Рабочая программа учителя-дефектолога на учащегося 9 класса с умеренной умственной отсталостью
рабочая программа (9 класс)
Данная программа предназначена учителям-дефектологам, работающим в школах, где учатся дети с отклонениями в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальная программа учителя-дефектолога для для учащегося 9 класса | 46.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Черемушкинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г. В. Комарова
Решение Педагогического совета МБОУ Черемушкинской СОШ Протокол №___________________ От «____»__________________2020г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Черемушкинская СОШ ______________Гусар Н. И. Приказ №__________ От «______»__________2020 г. |
Рабочая программа учителя-дефектолога
Непомнящих Марины Юрьевны
По учебному курсу «Дефектология»
На ребенка с ОВЗ 9 класс (УО в умеренной степени)
Срок реализации программы – 1 год
с. Черемушка
2020-2021 уч.год.
Пояснительная записка.
Дефектологическая программа составлена для учащегося 7 класса с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом F–70. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.
Целью применения данной разработки является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.
Задания, составляющие основу программы индивидуальные занятий по дефектологии, вводятся в качестве отдельных упражнений классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития ученика и его индивидуальным особенностям.
При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность.
Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.
Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.
Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями.
Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения. Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.
Продолжительность дефектологических занятий не превышает 15-20 минут. В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика. Ученик должен учиться сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия. Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (примерно 64-66 занятий)
Цели и задачи программы:
1. Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:
- климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
- развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам;
- ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.
2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:
- опора на личный опыт ученика;
- обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
- индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;
- использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
- организация взаимодействия со сверстниками.
3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:
- стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
- использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.
Программа занятий включает следующие основные направления:
- Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
- Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
- Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;
- Формирование учебной мотивации;
- Ликвидацию пробелов знаний;
- Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;
- Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.
Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.
Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях.
1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:
- Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- Развитие навыков каллиграфии;
- Развитие артикуляционной моторики;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- Развитие зрительного восприятия и узнавания;
- Развитие зрительной памяти и внимания;
- Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- Развитие пространственных представлений и ориентации;
- Развитие представлений о времени;
- Развитие слухового внимания и памяти;
- Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- Навыков соотнесенного анализа;
- Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- Развитие наглядно-образного мышления;
- Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам.
К концу учебного года учащийся должен уметь:
- делать простейшие обобщения и умозаключения как с помощью педагога, так и самостоятельно;
- классифицировать предметы по их существенным признакам с помощью наводящих вопросов;
- находить логические ошибки и устранять их с помощью педагога;
- запоминать и хранить в памяти более сложные инструкции;
- составлять план своей деятельности.
Календарно-тематическое планирование по коррекционным занятиям
I четверть
Дата | Тема занятия | Содержание работы | Терминология | Содержание коррекционно-воспитательного процесса |
Диагностическое обследование | ||||
1 | «Зашифрованный рисунок». ЛПЗ.РР.ПДД осенью. | Формирование знаний безопасности на дорогах в осеннее время года | Листопад, промозглая погода. | Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка |
2 | «Сходства и различия». ЛПЗ.М. Счетные операции в пределах 1000. | Формирование математических навыков, применение приемов счета. | Разряды чисел. | Развитие мыслительных операций, развитие математических представлений |
3 | «Зрительный диктант». ЛПЗ.М. Меры длины | Формирование знаний мер длины (см, дм, м) | Сантиметр, дециметр, метр, километр | Расширение математических представлений, развитие мыслительных операций |
4 | «Зашифрованный рисунок» ЛПЗ.Ч. Природа осенью. | Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, изменения в живой природе | Похолодание, листопад | Развитие речи, развитие памяти, развитие мышления |
5 | «Сходства и различия». ЛПЗ.РЯ. Овощи, фрукты, ягоды. Словарные слова. | Формирование знаний об овощах, фруктах, ягодах; их классификация и дифференциация | Овощи (картофель, морковь и т.д.), фрукты (яблоко, груша и т.д.), ягоды (смородина, малина и т.д.) | Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса, развитие речи |
6 | ЛПЗ. Умножение на однозначное число. | Формирование умения умножать на однозначное число. | Компоненты действия умножения. | Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков |
7 | «Зрительный диктант». ЛПЗ.М. Многоугольники | Формирование знаний о многоугольниках | Многоугольник | Расширение математических представлений, пополнение словарного запаса |
8 | «Найди отличия» ЛПЗ. РЯ. Словарные слова. Профессии. | Формирование знаний об инструментах, используемых разными профессиями. | Линейка, циркуль | Развитие словарного запаса, социально-бытовая ориентировка |
9 | «Исключи лишнее». ЛПЗ. Ч. Грибы. Отработка техники чтения. | Формирование навыков беглого чтения. | Мухомор, поганка, опёнок, груздь и т.д. | Расширение представлений об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса |
10 | «Продолжи логический ряд». ЛПЗ.РР. Написание сочинения. | Формирование знаний о последовательном написании сочинения. | Вступление, заключение | Расширение кругозора, развитие связной речи, социально-бытовая ориентировка |
11 | «Запутанные дорожки». ЛПЗ. Деление на однозначное число | Формирование умения делить на однозначное число. | Компоненты действия деления. | Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков |
12 | Итоговое занятие. | Повторение и закрепление игр, заданий, упражнений. | Коррекция всех мыслительных операций. |
II четверть
Дата | Тема занятия | Содержание работы | Терминология | Содержание коррекционно-воспитательного процесса |
1 | «Продолжи логический ряд». ЛПЗ .М .Порядок действий в примерах. | Формирование знаний о действиях первой и второй ступени. | Умножение, деление | Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков |
2 | «Дорисуй девятое». Мебель, посуда. ЛПЗ.Ч. Отработка навыков осмысленного чтения. | Формирование знаний о мебели, узнавание, их отличия, функции Формирование знаний о посуде, узнавание, их отличия, функции | Стол, стул, диван, шкаф и т.д. Сковородка, кастрюля, ложка, кружка и т.д. | Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка |
3 | «Продолжи числовой ряд». ЛПЗ. М. Решение составных задач в несколько действий. | Формирование умения решать составные задачи в несколько действий. | Условие, решение, ответ. | Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков |
4 | «Найди отличия». ЛПЗ. РЯ. Знаки препинания в конце предложения. | Формирование понятий пунктуация, выразительность речи. | Повествовательное, вопросительное, восклицательное. | Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса |
5 | «Запутанные дорожки». ЛПЗ.М. Правило перестановки слагаемых и множителей. | Формирование знаний о перестановке слагаемых и множителей. | Слагаемое, сумма | Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций |
6 | Аналитические задачи. ЛПЗ.М. Многозначные числа. | Формирование знаний о многозначных числах. | Двузначное число | Развитие памяти, развитие мыслительных операций |
7 | «Зашифрованный рисунок». ЛПЗ .М .Геометрические фигуры | Закрепление знаний о геометрических фигурах | Круг, квадрат, треугольник | Формирование математических навыков, развитие умения обобщать и классифицировать |
8 | «Исключи лишнее».Одежда, обувь. ЛПЗ.РЯ. Словарные слова. | Формирование знаний о видах одежды и обуви, названия, назначение, уход | Женская, мужская, детская, домашняя, выходная Летняя, зимняя, осенне-весенняя | Развитие речи, расширение словаря, социально-бытовая ориентировка |
9 | «Противоположное слово». ЛПЗ.Ч. Чтение программных текстов. | Формирование навыков беглого чтения. | Слова по тексту. | Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса |
10 | «Зрительный диктант». ЛПЗ. РР. Составление рассказа «Зимние забавы». | Формирование умений составлять устный рассказ. | Снеговик, конькобежец, лыжник, забава. | Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса, развитие речи |
