Формирование нравственных качеств у воспитанников с ОВЗ через гражданско - патриотическое направление
учебно-методический материал (8 класс)
Материал к открытому уроку на тему : "Формирование нравственных качеств у воспитанников с ОВЗ через гражданско - патриотическое направление"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
makarova.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Структурное подразделение Социально – педагогическая и психологическая защита детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование нравственных качеств у воспитанников с ОВЗ через гражданско - патриотическое направление
Срок обучения с «06.02.» 2019г. по «10.04.» 2019г.
Исполнитель:
Макарова Юлия Владимировна,
воспитатель
МОУ «Муниципальное казённое
учреждение для детей – сирот и детей
оставшихся без попечения родителей
«Детский дом Радуга»
(ДЕТСКИЙ ДОМ РАДУГА)
г. Киселёвска
652702 ул. Дружбы дом 2
Е – mail : schoolint12@mail.ru
Консультант:
Иванова Мария Геннадьевна,
кандидат. психологических наук,
зав. Кафедры
Кемерово 2019г.
Содержание
Введение…………………………………………….……………………..3
План конспект воспитательного занятия ……………………..5
Методический анализ мероприятия ……………………..15
Заключение ……………………………………………………………………18
Литература ……………………..20
Приложения ……………………..22
Введение
«Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. Патриотическое воспитание—это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходим поиск современных форм в гражданско-нравственном направлении.»
Чтобы вырастить сознательного, ответственного гражданина России, способного и готового жить во имя ее процветания и развития, необходимо патриотическое воспитание, как целостный процесс, заложенный в основу учебно–воспитательной работы в школе.
Исходя из опыта работы, можно дать утвердительный ответ: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.
В детском доме с детьми ОВЗ работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.
В процессе воспитания детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) мы создаём условия для полноценной духовной жизни воспитанников, для максимальной реализации их природных способностей, для актуализации душевных и духовных потребностей. Организуется осмысленная жизнь в культуре, реализуются условия для свободного выбора нравственных ценностей и ценностного самоопределения, для выбора «лучшего себя» как субъекта собственной жизни. Процесс воспитания направлен на внутреннее самоизменение личности.
Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в
современных условиях подчёркнута в государственной
программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
2011- 2015 гг.», утвержденной постановлением Правительством РФ от
5 10 2010г. № 795 Она определяет основные пути развития системы
патриотического и нравственного воспитания, обосновывает его содержание,
цели и задачи в современных условиях.
Эта проблема особенно остро стоит в воспитании ребят с ограниченными возможностями здоровья, которые находятся в детском доме.
Нравственно–патриотическое воспитание не являются громкими словами – это реальная необходимость в условиях работы детского дома. Дети, обделенные в своих семьях самым элементарным, столкнувшиеся с безразличием взрослых и негативными сторонами нашего общества, практически не обладают чувством любви к Родине и гордости за неё. В них нет тяги и потребности помогать кому-то, уважать старшее поколение и быть ему за что-то благодарными. Они почти не знают историю нашей страны, и фильмы о войне воспринимают, как фантастические бестселлеры. Именно на формировании чувства любви к своей стране и народу основана система нравственно – патриотического воспитания.
План конспекта воспитательного мероприятия
Форма проведения: практикум
Цель: формирование у воспитанников гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству; представлений воспитанников о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин», воспитывать у воспитанников чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России, воспитывать культуру речевого общения.
Задачи: формирование представлений о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан; способствовать развитию речи, памяти, логического мышления; развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы; развивать активность и самостоятельность; расширение кругозора; воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.
Участники беседы: воспитанники 8 семейной группы 14-17 лет.
Ожидаемый результат: Сформировать у воспитанников знания нравственных качеств гражданской культуры, повышать социальную активность
Оборудование: стенд с символикой России, презентация.
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»
Н.А. Некрасов
План
1. Вступительное слово.
2. Основная часть
3. Итоги. Выводы.
1. Вступительное слово.
Воспитатель раздает детям камушки.
Воспитанник:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Игра «Камушки».
Воспитатель
-Рассмотрите, какие камушки у вас в руках?
Воспитанники: Все камушки разные, как люди. И у каждого свои достоинства.
Воспитатель: Правильно, и хотя все люди разные, но нас объединяет одно, то, что живем мы в одной стране. Что мы можем сказать про себя?
Прочитайте тему Мы граждане России
Обратите внимание, я не поставила никакого знака в конце предложения. Что же ставить: утвердительную точку, сомневающийся вопросительный знак или восхитительный восклицательный знак? Давайте решим это вместе в конце занятия.
А для этого поразмышляем о том, кто такой гражданин, что значит для каждого человека Отечество, Родина, Россия; какие качества личности отличают настоящего гражданина своего Отечества. Т.е. ответим на вопрос «Что значит быть гражданином России?»
- Основная часть
Введение понятия «Гражданин»:
Воспитатель
- В каких случаях мы слышим слово “гражданин”?
- Кого можно назвать настоящим сыном своего Отечества?
-Вопрос «Кто такой гражданин России?» мы адресовали учащимся, учителям школы, жителям нашего села. И вот, что у нас получилось…(соцопрос)
Воспитатель - Ребята, понятие “ гражданин” имеет юридическое и нравственное толкование.
В юридическом смысле “гражданин”- это лицо, принадлежащее к постоянному населению государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными Конституцией, и исполняющее все установленные Конституцией обязанности.
-Давайте разберем это определение:
– Каким словом можно заметить слово «лицо», чтобы смысл фразы не менялся? (Человек)
– Что значит, «постоянное население»? (Те люди, которые живут там всегда.)
– Как по-другому сформулировать словосочетание «наделённое правами и обязанностями»?(Иметь права и обязанности)
Какие важнейшие права вы можете назвать? (ответы)
Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.
Что относится к основным обязанностям гражданина России? (ответы)
-А какова ваша главная обязанность?
Воспитанники: Хорошо учиться.
Воспитатель: А для чего вам нужна учеба на данный момент?
Воспитанники: Для того, чтобы получить в будущем среднее специальное и высшее образование. А потом работать на той работе, которая приносит пользу нам и нашему государству.
-В полном объеме гражданин РФ может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет. Как вы думаете, где записаны основные права и обязанности гражданина РФ?
Давайте вспомним, что такое конституция?
Конституция – основной закон государства, определяющий, как устроена государство и общество, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столицы.
Воспитанники История конституции.
-А сейчас чуть отдохнем - мы предлагаю разобрать конституцию в сказках:
Викторина «Конституция в сказках»
- В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка», зайка из русской сказки «Ледяная избушка»)
- Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?(Бременские музыканты, «Квартет», Семь гномов)
- В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде»)
- У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)
- Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»)
Ребята, какие документы подтверждают, что вы являетесь гражданами РФ?
1. Свидетельство о рождении
2. Паспорт
Воспитатель - Ребята! Знаете ли вы историю возникновения паспорта?
Каждый из вас уже получил свой второй документ – паспорт. А узнать, как хорошо вы его знаете, нам поможет викторина:
1.Сколько страниц в паспорте?(19)
2. С какого возраста получают паспорт? (14 лет)
3. С какого возраста паспорт действует бессрочно? (с 45 лет)
4. Что написано на первой странице паспорта? (паспорт гражданина Российской федерации).
5. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (на с.2)
6. Сколько страниц отведено в паспорте разделу «Семейное положение»? (две – 14 и 15)
7.Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (немедленно заявить в органы внутренних дел)
8. Сколько цифр в номере паспорта? (10)
9. В каких случаях могут заменить паспорт? (утеря и смена фамилии)
10. В каких случаях необходим паспорт? (при устройстве на работу, при покупке билета на поезд и самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку.)
Воспитатель -Достаточно ли иметь запись в свидетельстве о рождении или паспорте, чтобы быть гражданином своей страны. (Быть гражданином – это значить - любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее.)
- Что такое Родина? (ответы).
А вот как чувствует Родину поэт А. Прокофьев.
Воспитанница:
(Музыкальная заставка: голоса птиц).
Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно 6ирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо всё нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.
Всюду всё в её раздольях – наше,
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!
Песня «Белые крылья России»
Воспитатель Когда говорят «родина», кажется что-то большое, возвышенное. А ведь родина – это не только наша страна, это и березка у забора, и воробьи во дворе, и заснеженные деревья в саду.
Это малая родина. Наша малая родина. Тема малой родины звучит в стихах наших поэтов земляков (стих читает).
Обобщение понятия «гражданин».
Воспитатель - Давайте подведем итог, что значит быть гражданином России? На каждой парте лежит схема: вокруг центрального понятия расположены начала фраз-толкований. Дополните самостоятельно фразы, используя слова справа. (Самостоятельная работа со схемой).
- Вывод: быть гражданином - значит (хором):
Любить свою Родину
Знать права
Выполнять обязанности
Гордиться языком и культурой родного государства
Приумножать богатства России
Защищать свою Родину
Беречь природу родного края
Вывод: Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.
- Заключительное слово воспитателя.
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»
А являетесь ли вы гражданами своей Родины? Какими поступками и действиями вы это подтверждаете?
- Что значит быть гражданином своей страны?
- … любить и ценить свою страну!
- … гордиться своей страной и служить ей!
- … принимать активное участие в развитии своей Родины!
- … не ждать пока тебе создадут отличные условия, а самому
создавать их для себя и окружающих!
- Что вы можете сегодня сделать для своей страны?
- Я могу окончить школу и стать хорошим специалистом.
- Я могу участвовать в волонтерской деятельности.
- Я могу, занимаясь спортом, привлечь к здоровому образу жизни всех окружающих меня людей.
- Я могу, участвуя в различных социальных акциях, сделать жизнь лучше.
- Я могу ежедневно трудиться во благо своей Родины.
- Я могу совершать поступки, для прославления своей страны.
- И в заключение, после ваших слов, какой бы вы поставили знак после предложения «Мы - граждане России ».
Чтобы стать достойным гражданином своей страны, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете все законы, сможете обдумывать и контролировать свои поступки, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы - будущее нашей Родины. И мы желаем вам быть достойными гражданами своей страны! Песня «Я-гражданин»
Методический анализ мероприятия
Воспитательное мероприятие проводилось с воспитанниками 8 семейной группы.
Основной целью мероприятия является формирование у воспитанников гражданских качеств личности
В мероприятии участвовало семь воспитанников. Активно работали И.Саша , Ч. Женя Б. Леша, Б Кирилл. М Максим. В меньшей степени были активными П. Витя, Д. Игорь.
При такой тематике мероприятии, были применены методы проведения: рассказ, показ иллюстрированного и наглядного материала , викторина.
Во время мероприятия старалась проговаривать все слова связанные с гражданской ответственностью.
Считаю, что мероприятие на данную тему прошло в целом хорошо. И те задачи, которые были поставлены, выполнены.
В дальнейшем планирую продолжить с воспитанниками обсуждение важной темы, как нравственные поступки и гражданственная ответственность.
Для успешного решения вышеназванных целей и задач в условиях
детского дома используются следующие формы и методы работы: беседы с детьми, акции ко дню Победы «Письма с фронта», посылки
на фронт, сделанные своими руками, выставки рисунков детей на заданную
тематику и многие другие мероприятия. В рамках воспитательной работы
постоянно проходят часы патриотического воспитания на темы: «Героями не
рождаются, героями становятся», «Славься Отечество, наше свободное»,
«Спасибо Вам за солнца свет!», «Я - гражданин своей страны! » и другие,
осуществляется показ презентаций про пионеров-героев, детей ВОВ, показ
художественных и документальных фильмов о ВОВ, таких как: «Звезда»,
«Туман», «Судьба человека» , «Блокадный Ленинград» . Не обходится и без тематических вечеров, посвященных мужественным поступкам
героев нашего времени, героев «Чеченской войны», «Афганской войны»,
гражданской войны на Донбассе. Постоянно проходят выставки рисунков,
посвященные праздникам : «День защитника Отечества», «День Победы»,
« День воинской славы», « День героев Отечества». Эти праздники
проходят наиболее торжественно, глубоко затрагивают чувства и эмоции
детей, надолго остаются в их памяти. Дети с удовольствием разучивают
стихи, танцы фронтового времени, участвуют в акциях. В подготовке всех
мероприятий помогают им педагоги.
Данные формы и методы работы способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений воспитанников, формированию у них стремлений равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине.
Серьезное влияние на воспитание в детях общечеловеческих ценностей
имеет большой библиотечный фонд, где часто проводятся выставки
книг на различные темы нравственно-патриотического направления,
библиотекарь готовит интересные презентации, викторины, читает стихи на
патриотические темы и дает детям возможность ознакомиться с литературой данного направления.
Опыт работы показывает, что хороший эффект дает использование средств художественной литературы, музыки, живописи, что позволяет отвлечь ребенка от травмирующих переживаний, помочь увидеть ему красоту мира, почувствовать себя его частью. Важное место в данном направлении имеет разучивание патриотических песен о Родине, любимом крае. Ребята с большим желанием поют во время вечерних творческих мероприятий, при участии в концертных программах. Разучивание русских хороводов, народных танцев , проведение ярких праздников позволяют обрести уверенность в себе и своих силах, быть активными.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что патриотизм был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее, стремление и готовности его защитить. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины, поэтому насколько воспитатель сможет развить в ребёнке данное чувство, настолько будет сплочённым и толерантным в целом наше общество, зависит от самого воспитателя. Проблемы патриотического воспитания важны, в том числе, и для педагогического самосовершенствования воспитателя, здесь, несомненно, важен метод личного примера педагогов по патриотическому отношению к Родине и её ценностям.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях детского дома, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.
Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России,
можно и должно.
И, если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным
символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.
Воспитательная работа даст заметные результаты, если она будет частью всей работы по патриотическому воспитанию детей; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от возраста к возрасту.
Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных для детей с ОВЗ.
Список литературы
- ФЗ-273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012,
- Конвенция о правах ребенка. Принята 20 ноября 1989 года.
- Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года
- Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.
- Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»//СЗ РФ. – 1995. – № 27. – Ст. 2503.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.
- Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» // СЗ РФ. – 1996. – № 21. – Ст. 2470.
- Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002
- Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4. – С. 23.
- Батурина, Г. И., Кузина, Т. Ф., Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2003.
- Белая, К. Ю., Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.
- Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.
- Тимофеева, И.В., Реализация конституционного права на образование детьми-инвалидами с проблемами интеллектуального развития / И.В. Тимофеева, М.В. Кузнецова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. Бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Санкт-Петербургский гос. ун-т аэрокосмического приборостроения. – СПб. : ГУАП, 2011. - 91 с.
Приложение
Тема: «Мы – россияне»
Цель:
способствовать формированию у учащихся убеждённости и гордости за страну, в которой они живут.
Задачи:
обобщить и систематизировать знания детей о России;
формировать уважительное отношение к государственным символам;
закрепить названия крупных российских городов и рек; народов, населяющих РФ; названия народных промыслов;
воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства;
коррекция и развитие мыслительных процессов (анализ, синтез), внимания и связной речи.
Оборудование: атрибуты для проведения викторины, изображения гербов и флагов, салфетки, ручки, экран, проектор.
Ход занятия.
Вводная часть.
Организационный момент.
Здравствуйте ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь.
КРУ
Ребята обратите внимание на доску, здесь спрятаны слова, расшифруйте их:
Анидор, авксом, ацилотс, тоиртап, анзичто.
- По какой теме подобраны данные слова? К чему они относятся? (Родина, Россия)
- Тема нашего сегодняшнего занятия «Мы – россияне».
- Основная часть.
- Наша Родина – богатая страна. Россия богата традициями, полезными ископаемыми, памятниками природы и архитектуры, людьми, многонациональными культурами, народными промыслами.
- Я предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик о нашей великой державе.
Показ видеоролика «Россия» на песню Е. Росса
- Сегодня у нас не обычное занятие, а викторина на тему «Мы – россияне». В игре участвуют две команды: команда «Васильки» и команда «Ромашки».
- Оценивать игру будет жюри. Команды поприветствуйте жюри. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Команды, представьтесь, пожалуйста.
Команда «Васильки»:
Василек – цветок России,
Он, как небо, синий, синий,
Любит русская душа
Васильковые глаза.
Команда «Ромашки»:
Мы – ромашковое поле,
Символ русского раздолья.
Но совсем не горячи
Ромашки белые лучи.
- Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
- Как вы думаете, что такое Родина? (Родина - значит родная сторона, место, где мы родились, где мы живем. Это Отчизна, Отечество. Родина у человека одна).
- Давайте начнём нашу викторину с разминки. Я буду говорить предложения, а вы их закончите.
- К какой команде будет обращён мой вопрос та команда и отвечает.
Наша страна называется….. Россия.
Граждане России называются…. Россияне.
Столица России – город …. Москва.
Санкт – Петербург основал .… Пётр I.
Самая известная река России…. Волга.
Кто является главой российского государства .… Президент.
- Молодцы, начинаем нашу игру.
Конкурс 1. «Государственные символы»
- Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн)
- Что такое государственный гимн? (главная песня страны, слушать её надо стоя, проявляя уважение)
- Я предлагаю командам выбрать на листочках среди разных флагов российский флаг.
- Где можно увидеть российский флаг? (на государственных зданиях, кораблях, школах, жилых домах в дни государственных праздников)
- А теперь найдите наш российский герб среди гербов других стран.
- Что изображено на нашем гербе? (золотой двуглавый орёл со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец, он копьем поражает змея)
Конкурс №2 «Литературный»
-А сейчас у нас литературный конкурс. Каждой команде было задано домашнее задание, выучить стихотворение о Родине. Жюри оценивает содержание и выразительное чтение.
Песня В.Степанов
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Необъятная страна. В.Степанов
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Конкурс 3. «Города России»
- Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сёл, деревень. Назовите города, сёла, посёлки, которые вы знаете. (команды поочерёдно называют)
- А сейчас каждая команда получит карту России. Задание: поставьте точку приблизительно в том месте, где находится наше село.
Конкурс 4 «Собери правильно»
Родной край - сердцу рай.
Человек без Родины - что соловей без песни.
Народное братство - дороже всякого богатства.
Жить – Родине служить.
Если дружба велика - будет Родина крепка.
Если народ един - он непобедим.
Физминутка.
Конкурс 5 «Народы России»
Упражнение “Салфетка”.
- На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.
- Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат? (потому что каждый по-разному оторвал кусочек, потому что мы все разные)
- Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.
- В России живёт много разных народов. Каждый народ имеет свою культуру, свой язык. Все народы равны между собой. Давайте вспомним и назовем, какие народы живут в России. ( дети по очереди называют: русские, татары, башкиры, чуваши, мордва, евреи, якуты, украинцы, таджики, армяне, и пр.)
Конкурс 6 «Народные промыслы»
- А теперь я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Внимательно слушаем и.
- Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая,
Необычная, смешная,
И чуть-чуть пузатая.
-Подожди минуточку
Ты откуда уточка?
Уточка свистит моя:
-Филимоновская я!
- Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница. (матрешка)
- Снежно – белая посуда, расскажи: ты откуда?
Видно, с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжель.)
- Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют ….. Хохломой.
(дети отгадывают, а воспитатель показывает на слайде картинку)
Конкурс № 7. «Русские художники»
- Ребята каких русских художников вы знаете? (Шишкин, Васнецов и т.д.)
А теперь среди представленных картин нужно найти картины русских художников.
- На этом наша викторина заканчивается и жюри подсчитывает баллы.
IV. Итог.
Оглашение результатов викторины.
- Победила дружба!
-Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы говорили о государственных символах, о культуре русского народа. Я думаю, что сегодняшнее занятие оставило в каждом из вас определённые чувства к Родине.
Рефлексия.
- Я предлагаю вам закончить предложения, которые вы видите на доске:
Для меня Россия – это:
1. Страна, в которой я живу, которой горжусь и должен суметь защитить её в трудную минуту.
2. Страна, в которой я родился, где живу я, моя семья и мои друзья.
- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, все молодцы, всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ В ТЕАТРАЛЬНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ»
Нестабильность общества и отсутствие четких нравственных ориентиров в наши дни привели к тому, что «произошла интенсивная примитивизация сознания людей, и, прежде всего молодежи. Отмечается рост циниз...
"Формирование толерантности посредством реализации мероприятий гражданско-патриотической направленности в учреждении сферы молодежной политики"
"Толерантность означает уважение, принятие правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, наших формсамовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантн...
Формирование нравственных качеств через сотрудничество и взаимодействие педагога и воспитанников
Описание опыта работы воспитателя Поповой Светланы Николаевны...
Из опыта работы "Деятельность классного руководителя, направленная на привитие духовно-нравственной культуры обучающихся через гражданское, патриотическое воспитание".
Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе....
Отчет о реализации рабочей программы духовно нравственного воспитания (гражданско патриотическое направление)
Отчет о реализации рабочей программы духовно нравственного воспитания (гражданско патриотическое направление)...
Духовно нравственного воспитания (гражданско-патриотическое направление)
Рабочая программа воспитателя...
« Социализация воспитанников с нарушением интеллекта через формирование нравственных качеств в условиях школы - интернат».
laquo; Социализация воспитанников с нарушением интеллекта через формирование нравственных качеств в условиях школы - интернат»....