Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ОНР, 1 класс
рабочая программа
Пояснительная записка и календарно- тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 1 класса с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка, 1 класс, ОНР | 41.88 КБ |
КТП, 1 класс, ОНР | 33.94 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС
(ОНР, 3-4 уровень речевого развития, дизартрия)
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1 КЛАСС.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе:
- Закона об образовании в РФ № 23-ФЗ от 29.12.12 г., ст. 42 «Психолого – педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Программы ООП НОО гимназии;
- Примерного положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (Распоряжение Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 г 3Р-75).
Данная программа разработана на основании анализа результатов углубленной диагностики речевого развития учащихся перед началом школьного обучения по тестовой методике Т.А. Фотековой, дополненной обследованием письменной речи (по окончании учащимися первого класса).
Программа коррекционной работы предназначена для учащихся 1 класса не имеющих статуса ОВЗ, рекомендаций ТПМПК.
Это дети, относящиеся к группам:
- выпускники логопедических групп ДОУ, имеющие остаточные нарушения устной речи;
- дети, не посещавшие ДОУ у которых нарушения устной речи выявлены при поступлении в 1 класс;
- дети, не подготовленные к школьному обучению по различным причинам (медицинским, социальным, и др.).
Эти категории учащихся нуждаются в коррекционно - развивающих занятиях, так как их речевые нарушения препятствуют успешному освоению программ школьного обучения.
Программа по коррекции нарушений речи обеспечивает усвоение содержания программы начальной школы. Программа построена с учетом специфики усвоения материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются первичные нарушения: дефекты произношения и недостаточная сформированность фонематического восприятия, а также смысловой стороны речи (недостаточная сформированность лексико-грамматических средств языка) – общее недоразвитие речи (ОНР).
Установлено, что у детей с нарушениями речи (особенно у детей с ОНР) в качестве вторичных фиксируются следующие особенности:
- неустойчивое внимание;
- недостаточная наблюдательность к языковым явлениям; недостаточное развитие способности к переключению;
- недостаточная способность к запоминанию;
- недостаточная сформированность словесно – логического мышления;
- пониженная познавательная активность в области языковых явлений;
- неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной деятельности.
Упущения на начальной ступени обучения проявляются пробелами в знаниях детей, несформированностью общеучебных умений и навыков, негативным отношением к школе, что бывает трудно скорректировать и компенсировать.
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи.
Задачи:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений и ощущений об окружающем мире;
- развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);
- формирование интереса к родному языку, навыков учебной деятельности;
- усвоением приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);
Общая характеристика курса
Рабочая программа направлена на коррекцию устной речи обучающихся и профилактику и коррекцию дисграфии и дислексии. Работа по компенсации нарушенного речевого развития строится в несколько этапов.
№ этапа | Назначение этапа | Цель этапа | Содержание деятельности |
I | Диагностический | Выявление индивидуальных речевых нарушений |
|
II | Подготовительный | Подготовка к коррекции нарушенного звукопроизношения, к обучению чтению и письму |
|
III | Основной | Коррекция нарушенного речевого развития |
|
В процессе реализации курса предусмотрена работа над коррекцией и развитием:
- звукопроизношения;
- просодики;
- фонематических процессов;
- лексико-грамматического строя;
- связной речи.
Логопедические занятия позволяют максимально успешно усвоить как «академический» компонент образовательных программ, так и «жизненные компетенции» позволяющие ребенку овладеть знаниями, умениями и навыками необходимыми для успешной социализации.
Место коррекционного курса в учебном плане
На прохождение курса отводиться 2 ч в неделю. Всего 66 часов в год. Занятия в группах 4 – 6 чел.
Результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты
Универсальные учебные действия | У выпускника будут сформированы на минимальном уровне | У выпускника будут сформированы на достаточном уровне |
Самоопределение | - основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - чувство прекрасного и эстети-ческие чувства на основе знаком-ства с мировой и отечественной художественной культурой | - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни |
Смыслообразование | - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика» |
Нравственно-этическое оценивание | - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им | - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия |
Метапредметные результаты
Вид УУД/ составляющие | Выпускник научится на минимальном уровне | Выпускник научится на достаточном уровне |
Регулятивные | ||
Целеполагание | -принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную |
Планирование | - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале |
Прогнозирование | - осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия | |
Учебные действия | - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме | - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
Контроль | - учитывать установленные правила в контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); - различать способ и результат действия | - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания |
Коррекция | - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках | - вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
Оценка | - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области | - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
Саморегуляция | - использовать речь для регуляции своего действия | - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
Коммуникативные | ||
Инициативное сотрудничество и взаимодействие | - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
Управление коммуникацией | - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия | - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; - с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
Познавательные | ||
Общеучебные | - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - владеть рядом общих приемов решения задач | - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач |
Логические | - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии | - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей |
Знаково-символические | - использовать знаково- символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач | - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач |
Информационные | - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета | - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
Предметные результаты
Задача реализации курса | Планируемые результаты освоения курса | |
Выпускник научится на минимальном уровне | Выпускник научится на достаточном уровне | |
1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: а) оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, б) голоса, в) артикуляторной моторики, г) чувства ритма |
|
|
2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы. | ||
а) смыслоразличи-тельная функция |
| |
б) слухопроизноси-тельная дифференциация фонем |
|
|
в) фонематический анализ и синтез |
|
слова со стечением согласных;
|
3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова). |
|
|
4. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова. |
|
|
5. Формирование просодических компонентов речи: а) темпа б) ритма, в) паузации, г) интонации д) логического ударения |
|
|
6. Профилактика нарушений чтения и письма |
|
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Звукопроизношение
Формирование навыков правильного произношения проходит несколько этапов.
