Занятие по ориентировке в пространстве: Пространственная ориентировка в незнакомом помещении
план-конспект занятия (8 класс) на тему
Цели урока:
- Образовательная: формировать у учащихся умения и навыки безопасного передвижения в пространстве;
- Развивающая: развивать у учащихся способность к формированию качественных топографических и пространственных представлений в незнакомом пространстве;
- Воспитательная: воспитывать разумную смелость, самостоятельность, уверенность в том, что они смогут ориентироваться без постоянной посторонней помощи;
- Коррекционная: ориентироваться в окружающем пространстве с привлечением осязания, слуха, обоняния (обращать внимание на окружающие звуки, запахи, изменения покрытия пола, предметов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Пространственная ориентировка в незнакомом помещении.
Цели урока:
- Образовательная: формировать у учащихся умения и навыки безопасного передвижения в пространстве;
- Развивающая: развивать у учащихся способность к формированию качественных топографических и пространственных представлений в незнакомом пространстве;
- Воспитательная: воспитывать разумную смелость, самостоятельность, уверенность в том, что они смогут ориентироваться без постоянной посторонней помощи;
- Коррекционная: ориентироваться в окружающем пространстве с привлечением осязания, слуха, обоняния (обращать внимание на окружающие звуки, запахи, изменения покрытия пола, предметов).
Оборудование: прибор «Ориентир», трость, карта – схема комнаты, карандаш, материал для исследования (линолеум, плитка, ковролин).
Ход урока
Добрый день! Тема нашего урока «Пространственная ориентировка в незнакомом помещении», т.е. обследование незнакомого помещения.
Человек, должен легко и безопасно передвигаться в тех помещениях, где ему придется жить, работать, отдыхать. Для этого он должен хорошо представлять себе эти помещения, их форму и размеры, расположение в них предметов. Изучение незнакомого помещения проводится методом обследования. Обследовать помещение можно и с тростью и без нее. Помещение обходят по периметру с лева направо и в обратном направлении. Так можно определить форму и размеры помещения, наличие дверных и оконных проемов, наличие мебели и других предметов, стоящих у стен. Для обследования предметов стоящих по средине комнаты, нужно двигаться от входной двери в различных направлениях. Обнаружив какой либо предмет нужно «осмотреть» его и вернуться обратно к отправному пункту, и так до тех пор пока не будет обследовано все пространство.
Задание №1: как нужно обследовать незнакомые предметы?
Обнаружив концом трости какой либо предмет свободной рукой обхватываем стержнем трости «большим и указательным пальцами» ладонь направлена в сторону предмета. При обследование одна рука неподвижно касается предмета, а другая, двигаясь слева на право обследует поверхность предмета. Если предмет высокий обследование производится стоя, а нижних частей и не высоких предметов – присев на корточки. При обследовании низких предметов не нужно наклонятся над ними, так как можно ударится о другой стоящий рядом предмет. Чтобы сесть на стул, нужно подойдя к нему, одной рукой взять за спинку, а другой рукой скользить по спинке и по сидению стула, чтобы определить, нет ли на нем посторонних предметов.
Задание №2: провести обследование незнакомых предметов.
Так же, используются различные виды ориентиров, которые встречаются в помещении.
Задание №3: какие виды ориентиров ты знаешь?
- Зрительные ориентиры (цвет в окнах, раскрытых дверях, свет от осветительных приборах);
- Слуховые ориентиры (звук ПК, телевизора, осветительных приборов);
- Осязательные ориентиры (характер покрытия пола, паркет, плитка, линолеум и т.д.);
- Обонятельные ориентиры (запахи лекарств, пищи, производственных материалов и т.д.).
Задание №4: работа по образцам – распознавание осязательных ориентиров.
Физминутка.
Самомассаж рук:
- Прокатывание карандаша между ладонями, а затем между ладонями и пальцами рук.
- «Брызги воды». Кисти расслабленны, пальцы растопырены. Изображается движение встряхивания с рук воды.
- «Игра на пианино». Кисти рук легко касаются края стола, пальцы производят движение, имитирующее удары по клавишам пианино.
Практическая работа.
Обследование незнакомой комнаты начинаем от входной двери и по периметру слева – направо, идем вдоль стены примерно на расстоянии 10 см от нее, для слежения за стеной руку сгибают в локтевом суставе и поднимают на удобную высоту, прикасаясь к ней мизинцем и безымянным пальцем, скользя по ней. Чтобы вовремя обнаружить на стене выступы и двери, рука, должна находится впереди корпуса.
Итак, мы обследовали эту комнату.
Задание:
- Составить «Схему – план этой комнаты», рассказать, что встретил в этой комнате, и что запомнилось в ней.
- После того как из плана этой комнаты, сделанного мной, я уберу один предмет, определи и расскажи местонахождение этого предмета.)
Рефлексия: выбрать смайлик с улыбкой. (На картоне желтого цвета сделаны 2 больших круга, на одном из них из пластилина выложены глаза и улыбка, а на другом глаза и грусть. Ученик исследует смайлики, и выбирает один из них, который соответствует его настроению по окончанию урока).
Спасибо за урок! На этом наше занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятий с детьми дошкольного возраста по развитию моторных навыков и ориентировки в пространстве
Данное календарно-тематическое планирование по развитию моторных навыков и ориентировке в пространстве составлено для дошкольников с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/29/picture-698571-1446127073.jpg)
Конспект открытого занятия на тему "Развитие самоконтроля, восприятия, памяти, внимания, пространственной ориентировки, математических способностей"
Конспект открытого занятия на тему "Развитие самоконтроля, восприятия, памяти, внимания, пространственной ориентировки, математических способностей" для детей с ОВЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749647-1454593592.jpg)
Открытое занятие на тему "восприятие пространства и ориентировка в нём"
Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей с отклонениями в развитии...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/03/picture-780151-1680524536.jpg)
Обучение пространственным представлениям и ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в сочетании с ЗПР
Обучение пространственным представлениям и ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в сочетании с ЗПР...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/12/picture-876184-1484207450.jpg)
В рамках проекта «Нейропсихология в образовании» 22 ноября 2016 года в Городском психолого-педагогическом центре ТО Хорошево-Мневники состоялось открытое занятие с нейропсихологом на тему: «Формирование пространственной ориентировки у детей»
22 ноября 2016 года в ТО Хорошево-Мневники провели множество веселых игр в рамках занятия «Развивающие игры для всей семьи». Учитель-дефектолог Иванникова Ольга Анатольевна провела с ребятами младшего...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-806947-1479921879.jpg)
Коррекционное занятие по развитию пространственной ориентировки для детей подготовительной группы"Путешествие в Мультляндию"
Цельформирование умнения осматривать расчлененную орнаментальную форму, выделять ее части , воссоздавать простанственное расположение , зрительного анализа цветовых сочет...
Коррекционное (дефектологическое) занятие в 3 классе Тема занятия: Развитие пространственной ориентировки и объяснительной речи.
Цели занятия: Познакомить с новыми предметами и соотносить их с ситуацией, по возможности называть их, отвечать на вопросы.Задачи: 1.Коррекционно-обучающие:развивать пространственную ориентировк...