Авторская рабочая программа по математике для учащихся 10 классов с умеренной умственной отсталостью
календарно-тематическое планирование (10 класс) по теме
Рабочая программа по курсу "Математика" ( 10 класс, для учащихся с умеренной умственной отсталостью специальной (коррекционной) школы VIII вида) разработана учителем ГБОУ СКОШИ VIII вида №7 г. Москвы Елисеевой Т.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_10_klass.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по математике
для учащихся с умеренной умственной отсталостью
10 класс
(10 год обучения)
Пояснительная записка
Курс математики предполагает обучение учащихся 10 класса решению жизненно важных экономических задач и направлен на углубленную социально-бытовую ориентировку в обществе. Курс включает программный материал, содержащий доступные для усвоения умственно отсталыми учащимися математические и экономические понятия.
Данная программа предназначена для учащихся с умеренной умственной отсталостью. Составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью (специальная (коррекционная) школа VIII вида №77 СЗАО г. Москвы, 2009г.).
Основной задачей обучения математике детей с умеренной умственной отсталостью (F71) является социальная адаптация с целью дальнейшей интеграции в общество в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально.
Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы по обучению математике носит ярко выраженный прикладной характер и максимально связывается с жизненным опытом учащихся, имеет для них практическую значимость и жизненную необходимость.
Небольшой объем часов по учебному базисному плану, ограниченные возможности интеллектуального развития детей с умеренной умственной отсталостью, узкий круг бытовых и социальных ситуаций, требующих в повседневной жизни применения тех или иных математических знаний, позволяют ограничиться имеющимися знаниями, умениями и навыками, полученными учащимися на уроках математики в 5 – 9 классах. Учебный материал с целью совершенствования ранее приобретенных знаний, умений и навыков дается в виде повторения тех разделов, которые будут актуальными для отработки конкретных социально значимых тем. Наиболее полно и четко эти темы сформулированы в содержании учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка». Поэтому курс математики 10 класса построен в тесной связи с тематикой СБО, а содержание задач определяется содержанием жизненных ситуаций, которые рассматриваются программой СБО. На уроках математики отрабатываются те вычислительные навыки, которые приходится использовать учащимся для освоения социальных знаний.
Основные задачи преподавания математики состоят в том, чтобы:
- дать из ранее изученного такие доступные знания, умения и навыки, которые будут применяться в жизненных ситуациях;
- учить распознавать в реальной окружающей жизни математические факты;
- учить применять математические знания в решении конкретных практических задач, которые будут встречаться в дальнейшей жизни после окончания школы;
- использовать процесс обучения математике для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств детей с умеренной умственной отсталостью.
Познавательная деятельность детей с умеренной умственной отсталостью особенно затруднена в вопросах овладения элементарными математическими знаниями. С большим трудом формируется понимание количества, числа, меры, временные и пространственные представления, операции сравнения, сущность действий сложения и вычитания, математические отношения между числовыми данными простой задачи и т.п. Поэтому содержание обучения математике детей с умеренной умственной отсталостью базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать дети.
Принцип доступности предполагает с целью создания мотивации к познанию сделать предлагаемый учебный материал максимально понятным, приближенным к «Я» ребенка, к жизненной ситуации, в которой находится ребенок в данный период его жизни. Что понятно – то доступно, что доступно – то интересно, что интересно – то вызывает желание познавать новое. Весь предъявляемый учебный материал каждого урока также рассматривается с позиции принципа доступности: объем, последовательность прохождения тем, виды работ, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той же теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности. Это позволяет более эффективно осуществлять дифференцированную работу на уроке.
Не менее важным фактором в организации обучения детей с умеренной умственной отсталостью является привлечение жизненного опыта, организация возможно большего количества практической деятельности в процессе обучения математике на практической и наглядной основе. В качестве наглядной основы используются натуральные объекты и предметы (или их имитация) в натуральную величину (например, купюры, монеты, и т.д.). С позиции этих принципов в программу включены такие темы как «Работа с часами», «Работа с календарем», «Работа с денежными знаками», «Работа с калькулятором». С этими объектами учащиеся сталкиваются постоянно в повседневной жизни. При систематической, определенным образом построенной работе, можно добиться усвоения этих тем детьми с умеренной умственной отсталостью.
Одна из главных задач уроков математики в школе – научить умственно отсталых детей узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых необходимо и возможно применить полученные на уроках математические знания. Эти ситуации берутся учителем из жизни и вводятся в образовательный процесс (например, проверка по чеку соответствия оплаченных товаров наличию товара в корзинке, пересчет полученной сдачи и сравнение с суммой сдачи по чеку и т.п.).
Представленное в данной программе по математике содержание обучения в целом доступно детям с умеренной умственной отсталостью. Учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями.
- Нумерация в пределах 1000.
- Чтение одно-, дву-, трехзначных чисел и поиск этих чисел в календаре, в таблице.
- Запись одно-, дву-, трехзначных чисел и поиск этих чисел в календаре, в таблице.
- Счет прямой и обратный десятками в пределах 100.
- Счет прямой и обратный сотнями в пределах 1000.
- Счет прямой двойками, пятерками, десятками, сотнями до заданного числа.
- Счет обратный двойками, пятерками, десятками, сотнями до заданного числа.
- Разложение числа по разрядам.
- Составление числа по разрядным единицам.
- Сравнение чисел в пределах 1000, постановка знака >, <, = и поиск их в календаре, в таблице.
- Счет прямой до заданного числа, поиск его в календаре, в таблице.
- Счет обратный до заданного числа, поиск его в календаре, в таблице.
- Запись чисел под диктовку, поиск их в календаре, в таблице.
- Поиск и называние соседей числа по календарю, по таблице.
