Рабочая программа по письму для обучающихся 1 класса с глубокой умственной отсталостью
рабочая программа на тему
Рабочая программа для 1 класса по письму для детей с глубокой умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo.docx | 48.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по письму для 1 класса предназначена для обучающихся 1 класса с глубокой умственной отсталостью.
Нормативно – правовая база, на основе которой разработана рабочая программа:
- Закон РФ «Об образовании»
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Постановление правительства РФ, 10.03. 2000г. №212, 23.12.2002г., №919
- Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под ред. В. В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. – М. Просвещение, 2010.
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР. – М.,1983
- Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I – X классы).г. Екатеринбург
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год
- Учебный план ОКОУ «Льговская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2015/2016 учебный год
Основные цели и задачи, решаемые при реализации программы
Цель: овладение элементарными способами звукобуквенного анализа слов, умение правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания, поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению.
Задачи обучения:
-формирование у обучающихся графических навыков, умений соотносить звуки и буквы;
- подготовка обучающихся к овладению зрительным образам букв, предметов, а так же их начертаниям;
- развитие и коррекция моторики мелких мышц руки;
- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
- совершенствование графических навыков;
- привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте листа бумаги, тетради и пользования карандашом.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие слухового восприятия и речевого слуха;
развитие зрительного и пространственного восприятия;
развитие пространственных ориентировки;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие устной речи и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Характеристика предмета
У воспитанников с глубоко умственной отсталостью в связи с нарушением пространственного восприятия и замедленного развития мелкой моторики, а также нарушением аналитико-синтетической деятельности мозга графические навыки и соотнесение звука и буквы сформированы недостаточно, или вообще отсутствуют.
Уроки обучения чтению и письму ведутся параллельно. Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке, выкладыванию букв из цветных палочек, пуговиц, мозаике, конструированию.
С умственно отсталыми воспитанниками проводится работа по развитию зрительных пространственных восприятий и представлений. Это чтение и письмо слева направо расположение строчек, начертаний букв, распознавание называние цветов(черного,белого,коричневого,красного,синего,желтого,зеленого),название и расположение геометрических фигур(горизонтально, вертикально).
Особенности уроков по обучению письму в этом классе заключаются в том, что обучающимся одновременно с момента поступления в школу даются как технические навыки(правильно держать ручку, карандаш, правильно ими пользоваться при проведении линии),так и умения в изображении отдельных элементов букв.
Данный курс включает в себя следующие методы и приемы по обучению письму:
1.Тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук и выработку графических навыков: С МЕЛОМ, КАРАНДАШАМИ,РУЧКОЙ,КРАСКАМИ.
2.Проведение прямых, наклонных линий по обводке, по опорным линиям, по точкам, самостоятельно.
3.Штриховка изображений: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, умение раскрасить предмет, не выходя за его контур.
4.Письмо элементов печатных и рукописных букв, бордюров из элементов букв.
5.Упражнения в правильном удержании карандаша, ручки, расположения листа бумаги, тетради на столе. Формирование правильной осанки во время письма.
6.Формирование пространственных представлений, умения ориентироваться на листе бумаги: верх, низ, право, лево, выше, ниже.
7.Игры на развитие мелкой моторики: «Мозаика»,
8.Работа по обводке шаблонов, трафаретов геометрических фигур и знакомых воспитанникам предметов. Соединение точек:получение прямой, различных фигур.
9. « Пальчиковая» гимнастика.
Специфика программы
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период составляет примерно первую и вторую четверти, в зависимости от уровня развития детей.
Основные задачи добукварного периода:
- подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками письма;
- привить интерес к обучению;
- выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
Добукварный период. В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.
Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются:
- беседы;
- заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок;
- небольшие инсценировки.
Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щёк и т.д. Дети, у которых обнаруживается грубое нарушение произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом.
Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т.д. Обучающиеся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук.
Первоклассники учатся:
- составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков по предложенной теме;
- делить предложения на слова, слова на слоги;
- выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.
Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определённой последовательности и заданном направлении (слева на право, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
Букварный период.
Задачи букварного периода:
- формировать звукобуквенный анализ и синтез;
- заложить основы овладения письмом.
Учащиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчетливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука.
При обучении письму дети учатся правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Предварительно выполнять звукобуквенный анализ, составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки.
