Рабочая программа по Ритмике для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренную умственной отсталость
рабочая программа

Катечкина Ирина Владимировна

Рабочая программа разработанна на основе всех требований. При написании программы уитывался контингент обучающихся, учащимся очень нравятся занятия Ритмикой (хорегография, стрейчинг). С каждым годом ищу что то новое для них и страюсь это отразить в программе развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmika_novaya_20-21.docx36.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 439

Петродворцового района Санкт-Петербурга

            Принято                                                                                     «Утверждаю»

            на Педагогическом совете                                                       Приказ № 96

            Протокол  №  1                                                                         от « 31 » августа 2020г.                        

            от « 27»августа 2020г.                                                             Директор________В.Н. Гнездилова

Рабочая программа

учебного предмета

«Ритмика»

для обучающихся 6-10 класса

(АООП образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) I-IX классы)

        

Срок реализации программы-1год

 Составила: учитель Катечкина И.В.

г. Санкт-Петербург

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

         Рабочая программа учебного предмета «Ритмика» для 6-10 класса (АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является приложением к Адаптированной основной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I-IX классов, составлена  в соответствии с нормативными документами:

- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным  приказом МО РФ от 10.04.2002 №29/2065-п  «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- Распоряжением Комитета по образованию от  16.04.2020 № 988-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебном году»;

-Учебным планом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга на 2020-2021 учебный год.

Цель коррекционной работы: 

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с умственной отсталостью. В соответствии с требованиями ФГОС для умственно отсталых обучающихся целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Задачи коррекционной работы:

1. Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

3. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;

4. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации умственно отсталых детей;

5. Оказание родителям (законным представителям) умственно отсталых детей консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основные направления работы по ритмике:

- упражнения на ориентировку  в пространстве;

-ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнения на расслабление мышц);

- упражнения с детскими музыкальными инструментами;

- игры под музыку;

- танцевальные упражнения.

Предмет «Ритмика» является дополнительным занятием  физического воспитании школьников. В сочетании с другими формами обучения физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня  (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, внеурочная деятельность оздоровительно-тренировочной направленности), внеклассной работой  по физической культуре (спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады) – достигается формирование гармоничной культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях ритмикой и физической культурой, разностороннюю подготовленность.

Общая характеристика коррекционной подготовки

Занятия ритмикой должны быть направлены на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепления здоровья и выработку жизненно необходимых умений и навыков. Выраженные нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений.  На уроках  развиваются координация движений, общая, мелкая моторики. Дети учатся видеть красивое, эмоционально воспринимать его. Благотворно на них воздействует музыка (грустная, веселая). На занятиях ритмикой развивается и познавательный интерес детей. Умело подобранные упражнения, элементы танца, игры воспитывают у них правильное отношение к окружающему миру, расширяют представление о различных явлениях природы.

Ритмика – это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Она доступна и детям с УУО и даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка. Занятия ритмикой включают в себя элементы танца, художественной гимнастики, лечебной физкультуры и общей физической подготовки, а также элементы пластики, йоги и сюжетно-игровые занятия. В программу включены упражнения, способствующие развитию слуха и музыкальных способностей, логопедические упражнения и упражнения, помогающие решить часть проблем опорно-двигательного аппарата. Занятия ритмикой способствуют развитию основных психологических функций детей (память, внимание, мышление, речь и воображение) и создают ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, даёт детям творческий импульс, возможность высвободить их энергию.

Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям. Так же, занятия помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку. Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации.

Специфика контингента:

 Всем учащимся группы свойственны замедленность и неравномерность протекания психических процессов, конкретность мышления, специфические особенности памяти и функций внимания обусловливающие выраженную замедленность формирования двигательных навыков. Слабое развитие мышц рук, глазомера, пространственной ориентации, недостаточность координации движений.

Сформированность умений и навыков отражена в мониторинге по предмету «Ритмика». Учитывая степень участия педагога в освоении учащимися различных видов деятельности и индивидуальные особенности усвоения учебной программы  необходим дифференцированный разно уровневый подход.

Определяется два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов рассматривается как повышенный, и не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей  (законных  представителей)  образовательная  организация  может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.

Планируемые результаты освоения учебного курса.

Система оценки достижения возможных результатов освоения программы обеспечивает связь между требованиями стандарта и образовательным процессом. Она адекватно отражает требования стандарта, передает специфику образовательного процесса и соответствует возможностям обучающихся. Целью оценочной деятельности является установление динамики развития обучающихся по итогам четвертей и учебного года в целом.

