« Социализация воспитанников с нарушением интеллекта через формирование нравственных качеств в условиях школы - интернат».
статья
« Социализация воспитанников с нарушением интеллекта через формирование нравственных качеств в условиях школы - интернат».
Скачать:
Предварительный просмотр:
« Социализация воспитанников с нарушением интеллекта через формирование нравственных качеств в условиях школы - интернат».
Рише Н.В., воспитатель,
ГКОУ «К школа – интернат» class="c9">
« Социализация воспитанников с нарушением интеллекта через формирование нравственных качеств в условиях школы-интернат».
Проблема духовно-нравственного воспитания вышла на общегосударственный уровень. В связи с этим одним из наиболее актуальных направлений воспитательной деятельности является нравственное воспитание учащихся. Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции - сложный педагогический процесс.
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis - мораль. «Нравы»- это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении. Л.А.Григорович дал следующее объяснение: «нравственность- это личная характеристика человека, объясняющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм».
Работа в школе - интернат имеет свои особенности, так как там обучаются дети с ограниченными возможностями. Такие дети испытывают затруднения в формировании морально-этических понятий, в становлении оценки и самооценки социально-значимых черт личности.
Решение проблемы межличностных отношений и нравственного воспитания осложняется также отсутствием сотрудничества со стороны семьи,так как значительная часть учащихся составляют дети из дисфункциональных семей. А ведь именно в семье закладываются поведенческие основы ребенка: доброта, любовь, совесть, уважение к окружающим. Основная ответственность за судьбу ребенка ложится на плечи педагогов и воспитателей.
Проблема духовно- нравственного воспитания очень актуальна. И особенно она важна для таких школ, как наша. Основные направления работы по духовно-нравственному воспитанию в моей педагогической деятельности следующие:
«Школьный этикет» - это направление помогает ребенку познать природу мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти свое место в нем. Помогает воспитаннику с ограниченными возможностями здоровья к вхождению в социум, формирует осознанное волевое поведение, пробуждает самостоятельное логическое мышление, а также развивает общую культуру ребенка. Здесь использую доверительную беседу, обсуждение проблемы, обыгрывание жизненных ситуаций, моделирование отношений между детьми в деловой и сюжетно- ролевой игре, экскурсии, наблюдения, обмен впечатлениями, тестирование и др. Тематика некоторых мероприятий:«Где мир и лад не нужен клад», «Нужно ли быть вежливым?», «Что в лесу растёт? Кто в лесу живёт?», «Кодекс школьной чести», «Жить в мире с собой и другими».
«Правила общения» - это направление помогает воспитанникам понять преимущества поведения, основой которого является позиция уважения, доброжелательного отношения к другому человеку. Выполняя практические задания, воспитанники осознают, что существенное значение имеют целесообразность и здравый смысл поступков, поэтому, даже не зная тех или иных правил поведения можно руководствоваться знаниями норм и правил речевого общения. В общении ребенок получает разнообразную информацию, формируется его мыслительная деятельность, развиваются человеческие эмоции, социальное поведение. Дети в общении начинают осознавать особенности своей речи, свои речевые трудности и ошибки. Появляется желание говорить более четко, внятно. Способность к общению включает умение вступить в разговор, знание правил речевого поведения, умение участвовать в общении с несколькими собеседниками в совместной деятельности или различных жизненных ситуациях.Тематика мероприятий: «Дружба, доброта, толерантность», «Что такое настоящая дружба?», «Слово лечит, слово ранит», «Вежливость – это уважение к окружающим», «О прозвищах и кличках».
«Счастье семьи»- это направление способствует формированию у ребят таких интегральных качеств личности, как мировоззрение, ценностные ориентации и установки, а также изменение характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Данное направление предлагает воспитанникам пути достижения гармонии и развития, открытости и терпимости, что должно способствовать формированию у ребят новых жизненных ценностей, пониманию сущности любви как творческой основы для восхождения человека по эволюционному пути. Тематика мероприятий: «Семья - это то,что с тобою всегда», «Перед матерью в вечном долгу», «О той, кто дарует нам жизнь и тепло…», «Тепло родного очага», «Мы вместе создаём наше будущее», «Забота старших о младших».
«Духовные ценности». Занятия по направлению «Духовные ценности» рассчитаны на то, чтобы поселить в души и сердца детей мысли и мечтания, чувство красоты, стремление к самопознанию и саморазвитию, ответственность за свои мысли. Темы занятий рассматриваются через использование игровых методов, бесед, анкетирования воспитанников и родителей с целью помочь выстроить образ своих лучших качеств, чтобы опираться на них при принятии решений, выборе путей. Все это способствует не только воспитанию учащегося, но помогает ему поверить в себя, самоутвердиться и найти свое место в этой жизни. Тематика некоторых мероприятий:«Культура общения», «Как стать лучше?», «Правдивость и честность», «Доброта творит чудеса», «Как научить ребёнка жить в мире людей».
В заключение хочется добавить, что важно не только научить, но и вдохновить своим примером, чтобы ребёнок захотел делать как ты, стать похожим на тебя, стать лучше. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя. Воспитывать детей надо радостью, передавая им наш оптимизм и жизнелюбие, свежесть восприятия жизни как праздника. Важно дать определённые знания, умения и навыки, но гораздо важнее научить маленького человека нравственным ценностям: доброте, честности, порядочности, любви к своей стране. Это и есть важнейшее условие успешного развития подрастающего поколения.
Список литературы:
#1040;.С.Белкин «Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы». Москва, «Просвещение», 1982.
#1042;оспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации/Ом.гос. пед. ин-т им. Горького – Омск.
#1046;урналы: Воспитание школьников 2008-2009г.
Классный руководитель-2008-2009г.
#1050;нига для учителя вспомогательной школы. /Под ред. Г.М. Дульнева. - М., 1959.
#1042;.Ф.Мачихина «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате». М.: 1983г.
#1055;одласный И.П. Педагогика – М.: Владос, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ В ТЕАТРАЛЬНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ»
Нестабильность общества и отсутствие четких нравственных ориентиров в наши дни привели к тому, что «произошла интенсивная примитивизация сознания людей, и, прежде всего молодежи. Отмечается рост циниз...
Социализация детей с нарушением интеллекта через организацию профессионально - трудовой подготовки в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VШ вида
В статье рассматривается проблема социализации детей с нарушением интеллекта через трудовое обучение, включение детей в социальную среду, приобщение к общественной жизни....
Создание опыта работы по организации социального партнёрства в школе-интернате для социализации детей с нарушением интеллекта
Несмотря на огромные изменения, происходящие в наших учреждениях, проблема общения, активности, самостоятельности выпускников, существует по-прежнему остро. Как одним из решен...
Формирование нравственных качеств через сотрудничество и взаимодействие педагога и воспитанников
Описание опыта работы воспитателя Поповой Светланы Николаевны...
«Профилактика социальной исключенности воспитанников с нарушением интеллекта посредством формирования и развития социально-бытовой адаптации в условиях разновозрастной семейной группы».
Проблема исследования процесса социальной адаптации человека, его формирования и развития является одной из актуальных в настоящее время. Особое место занимают вопросы социальной адаптаци...
«Социализация учащихся с нарушением слуха через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната».
Одной из эффективных организационных форм работы по адаптации неслышащих детей к жизни в обществе является экскурсия....
Формирование нравственных качеств у воспитанников с ОВЗ через гражданско - патриотическое направление
Материал к открытому уроку на тему : "Формирование нравственных качеств у воспитанников с ОВЗ через гражданско - патриотическое направление"...