Программа по ориентировке в пространстве.
рабочая программа на тему
Эта программа по ориентировке в пространстве для слабовидящих младших школьников. У этих детей нарушена пространственная ориентировка, присутствует страх пространства. Здесь даны направления коррекционной работы и примерные темы занятий , именно для слобовидящих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_orientirovke_v_prostranstve.docx | 41.77 КБ |
Предварительный просмотр:
»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1499 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА АРХИПОВИЧА ДОКУКИНА»
Согласовано Методист ГБОУ Школа № 1499 (ШО №5) _________________Кочеткова Н.В.
| Утверждаю
Директор ГБОУ Школа № 1499 ______________ Матвеева Т. А. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Ориентировка в пространстве
.
Составитель программы:
Балашова Т.П.
учитель -логопед
первой квалификационной категории.
Москва 2016 г.
Пояснительная записка
Одной из наиболее актуальных проблем развития и воспитания
слабовидящих школьников была и остается проблема обучения ориентировке и мобильности.
Самостоятельная ориентировка в пространстве инвалидов детства (по зрению) рассматривается тифлопедагогами как важное условие формирования полноценной личности.
Под ориентировкой в пространстве мы понимаем способность слабовидящего ребенка определять свое местонахождение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения, обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется.
Курс ориентировки в пространстве направлен на ознакомление учащимися с некоторыми способами осознания себя и своего места в окружающем мире, и на формирование у детей умений и навыков передвижения
Задачи
- Формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности по ориентировке в пространстве.
- Развитие у учащихся сенсорной сферы, восприятия информации окружающего пространства.
- Развитие пространственного мышления.
- Владение практическими навыками ориентирования и мобильности в малом и большом пространстве.
- Развитие умений и навыков использования общественного транспорта
- Преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах.
Решение этих задач предполагает осуществление комплексного подхода к определению содержания программы:
- развитие анализаторов (готовность сохранных анализаторов воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира);
- развитие общих представлений (накопление необходимого запаса предметных и пространственных представлений, овладение способами восприятия);
- развитие движений (сформированное правильной позы, походки при ориентировке и обследовании);
- развитие навыков мобильности (преодоление страха пространства, формирование интереса к данному виду деятельности).
Основные разделы программы.
1 | Ориентирование: понятие тело, строение и стороны тела, ориентировка на собственном теле. |
2 | Базовые пространственные понятия: лево/право, верх/низ, середина, впереди/сзади; пространственные предлоги. |
3 | Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке. |
4 | Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве. |
5 | Ориентировка в микро-пространстве. |
6 | Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям. |
7 | Формирование топографических представлений: работа с разными видами карт |
8 | Ориентировка в общественном транспорте. Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям. |
Построение программы идет по концентрическому принципу,
предполагающему увеличение объема знаний, усложнение содержания материала на каждом году обучения.
Основной организационной формой обучения пространственной ориентировке является коррекционное занятие, проводимое с группой учащихся. Успешное усвоение программы предполагает закрепление сформированных умений на фронтальном занятии, в игре, на прогулке, включение в занятие разнообразных заданий и упражнений, связанных с изученными ранее темами. В целях поддержания интереса у слабовидящих школьников к обучению ориентировке следует проводить занятия в игровой форме, используя дидактические игры, доступные для восприятия детей. Педагог комбинирует темы из различных разделов программы.
Обучение пространственной ориентировке возможно только при наличии индивидуального подхода к каждому ребенку , учитывая характер его дефекта, особенности личности и предыдущий опыт жизни.
Успешность реализации программы предполагает знание тифлопедагогом исходного уровня готовности детей к овладению данным видом деятельности. В связи с этим педагог по своему усмотрению, может планировать свою работу, выбирая формы и методы обучения для каждой конкретной группы школьников.
В ходе дальнейшей работы в программу будут вноситься уточнения и добавления с учетом особенностей и практического усвоения материала детьми со зрительной патологией.
Занятия проводятся как в кабинете, так и в других помещениях учреждения, а также на прогулке. Данная программа предполагает обучение слабовидящих детей из расчета 1 час в неделю. Коррекционные занятия по развитию пространственной ориентировки проводятся в группах.
Примечание. Программа по ориентировке является примерной. Ребенок в силу объективных причин может полностью не усвоить программу для его возраста .Тифлопедагог учитывает этот факт и закрепляет необходимые умения, без которых невозможно приступить к усвоению программного материала следующего года.
Примерное распределение программного материала по классам
Раздел программы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Ориентирование: понятие тело, строение и стороны тела, ориентировка на собственном теле. | 2ч. | 1 ч. | - | - |
Базовые пространственные понятия: лево/право, верх/низ, середина, впереди/сзади; предлоги, обозначающие пространственные отношения. | 4 ч. | 4 ч. | - | - |
Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке. | 8 ч. | 7 ч. | 5 ч. | - |
Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве. | 8 ч. | 6 ч. | 8 ч. | 10 ч. |
Ориентировка в микро-пространстве. | 8 ч. | 6 ч. | 6 ч. | 4 ч. |
Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям. | 4 ч. | 6 ч. | 7 ч. | 10 ч. |
Формирование топографических представлений: работа с разными видами карт | - | 4 ч. | 5 ч. | 5 ч. |
Ориентировка в общественном транспорте. Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям. | - | - | 3 ч. | 5 ч. |
Итого | 34 ч. | 34 ч. | 34 ч. | 34 ч. |
Первый класс
- Ориентирование: понятие тело, строение и стороны тела, ориентировка на собственном теле. (2часа)
Закрепление знаний детьми частей своего тела, различение их и правильно называние, соотнесение с частями тела других детей, куклы.
Развитие представлений детей о пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги внизу, правая рука, левая рука и т.д.).
Дать представление о верхней и нижней, передней и задней, правой и левой сторонах тела (например: все, что находится на теле со стороны, где правая рука, – правое, т.е. правый глаз, правая рука, правое ухо и т.д.; где левая рука – левое).
Научить сравнивать, соотносить пространственные направления собственного тела и стоящего напротив ребенка.
- Базовые пространственные понятия: лево/право, верх/низ, середина, впереди/сзади; предлоги: в на за, перед, под. (4 часа)
Развитие навыков ориентировки в окружающем пространстве; четкое дифференцирование основных направлений пространства: словесное их обозначение.
Передвижение в названном направлении по ориентирам и без них, сохранение и изменение направления движения.
Активно использование в речи обозначений направления движения (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до.. и др.).
- Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке.( 8 часов)
Развитие осязательного восприятия пространства, восприятие предметов различной конфигурации пальцевым, кистевым, ладонным способами; “чтение” рельефных рисунков; упражнения на развитие прослеживающей функции руки; различение подошвами ног различных структур почвы (травы, асфальта, песка, рыхлого или утоптанного снега). Развитие умения различать и сопоставлять различные свойства предметов по величине, форме, температуре, характеру поверхности, материалу (стекло, дерево, бумага, металл, ткань).
Развитие слухового восприятия пространства.
Локализация неподвижного и передвигающегося источника звука в замкнутом пространстве, узнавание и различение по голосу окружающих людей, определение по голосу эмоционального состояния людей. Узнавание и локализация звуков в окружающем пространстве (в школе, дома). Узнавание звуков в природе (шума, шелеста деревьев, голоса животных, домашних птиц) и городских шумов.
Развитие зрительного восприятия пространства: выделение зрительных признаков предметов (цвета, формы, величины).
Восприятие предметов в контурном и силуэтном изображении. Узнавание предметов знакомого пространства с помощью остаточного зрения.
Использование обоняния и вкуса в предметной и пространственной ориентировке.
- Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве. (8 часов)
Представление о предметах, наполняющих знакомое замкнутое окружающее пространство (класс, спальню, столовую, квартиру); мебель, посуда, одежда, обувь. Уход за одеждой и обувью,
Использование этих представлений в практической деятельности и в ориентировке. Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами, рельефными изображениями. Представление о предметах, наполняющих пришкольный участок: деревья, кусты, газоны, дорожки, ворота, спортивная площадка.
