Развитие фонематического слуха и восприятия у детей как профилактика нарушения письменной речи.
статья
Развитие фонематического слуха и восприятия у детей
как профилактика нарушения письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
13.01.2021.docx | 14.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического слуха и восприятия у детей
как профилактика нарушения письменной речи.
Нейропедагогика основана на знании законов работы мозга и психики человека для того, чтобы обучать и воспитывать человека, способствовать самореализации удовлетворению образовательных потребностей каждого ребенка.
Формирование навыков письма является частью формирования навыка речевой деятельности и тесно взаимосвязано с развитием фонематического слуха и восприятия. Для того, чтобы качественно и вовремя подготовить ребенка к обучению в школе важно заниматься развитием фонематического слуха и восприятия начиная с самого рождения, а особенно в дошкольном возрасте. Также необходимо уметь не только формировать, но и видеть и предупреждать какие-либо нарушения, которые связаны с формированием речевых и неречевых функций в письменной речи.
Фонема, в переводе с греческого означает «звук».
Фонематический слух - способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность.
Ступени развития фонематического слуха:
• первая - формирование способности различать неречевые звуки;
• вторая – различать речевые звуки.
Фонематический слух развивается самостоятельно, а фонематическое восприятие формируется только в процессе обучения и только при наличии хорошо сформированного и развитого фонематического слуха.
Стадии формирования фонематического восприятия
-первая – уметь узнавать звук в слове;
-вторая – выделять первый и последний звук в слове;
-третья – определять место звука в слове по отношению к другим звукам.
Хороший фонематический слух нужен ребенку для того, чтобы уметь различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие данного навыка дальнейшем поможет в успешном овладении навыками чтения и письма, а также иностранными языками.
Те дети, у которых недостаточно развит фонематический слух и восприятие могут иметь следующие сложности. В результате на письме у таких детей могут появиться ошибки, не связанные с применением орфографических правил: пропуск гласных и согласных букв; перестановка букв, лишние буквы; пропуск слогов, лишние слоги; замена гласных в ударном положении; замена йотированных гласных; замена согласных; обозначение твердости - мягкости согласных на письме гласными; обозначение мягкости при помощи ь; недописывание слов; замена слов, искажение слов; раздельное и слитное написание слов, предлогов. Такие ошибки являются показателем недостаточной сформированности фонетико-фонематических процессов. Интересно, что у одних детей замена и смешение букв на письме и при чтении сочетаются с искаженным произношением звуков, у других - нет. Недочеты произношения могут быть исправлены в дошкольном возрасте, но их сложно диагностировать и связать именно с этой проблемой. Такие ошибки не исчезают сами собой, а нужна работа логопеда. Также родители, получившие консультацию логопеда, дома при самостоятельных занятиях с детьми достигают значительных успехов в преодолении ошибок, связанных с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
При развитии фонематического слуха и восприятия важно применение правильно подобранны методов. Применение дидактических игр помогает учить детей весело, радостно, без напряжения. Также игра помимо формирования и развития фонематического восприятия помогает организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Также ее можно применять в различных вариантах. При помощи игры педагог может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого занятия.
Игры на развития фонематического слуха и восприятия используются от простого к сложному.
I этап – узнавание неречевых звуков
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу
IV этап - дифференциация слогов
Игра «Простукай (прохлопай) слово»
V этап – развитие навыков элементарного звукового анализа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза как основа коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.
Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привёл к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание о...
консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха и восприятия"
Данный текст поможет родителям понять ,что такое фонематический слух и восприятие,зачем его нужно развивать и чем опасно недоразвитие фонематического слуха и восприятия,а также, как в игро...
Статья на тему: "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста как профилактика нарушений письменной речи".
В данной статье раскрываются особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, что способствует формированию готовности ребенка к обучени...
"ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" Опубликована в альманахе МИР специальной педагогики и психологии Научно-практический альманах. Выпуск 7. - М.: ЛОГОМАГ, 2017
Предупреждение нарушений письма и чтения — одна из важнейших задач дошкольного возраста.В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи, связанным с замедленным темпом пс...
«Развитие неречевых психических функций методами кинезиологии, как фактор профилактики нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР»
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....
Развитие фонематического слуха и восприятия у детей как профилактика нарушения письменной речи.
Развитие фонематического слуха и восприятия у детей как профилактика нарушения письменной речи....
Развитие фонематического слуха и восприятия у детей как профилактика нарушений письменной речи
Рассмотрим, какие методы направлены на развитие фонематического слуха...