консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха и восприятия"
консультация на тему
Данный текст поможет родителям понять ,что такое фонематический слух и восприятие,зачем его нужно развивать и чем опасно недоразвитие фонематического слуха и восприятия,а также, как в игровой форме можно развивать фонематические процессы у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.docx | 15.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры , направленные на развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие фонематического слуха и восприятия не менее важно, чем коррекция звукопроизношения, эти процессы тесно друг с другом связаны.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ-умение воспринимать, различать звуки речи. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ-умение анализировать звуковой состав слова, определять последовательность звуков в слове, его слоговую структуру. Нарушение фонематического слуха часто является причиной неправильного звукопроизношения или его следствием. В любом случае нарушение фонематического слуха сопутствует нарушению звукопроизношения. Речь ребенка формируется по подражанию, и часто ребенок начинает копировать неправильный вариант произнесения звука, принимая его за верный. Это объясняет ситуацию, когда большая часть группы имеет одинаковый дефект звукопроизношения, либо ребенок копирует неправильное звукопроизношение у родственников. Довольно распространенные случаи искажения слов, связанные с недостатком фонематического слуха: Глинный (вместо Длинный),траНвай,Небель и т.д. .Нарушение фонематического восприятия обычно проявляется в речи в виде упрощения, искажения слоговой структуры слов (атобус,скоровода и т. д.)Нарушение и недоразвитие фонематического слуха и восприятия значительно затрудняют обучение грамоте, приводят к нарушению письменной речи-дисграфии, задерживают процесс автоматизации поставленных звуков речи. Развивать фонематический слух и восприятие тоже можно в игре.
*соблюдайте разницу между понятиями «звук» «буква»-если вы только называете слова, речь может идти лишь о звуке, буква-это письменный знак,ее можно только написать, увидеть, прочитать, но не произнести.
-Определение наличия звука в слове. Задания могут быть такими: выбери только те картинки (игрушки),в которых прячется звук…(например С).Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, если услышишь звук … .
-Придумывание слов с заданным звуком.
-Определение позиции звука в слове. Где в слове спрятался звук …? (в начале,середине,в конце)
Размести картинки в автобусе, если звук в начале слова-картинку положи в первое окошко,если звук в середине слова-во второе, а если звук в конце слова-в третье.
Придумай слова с заданным звуком в начале, середине, конце слова.
Какой звук в слове первый, второй…последний?
-игра «Звуковая цепочка»: я назову слово, а ты-слово, которое начинается на последний звук моего слова.(например: кошка-ананас-самолет-танк и т. д.)
-слова-паронимы (слова, отличающиеся одним звуком)Покажи ,где коза, а где коса, лук-люк, суп-зуб и т. д.
-игра «Подскажи словечко»-любые короткие рифмовки, в них нужно не договорить последнее слово, предоставить ребенку возможность самому подсказать слово в рифму :например:
Подарили нам игрушки, целый день стреляли….(пушки) и. т. д.
-Игра «Магазин»-отхлопывание слоговой структуры слов. Купить игрушку или картинку можно. Отхлопав ее название по слогам.
-Игра «Ребусы»-нарисуйте «зашифрованное» слово-каждый звук в слове обозначьте картинкой, в названии, которой этот звук первый
-развитие фонематического слуха и восприятие в младшем дошкольном возрасте следует начинать с неречевых звуков (молоточек.погремушка.колокольчик,шуршание бумаги),опознания этих звуков (угадай ,что звучит?),опознания звукоподражания (кто кричит:ко-ко,ку-ку,ав-ав…)
Далее постепенно переходить к определению наличия звука в слове, начиная с гласных и ярких согласных (р-р,ж-ж…),звуки при этом должны произносится утрированно, выделяться голосом. Игра «Магазин» тоже доступна малышам.
Если ваш ребенок знает буквы,дополняйте все задания еще и работой по соотнесению звука и буквы. Например:какой звук в слове первый?-положи такую букву и т. д.. Очень часто дети, знающие буквы начинаю сами читать и составлять слова из букв в процессе работы над развитием фонематического слуха и восприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на уроках русского языка в начальной школе
Данная презентация рассказывает об особенностях работы с детьми, имеющими нарушения фонематического слуха, дисграфию и дислексию на уроках русского языка...
Консультация для родителей по развитию фонематического восприятия у дошкольников
Материал представляет собой просветительский буклет для родителей дошкольников, содержащий примеры игр для развития фонематического восприятия. Такие буклеты удобно иметь в кабинете или в раздевалке д...
Развитие фонематического слуха и восприятия у детей как профилактика нарушения письменной речи.
Развитие фонематического слуха и восприятия у детей как профилактика нарушения письменной речи....
Развитие фонематического слуха и восприятия у детей как профилактика нарушения письменной речи.
Развитие фонематического слуха и восприятия у детей как профилактика нарушения письменной речи....
Сборник игр по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста
Сборник игр по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – Красноуфимск, 2016В практическом пособии представлены серии игр, направленных на ...
Развитие фонематического слуха и восприятия у детей как профилактика нарушений письменной речи
Рассмотрим, какие методы направлены на развитие фонематического слуха...
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха и восприятия для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости РАС и ТМНР
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха и восприятия для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости РАС и ТМНР...