- Счет от заданного до заданного числа.
- Вписывание пропущенного числа, поиск его в календаре, в таблице.
- Называние предыдущего числа, поиск его в календаре, в таблице.
- Называние последующего числа, поиск его в календаре, в таблице.
- Чтение и запись чисел с 0 в пределах 100.
- Устный счет в пределах 10.
- Письменное сложение в столбик в пределах 1000 без перехода через разряд.
- Сложение круглых сотен.
- Сложение круглых сотен с однозначным и двузначным числами.
- Сложение круглых сотен с трехзначным числом.
- Сложение трехзначного числа с однозначным, двузначным и трехзначным числами.
- Письменное вычитание в столбик в пределах 1000 без перехода через разряд.
- Вычитание круглых сотен.
- Вычитание круглых сотен из трехзначного числа.
- Вычитание из трехзначного числа однозначного, двузначного или трехзначного числа.
- Работа над задачей.
- Составление простых задач в пределах 1000 без перехода через разряд:
- на увеличение и уменьшение на число;
- на нахождение суммы и остатка;
- на разностное сравнение.
- Решение простых задач в пределах 1000 без перехода через разряд:
- на увеличение и уменьшение на число;
- на нахождение суммы и остатка;
- на разностное сравнение.
6. Работа с календарем (все виды работ в пределах 1000).
- Определение количества месяцев в году, дней в неделе, дней в месяцах.
- Называние месяцев, дней недели.
- Называние времен года; называние месяцев, относящихся к определенному времени года.
- Определение последовательности месяцев и дней недели.
- Определение рабочих и выходных дней.
- Определение длительности каникул, количества рабочих и выходных дней в месяце.
- Запись даты. Нахождение даты в календаре.
- Определение дня недели по дате.
- Определение даты по дню недели.
- Определение текущего года, предыдущих и последующих лет.
- Вычисление срока хранения продуктов, даты употребления, срока годности.
7. Работа с часами (все виды работ в пределах 100).
I. Работа с механическими часами, с моделью часов, часовой и минутной стрелками.
- Определение часовой и минутной стрелок. Что они показывают?
- Чтение цифр на циферблате (арабских).
- Определение времени по положению часовой стрелки (минутная показывает на 12).
- Называние и определение частей суток.
- Отнесение часов ко времени суток.
- Чтение цифр на циферблате часов с двойным обозначением времени суток (с добавлением слов: утро день, вечер, ночь).
- Чтение цифр на циферблате часов с одинарным обозначением времени суток (с добавлением слов: утро день, вечер, ночь).
- Определение прошедшего времени.
- Выставление времени на модели часов.
- Определение времени начала передачи по телепрограмме.
II. Работа с часами с электронным циферблатом, без стрелок.
- Определение местоположения показаний часов, минут, секунд.
- Чтение показания на часах с называнием единиц измерения времени.
8. Работа с калькулятором.
- Знание клавиатуры калькулятора (кнопка включения, кнопка выключения, сброс, цифры, знаки: (+), (-), (=)).
- Набор однозначных, двузначных и трехзначных чисел по образцу и под диктовку.
- Чтение однозначных, двузначных и трехзначных чисел с калькулятора.
- Проверка решения примеров на (+) и (-) в пределах 1000 без перехода через разряд.
- (+) и (-) в пределах 1000 без перехода через разряд.
- Набор простых и составных именованных чисел – мер стоимости – рублей, типа 6р. = 6. ; 5р.32к. = 5.32.
- Чтение с калькулятора простых и составных именованных чисел (мер стоимости).
- (+) и (-) мер стоимости на калькуляторе. Все случаи в пределах 1000.
9. Геометрический материал.
- Различение геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
- Обведение шаблонов геометрических фигур.
- Измерение отрезков.
- Построение отрезков по заданным размерам.
- Построение треугольника, квадрата и прямоугольника по клеточкам.
При прохождении программы организуется контроль индивидуального усвоения знаний и умений каждым учащимся. Для этого можно использовать специальные «Карты отслеживания динамики усвоения знаний и умений» на каждого ученика. В карте дается перечень основного содержания обучения в текущем учебном году. Оценка знаний проводится в соответствии с утвержденным уровнем программы и должна отражать не только уровень знаний детей с умеренной умственной отсталостью в пределах, определенных программой, но и те усилия, которые были затрачены учеником в процессе приобретения знаний. Назначение оценки – вознаграждать трудолюбие, отражать успех, то есть на первый план выдвигается этическая и стимулирующая функция оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике для учащихся 9-го класса с умеренной степенью умственной отсталости
Данная рабочая программа составлена для учащихся девятого класса с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната....
Рабочая программа по математике для учащихся 9 класса с умеренной умственной отсталостью
Аннотация к рабочей программе по математике для учащихся 9 класса с умеренной умственной отсталостью. Рабочая программа по математике ...
Рабочая программа для учащихся 2 класса с умереной умственной отсталостью (домашнее обучение)
Уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу для учеников 2 класса с диагозом "Умеренная умственная отсталость" (домашнее обучение)Программа составлена на основе пр...
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс
Настоящая программа обучения составлена с учетом особенностей учащихся интеллектуального и физического развития и направлена на решения следующих целей: Цели обучения математики:развитие образног...
Рабочая программа учителя-дефектолога на учащегося 9 класса с умеренной умственной отсталостью
Данная программа предназначена учителям-дефектологам, работающим в школах, где учатся дети с отклонениями в развитии....
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) 8 «Б» класса 2022- 2023 учебный год
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) 8 «Б» класса 2022- 2023 учебн...
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физкультура» предназначена для учащихся 6 класса с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Адаптивная физкультура» предназначена для учащихся 6 класса с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальн...