рабочая программа по предмету "Альтернативное чтение" для 7 класса (умеренная умственная отсталость) надомное обучение
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» для 7 класса (обучающихся с умеренной умственной отсталостью разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга | |
Принято на педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08.2019г | Утверждено Приказ директора № 114 от 30.08.2019г В.Н. Гнездилова._________ |
Рабочая программа по предмету: «Альтернативное чтение» Иванова Иван Ивановича (надомное обучение) 7 класс (для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренную умственную отсталость) Срок реализации программы - 1год | |
Составила: Гронь О.В Высшая квалификационная категория | |
г. Санкт-Петербург 2019-2020 учебный год |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» для 7 класса (обучающихся с умеренной умственной отсталостью разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
В соответствии с:
- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом МО РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Учебным планом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год;
Рабочая программа в соответствии с индивидуальным учебным планом надомного обучения Рзаева Максима Мансимовича и календарным учебным графиком на 2019-2020 учебный год рассчитана на 68 часов (исходя из 2 часов в неделю).
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.
При определении содержания предмета «Альтернативное чтение» в современных технологиях наряду с традиционным чтением используются и альтернативные виды чтения: слушание аудиокниг, «чтение» картин, «чтение жестов», «чтение нот» и т. п.
В рамках предмета «Альтернативное чтение» рассматриваются следующие варианты «чтения»: «чтение» телесных и мимических движений; «чтение» изображений на картинках и картинах; «аудиальное чтение» (слушание аудиокниг, литературных произведений, аудиокассеты, CD-диски); «чтение» видеоизображений (на CD-дисках, видеофильмы , мультфильмы, документальные кадры о природе, животных, отрывки художественных фильмов); чтение пиктограмм; глобальное чтение; чтение букв, цифр и других знаков; чтение по складам.
Обучение «Альтернативному чтению» учащихся рассматриваемой категории имеет целью не собственно ознакомление учащихся с художественной литературой, не их литературное образование, а ежедневное чтение им художественной литературы (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов и т. п.) и формирование умений самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя невербальные и вербальные средства коммуникации.
Специфика контингента
Возраст: 14 лет. Ивану свойственно: несформированность познавательных процессов, мышление конкретное, непоследовательное, не способное к образованию отвлечённых понятий. аграмматизмы, недостаточная сформированность связной речи. Иван соотносят слово – картинку – пиктограмму. Составляет простое предложение по картинке. Иван составляет слоги и слова с помощью кассы букв и слогов, может найти букву в ряду букв (3 – 5 букв). Развитие общей и мелкой моторики нарушено. У Ивана предметно-игровые действия в стадии формирования.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Учащиеся должны:
- понимать жесты;
- воспринимать информацию зрительно и на слух;
- соотносить звук с его источником;
- уметь характеризовать звук по силе звучания (тихо, громко);
- уметь имитировать звуки окружающей действительности;
- уметь слушать и слышать учителя;
- уметь подбирать иллюстрацию к предложению;
- составлять предложения с помощью пиктограмм;
- отвечать на поставленные вопросы с помощью вербальных и невербальных средств общения;
- находить изученные буквы и выделять их из ряда предложенных (исходя из индивидуальных особенностей ребенка);
- уметь работать с магнитной азбукой;
- владеть навыками самостоятельного «чтения» картинок, пиктограмм букв, слов, предложений (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся).
Цель изучения предмета «Альтернативное чтение» в 7 классе:
максимально возможная социальная адаптация детей через формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации на базе лексических тем предмета «Развитие речи и окружающий мир» 7 класс.
Задачи предмета «Альтернативное чтение»:
- формировать первоначальные ценностные представления о книгах и иллюстрациях, картинах и картинках;
- формировать необходимость построения простейших высказываний речевыми и альтернативными средствами;
- формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся;
- формировать способность к коллективной деятельности;
- учить понимать соотносящиеся и указательные жесты.
Коррекционно-развивающие:
- развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»;
Формы организации учебного процесса:
- Формы обучения:
- урок с элементами игры;
- урок, с элементами практического занятия;
- экскурсия;
- игра;
- Методы и приёмы обучения:
- методы стимулирования мотивации учебно-познавательной
деятельности;
- методы формирования интереса к учению;
- создание ситуации занимательности, ситуаций успеха;
- использование познавательных игр;
- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;
- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация,
использование ИКТ;
- практические методы – упражнения, практические действия,
опыты.
- Виды деятельности учащихся на уроке:
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
- аудиально- визуальные (слушание, показ), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- выкладывание пиктограмм;
- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,
аппликация, резание;
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 6 класса.
Обучающиеся должны знать, понимать:
- названия предметов, явлений и действий предметов в рамках лексических тем предмета «Развитие речи и окружающий мир» и изучаемых литературных произведений.
- изученные и новые пиктограммы «собирать, срывать, поливать».
- изученные буквы (индивидуально)
Обучающиеся должны уметь:
Выполнять аудиальные и визуальные упражнения:
- с использованием картинок, изображающих продукты питания, животных, рыб, природу, профессии людей, лекарства (продавец, кассир, доярка, рыбак, фармацевт, врач циркач): «Слушай и показывай на картинке» и т. п.
- на прослушивание стихотворения и показ картинки, изображающей действие, на выбор нужной картинки из двух-трех.
- на выполнение движений в соответствии с прослушанным текстом стихотворения или короткого рассказа.
- типа «Покажи то, что я назову», «Найди одинаковые картинки» с использованием пиктограмм.
- «Читать» слова по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам, на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение.
- Раскладывать карточки со словами на соответствующие картинки или прикреплять их к реальным предметам.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения АООП образовательной организации.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения программы и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года (приложение 1 – диагностика в электронном виде).
Содержание учебной программы.
7 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
Учебно-тематический план
Разделы программы включаются в каждый урок, как этапы урока (чтение изображений на картинках и пиктограммах, аудиальное чтение, чтение букв и слогов (глобальное чтение), темы уроков основываются на лексическом материале предмета «Развитие речи и окружающий мир» 7 класс.
Практические работы включены в каждый урок «Альтернативного чтения»: логопедическая гимнастика, работа с зеркалом, игрушками, большой дидактической куклой, предметами окружающего мира, картинками, пиктограммами, заучивание стихотворений, чтение и анализ коротких рассказов, потешек, игры.
Разделы программы | Лексические темы | К-во час | Пр. зан. | Контроль | |
Первое полугодие | |||||
Диагностика | 3 | 3 | Д/карты | ||
Чтение изображений на картинках и пиктограммах Аудиальное чтение. Чтение букв и слогов (глобальное чтение) | Окружающий предметный мир и профессии людей. | 11 | 11 | текущий | |
Окружающий природный и животный мир. | 16 | 16 | текущий | ||
Диагностика | 2 | 2 | Д/карты | ||
Итого за 1 полугодие | 32 часа | ||||
Второе полугодие (36 ч.) | |||||
Чтение изображений на картинках и пиктограммах Аудиальное чтение. Чтение букв и слогов (глобальное чтение) | Окружающий предметный мир и профессии людей. | 22 | 22 | текущий | |
Окружающий природный и животный мир. | 12 | 12 | текущий | ||
Диагностика | 2 | 2 | Д/карты | ||
Итого за 2 полугодие | 36 часов | ||||
Итого за год: | 68 часов |
Содержание программы по предмету:
«Альтернативное чтение» (2 часа в неделю):
Разделы программы | Содержание |
Первое полугодие | |
Чтение изображений на картинках и пиктограммах. | «Чтение» информации учащимися (с помощью учителя), представленной на тематических пиктографических стендах на уроках. Знакомство с пиктограммами «собирать», «срывать», «поливать». Упражнения с пиктограммами: «Покажи то, что я назову», «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку». Чтение учащимся литературных произведений, рассматривание с ними иллюстраций и картин, выполнение этюдов, отражающих состояние деревьев в разное время года. Рассматривание своих рисунков и рисунков по теме «Береза», выполненных учителем, который стремится передать образ и характер березы (береза плакучая, печальная, опустила ветки; береза радостная, веселая, ветки подняла вверх, «танцует»). «Чтение» цветных пятен (определение по цвету времени года, части суток) и подбор вместе с учителем картинок и предметов к этим цветным фонам. Игры типа «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку», «Покажи то, о чем я говорю» с использованием пиктограмм «облако», «солнце», «луна», «снег» и др. Планируемые результаты:
|
Аудиальное чтение. | Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др. Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их. Выбор такого же музыкального инструмента или картинки, его изображающей, и называние его. Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи (выполнение учащимися трех- и четырехступенчатых инструкций, прослушивание и совместное с учителем элементарное обсуждение стихов и сказок. Слушание аудиокниг в различном формате. Создание образовательных ситуаций для закрепления у учащихся навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов. Побуждение учащихся называть героев (показывать на иллюстрациях) произведений. Обучение учащихся сопряженному договариванию стихов в ходе прослушивания, а затем и самостоятельному рассказыванию их, используя все доступные средства общения. Вовлечение учащихся в театрализованные игры (режиссерские и игры-драматизации) по прочитанному учителем тексту. Планируемые результаты:
|
Чтение букв и слов (глобальное чтение) | «Чтение» обозначения артикуляции гласных звуков соответствующими значками. Произнесение звуков с разной силой голоса, интонацией. Знакомство учащихся с буквами Т, Д Дидактические упражнения: выбор учащимися карточек с буквами среди картинок и цифр. «Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам (на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение). Раскладывание карточек с этими словами на определенные картинки: дождь, зима, снег, весна, лето и др. Чтение слов, подписанных под пиктограммами и картинками, накладывание (подкладывание) букв А, О, У, И, Э, Ы, П, Б, М, Т, Д, Н к этим же буквам в словах. Упражнения на развитие фонематического восприятия: различение контрастных гласных ([и-у], [и-о], [а-у], [э-у]) и близких по артикуляции согласных звуков в открытых слогах (по участию мягкого неба: [м-б], [н-д]; по месту образования: [п-т], [тнк], [м-н]. Узнавание букв в изученных словах (мама, папа, баба, стул, стол, дом). Планируемые результаты:
|
Второе полугодие | |
Чтение изображений на картинках и пиктограммах. | Работа с пиктограммами. Игровые ситуации, в которых учащимся необходимо узнать лекарства (по их изображению и по упаковке), предметы труда врача, медсестры по игровым аналогам, картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, составленная из четырех частей), по описанию учителя. Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстрации к рассказам, картинки — посещение врача, медицинские процедуры, бытовые технические приборы, труд людей разных профессий и в разное время года. Обыгрывание содержания картин и картинок с помощью наглядных объемных и плоскостных моделей. Расширение представлений учащихся о журналах и их «чтение» (например, журналы «Кроха», «Лечебные вести», «50 художников: шедевры русской живописи» и др.). Просмотр журналов, формирование у учащихся представлений о том, что называется «иллюстрацией», что такое «название статьи» и «текст». Обучение учащихся последовательному рассматриванию журнала (постранично) и стимулирование их желания в процессе просматривания вступать в речевой и неречевой контакт с учителем и другими учащимися. Закрепление умения учащихся по словесной просьбе учителя показывать, называть информационные, предупреждающие и запрещающие знаки: «Аптека», «Школа», «Больница», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Медицинский кабинет». «Чтение» сигналов трех- и двухсекционного светофора. Работа в тетради по правилам дорожного движения (см. шестой класс). Разыгрывание вместе с учащимися с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных и плоскостных моделей детских спектаклей по сказкам и стихотворениям с помощью учителя, который вместе с учащимися оречевляет действия персонажей. Планируемые результаты:
|
Аудиальное чтение. | Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др. Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их. Выбор такого же музыкального инструмента или картинки, его изображающей, и называние его. Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи (выполнение учащимися трех- и четырехступенчатых инструкций, прослушивание и совместное с учителем элементарное обсуждение стихов и сказок. Слушание аудиокниг в различном формате. Создание образовательных ситуаций для закрепления у учащихся навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов. Побуждение учащихся называть героев (показывать на иллюстрациях) произведений. Обучение учащихся сопряженному договариванию стихов в ходе прослушивания, а затем и самостоятельному рассказыванию их, используя все доступные средства общения. Вовлечение учащихся в театрализованные игры (режиссерские и игры-драматизации) по прочитанному учителем тексту. Планируемые результаты:
|
Чтение букв и слов (глобальное чтение) | Закрепление в упражнениях «чтения» беззвучной артикуляции гласных и соотнесение их с символическими изображениями и буквами. Упражнения в соотнесении знакомых слов с предметами, картинками, пиктограммами. Последовательное соединение букв в слог-слияние (ма, му, мы, мо, ми), затем в обратный слог (составление слогов из букв разрезной азбуки). Выделение слогов из знакомых слов (мама, машина). (Слоги должны быть выделены жирным шрифтом, другим цветом и т. д., чтобы привлекать внимание учащихся.) Упражнения, в которых учащиеся должны к соответствующему слогу в слове подложить карточку с этим слогом. Планируемые результаты:
|
Условия реализации программы:
УМК для 7-о класса на 2019-2020 учебный год.
- «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010г.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007.
Предметно-развивающая образовательная среда:
- Альбомы с фотографиями детей и членов их семей.
- Детские книги, раскраски;
- Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления природы, жизнь животных.
- Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.
- Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.
- Большие дидактические куклы.
- Зеркало большое и индивидуальные зеркала.
- Пиктограммы.
- Игрушки.
- Конструкторы пластмассовые и деревянные;
- Дидактические большие куклы (девочка, мальчик).
- Полифункциональное игровое оборудование «Дидактическая черепаха».
- Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья», «Собери картинки».
Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса
- http://www.twirpx.com/ электронная библиотека
- http://logopsi.ucoz.com/ - сайт «Логопедия. Дефектология. Психология».
- http://prezentacya.ru – образовательный портал «Презентация.ru».
- http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир».
- http://daohappiness.ru/- простейшие мудры.
- http://900igr.net – 900 презентаций для детей.
- http://www.logoped.ru – сайт «Логопед.ru».
- http://nsportal.ru – социальная сеть работников образования.
- www.razumniki.ru – литература для детского чтения.
- http://zvuki-tut.narod.ru/ - большая подборка звуков.
- http://www.boltun-spb.ru/ - сайт «Болтунишка» (логопедический).
- http://logoportal.ru/ - логопедический портал.
- http://flashsait.com – бесплатная детская электронная библиотека.
- http://www.defectolog.ru/ - сайт «Дефектолог.ru».
- http://www.solnet.ee/- детский портал «Солнышко».
- http://adalin.mospsy.ru/ - коррекционные упражнения.
Я, Иванова Марья Ивановна, ознакомлен(а) и даю согласие на реализацию программы в соответствии с индивидуальным учебным планом надомного обучения Рзаева Максима Мансимовича и календарным учебным графиком на 2019-2020 учебный год специалистами ГБОУ школы №439.
Подпись родителя _______________________________Н.А.Рзаева
Дата _________________ 2019 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе 10 класс по УМК Коровиной (надомное обучение) 68 часов
Данная рабочая программа по литературе разработана для надомного обучения ученицы 10 класса школы. В программе дано: пояснительная записка, требования к знаниям и умениям учащегося 10 класса,календарн...
Адаптированная образовательная программа для детей - инвалидов с умеренной умственной отсталостью по обучению письму 6 класс (индивидуальное обучение)
Адаптированная образоватеьльная программа по обучению детей с умеренной умственной отсталостью составлена на основе "Программы обуччения и воспитания детей с умеренной и тяжёлой умственой отстал...
Рабочая программа для учащихся 2 класса с умереной умственной отсталостью (домашнее обучение)
Уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу для учеников 2 класса с диагозом "Умеренная умственная отсталость" (домашнее обучение)Программа составлена на основе пр...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ для обучающейся 8 класса с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (надомное обучение)
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ для обучающейся 8 класса с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (надомное обучение):СБОППДРазвитие психомоторики и сенсорных процессовИЗОЭлементы грамо...
Индивидуальная рабочая программа для учащегося 8 класса, занимающегося в условиях надомного обучения
Индивидуальная рабочая программа для учащегося 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения....
Методическая разработка по предмету «Альтернативное чтение» для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (надомное обучение) 6 класс
Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» для 6 класса (обучающихся с умеренной умственной отсталостью) является приложением к Адаптированной основной обра...
Адаптированная рабочая программа по математике 7 класса для умственно отсталых (интеллектуального развития) детей
Адаптированная рабочая программапо математике 7 класса для умственно отсталых(интеллектуального развития) детей рассчитана на 2 часа в неделю, то есть 68 часов в год....