Формирование нравственных качеств через сотрудничество и взаимодействие педагога и воспитанников
статья на тему
Описание опыта работы воспитателя Поповой Светланы Николаевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_popovoy_s.n.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат
среднего общего образования» с.Самбург Пуровский район
Описание опыта работы воспитателя
Поповой Светланы Николаевны
Формирование нравственных качеств через сотрудничество и взаимодействие педагога и воспитанников
ИПМ–1
Актуальность темы
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время наше общество находится на пути становления новой альтернативной модели отношений воспитателя и ребёнка. Она получила название «субъектно-субъектной» модели. Сущность её заключается в смене позиции педагога. Если педагог учитывает особенности каждого воспитанника, его потребности, эмоции, возможности, а также стимулирует активность ребёнка, при этом, не подавляя своим авторитетом, то в этом случае объект педагогической деятельности становится её субъектом. Таким образом, педагогическая деятельность из традиционной субъектно-объектной деятельности превращается в субъектно-субъектную – это делает её сложной, нестандартной, творческой.
Современный процесс воспитания немыслим без педагогического творчества, центральной фигурой которого становится ребёнок. Он представляет собой неповторимую личность. А значит, требует к себе особых, индивидуальных способов воздействия и форм общения. Педагог в настоящее время испытывает необходимость творчески их преобразовывать, творчески взаимодействовать, а также сотрудничать со своими воспитанниками. Поэтому одним из важных условий нравственного воспитания является сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми. Сотрудничество и взаимодействие обусловлены необходимостью индивидуального подхода, так как каждое воздействие на ребёнка осуществляется через индивидуальные особенности, без которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
В психологическом словаре термин «взаимодействие» является таким понятием, «где поведение одного человека выступает стимулом для поведения другого». Что является непременным условием для становления субъект-субъектной модели отношений воспитателя с детьми.
В концепции школьного воспитания раскрыты основные вопросы альтернативной личностно – ориентированной модели. Где воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!» Её цель содействовать становлению ребёнка как личности. Спецификой является то, что взрослый не подгоняет развитие каждого ребёнка к определённым канонам, а предупреждает возникновение тупиков личностного развития. Здесь раскрывается ещё одно важное понятие – «сотрудничество», являющееся тактикой воздействия и общения с ребёнком, в которой позиция педагога исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития, как полноценного члена общества. Взрослые через различные средства и методы формируют у ребёнка нравственные представления, качества и культуру поведения. При этом взгляд на воспитуемого осуществляется в условиях сотрудничества, как на полноправного партнера, отрицая манипулятивный подход к детям. В ситуации сотрудничества формируется чувство коллективизма. При такой модели общения воображение детей, их мышление не скованы страхом неудачи, они более раскрепощены.
При этом личностно - ориентированная модель общения не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения планомерной педагогической работы. Она является лишь фундаментальной основой, первым этапом в становлении развитой личности.
Таким образом, сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми является не только важным условием нравственного воспитания, формирования культуры поведения детей, но и аспектом ключевой позиции обновления интерната.
Объект исследования: система воспитательной деятельности.
Предмет исследования: формирование нравственных качеств на основе сотрудничества и взаимодействия, как психолого-педагогическое условие, необходимое для осуществления нравственного воспитания.
Цель исследования: выявить, какие условия будут способствовать эффективному осуществлению нравственного воспитания школьника и формированию механизма нравственного воспитания.
Задачи исследования:
- анализ педагогической, психологической и методической литературы;
- уточнить и углубить знания о методах, формах и средствах общения воспитателя с детьми в разных возрастных группах.
Гипотеза:
Если общение воспитателя и детей будут основываться на сотрудничестве и взаимодействии, то:
- процесс нравственного воспитания школьников будет протекать более эффективно и продуктивно;
- это окажет существенное влияние на личность ребёнка: на формирование воли, характера, отношение к окружающему миру;
- личностно-ориентированная модель общения будет носить практический характер.