- Ориентировка в микро-пространстве. (8 часов)
Ориентировка на листе бумаги, в учебнике, на парте, , на столе школьной столовой, на кровати, в тумбочке спальни. Наведение порядка в портфеле, на рабочем месте ученика. Тактильный поиск предметоа.
6. Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям.
. (4 часа)
Ориентировка в малом замкнутом пространстве: в классе, в спальне, в раздевалке, в учебных кабинетах. Использование и составление звуковых карт по типу»карта- путь».
Предполагаемые результаты
Учащиеся 1 класса должны уметь:
- совершать мелкие точные координированные движения с предметами, необходимыми в учебной деятельности и быту;
- различать с помощью осязания различные свойства окружающих предметов;
- узнавать и локализировать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;
- узнавать с помощью остаточного зрения цвета, контуры, силуэты изображений окружающих предметов;
- узнавать предметы, наполняющих окружающее пространство;
- быстро и правильно ориентироваться в тетради, учебнике;
- выполнять задания учителя, связанные с размещением на парте дидактического материала; сохранять порядок расположения на парте, в парте и в портфеле учебных принадлежностей;
- самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом пространстве.
Второй класс
- Ориентирование: понятие тело, строение и стороны тела, ориентировка на собственном теле. (1час)
Закрепление знаний детьми частей своего тела, различение их и правильное называние, соотнесение с частями тела других детей, куклы.
Развитие представлений детей о пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги внизу, правая рука, левая рука и т.д.).
Дать представление о верхней и нижней, передней и задней, правой и левой сторонах тела (например: все, что находится на теле со стороны, где правая рука, – правое, т.е. правый глаз, правая рука, правое ухо и т.д.; где левая рука – левое).
Научить сравнивать, соотносить пространственные направления собственного тела и стоящего напротив ребенка.
- Базовые пространственные понятия: лево/право, верх/низ, середина, впереди/сзади; предлоги: в на за, перед, под и др (4 часа)
Развитие умения определять пространственные отношения между
собой и окружающими предметами, а также между предметами. Определение направления движения в пространстве (в процессе собственного передвижения и передвижения других детей и различных объектов). Совершенствование умение детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление движения в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентиров. Развитие пространственного воображения Учить определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами после поворота на 90° и 180°.
Развивать активное использование детьми пространственных терминов и обозначающих пространственные отношения предлогов и наречий (в, на, под, над, перед, за, рядом, около, друг за другом, между, напротив, посередине).
- Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке. (7 часов)
Развитие осязательного восприятия пространства, восприятие предметов различной конфигурации пальцевым, кистевым, ладонным способами; “чтение” рельефных рисунков; упражнения на развитие прослеживающей функции руки; различение подошвами ног различных структур почвы (травы, асфальта, песка, рыхлого или утоптанного снега). Развитие умения различать и сопоставлять различные свойства предметов по величине, форме, температуре, характеру поверхности, материалу (стекло, дерево, бумага, металл, ткань).
Развитие слухового восприятия пространства.
Локализация неподвижного и передвигающегося источника звука в замкнутом пространстве, узнавание и различение по голосу окружающих людей, определение по голосу эмоционального состояния людей. Узнавание и локализация звуков в окружающем пространстве (в школе, дома). Узнавание звуков в природе (шума, шелеста деревьев, голоса животных, домашних птиц) и городских шумов.
Развитие зрительного восприятия пространства: выделение зрительных признаков предметов (цвета, формы, величины).
Восприятие предметов в контурном и силуэтном изображении. Узнавание предметов знакомого пространства с помощью остаточного зрения.
Использование обоняния и вкуса в предметной и пространственной ориентировке.
- Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве. (6 часов)
Ориентирование в многообразии предметов одного вида (платья разного цвета, фасона, размера, материала), совершенствование умения группировать предметы по признакам (назначение, строение и др.), формирование обобщающих понятий (одежда, обувь, мебель, игрушки и т.д.); дифференциация предметов внутри одного рода (посуда чайная, столовая, кухонная).
Обогащение знаний о материалах, орудиях, инструментах необходимых для работы взрослых, электроприборах (стиральная машина, пылесос, утюг и др.), которые облегчают труд человека, ускоряют трудовой процесс и получение результата.
