Программа по ориентировке в пространстве.
рабочая программа на тему

Балашова Татьяна Петровна

Эта программа по ориентировке в пространстве для слабовидящих младших школьников. У этих детей нарушена пространственная ориентировка, присутствует страх пространства. Здесь даны направления  коррекционной работы и примерные темы занятий , именно для слобовидящих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_orientirovke_v_prostranstve.docx41.77 КБ

Предварительный просмотр:

»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 1499 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА АРХИПОВИЧА ДОКУКИНА»

    Согласовано

Методист ГБОУ Школа № 1499

 (ШО №5)

_________________Кочеткова Н.В.

         

Утверждаю

 

Директор ГБОУ Школа № 1499

______________ Матвеева Т. А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Ориентировка в пространстве

.

Составитель программы:

Балашова Т.П.

 учитель -логопед

первой квалификационной категории.

        

Москва     2016 г.

Пояснительная записка

Одной из наиболее актуальных проблем развития и воспитания

слабовидящих школьников была и остается проблема обучения ориентировке и мобильности.

     Самостоятельная ориентировка в пространстве инвалидов детства (по зрению) рассматривается тифлопедагогами как важное условие формирования полноценной личности.

Под ориентировкой в пространстве мы понимаем способность слабовидящего  ребенка определять свое местонахождение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения, обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется.

Курс ориентировки в пространстве направлен на ознакомление учащимися с некоторыми способами осознания себя и своего места в окружающем мире, и на формирование у детей умений и навыков передвижения

Задачи

  1. Формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности по ориентировке в пространстве.
  2. Развитие у учащихся сенсорной сферы, восприятия информации окружающего пространства.
  3. Развитие пространственного мышления.
  4. Владение практическими навыками ориентирования и мобильности в малом и большом пространстве.
  5. Развитие умений и навыков использования общественного транспорта
  6.   Преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах.

Решение этих задач предполагает осуществление комплексного подхода к определению содержания программы:

-   развитие анализаторов (готовность сохранных анализаторов воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира);

- развитие общих представлений (накопление необходимого запаса предметных и пространственных представлений, овладение способами восприятия);

- развитие движений (сформированное правильной позы, походки при ориентировке и обследовании);

- развитие навыков мобильности (преодоление страха пространства, формирование интереса к данному виду деятельности).

Основные разделы программы.

1

Ориентирование: понятие тело, строение и стороны тела, ориентировка на собственном теле.

2

Базовые пространственные понятия: лево/право, верх/низ, середина, впереди/сзади;  пространственные предлоги.

3

Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке.

4

Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве.

5

Ориентировка в микро-пространстве.

6

Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах   Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям.

7

Формирование топографических представлений: работа с разными видами карт

8

Ориентировка в общественном транспорте. Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям.

Построение программы идет по концентрическому принципу,

предполагающему увеличение объема знаний, усложнение содержания материала на каждом году обучения.

 Основной организационной формой обучения пространственной ориентировке является коррекционное занятие, проводимое с группой учащихся.  Успешное усвоение программы предполагает закрепление сформированных умений на фронтальном занятии, в игре, на прогулке, включение в занятие разнообразных заданий и упражнений, связанных с изученными ранее темами. В целях поддержания интереса у  слабовидящих школьников к обучению ориентировке следует проводить занятия в игровой форме, используя дидактические игры, доступные для восприятия детей. Педагог комбинирует темы из различных разделов программы.

 Обучение пространственной ориентировке возможно только при наличии индивидуального подхода к каждому ребенку , учитывая характер его дефекта, особенности личности и предыдущий опыт жизни.

 Успешность реализации программы предполагает знание тифлопедагогом исходного уровня готовности детей к овладению данным видом деятельности. В связи с этим педагог по своему усмотрению, может планировать свою работу, выбирая формы и методы обучения для каждой конкретной группы школьников.

В ходе дальнейшей работы в программу будут вноситься уточнения и добавления с учетом особенностей и практического усвоения материала детьми со зрительной патологией.

   Занятия проводятся как в кабинете, так и в других помещениях учреждения, а также на прогулке. Данная программа предполагает обучение слабовидящих детей  из расчета 1 час в неделю. Коррекционные занятия по развитию пространственной ориентировки проводятся в группах.

Примечание. Программа по ориентировке является примерной. Ребенок в силу объективных причин может полностью не усвоить программу для его возраста .Тифлопедагог учитывает этот факт и закрепляет необходимые умения, без которых невозможно приступить к усвоению программного материала следующего года.

Примерное распределение программного материала по классам

Раздел программы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Ориентирование: понятие тело, строение и стороны тела, ориентировка на собственном теле.

2ч.

1 ч.

-

-

Базовые пространственные понятия: лево/право, верх/низ, середина, впереди/сзади;  предлоги, обозначающие пространственные отношения.

4 ч.

4 ч.

-

-

Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке.

8 ч.

7 ч.

5 ч.

-

Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве.

8 ч.

6 ч.

8 ч.

10 ч.

Ориентировка в микро-пространстве.

8 ч.

6 ч.

6 ч.

4 ч.

Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах   Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям.

4 ч.

6 ч.

7 ч.

10 ч.

Формирование топографических представлений: работа с разными видами карт

-

4 ч.

5 ч.

5 ч.

Ориентировка в общественном транспорте. Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям.

-

-

3 ч.

5 ч.

Итого

34 ч.

34 ч.

34 ч.

34 ч.

Первый класс

  1. Ориентирование: понятие тело, строение и стороны тела, ориентировка на собственном теле. (2часа)

Закрепление знаний детьми частей своего тела, различение их и правильно называние, соотнесение с частями тела других детей, куклы.

Развитие представлений детей о пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги внизу, правая рука, левая рука и т.д.).

Дать представление о верхней и нижней, передней и задней, правой и левой сторонах тела (например: все, что находится на теле со стороны, где правая рука, – правое, т.е. правый глаз, правая рука, правое ухо и т.д.; где левая рука – левое).

Научить сравнивать, соотносить пространственные направления собственного тела и стоящего напротив ребенка.

  1. Базовые пространственные понятия: лево/право, верх/низ, середина, впереди/сзади;  предлоги: в на за, перед, под. (4 часа)

Развитие навыков ориентировки в окружающем пространстве; четкое дифференцирование основных направлений пространства: словесное  их обозначение.

Передвижение в  названном направлении по ориентирам и без них, сохранение и изменение направления движения.

Активно использование в речи обозначений  направления движения (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до.. и др.).

  1. Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке.( 8 часов)

Развитие осязательного восприятия пространства, восприятие предметов различной конфигурации пальцевым, кистевым, ладонным способами; “чтение” рельефных рисунков; упражнения на развитие прослеживающей функции руки; различение подошвами ног различных структур почвы (травы, асфальта, песка, рыхлого или утоптанного снега). Развитие умения различать и сопоставлять различные свойства предметов по величине, форме, температуре,  характеру поверхности, материалу (стекло, дерево, бумага, металл, ткань).

Развитие слухового восприятия пространства.

Локализация неподвижного и передвигающегося источника звука в замкнутом пространстве, узнавание и различение по голосу окружающих людей, определение по голосу эмоционального состояния людей. Узнавание и локализация звуков в окружающем пространстве (в школе, дома). Узнавание звуков в природе (шума, шелеста деревьев, голоса животных, домашних птиц) и городских шумов.

Развитие зрительного восприятия пространства: выделение зрительных признаков предметов (цвета, формы, величины).

Восприятие предметов в контурном и силуэтном изображении. Узнавание предметов знакомого пространства с помощью остаточного зрения.

Использование обоняния и вкуса в предметной и пространственной ориентировке.

  1. Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве. (8 часов)

Представление о предметах, наполняющих знакомое замкнутое окружающее пространство (класс,  спальню, столовую, квартиру);  мебель, посуда, одежда, обувь.  Уход за одеждой  и обувью,

Использование этих представлений в практической деятельности и в ориентировке. Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами, рельефными изображениями. Представление о предметах,  наполняющих пришкольный участок:  деревья, кусты, газоны, дорожки, ворота,  спортивная площадка.