ИПМ–2
Формирование механизма нравственного воспитания школьника
Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Моя педагогическая задача заключается в том, чтобы определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.
В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма:
- представлений;
- нравственных чувств;
- нравственных привычек и норм;
- практики поведения.
Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность формирующего качества.
Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:
Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.
Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Что, например, произойдет, если мы решим формировать доброту как нравственное качество личности и станем воспитывать у ребенка лишь представления о том, что такое доброта? Или не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым? Или не создадим условия для проявления доброты?
При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания. При этом нельзя опираться на понимание, осознание важности формирования того или другого качества личности у ребенка. Необходимо изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.
ИПМ-3
Педагогическая поддержка как способ сотрудничества и взаимодействия педагога и воспитанников
Растущий человек имеет потребность в защищенности и заботе. В старшем возрасте – потребность в дружеской поддержке.
Замечательный педагог – гуманист, наш современник О.С.Газман связывал педагогическую поддержку непосредственно с индивидуально – личностным подходом в воспитании, ядром её называл решение насущных проблем ребёнка (подростка).
В современной педагогике сформулированы необходимые нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции воспитателя:
- любовь к ребёнку и, как следствие, безусловное принятие его как личности и индивидуальности; душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать.
- приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ним говорить по-товарищески, без «сюсюканья» и без панибратства;
- уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого ребёнка;
- ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы;
- признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребёнка и его права на его волеизъявление (права на «хочу» и «не хочу»);
- поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа;
- умение быть ему товарищем, готовность и способность быть на его стороне, готовность ничего не требовать взамен;
- собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
ИПМ–4
Реализация культурно-нравственных принципов
Существует целый ряд таких моральных черт и качеств, которые составляют этическую основу воспитанности. Что значит воспитанный человек? Это тот, кто добр к людям, отзывчив, доброжелателен, искренен и приветлив, правила этикета для него естественный и нормальный стиль поведения. Один из российских ученых социолог А.К. Гастев сказал: «Самая подходящая оправа для духовных качеств человека – высокая культура поведения». И обучение этому – культуре поведения, основным этическим нормам – я внедряю в свою повседневную практику. В этом мне помогают книги «Тысяча и одно правило хорошего тона» С.И Кулаченко, «Искусство быть собой» В.Леви, «Поговорим об этикете» В. Трофименко.
Сегодня возникло слово ксенофобия – страх перед чужим. Возникает раздражение против чужого непонятного языка, обычаев. Диалог культура и терпимость – цепь, связывающая воедино духовную жизнь человеческого коллектива. Именно поэтому на протяжении всей истории человечества терпимость или, как ее называют по-научному, толерантность всегда воспринималась как величайшая, гуманистическая ценность. Для меня обучение толерантности является одной из важнейших задач, так как умение договориться, понять друг друга, проявить терпимость к ближнему, однокласснику, человеку другой веры, нации – один из важнейших компонентов общечеловеческой культуры, важнейшее качество современного человека.
Культура здоровья я считаю также неотъемлемой частью нравственного воспитания. В неё входит не только прогулки с детьми на свежем воздухе, утренняя зарядка, но и обучение здоровому образу жизни, знакомство с народными травниками, сбор лекарственных трав и ягод для школы и своей семьи, беседы на тему экологии, валеологи. Вопрос здоровья уходит корнями в культуру народа. Он связан с представлениями наших предков о роли и назначении человека. Здоровье человека во многом определяется тем, как он относится к миру, к самому себе, есть ли в нем потребность в духовном самосовершенствовании, познании других и самого себя. Особое внимание мной уделяется проблеме умения преодолевать тяготы жизни, неприятности и стрессы. Оптимизм воспитателя, уверенность в том, что беда одолима, помогает ребенку принять мир таким, какой он есть.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность. Я работаю с детьми коренной национальности, принадлежность которой – ненцы. Поэтому на своих занятиях я широко использую все виды фольклора, которые широко отражены в книгах ненецких авторов Г.П.Харючи «Традиции и инновации в культуре ненецкого народа», Турутиной и др. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, я тем самым приобщаю их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определённых средств и методов
Средством нравственного воспитания школьников являются художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства, которые можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова, А. М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно ребёнку. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
Средством нравственного воспитания школьников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения.
Средством нравственного воспитания школьников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, творческая деятельность, общение. Каждый из этих видов деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Данное средство (деятельность) необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.
Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М. И. Лысиной, А. Г. Рузской) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т. е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).
Очень важный вопрос в методике взаимодействия воспитателя с детьми о том, как создать необходимые условия её реализации. Факторы успешности взаимодействия я вижу в следующем:
- если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других;
- если ребёнка подбадривают, он учится быть благодарным;
- если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;
- если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей.
В реализации своего педагогического опыта важно твёрдо знать, чему научить растущего человека.
Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К.Бабанский, Б.Т.Лихачев, И.П.Подласый - в общей и школьной педагогике).
Согласно основанию Б.Т.Лихачёва о логике организации педагогического процесса при решении нравственного воспитания и самовоспитания можно выделить три группы методов:
- методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования);
- методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации);
- методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку).
В.Г.Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников: организация практического опыта общественного поведения:
- метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности);
- формирование нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций);
- методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).
Можно избрать и другие основания для классификации методов нравственного воспитания, хотя наиболее целесообразна та, которая соответствует его механизму.
Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:
- любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребёнка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста - и младенческого, и дошкольного, и школьного;
- метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения;
- для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства. Например, воспитатель приучает детей к бережному отношению к вещам, учебным принадлежностям и для этого хочет использовать метод организации совместной деятельности детей - организовать «мастерскую по ремонту учебников». В этом случае он должен подготовить материалы, которыми дети могли бы работать;
- метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет давать нужный результат;
- методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие - большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;
- при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;
- проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию - от выбранного метода следует отказаться;
- применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости;
- методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.
Основаниями для подбора методов, которые можно эффективно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.
ИПМ–5
Мониторинг деятельности
Реальность и результативность процесса развития личности обусловлена необходимостью постоянного изучения нравственного продвижения детей, эффективностью педагогических усилий. Этому служат диагностические методики, выявляющие уровень нравственного развития детей.
В изучении нравственного развития детей можно использовать многообразие средств и приёмов:
- наблюдение за действиями воспитанников в повседневной жизнедеятельности и в специально созданных ситуациях;
- применение и анализ эффективности специальных методик на этических занятиях с детьми;
- педагогический срез - анализ с использованием комплекса методик.
Наблюдения ведутся, в основном, чтобы выявить:
- характер отношений воспитанников в семейном коллективе (доброжелательные, напряжённые, невыраженные);
- специфику его нравственной самооценки (положительная, отрицательная, неопределённая);
- своеобразие поведения в конфликтных ситуациях (адекватное ситуации, пассивно - зависимое, агрессивное).
Этому служат такие методики, как «Поиграем и подумаем» (0-2 классы), «Умеем общаться» (3-5 классы), «Поиграем и подумаем» (6-8 классы).
Своевременная и грамотная помощь ребёнку в построении пути собственного нравственного развития, одобрение, поощрение, поддержка его устремления поможет в достижении нравственного результата. Идя от конкретных понятий и представлений детей младшего возраста об основах нравственного сознания и поведения, от их обращения к собственному опыту через сказку, игру, упражнения педагог постепенно переходит в подростковом возрасте к осмыслению детьми взаимосвязи, самооценке, самоанализу. Например, осмысление детьми категории добра, что фиксируется последовательностью тем и названий этических занятий от 1-го к 9-му классу:
1-й класс
Доброе слово, что ясный день.
Доброта, что солнце.
2-й класс
Добрым жить на белом свете веселей.
Добро творить – себя веселить.
Не стесняйся доброты своей.
3-й класс
Дружим с добрыми словами.
Любим добрые поступки.
Отворите волшебные двери добра и доверия.
Вот и стали добрей и умней.
5-й класс
Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.
Добротой себя измерь.
6-й класс
Доброта и доброжелательность.
«Спешите делать добро».
7-й класс
Истоки доброты.
8-й класс
Глаголь добро – добро есть жизнь.
Добродетель требует усилий.
9-й класс
Гуманность – сгусток всех других добродетелей.
Добродетель есть не что иное, как душевная деликатность.
Добро есть жизнь.
ИПМ – 5
Заключение
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения к моральным ценностям всего человечества и к конкретному обществу.
Результатом процесса нравственного воспитания является появление и утверждение в личности ребёнка определённого набора нравственных качеств.
Промежуточный контроль подтвердил рост творческой активности моих воспитанников: на протяжении нескольких лет наблюдается динамика участия ребят в интеллектуальных конкурсах различного уровня, в том числе всероссийского и международного. Так, воспитанники являются, призёрами и участниками интеллектуальных и творческих конкурсов. Кроме того, о хорошем уровне воспитанности обучающихся свидетельствуют отчеты за последние три года: качественная успеваемость выросла с 47,3% до 60%, уровень воспитанности с 3,4 до 4,1. Высок уровень спортивных достижений. Все дети посещают кружки и спортивные секции. Отсутствуют воспитанники с девиантным поведением.
Завершая разговор, нужно отметить, что именно формирование нравственных качеств является средством преодоления негативных социальных явлений в детской и молодёжной среде.
Проводя анализ педагогической, методической, психологической литературы по данной теме, была доказана гипотеза исследования - общение, основываясь на сотрудничестве и взаимодействии воспитателя с детьми, способствует эффективному осуществлению процесса нравственного воспитания. А именно, сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми, не только предполагает совместную деятельность, но и использование альтернативной – личностно-ориентированной модели общения. Так как современное общество переходит на использование этой модели общения, то данная тема является очень актуальной.
В чём я вижу результат своей работы? Главное - я считаю, что важнейшим условием нравственного воспитания является сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми.
Используемая литература
- Титаренко В. Нравственное воспитание в семье / Культура семейных отношений. – М., 1985.
- Новиков Н.И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей» / Умом и сердцем. – М.,1989.
- Варюхина С.И. Истоки доброты. – Минск, 1987
- Ильин И.А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. - №9.
- Ильин И.А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. - №9.
- Ильин И.А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. –
- Климова-Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. – Минск, 1981. – С. 38.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."
Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....
Обобщение опыта «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ В ТЕАТРАЛЬНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ»
Нестабильность общества и отсутствие четких нравственных ориентиров в наши дни привели к тому, что «произошла интенсивная примитивизация сознания людей, и, прежде всего молодежи. Отмечается рост циниз...
Повышение качества выставочных экспонатов через различные формы взаимодействия педагогов дополнительного и основного образования
Данный материал описывает опыт взаимодействия педагогов дополнительного образования и учителей школ. Представлены результаты работы стажерских площадок для учителей, позволяющих повысить профессиональ...
"Формирование социально-психологических связей посредством интерактивного взаимодействия педагогов и воспитанников школы"
В настоящее время стремительно увеличивается количество школьников, испытывающих серьезные затруднения перед совокупностью социальных и учебно-познавательных задач, источником которых является школа. ...
Формирование нравственных качеств у воспитанников с ОВЗ через гражданско - патриотическое направление
Материал к открытому уроку на тему : "Формирование нравственных качеств у воспитанников с ОВЗ через гражданско - патриотическое направление"...
Информационная карта инновационного опыта "Формирование нравственных качеств личности посредством диалогового взаимодействия"
Информационная карта инновационного опыта...
« Социализация воспитанников с нарушением интеллекта через формирование нравственных качеств в условиях школы - интернат».
laquo; Социализация воспитанников с нарушением интеллекта через формирование нравственных качеств в условиях школы - интернат»....