Уход за предметами, игрушками, пособиями. Безопасное пользование бытовыми приборами.
- Ориентировка в микро-пространстве. (6часов)
Ориентировка на поверхности листа бумаги, стола, в учебнике.
Расположение предметов в названных направлениях(сверху вниз и снизу вверх, справа налево и слева направо, в правом верхнем углу и в левом нижнем углу.. и т.д.).Наведение порядка в портфеле, на рабочем месте ученика Тактильный поиск предмета.
- Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям. .(6 часов)
Ориентировка в малом замкнутом пространстве: в классе, в раздевалке, в учебных кабинетах, в кабинете врача. Ориентировка в большом пространстве: ориентировка в здании школы, ориентировка в столовой, в актовом зале, спортивном зале, ориентировка на этажах и в коридорах, на пришкольном участке. Использование звуковых и рельефно-графических карт по типу «карта- путь». ). Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям.(6 часов)
- Формирование топографических представлений: работа с разными видами карт. ( 4 часа)
Карта , виды карт звуковые и рельефно-графические. Создание простых рельефно-графических карт по типу «карта- путь»).
Предполагаемые результаты
Учащиеся 2 класса должны уметь:
- совершать мелкие точные координированные движения с предметами, необходимыми в учебной деятельности и быту;
- различать с помощью осязания различные свойства окружающих предметов;
- узнавать и локализировать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;
- узнавать с помощью остаточного зрения цвета, контуры, силуэты изображений окружающих предметов;
- узнавать предметы, наполняющие окружающее пространство;
- быстро и правильно ориентироваться в тетради, учебнике;
- выполнять задания учителя, связанные с размещением на парте дидактического материала; сохранять порядок расположения на парте, в парте и в портфеле учебных принадлежностей;
- самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом пространстве;
Использовать простые звуковые и рельефно-графические карты.
- обращаться за помощью к окружающим.
Третий класс
- Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке. (5 часов)
Знакомство детей со строением органов чувств;
обобщение и систематизация знаний детей о сенсорно-перцептивных возможностях органов чувств;
формирование у детей умения анализировать свое восприятие;
обеспечение осознания ребенком необходимости компенсации нарушенных зрительных функций;
уточнение знаний детей о правилах общей и зрительной гигиены;
- Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве. (8 часов)
Город , улица, газон, тротуар, дома, парапеты (ограждения), подъездная дорога (правила подхода к подъездной дороге), кустарник и т. д.
Городской транспорт – троллейбус, трамвай, автобус, грузовые и легковые машины.
- Ориентировка в микро-пространстве. (6часа)
Ориентировка на пространстве листа. Создание таблиц, чтение рельефно-графических изображений.
- . Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям. .(7 часов)
Формирование представления о городе. Правила передвижения: правостороннее движение (исключения), выделение главного ориентира при передвижении; постоянные препятствия и временные и т п Использование защитных техник
Переход через дорогу. Виды перекрестков Правила перехода транспортных дорог. Комплексное использование сохранных анализаторов при переходе дороги. Точное определение цветового сигнала светофора, переход через различные дороги. Сопровождение
- Формирование топографических представлений: работа с разными видами карт(5 часов)
Развитие навыков ориентировки по типу «карта-путь» и «карта-обозрение». Развитие умений и навыков составлять схемы маршрутов, планов улиц, дворов, отдельных участков города и т. п. .
- Ориентировка в общественном транспорте. Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям. 3 (часа)
Значение общественного транспорта. Остановки общественного транспорта. Правила посадки в общественный транспорт и выхода из него. Правила поведения в общественном транспорте. Речевой этикет.
Предполагаемые результаты
Учащиеся 3 класса должны уметь:
- анализировать свое восприятие предметов и явлений окружающего пространства;
-узнавать предметы и объекты наполняющие окружающее пространство;
- быстро и правильно ориентироваться в тетради, учебнике, создавать читать таблицы;
- правильно передвигаться по улице, переходить проезжую часть;
-использовать и создавать простые звуковые и рельефно-графические карты.
- обращаться за помощью к окружающим.
Четвертый класс
- Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве. (10 часов)
Город. Село, деревня, поселок.
Поле, лес, луг, река, озеро, море.
Улица, бульвар, шоссе, проспект, переулок, набережная, площадь, сквер, парк.
Формирование представлений на уровне понятий и конкретизации их в условиях ближайшего окружения школы.
Представления о крупных культурно-бытовых учреждениях города и наполняющих их предметах: кинотеатр (фойе, зрительный зал, сцена), универсам (секции с продуктами, кассы, корзинки для продуктов.
Административные здания.
Лечебные учреждения.
- Ориентировка в микро-пространстве. (4 часа)
Ориентировка на пространстве листа. Создание таблиц, чтение рельефно-графических изображений
- пространствах Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям. .(10 часов)
Ориентировка на прилегающих к школе улицах.. Правила перехода улицы на перекрестках, регулируемых и нерегулируемых светофором. Ориентировка в магазинах, на почте, в аптеке. Составление рассказа о знакомом замкнутом и свободном пространстве с использованием сформированных пространственных понятий и представлений.
Изменение пространственных отношений при нескольких поворотах. Составление плана замкнутого и свободного пространства по условному описанию.
4 Формирование топографических представлений: работа с разными видами карт(5 часов)
Развитие навыков ориентировки по типу «карта-путь» и «карта-обозрение». Развитие умений и навыков составлять схемы маршрутов, планов улиц, дворов, отдельных участков города и т. п. .
5 Ориентировка в общественном транспорте. Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям. (5 часа)
Общественный транспорт.Посадка и высадка. ориентировка в салоне. правила поведения на транспорте, ориентировка во время движения. Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от неё.
Предполагаемые результаты
Учащиеся 4 класса должны уметь:
-узнавать предметы и объекты наполняющие окружающее пространство;
- быстро и правильно ориентироваться в тетради, учебнике, создавать читать таблицы;
- правильно передвигаться по улице, переходить проезжую часть; ориентироваться в магазинах, на почте;
-использовать и создавать простые звуковые и рельефно-графические карты;.
- обращаться за помощью к окружающим;
- пользоваться общественным транспортом.
Литература
1. Денискина, В. З. Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей с нарушением зрения [Текст] / В. З. Денискина. — М. : Логос ВОС, 2008.
2. Денискина, В. З. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III–IV вида : метод. пособие / В. З. Денискина, М. В. Венедиктова / под ред. В. З. Денискиной. — М. : Логос ВОС, 2006.
3. Подколзина, Е. Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. — 2009. — №5;
4. Солнцева ЛИ. Пространственная ориентировка слепых и слабовидящих// Солнцева Л.И.Тифлопсихология детства -М .2000.С 153-162.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей с функциональным нарушением зрения ориентировке в пространстве.
Для дошкольников с функциональным нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность: у них по сравне...
занятий с детьми дошкольного возраста по развитию моторных навыков и ориентировки в пространстве
Данное календарно-тематическое планирование по развитию моторных навыков и ориентировке в пространстве составлено для дошкольников с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского ...
Урок ориентировки в пространстве в 5 классе
"Ориентировка по сторонам своего тела и в микропространстве"...
Консультация для родителей "Важность ориентировки в пространстве для детей с функциональными нарушениями зрения"
Данный материал поможет понять важность развития ориентировки для ребенка....
Конспект интегрированного занятия по развитию ориентировки в пространстве и коллективному конструированию для средней группы детей с нарушением зрения.
На интегрированном занятии дети с нарушением зрения обучаются ориентировке в пространстве и коллективному конструированию....
Занятие по ориентировке в пространстве: Пространственная ориентировка в незнакомом помещении
Цели урока:Образовательная: формировать у учащихся умения и навыки безопасного передвижения в пространстве;Развивающая: развивать у учащихся способность к формированию качественных топографических и п...
Рабочая программа по ориентировке в пространстве
Ориентировка в пространстве – аннотация к рабочей программе коррекционного курса (8-10классы) ГБОУ СКОШИ № 62 Ш-1У видаРабочая программа коррекционного курса по «Ориентировке в пространств...