  1. Ориентировка в микро-пространстве. (8 часов)

Ориентировка на листе бумаги, в учебнике, на парте, , на столе школьной столовой, на кровати, в тумбочке спальни. Наведение  порядка в портфеле, на рабочем месте ученика. Тактильный поиск предметоа.

6. Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах   Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям.

.  (4 часа)

Ориентировка в малом замкнутом пространстве: в классе, в спальне, в раздевалке, в учебных кабинетах. Использование и составление звуковых карт по типу»карта- путь».

Предполагаемые результаты

Учащиеся 1 класса должны уметь: 

- совершать мелкие точные координированные движения с предметами, необходимыми в учебной деятельности и быту;

- различать с помощью осязания различные свойства окружающих предметов;

- узнавать и локализировать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;

- узнавать с помощью остаточного зрения цвета, контуры, силуэты изображений окружающих предметов;

- узнавать предметы, наполняющих окружающее пространство;

- быстро и правильно ориентироваться в тетради, учебнике;

- выполнять задания учителя, связанные с размещением на парте дидактического материала; сохранять порядок расположения на парте, в парте и в портфеле учебных принадлежностей;

- самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом пространстве.

Второй класс

  1. Ориентирование: понятие тело, строение и стороны тела, ориентировка на собственном теле. (1час)

Закрепление знаний детьми частей своего тела, различение их и правильное называние, соотнесение с частями тела других детей, куклы.

Развитие представлений детей о пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги внизу, правая рука, левая рука и т.д.).

Дать представление о верхней и нижней, передней и задней, правой и левой сторонах тела (например: все, что находится на теле со стороны, где правая рука, – правое, т.е. правый глаз, правая рука, правое ухо и т.д.; где левая рука – левое).

Научить сравнивать, соотносить пространственные направления собственного тела и стоящего напротив ребенка.

  1. Базовые пространственные понятия: лево/право, верх/низ, середина, впереди/сзади;  предлоги: в на за, перед, под и др (4 часа)

Развитие  умения определять пространственные отношения между

собой и окружающими предметами, а также между предметами. Определение направления движения в пространстве (в процессе собственного передвижения и передвижения других детей и различных объектов). Совершенствование умение детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление движения в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентиров. Развитие пространственного воображения Учить определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами после поворота на 90° и 180°.

Развивать активное использование детьми пространственных терминов и обозначающих пространственные отношения предлогов и наречий (в, на, под, над, перед, за, рядом, около, друг за другом, между, напротив, посередине).

  1. Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке. (7 часов)

Развитие осязательного восприятия пространства, восприятие предметов различной конфигурации пальцевым, кистевым, ладонным способами; “чтение” рельефных рисунков; упражнения на развитие прослеживающей функции руки; различение подошвами ног различных структур почвы (травы, асфальта, песка, рыхлого или утоптанного снега). Развитие умения различать и сопоставлять различные свойства предметов по величине, форме, температуре,  характеру поверхности, материалу (стекло, дерево, бумага, металл, ткань).

Развитие слухового восприятия пространства.

Локализация неподвижного и передвигающегося источника звука в замкнутом пространстве, узнавание и различение по голосу окружающих людей, определение по голосу эмоционального состояния людей. Узнавание и локализация звуков в окружающем пространстве (в школе, дома). Узнавание звуков в природе (шума, шелеста деревьев, голоса животных, домашних птиц) и городских шумов.

Развитие зрительного восприятия пространства: выделение зрительных признаков предметов (цвета, формы, величины).

Восприятие предметов в контурном и силуэтном изображении. Узнавание предметов знакомого пространства с помощью остаточного зрения.

Использование обоняния и вкуса в предметной и пространственной ориентировке.

  1. Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве. (6 часов)

Ориентирование в многообразии предметов одного вида (платья разного цвета, фасона, размера, материала), совершенствование умения группировать предметы по признакам (назначение, строение и др.), формирование обобщающих понятий (одежда, обувь, мебель, игрушки и т.д.); дифференциация предметов внутри одного рода (посуда чайная, столовая, кухонная).

Обогащение знаний  о материалах, орудиях, инструментах необходимых для работы взрослых, электроприборах (стиральная машина, пылесос, утюг и др.), которые облегчают труд человека, ускоряют трудовой процесс и получение результата.

Уход  за предметами, игрушками, пособиями. Безопасное пользование  бытовыми приборами.

  1. Ориентировка в микро-пространстве. (6часов)

Ориентировка на поверхности листа бумаги, стола, в учебнике.

Расположение  предметов в названных  направлениях(сверху вниз и снизу вверх, справа налево и слева направо, в правом верхнем углу и в левом нижнем углу.. и т.д.).Наведение порядка в портфеле, на рабочем месте ученика Тактильный поиск предмета.

  1. Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах   Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям. .(6 часов)

  Ориентировка в малом замкнутом пространстве: в классе, в раздевалке, в учебных кабинетах, в кабинете врача. Ориентировка  в большом пространстве: ориентировка в здании школы, ориентировка в столовой, в актовом зале, спортивном зале, ориентировка на этажах и в коридорах, на пришкольном участке. Использование звуковых  и рельефно-графических карт по типу «карта- путь». ).  Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям.(6 часов)

  1. Формирование топографических представлений: работа с разными видами карт. ( 4 часа)

Карта , виды карт звуковые  и рельефно-графические. Создание простых рельефно-графических карт по типу «карта- путь»).

Предполагаемые результаты

Учащиеся 2 класса должны уметь: 

- совершать мелкие точные координированные движения с предметами, необходимыми в учебной деятельности и быту;

- различать с помощью осязания различные свойства окружающих предметов;

- узнавать и локализировать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;

- узнавать с помощью остаточного зрения цвета, контуры, силуэты изображений окружающих предметов;

- узнавать предметы, наполняющие окружающее пространство;

- быстро и правильно ориентироваться в тетради, учебнике;

- выполнять задания учителя, связанные с размещением на парте дидактического материала; сохранять порядок расположения на парте, в парте и в портфеле учебных принадлежностей;

- самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом пространстве;

Использовать простые звуковые и рельефно-графические карты.

- обращаться за помощью к окружающим.

Третий класс

  1. Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке. (5 часов)

Знакомство детей со строением органов чувств;
обобщение и систематизация знаний детей о сенсорно-перцептивных возможностях органов чувств;
формирование у детей умения анализировать свое восприятие;
обеспечение осознания ребенком необходимости компенсации нарушенных зрительных функций;
уточнение знаний детей о правилах общей и зрительной гигиены;

  1. Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве. (8 часов)

Город , улица, газон, тротуар, дома, парапеты (ограждения), подъездная дорога (правила подхода к подъездной дороге), кустарник и т. д.

Городской транспорт – троллейбус, трамвай, автобус, грузовые и легковые машины.

  1. Ориентировка в микро-пространстве. (6часа)

Ориентировка на пространстве листа. Создание  таблиц, чтение рельефно-графических изображений.

  1. . Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах   Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям. .(7 часов)

Формирование представления о городе. Правила передвижения: правостороннее движение (исключения), выделение главного ориентира при передвижении; постоянные препятствия и временные и т п Использование защитных техник

Переход через дорогу. Виды перекрестков Правила перехода транспортных дорог. Комплексное использование сохранных анализаторов при переходе дороги. Точное определение цветового сигнала светофора, переход через различные дороги.   Сопровождение

  1. Формирование топографических представлений: работа с разными видами карт(5 часов)

Развитие навыков ориентировки по типу «карта-путь» и «карта-обозрение». Развитие умений и навыков составлять схемы маршрутов, планов улиц, дворов, отдельных участков города и т. п. .

  1. Ориентировка в общественном транспорте. Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям. 3 (часа)

Значение общественного транспорта. Остановки общественного транспорта. Правила посадки в общественный транспорт и выхода из него. Правила поведения в общественном транспорте. Речевой этикет.

Предполагаемые результаты

Учащиеся 3 класса должны уметь: 

- анализировать свое восприятие  предметов и явлений окружающего пространства;

-узнавать предметы и объекты наполняющие окружающее пространство;

- быстро и правильно ориентироваться в тетради, учебнике, создавать читать таблицы;

- правильно передвигаться по улице, переходить проезжую часть;

-использовать и создавать простые звуковые и рельефно-графические карты.