Освоение рабочей программы по предмету коррекционной области «Ритмика» обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Личностные результаты освоения предмета коррекционной области адаптированной рабочей программы «Ритмика» включают:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты освоения предмета коррекционной области адаптированной рабочей программы «Ритмика» включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для данной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Формы текущего контроля знаний.

Система оценки результатов включает целостную характеристику выполнения обучающимися целей и задач программы, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:

- что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени обучения;

- что из полученных знаний он может и должен применять на практике;

- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Для оценки достижения возможных предметных результатов освоения программы используется технология тестовых заданий. Задания разрабатываются дифференцированно с учетом особых образовательных потребностей. Вариативность заданий заключается в варьировании сложности и объема стимульного материала, способа предъявления, объема помощи при выполнении задания. Основой оценки служит анализ качества выполнения тестовых заданий. Оценка достижений предметных результатов производится путем установления среднего арифметического из двух оценок – знаний (что знает) и практики (что умеет). В спорных случаях приоритетной является оценка за практические учебные умения. Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

Оценка достижений предметных результатов по составляющей производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания,  обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.

1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.

2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.

3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.

4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.

5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.

Оценка достижений предметных результатов производится 1 раз в четверть. На основании сравнения показателей за четверть текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике  усвоения программы каждым обучающимся с УУО по каждому показателю по следующей шкале:

0 – отсутствие динамики или регресс.

1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.

2 – минимальная динамика.

3 – средняя динамика.

4 – выраженная динамика.

5 – полное освоение действия.

Формы организации учебного процесса:

Формы обучения: урок изучения нового материала, урок закреплений знаний, умений и формирование навыков, комбинированный урок, урок- игра.

Методы: игровой, демонстрационный (метод показа), метод творческого  взаимодействия, объяснительно-иллюстративный (наглядный, с использованием схематических элементарных партитур), метод наблюдения и подражания, метод упражнений.

Коррекционная работа базируется на целенаправленном развитии у детей с УУО восприятия музыки. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у них эмоциональной отзывчивости на музыку и формирование восприятия основных ее элементов.

Один из основных видов деятельности, это музыкально – ритмические движения. Дети с УУО учатся выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку основные движения, например ходьбу, бег, прыжки, танцевальные упражнения, исполнять несложные танцевальных композиции.

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела

Количество

часов

1

Вводное занятие

1

2

Игроритмика

5

3

Игрогимнастика (игровой стретчинг, игропластика)

5

4

Игротанцы (хореографические упражнения; танцевально-ритмическая гимнастика)

5

5

Оздоровительная гимнастика (упражнения с элементами йоги; пальчиковая гимнастика; игровой самомассаж; упражнения на формирование правильной осанки; упражнения для профилактики плоскостопия).

10

6

Музыкально-подвижные игры (игры с пением и речевым сопровождением; сюжетно-игровые занятия).

7

7

Итоговый урок.

1

Итого:

34

Содержание программы

Программа состоит из пяти разделов: «Игроритмика», «Игрогимнастика», «Игротанцы», «Оздоровительная гимнастика», «Музыкально-подвижные игры». На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока  отводится различное количество времени на каждый раздел, имея в виду, что в начале и конце урока  включены упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

«Вводное занятие» (1 час). Проведение инструктажа по ТБ поведения на занятиях. Знакомство с предметом, инвентарем, музыкальными инструментами. Просмотр обучающего мультфильма.

«Игроритмика» (5 часов). Ходьба  на  каждый  счет  и  через  счет; хлопки,  удары  ногой, «топотушки»  на  сильные  и  слабые доли  такта; определение  музыкального  размера  4/4  и  ¾.; бег  в  различном  темпе и стиле.

«Игрогимнастика» (5 часов). Строевые  упражнения – перестроения из  одной  колонны  в несколько  кругов на  шаге  и  беге, перестроения  из  круга  в  две  колонны  по  выбранным  водящим; шаги  в  разных  направлениях  по  залу; строевые  приемы  «направо», «налево», «кругом»  при  шаге  на  месте. Общеразвивающие  упражнения – без предметов, с мячом, с гимнастической палкой, с кубиками, с игрушкой, с платочком, с султанчиком, на скамейке и т.п.

«Игротанцы» (5 часов). Хореографические  упражнения – поклон для  мальчиков, реверанс  для  девочек, русский поклон; танцевальные  позиции  рук: на  поясе  и  перед  грудью и ног; приседы, полуприседы и  подъемы  на  носки, упражнения возле хореографического станка; подъемы ног и махи ногами; прыжки  с  упором  на  опору. Танцевальные  шаги – мягкий, острый, срестный шаги; шаг  галопа; шаг польки; шаг с  подскоком; русский  переменный  шаг, шаг  с  притопом, русский  шаг – припадание; комбинации  из  изученных  танцевальных  шагов; основные  движения  русского  танца: «тройной  притоп», «гармошка», «ковырялочка» и др. Ритмические  танцы – «Зарядка», «Макарена», «Танец с хлопками», «Черный кот», «Русский народный танец», «Рок-н-рол» и др.

«Оздоровительная гимнастика» (10 часов). Пальчиковая гимнастика; упражнения йоги; упражнения на формирование правильной осанки и свода стопы, а также профилактику их нарушений.

«Музыкально-подвижные игры» (7 часов). «У жирафа пятна», «У оленя дом большой», «Мы пойдем сначала вправо» и др.

«Итоговый урок» (1 час). Контроль качества проделанной работы, как со стороны педагога, та и со стороны обучающихся.  

Учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида   подготовительный, 1-4 классы, под редакцией Воронковой В. В., Москва Издательство: «Просвещение», 2013 г.
  2. Затямина Т.А.Стрепетова Л.В. Музыкальная ритмика. Учебно-методическое пособие. Издательство: «Планет»а (уч), 2013 г.
  3. Конорова Е.В. Ритмика: Методическое пособие. В 2-х выпусках. Выпуск 1: Занятия по ритмике в первом и втором классах ДМШ.- М.: Музыка,2012 г.
  4. Касицына М.А. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и техн. работы с детьми дошкольного возраста. Издательство: Гном, 2019 г.
  5. Фирилева Ж.Е., Загрядская О.В., Рябчиков А.И. : Ритмика в школе. Третий урок физической культуры. Учебно-методическое пособие. Издательство «Феникс», 2014 г.
  6. Колодницкий Г.А. «Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры»: методическое пособие. Москва. Издательство: «Дрофа», 2003 г.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Аудио  материалы:

  • аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);
  • плейлисты с разными характерами музыки;

Технические средства обучения

  • компьютер;
  • музыкальный центр;
  • музыкальная колонка:

Учебно-практическое оборудование:

Спортивный инвентарь:

  • гимнастиеские палочки
  • мячи;
  • гимнастические маты;
  • ортопедические коврики;
  • обручи;
  • гимнастические ленты;

Комплект элементарных музыкальных инструментов:

  • бубен;
  • колокольчики;
  • ритмические палочки;
  • ложки (музыкальные ложки);
  • маракас;
  • погремушки;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по математике для учащихся 10 классов с умеренной умственной отсталостью

Рабочая программа по курсу "Математика" ( 10 класс, для учащихся с умеренной умственной отсталостью специальной (коррекционной) школы VIII вида) разработана учителем ГБОУ СКОШИ VIII вида №7 г. М...

Рабочая программа по математике для учащихся 9 класса с умеренной умственной отсталостью

Аннотация к рабочей  программе по математике для учащихся 9 класса с умеренной умственной отсталостью.        Рабочая   программа по математике ...

Рабочая программа по письму для обучающихся 1 класса с глубокой умственной отсталостью

Рабочая программа для 1 класса по письму для детей с глубокой умственной отсталостью...

Рабочие программы ученика 6 класса (ОВЗ, домашнее обучение с умеренной умственной отсталостью)

Рабочие программы для ребенка с умеренной умственной отсталостью, находящегося на домашнем обучении...

рабочая программа по предмету "Альтернативное чтение" для 7 класса (умеренная умственная отсталость) надомное обучение

Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» для 7 класса (обучающихся с умеренной умственной отсталостью разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательн...

Методическая разработка "Конспект урока для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренную умственную отсталость". Воспитатель: Анисимова Е.Д.

Предмет: «Развитие речи и окружающий мир»Тема:  «Путешествие в страну овощей и фруктов»Тип урока: интегрированный с использованием ИКТ, комбинированный с элементами игрыЦе...

Рабочая программа учителя-дефектолога на учащегося 9 класса с умеренной умственной отсталостью

Данная программа предназначена учителям-дефектологам, работающим в школах, где учатся дети с отклонениями в развитии....