11 | «Графический диктант» ЛПЗ.РЯ. Безударные гласные. | Формирование навыка дифференцировать правила правописания. | Большой, маленький, средний, больше, меньше | Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений |
12 | «Запутанные дорожки». ЛПЗ. РР. Заучивание стихов. | Формирование умения заучивать стихи наизусть, рассказывать их выразительно. | Пауза. Логическое ударение. | Формирование представлений о выразительном прочтении стихов, развитие речевых навыков |
13 | «Зашифрованный рисунок». Город. ЛПЗ. Парные согласные. | Формирование знаний о городе. Закрепление правила правописания парных согласных. | Улицы, дома | Расширение представлений об окружающем мире, пространственная ориентировка, социально-бытовая ориентировка |
14 | «Снежный ком» ЛПЗ. М. Геометрический материал. | Формирование умения чертить геометрические фигуры, пользоваться линейкой и карандашом. | Длина, ширина, диагональ. | Формирование математических представлений, развитие пространственного восприятия. |
15 | «Внимательный художник» ЛПЗ.Ч. Программные тексты. | Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, изменения в живой природе | Снегопад, гололёд | Развитие речи, развитие памяти, развитие мышления |
16 | Итоговое занятие. | Повторение и закрепление игр, заданий, упражнений. | Коррекция всех мыслительных операций. |
III четверть
Дата | Тема занятия | Содержание работы | Терминология | Содержание коррекционно-воспитательного процесса |
1 | «Продолжи логический ряд». ЛПЗ. РР. Охрана здоровья | Формирование знаний о способах здоровьесбережения | Простуда | Расширение представлений, социально-бытовая ориентировка, пополнение словарного запаса |
2 | «Исключи лишнее». ЛПЗ. РЯ. Словарные слова. | Формирование знаний о способах запоминания написания словарных слов. | Простуда | Расширение представлений, социально-бытовая ориентировка, пополнение словарного запаса |
3 | «Подбери пару». ЛПЗ М. Умножение и деление многозначных чисел. | Формирование умения умножать и делить числа | Умножение, деление | Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков |
4 | «Продолжи закономерность» ЛПЗ. М. Единицы измерения. | Формирование знаний об единицах измерения. | Единицы измерения длины, массы, времени. | Расширение математических представлений, развитие словарного запаса |
5 | «Кукольный театр». ЛПЗ. РЯ. Правописание. | Формирование умения обращаться с ручным кукольным театром | Персонаж, последовательность | Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания, развитие координации движений |
6 | «Зрительный диктант». ЛПЗ. М. Действия с именованными числами. | Формирование умений выполнять действия с именованными числами. | Первый, десятый и т.д. | Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций |
7 | «Волшебный мешочек». ЛПЗ.РР. Составление устных рассказов «Моя семья» | Формирование знаний и представлений о членах семьи | Родители, родственники | Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям |
8 | «Найди отличия». ЛПЗ РЯ .Части речи. | Формирование навыков классификации и дифференциации частей речи. | Существительное, прилагательное, глагол. | Расширение представлений об окружающее мире, пополнение словарного запаса |
9 | «Сходство и различие». ЛПЗ.М. Доли, дроби. | Формирование знаний о долях и дробях. | Первый, второй и т.д. | Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций |
10 | «Сходство и различие». ЛПЗ.М. Углы | Формирование знаний об углах, их виды | Тупой, острый, прямой | Расширение математических представлений, развитие словарного запаса |
11 | «Продолжи закономерность». ЛПЗ. РР. Комнатные растения | Формирование знаний о комнатных растениях, названия, узнавание, уход, польза | Бегония, фиалка и т.д. | Развитие аналитико-синтетической сферы. Развитие речевых навыков. |
12 | «Снежный ком». ЛПЗ.Ч. Отработка техники чтения. | Формирование умения читать целыми словами. | Выразительность, беглость | Формирование навыков смыслового чтения. Развитие долговременной памяти. |
13 | «Исключи лишнее». Домашние животные ЛПЗ.РЯ. Проверочные слова. | Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании. Закрепление правил проверки безударных гласных. | Конура, будка | Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов, умение исключать лишний предмет. |
14 | «Мозаика». ЛПЗ.М. Порядок действий в примерах. | Формирование умения выполнять математические действия в определенном порядке. | Действия первой и второй ступени. | Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков |
15 | «Поиск ошибок в тексте». ЛПЗ. РЯ. Правописание. | Формирование умений находить ошибки в тексте. | Берлога, медведь. | Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов, устойчивости внимания. |
16 | «Графический диктант». ЛПЗ. М.Геометрические фигуры. | Формирование умения различать и называть геометрические фигуры. | Прямоугольник, квадрат, круг, треугольник. | Формирование математических представлений, развитие пространственного восприятия и воображения. |