- обращаться за помощью к окружающим.

Четвертый класс

  1. Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве. (10 часов)

Город. Село, деревня, поселок.

Поле, лес, луг, река, озеро, море.

Улица, бульвар, шоссе, проспект, переулок, набережная, площадь, сквер, парк.

Формирование представлений на уровне понятий и конкретизации их в условиях ближайшего окружения школы.

Представления о крупных культурно-бытовых учреждениях города и наполняющих их предметах: кинотеатр (фойе, зрительный зал, сцена), универсам (секции с продуктами, кассы, корзинки для продуктов.

Административные здания.

Лечебные учреждения.

  1. Ориентировка в микро-пространстве. (4 часа)

Ориентировка на пространстве листа. Создание  таблиц, чтение рельефно-графических изображений

  1. пространствах   Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям. .(10 часов)

Ориентировка на прилегающих к школе улицах.. Правила перехода улицы на перекрестках, регулируемых и нерегулируемых светофором. Ориентировка в магазинах, на почте, в аптеке. Составление рассказа о знакомом замкнутом и свободном пространстве с использованием сформированных пространственных понятий и представлений.

Изменение пространственных отношений при нескольких поворотах. Составление плана замкнутого и свободного пространства по условному описанию.

4 Формирование топографических представлений: работа с разными видами карт(5 часов)

Развитие навыков ориентировки по типу «карта-путь» и «карта-обозрение». Развитие умений и навыков составлять схемы маршрутов, планов улиц, дворов, отдельных участков города и т. п. .

5 Ориентировка в общественном транспорте. Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям. (5 часа)

Общественный транспорт.Посадка и высадка. ориентировка в салоне. правила поведения на транспорте,  ориентировка во время движения. Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от  неё.

Предполагаемые результаты

Учащиеся 4   класса должны уметь: 

-узнавать предметы и объекты наполняющие окружающее пространство;

- быстро и правильно ориентироваться в тетради, учебнике, создавать читать таблицы;

- правильно передвигаться по улице, переходить проезжую часть; ориентироваться в магазинах, на почте;

-использовать и создавать простые звуковые и рельефно-графические карты;.

- обращаться за помощью к окружающим;

- пользоваться общественным транспортом.

Литература

1. Денискина, В. З. Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей с нарушением зрения [Текст] / В. З. Денискина. — М. : Логос ВОС, 2008.

2. Денискина, В. З. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III–IV вида : метод. пособие / В. З. Денискина, М. В. Венедиктова / под ред. В. З. Денискиной. — М. : Логос ВОС, 2006.

3. Подколзина, Е. Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. — 2009. — №5;

4. Солнцева ЛИ. Пространственная ориентировка слепых и слабовидящих// Солнцева Л.И.Тифлопсихология детства -М .2000.С 153-162.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей с функциональным нарушением зрения ориентировке в пространстве.

             Для дошкольников с функциональным нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность: у них по сравне...

занятий с детьми дошкольного возраста по развитию моторных навыков и ориентировки в пространстве

Данное календарно-тематическое планирование по развитию моторных навыков и ориентировке в пространстве составлено для дошкольников с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского ...

Урок ориентировки в пространстве в 5 классе

"Ориентировка по сторонам своего тела и в микропространстве"...

Консультация для родителей "Важность ориентировки в пространстве для детей с функциональными нарушениями зрения"

Данный материал поможет понять важность развития ориентировки для ребенка....

Конспект интегрированного занятия по развитию ориентировки в пространстве и коллективному конструированию для средней группы детей с нарушением зрения.

На интегрированном занятии дети с нарушением зрения обучаются ориентировке в пространстве и коллективному конструированию....

Занятие по ориентировке в пространстве: Пространственная ориентировка в незнакомом помещении

Цели урока:Образовательная: формировать у учащихся умения и навыки безопасного передвижения в пространстве;Развивающая: развивать у учащихся способность к формированию качественных топографических и п...

Рабочая программа по ориентировке в пространстве

Ориентировка в пространстве – аннотация к рабочей программе коррекционного курса (8-10классы) ГБОУ СКОШИ № 62 Ш-1У видаРабочая программа коррекционного курса по «Ориентировке в пространств...