Содержание учебного предмета
Добуквенный период
- Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умение правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса .
- Специальная логопедическая работа (проводится логопедом и закрепляется на уроке учителем). Развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания и голоса, исправление дефектов речи.
- Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха.
Развитие звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание, и т. д.). Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука (у-у); двух звуков (ау, ах, му, уа и т. д.); 3-4 звуков (там, мама и т. д.). Называние слов по предъявленным предметам, картинкам. Составление простых предложений из 2-3 слов. Деление этих составленных предложений на слова. Слова «предложение», «слово» - употребляются учителем. Учащиеся должны понимать их и выполнять действия, связанные с этими словами. Выделение в устной речи звуков «а» и «у» в начале слов. Безречевые дети вместо называния слов и действий должны изображать действие по предложенной картинке и вопросам учителя.
- Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующие словесное обозначение. выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
- Специальная подготовка к обучению письму.
Привитие навыков правильно сидеть за партой во время письма, правильно распологать на парте тетрадь и пользоваться карандашом. Развитие движений кисти и пальцев рук. Обведение карандашом простейших фигур по трафаретам, закраска и штриховка их,Ю рисование прямых линий и несложных предметов. Письмо основных элементов рукописных букв.
Букварный период (I этап)
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур.
Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчётливое произнесение их в изолированной позиции, а так же различие их в начале или конце слова ( в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв, слов (ах, уа, ах, ух), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение прямых и обратных слогов (ау, уа, ам, ум, ма, му, ах, ох, ух, ха, хо, ас, ос, ус, са, со, су ), сравнение их. Саставление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение их.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх. Письмо по обводке и по образцу, данного учителем.
письмо под диктовку изученных букв, по возможности, отдельных слогов и слов.
Основное содержание.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
Материал для уроков: дидактические игры, игрушки, мозаика, предметные картинки, счетный материал (цветные палочки, грибочки, яблочки и т. д. )
Геометрические формы: кубики, брусочки, шарики, пирамидки. Геометрические фигуры: квадраты, треугольники, круги, полоски бумаги, для коррекции и развития психомоторики и сенсорных процессов: трафареты, шаблоны. Используемый материал должен быть разного цвета: синий, зеленый, красный, желтый, белый, черный и размера.
Все уроки рекомендуется разделить на несколько этапов. Упражнения выполнять по трем направлениям:
- по показу: «Сделай точно так, как я», «Сравни, правильно ли сделал»;
- по памяти после предварительного анализа: «Запомни», «Сделай так же», «Сравни»;
- по словесной конструкции учителя.
Важно к концу каждого этапа добиваться самостоятельности при выполнении предложенного задания:
- выделение предметов из группы данных;
- выбор и группировка предметов по основным признакам: цвету, форме, величине;
- выбор и группировка геометрических фигур конструирована из данных геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг;
- конструирование геометрических фигур по образцу из цветных полосок, палочек;
- конструирование из усвоенных геометрических форм, фигур, цветных палочек и полосок бумаги по предложенному заданию.
Развитие мелкой моторики рук.
Для глубоко умственно отсталых воспитанников эти занятия являются важными еще и потому, что у него наблюдается не только отставание развития моторики руки от речевой моторики, но и нарушение моторики, которое требует специальной коррекции.
Следует помнить, что длинные мышцы руки развиваются раньше мелких мышц, поэтому упражнения следует строить в такой последовательности, чтобы в начале были задействованы именно длинные мышцы, т. е. задания даются на больших листах бумаги, более крупные и в тетради с большой клеткой и строкой.
Перед каждым уроком проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки. Упражнения проводятся на вытянутых и на согнутых перед собой руках: ладони вверх или вниз, одновременно или попеременно; сгибание или разгибание пальцев рук, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой; сжимание и разжимание в кулачок. Специальные упражнения для держания карандаша, правильное держание карандаша или ручки.
Упражнения для подготовки руки к письму:
- обведение по шаблону или трафарету предметов, знакомых воспитанникам, их раскрашивание;
- рисование знакомых предметов и их раскрашивание;
- обводка, раскрашивание и штриховка геометрических фигур круга, квадрата, треугольника;
- рисование геометрических фигур и похожих на них предметов и раскрашивание;
- рисование геометрических фигур по клеткам (по ориентировочным точкам, по тонким линиям – обводка);
- рисование геометрических фигур по линейке (по ориентировочным линиям и точкам);
- обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно;
- составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание их одним цветом, разными цветами;
- рисование по точкам линий, палочек: прямые, наклонные по ориентирам;
- соединение палочек в разных сочетаниях;
- орнамент из геометрических фигур.
Подготовка к написанию букв (элементы букв):
- наклонные палочки короткие и длинные;
- палочки с закруглением внизу и вверху (крючки);
- овалы: о;
- полуовалы;
- петелька вверху и внизу;
- элементы буквы: Е;
- палочки с закруглением вверху и внизу: Г и др..
Предполагается написание каждого элемента в отдельности, соединения из одного и того же элемента, соединения из разных элементов, напоминающие образы букв: а, у, в, т, п:
- печатание букв по трафарету, раскрашивание;
- обводка шаблонов и их раскрашивание.
Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
Программа рассчитана на 99 часов (3часа в неделю по учебному плану)
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего |
27 | 21 | 27 | 24 | 99 |
Базовый уровень должен обеспечить учащихся следующими навыками:
1уровень
-уметь правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку, отвечать на поставленные учителем вопросы;
- отличать звуки окружающей действительности (шуршание листьев, звуки звонков, топанье детских ножек, хлопанье ладошек, щелчки, кто и как голос подаёт (корова, лошадь, кошка и др.));
- запомнить буквы А, О, У, М, С, Х.
- повторять за учителем прямые и обратные слоги с изученными буквами;
- слушать небольшие сказки, рассказы, стихи.
2 уровень
-уметь правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя;
- отличать звуки окружающей действительности ( кто и как голос подаёт (корова, лошадь, кошка и др.));
- познакомиться с буквами А, О, У, М, С, Х.
3-уровень
-понимать обращенную речь и смысл доступных невербальных знаков( рисунков, иллюстраций)
-уметь вступать в контакт и поддерживать его
- слушать небольшие тексты.
-уметь повторить отдельные звуки за учителем
Перечень учебно – методического обеспечения.
1. Букварь. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В.В.Воронкова, И.В.Коломытина. М. Просвещение. 2002 г.
2. «Занимательное азбуковедение». Книга для учителя. Составитель: В.В.Волина. М. Просвещение. 1991 г.
3. «Занимательное азбуковедение». Материалы для занятий с детьми. Составители: Г.Г.Попова, В.И.Усачёва. Волгоград. 2005 г.
4. Хрестоматия для маленьких. Пособие для воспитателей. М. Просвещение. 1987 г.
5. «И учёба, и игра: русский язык». Пособие для педагогов. Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова. Ярославль. Академия развития. 2001 г.
- Демонстрационное учебное наглядное пособие
« Обучение грамоте». Азбука профессий в карточках печатных и
прописных букв. Т.И.Игнатьева, Л.Е.Тарасова. М. Дрофа. 2006 г.
- Демонстрационный материал для подготовки детей к обучению
грамоте «Весёлая азбука. Паровозик».
«Весёлая азбука. Лесная поляна».
С. Вохринцева. Издательство «Страна фантазии»
- Развивающая игра. «Прочитай по первым буквам».
- веер гласных букв, согласных букв
- касса для букв разрезной азбуки.
- наборное полотно.
- слоговые таблицы.
- предметные картинки.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата урока и кол-во часов | Название раздела и темы | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уроку | Виды контроля | Виды деятельности | |
27 ч | I четверть | |||||||
Добукварный период | ||||||||
1 | 1 ч | Знакомство с письменными принадлежностями (ручка, простой карандаш, тетрадь). | Пропедевтический урок | Подготовка к овладению первоначальными навыками письма. | Знать, как держать карандаш, ручку | Фронтальный. Индивидуальный | Выполнение инструкций | |
2 | 1 ч | Формирование умения правильно располагать школьные принадлежности при письме. Правильная посадка во время письма | Пропедевтический урок | Подготовка к овладению первоначальными навыками письма. | Умение правильно сидеть за партой | текущий | Выполнение инструкций | |
3 | 1 ч | Упражнения для укрепления и развития мелкой моторики. Д/и « Пальчики» | Урок рефлексии. | Развитие мелкой моторики, подготовка почвы для последующего формирования письма | Понимание несложного текста, комментирование действий | коррекция | Выполнение инструкций, дидактическая игра | |
4 | 4 ч | Упражнение в назывании и узнавании основных цветов, «красный, жёлтый, синий, зелёный» | Урок формирования знаний | Развитие мелкой моторики руки; подготовка к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием. | Знать названия наиболее распространенных цветов. | Индивидуальный. | Выполнение инструкций | |
5 | 2 ч | Рисование и обводка фигур по трафарету Раскрашивание | Комбинированный урок | Совершенствование пространственной ориентировки, развитию мелких мышц рук. Самостоятельный выбор цвета и штриховка для рисунков. | Умение слушать учителя, выполнять инструкции | Индивидуальный. | Тренировочные упражнения | |
6 | 2 ч | Составление фигурок из тонких палочек, бумажных полосок по образцу учителя и словесной инструкции | Комбинированный урок | Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и закруглений. | Умение составлять геометрические фигуры по образцу учителя | Индивидуальный. | Выполнение инструкций | |
7 | 1 ч | Упражнение в написании вертикальных линий. Рисование вертикальных линий разной длины | Урок формирования ЗУН | Формирование умения правильно пользоваться карандашом и ручкой | Знать как держать карандаш, ручку. | Индивидуальный. | Тренировочные упражнения | |
8 | 2 ч | Рисование вертикальных линий по заданию учителя («Нарисуй линии такого же цвета», «Нарисуй столько же линий», «Нарисуй линии другого цвета»). | Урок комплексного применения знаний | Развитие мелкой моторики руки; подготовка к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием | Уметь рисовать прямые линии сверху вниз | Индивидуальный. | Выполнение движений кистями и пальцами рук, используя карандаш | |
9 | 2 ч | Рисование вертикальных линий из начальной точки «Дождик», «Ручеёк». | Комбинированный урок | Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий | Уметь проводить вертикальные линии из начальной точки | Индивидуальный. | Тренировочные упражнения | |
10 | 1 ч | Упражнение в написании горизонтальных линий. Рисование горизонтальных линий разной длины. | Урок формирования ЗУН | Развитие мелкой моторики руки; подготовка к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием | Уметь рисовать горизонтальные линии разной длины | Индивидуальный. | Тренировочные упражнения | |
11 | 2 ч | Рисование горизонтальных линий по заданию учителя («Нарисуй линии такого же цвета», «Нарисуй столько же линий», «Нарисуй линии другого цвета»). | Комбинированный | Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. | Уметь рисовать карандашами горизонтальные линии | Индивидуальный. | Выполнение инструкций | |
12 | 2 ч | Рисование горизонтальных линий из начальной точки «Провода», «Покати мяч по дорожке». | Комбинированный | Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий | Уметь правильно держать карандаш при изображении предметов | Индивидуальный. | Тренировочные упражнения | |
13 | 2 ч | Рисование горизонтальных и вертикальных линий по двум точкам («Лестница», «Забор»). | Урок обобщения и систематизации знаний | Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. | Знать названия наиболее распространенных цветов. | Индивидуальный | Выполнение инструкций | |
14 | 2 ч | Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»). | Урок обобщения и систематизации знаний | Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий | Уметь выполнять упражнения по подражанию | Индивидуальный | Выполнение инструкций | |
15 | 2 ч | Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки («Астра», «Солнышко»). | Урок закрепления знаний | Развитие мелкой моторики руки; подготовка к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием. | Уметь рисовать прямые наклонные линии | Индивидуальный | Развитие умения работать с учителем | |
21 ч | II четверть. | |||||||