17 | «Дорисуй девятое» . ЛПЗ.Ч. Природа весной. Осознанность чтения. | Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, изменения в живой природе. | Сосулька, оттепель, прилёт птиц. | Развитие речи, памяти, мышления. Формирование осознанного чтения. |
18 | «Исключи лишнее». ЛПЗ.М. Состав чисел. | Формирование знаний состава многозначного числа. | Одиннадцатый и т.д. | Развитие памяти, развитие мыслительных операций |
19 | «Что перепутал художник?». ЛПЗ.РЯ. Словарные слова. | Формирование знаний написания словарных слов. | Конура, будка | Развитие визуальной памяти, аналитико-синтетической деятельности. |
20 | «И мы..». Обобщающее занятие. | Формирование умения выполнять задания самостоятельно. | Формирование самостоятельности, упорства. |
IV четверть
Дата | Тема занятия | Содержание работы | Терминология | Содержание коррекционно-воспитательного процесса |
1 | «Запутанные дорожки» ЛПЗ. М. Решение задач. | Формирование умения решать арифметические задачи. | Условие задачи, вопрос, решение, ответ. | Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков |
2 | «Зашифрованный рисунок». ЛПЗ.РЯ. Части речи. | Закрепление знаний о частях речи. | Части речи | Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов, выразительности речи. |
3 | «Продолжи числовой ряд» ЛПЗ. М. Деление и умножение на 0 и 1 | Формирование умения умножать на 0 | Деление, умножение | Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков |
4 | «Исключи лишнее». ЛПЗ.РР. Написание сочинения о весне. | Формирование умения писать сочинения описательного характера. | Вступление, заключение. | Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов, долговременной памяти. |
5 | «Продолжи логический ряд». ЛПЗ. М Геометрические фигуры | Закрепление знаний о геометрических фигурах | Круг, квадрат, треугольник | Формирование математических навыков, развитие умения обобщать и классифицировать |
6 | «Найди отличия». ЛПЗ. РЯ. Знаки в конце предложения. | Формирование знаний о постановке знаков в конце предложения. | Точка, вопросительный, восклицательный знаки. | Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса |
7 | «Корректурная проба». ЛПЗ.М. Правило перестановки слагаемых | Формирование знаний о перестановке слагаемых | Слагаемое, сумма | Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций |
8 | «Внимательный художник». ЛПЗ. Ч. Чтение программных произведений. | Формирование навыков беглого, правильного, осознанного чтения. | Слова по тексту. | Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов |
9 | «Графический диктант» ЛПЗ.М. Геометрическая форма | Формирование навыка дифференцировать предметы по форме | Круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный, овальный | Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений |
10 | «Мозаика». ЛПЗ.М. Часы и циферблат. | Формирование умения определять время по часам | Циферблат, стрелка | Социально-бытовая ориентировка, развитие конструктивного мышления. |
11 | «Лабиринты». ЛПЗ. РР. Природа летом | Формирование знаний о сезонных изменениях в природе | Жара | Развитие речи, развитие памяти, развитие мышления. |
12 | Обобщающее занятие. | Формирование умения выполнять задания самостоятельно. | Формирование самостоятельности, упорства. | |
Диагностическое обследование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа по математике для учащихся 10 классов с умеренной умственной отсталостью
Рабочая программа по курсу "Математика" ( 10 класс, для учащихся с умеренной умственной отсталостью специальной (коррекционной) школы VIII вида) разработана учителем ГБОУ СКОШИ VIII вида №7 г. М...
Рабочая программа по математике для учащихся 9 класса с умеренной умственной отсталостью
Аннотация к рабочей программе по математике для учащихся 9 класса с умеренной умственной отсталостью. Рабочая программа по математике ...
Рабочая программа для учащихся 2 класса с умереной умственной отсталостью (домашнее обучение)
Уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу для учеников 2 класса с диагозом "Умеренная умственная отсталость" (домашнее обучение)Программа составлена на основе пр...
Рабочая программа учителя - дефектолога для детей с умственной отсталостью умеренной и тяжёлой степени
Сведения о создании условий для обучающихся с овз. Плнируемые результаты освоения программы в соответствии с АООП....
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с умственными отклонениями умеренной и тяжелой степени
Сведения о создании условий для обучения и воспитания обучающихся с овз. Планируемые результаты освоения программы в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) 8 «Б» класса 2022- 2023 учебный год
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) 8 «Б» класса 2022- 2023 учебн...
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физкультура» предназначена для учащихся 6 класса с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Адаптивная физкультура» предназначена для учащихся 6 класса с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальн...