и тому же слову)

Первичное закрепление

- У каждого из вас есть карточки с предложениями. Нужно найти однородные члены и подчеркнуть их. Работу выполняем в карточках с комментированием.

  • За лето река обмелела, притаилась между берегами.
  • На базаре продают глиняные кувшины, миски и свистульки, поющие разными голосами.
  • Под ногами шелестят золотые, багряные и пурпурные листья.

- Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием.

Самостоятельная работа

Списать, подчеркнуть однородные члены предложения.

«В осеннем лесу»

Красиво было в лесу в этот ранний час. Тихо шумели, качались деревья. С листьев стекали свинцовые капли росы. На мху, в траве уже лежали следы осени. Остро пахло сырой землей, прелыми листьями. Из вороха старых листьев, травы, валежника выглядывают грибы. Мы вошли в редкий березняк. А вот и лесной царь – белый гриб. Он стоял на крепкой ножке, в золотисто-коричневой шапке. Гриб был очень хорош. Закрепление

- Запись на доске. Что вы можете сказать о предложениях? (Их нужно дополнить однородными членами).

  • Старый дуб часто навещали … .
  • Дети вокруг елки … .
  • В лесу растут … .

- Составьте свои предложения с однородными членами.

Рефлексия

Однородные члены предложения

Отвечают на один и тот же вопрос

Относятся к одному и тому же члену предложения

Обычно выражены одной и той же частью речи

Являются одним членом предложения

Произносятся с перечислительной интонацией

Заключение

- Что вам понравилось сегодня на уроке?

- Какие члены предложения мы называем однородными?

- Для чего нужны однородные члены предложения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Управление в предложениях"

Конспект логопедического занятия составлен для учащихся 3-4 классов с диагнозом: общее недоразвитие речи второго уровня для школ VIII вида.Много внимания уделяется развитию грамматического строя речи,...

Конспект логопедического занятия "Различение К и Г в словах и предложениях"

Конспект логопедического занятия составлен с учётом специфики работы с учащимися коррекционной школы VII вида. К конспекту даётся в дополнение презентация к этому занятию. Развивается внимание, фонема...

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях"

Данный конспект позволяет закрепить произношение звука "Р" в речи....

конспект логопедического занятия в 1 классе "автоматизация звука Ш в словах, предложениях"

конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в 1 классе коррекционной школы 8 вида...

Конспект логопедического занятия по теме "Предложение. Согласование слов в предложении"

Конспект логопедического занятия по теме "Предложение. Согласование слов в предложении" для учащихся 4 кл. , обучающихся по программе 7 вида. Урок-закрепление пройденного материала....

Конспект подгруппового логопедического занятия раздел "работа с предложением" тема "предложение".

Данные занятия предназначены для детей 3 класса с задержкой психического развития. Данное занятие можно проводить как в школе на занятии логопеда, так и дома родителям....