1 | 2 ч | Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (вертикальные прямые). | Урок закрепления знаний | Совершенствование пространственной ориентировки, развитию мелких мышц рук. Самостоятельный выбор цвета и штриховка для рисунков | Уметь рисовать карандашами вертикальные линии | Работа в паре | Развитие умения работать с учителем | |
2 | 2 ч | Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (горизонтальные прямые). | Урок обобщения и систематизации знаний | Уметь рисовать карандашами горизонтальные линии | Работа в паре | Выполнение инструкций | ||
3 | 3 ч | Обведение геометрических фигур по трафарету с их последующей штриховкой в разных направлениях. | Комбинированный урок урок | Совершенствование пространственной ориентировки, развитию мелких мышц рук. Самостоятельный выбор цвета и штриховка для рисунков | Знать правила посадки при письме. | Индивидуальный | Тренировочные упражнения | |
4 | 2 ч | Знакомство с тетрадью в линейку с наклонной разлиновкой. Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: прямая наклонная палочка (длинная). | Изучение нового материала | Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки | Уметь ориентироваться на листе бумаги: вверху страницы | Индивидуальный | Выполнение инструкций | |
5 | 2 ч | Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: прямая наклонная палочка (короткая). | Изучение нового материала | Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки | Формировать умения пользоваться карандашом и ручкой | Индивидуальный | Тренировочные упражнения | |
6 | 2 ч | Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: прямая наклонная палочка (чередование длинной и короткой палочек). | Урок закрепления ЗУН | Переключение линий с одного направления на другое. | Знать правила поведения за партой | Индивидуальный | Тренировочные упражнения | |
7 | 2 ч | Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: овал | Изучение нового материала | Развитие и координация движений кисти руки и пальцев | Формировать умения пользоваться карандашом и ручкой | Индивидуальный | Тренировочные упражнения | |
8 | 2 ч | Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: полуовал с разрывом вправо. | Изучение нового материала | Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки | Уметь обводить, писать изученные элементы и сравнивать их. | Индивидуальный | Графическая работа | |
9 | 2 ч | Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: полуовал с разрывом влево. | Изучение нового материала | Переключение линий с одного направления на другое | Уметь выполнять движения кистями и пальцами по подражанию | Индивидуальный | Тренировочные упражнения | |
10 | 2 ч | Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: прямая наклонная палочка (короткая наклонная с закруглением вправо). | Изучение нового материала | Развитие и координация движений кисти руки и пальцев | Уметь обводить, писать изученные элементы и сравнивать их. | Индивидуальный | Дидактические игры | |
27 ч | III четверть. | |||||||
1 | 3 ч | Буква «А». Знакомство с написанием строчной буквы «а». Упражнение в написании строчной и прописной буквы А, а. Выкладывание из палочек и верёвочек буквы а. | Изучение нового материала Рефлексия | Усвоение рукописного начертания буквы а. | Уметь писать букву а. | Индивидуальный | Тренировочные упражнения | |
2 | 3 ч | Буква у. Упражнение в написании строчной и прописной буквы У, у. Выкладывание из палочек и верёвочек буквы у. | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Усвоение рукописного начертания буквы у Развитие и координация движений кисти руки и пальцев | Уметь писать букву у | Индивидуальный | Тренировочные упражнения | |
3 | 1 ч | Выкладывание из палочек и верёвочек слов «ау», «уа». Дописывание букв в словах «ау», «уа». | Урок закрепления знаний | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений | Уметь правильно держать ручку при письме | Работа в паре | Выполнение инструкций | |
4 | 2 ч | Слова ау, уа. Упражнение в написании данных слов. Рисование геометрических фигур по опорным точкам и их штриховка. | Урок закрепления знаний | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений | Работа в паре | Дидактические игры | ||
5 | 3 ч | Буква м. Упражнение в написании строчной и прописной буквы М, м. | Урок изучения нового материала. Рефлексия | Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. | Уметь выполнять графический анализ буквы м; писать безотрывно | Индивидуальный | Тренировочные упражнения | |
6 | 2 ч | Обратные слоги ам, ум. Письмо данных слогов. | Урок закрепления знаний | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений | Уметь писать слоги | Индивидуальный | Тренировочные упражнения | |
7 | 2 ч | Написание слогов ма, му. Рисование геометрических фигур по опорным точкам и их штриховка. | Комбинированный | Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. | Выполнение инструкций, точное следование образцу. | Текущий | Тренировочные упражнения | |
8 | 3 ч | Написание буквы О. Упражнение в написании строчной и прописной буквы О, о. Узнавание и называние предметов по картинкам. | Урок изучения нового материала. Рефлексия | Рукописное написание букв | Уметь писать букву о | Индивидуальный | Дидактическая игра | |
9 | 2 ч | Слоги ом-мо. Их написание. | Комбинированный | Правильно пользоваться учебными принадлежностями | Текущий | Тренировочные упражнения | ||
10 | 2 ч | Упражнение в написании слогов ам-ма, ум-му. | Урок закрепления знаний | Уметь писать слоги | Текущий | Тренировочные упражнения | ||
11 | 2 ч | Составление и написание слова «мама». | Комбинированный | Индивидуальный | Дидактическая игра | |||
12 | 1 ч | Д/и «Найди домик для букв» | Урок закрепления знаний | Индивидуальный | Дидактическая игра | |||
13 | 1 ч | Письмо узоров по точкам. | Комбинированный | Развитие и координация движений кисти руки и пальцев | Правильно пользоваться учебными принадлежностями | Индивидуальный Самостоятельная работа. | Тренировочные упражнения | |
24 ч | IV четверть. | |||||||
1 | 2 ч | Упражнение в письме по обводке и образцу изученных ранее букв. | Урок закрепления знаний | Развитие и координация движений кисти руки и пальцев | Правильно держать ручку при письме | Индивидуальный | Тренировочные упражнения | |
2 | 3 ч | Буква с. Упражнение в написании строчной и прописной буквы С, с. | Урок закрепления знаний | Развитие и коррекция мелкой моторики | Уметь писать строчную и заглавную букву, слова с этой буквой. | Индивидуальный | Тренировочные упражнения | |
3 | 3 ч | Написание слогов АС, ОС, УС. Работа с кассой букв. | Урок закрепления знаний | Усвоение рукописного начертания буквы с, и слогов с ней. | Уметь писать букву с, слоги с этой буквой | Индивидуальный | Тренировочные упражнения | |
4 | 3 ч | Написание слогов СА, СО, СУ. Работа с кассой букв. | Урок обобщения и систематизации знаний | Усвоение рукописного начертания буквы с, и слогов с ней. | Уметь писать буквы с, слоги с этой буквой | Текущий | Выполнение инструкций | |
5 | 3 ч | Буква х. Упражнение в написании строчной и прописной буквы Х, х. | Урок изучения нового материала | Усвоение рукописного начертания буквы х, и слогов с ней. | Уметь писать строчную и заглавную букву, слова с этой буквой. | Индивидуальный | Тренировочные упражнения | |
6 | 3 ч | Составление и запись прямых и обратных слогов ха – ах, хо – ох, ху – ух. | Комбинированный | Усвоение рукописного начертания буквы х, и слогов с ней. | Умение слушать, задавать вопросы | Текущий | Тренировочные упражнения | |
7 | 2 ч | Упражнение в написании слоговых структур с буквами А,О,У,М,С,Х. | Урок изучения нового материала | Закрепление рукописного начертания изученных букв. | Следить за правильной осанкой на рабочем месте | Текущий | Тренировочные упражнения | |
8 | 2 ч | Работа с трафаретами и шаблонами. Письмо слогов по обводке. | Урок обобщения и систематизации знаний | Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки | Выполнение инструкций, точное следованию образцу. | Работа в парах | Дидактическая игра | |
9 | 3 ч | Повторение пройденного. Упражнения в написании букв. Списывание слогов, слов, предложений с доски. Письмо под диктовку отдельных слогов, слов. | Урок комплексного применения знаний | Развитие и коррекция мелкой моторики | Умение слушать, задавать вопросы | Итоговый | Дидактическая игра Тренировочные упражнения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок: развитие речи + музыка 3 класс для глубоко умственно отсталых детей Тема : «Путешествие из города в деревню»
На уроке дети повторяют о обощают знания о домашних животных в игровой форме, развивают певческие навыки....
Программа по трудовому обучению для учащихся 5 класса с глубокой умственной отсталостью
Программа по трудовому обучению для учащихся 5 класса с глубокой умственной отсталостьюспециальной (коррекционной) общеобразовательной школы №2 8 вида (экспериментальный вариант)....
Методические рекомендации по написанию рабочих программ СИПР по ФГОС для детей с глубокой умственной отсталостью.
Специальная индивидуальная программа развития, (далее СИПР), предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся со стойким нарушением познавательной ...
Адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения учащихся 5 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-образовательного центра "Солнышко"
Рабочая программа 5 класс ООО...
Адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения учащихся 6 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-образовательного центра "Солнышко"
Рабочая программа 6 класс ООО...
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс
Настоящая программа обучения составлена с учетом особенностей учащихся интеллектуального и физического развития и направлена на решения следующих целей: Цели обучения математики:развитие образног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (адаптированная) для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 9 класс
Рабочая адаптированная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 9 класса детализирует и раскрывает содержание общего образования для ОВЗ (вариант...