На первом этапе используются неречевые упражнения, предполагающие развитие орального праксиса. Они включают комплекс артикуляционной гимнастики, изучение артикуляции звуков (постановку звуков) и слоговые упражнения. Эти виды предусматривают в основном развитие моторики органов артикуляционного аппарата.
Второй этап – развитие фонематического восприятия – очень тесно связан с артикуляционными упражнениями. Дети учатся слышать разницу между фонемами, т. е. дифференцировать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические признаки звуков.
Третий этап – этап интеграции, т. е. дети приобретают навыки соединения фонемы в коротких высказываниях в соответствии с позиционными условиями.
Заключительный этап – автоматизация, т. е. переход правильного произношения в привычное настолько, что оно не требует специального времени и обеспечивается двумя категориями факторов: бессознательными – посредством слушания (аудирования) и воспроизведения (говорения) и сознательными – посредством усвоения фонологических признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада.
Просодика
Обучение технике нижнедиафрагмального дыхания, сознательному регулированию его ритма, правильному соотношению вдоха и выдоха, распределению выдоха на определенные речевые отрезки.
Развитие умения регулировать темп речи в зависимости от содержания высказывания, с учетом пауз между речевыми отрезками.
Развитие интонационной выразительности речи включающую в себя: мелодику (повышение и понижение голоса при произнесении фразы), фразовое и логическое ударения (выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения в зависимости от смысла высказывания), тембр речи (звуковую окраску, отражающую эмоциональные оттенки)
Фонематические процессы
Определение наличия данного звука в слове, его позиции по отношению к началу, середине или концу слова. Определение линейной последовательности и количества звуков в слове. Различение слов, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности. Различение близких по звучанию, но разных по значению слов.
Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
Усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
Лексико-грамматический строй
Уточнение и расширение запаса представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создание достаточного запаса словарных образов. Введение накопленных представлений и пассивного речевого запаса в активный словарь. Развитие понимания обобщающего значения слов, формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение активного словаря обучающихся, обогащение его словами обозначающими предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Сопоставление предметов и явлений, и на этой основе обеспечение понимания и использования в речи слов-синонимов и слов-антонимов. Расширение понимания значения простых предлогов и обучение их правильному использованию в самостоятельной речи. Обеспечение усвоения притяжательных и определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных, их использование в экспрессивной речи.
Обучение использованию в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.
Практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками.
Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными. Совершенствование навыка согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствование умения составлять простые и сложные предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
Развитие связной речи и речевого общения
Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Обучение составлению рассказа-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связному рассказу о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Развитие навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Развитие коммуникативной функции речи.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
Разнообразный демонстрационный материал.
Серии сюжетных картин.
Логопедическое зеркало.
Доска с набором магнитов.
Магнитофон и набор аудиозаписей.
Диктофон для фиксации результатов диагностики.
Электронные пособия:
«Букварь», 1С Образовательная коллекция.
«Скоро в школу. Учимся читать»
«Уроки письма для дошколят», IDCOMPANY
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
|
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных результатов:
Задача реализации курса | Планируемые результаты освоения курса | |
Выпускник научится на минимальном уровне | Выпускник научится на достаточном уровне | |
1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: а) оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, б) голоса, в) артикуляторной моторики, г) чувства ритма |
|
|
2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы | ||
а) смыслоразличи-тельная функция |
| |
б) слухопроизноси-тельная дифференциация фонем |
|
|
в) фонематический анализ и синтез |
|
слова со стечением согласных;
|
3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова) |
|
|
4. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова |
|
|
5. Формирование просодических компонентов речи: а) темпа б) ритма, в) паузации, г) интонации д) логического ударения |
|
|
6. Профилактика нарушений чтения и письма |
|
|
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по коррекции
ОНР (III – IV уровень развития речи)
1 класс (58 занятий )
Неделя | Дата | № занятия | Тема | Основные виды деятельности | Планируемые результаты | |
сентябрь | ||||||
I | Фронтальное обследование | |||||
II | Фронтальное обследование | |||||
I этап - диагностический | ||||||
III | 1 - 2 | Речевые и неречевые звуки. | Уточнение и развитие:
| Логопедическое заключение | ||
IV | 3 – 4 | Рисунок «Дом, дерево, человек» | ||||
октябрь II этап - подготовительный | ||||||
I | 5 - 6 | Разучивание и выполнение комплекса артикуляционной гимнастики | Уточняются созданные в процессе обучения, предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико -пространственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Проводится развитие свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, развитие мелкой ручной моторики). | |||
II | 7 - 8 | Разучивание и выполнение комплекса пальчиковой гимнастики. | ||||
III этап - коррекционный | ||||||
III | 9 | Анализ текста | Отличать предложение от слова. Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение. Составлять диалог. Характеризовать особенности ситуации общения. Различать практически текст и предложение. Озаглавливать текст. Задавать вопросы, уточняющие содержание текста. Обсуждать содержание текста. Составлять небольшие тексты по теме и наблюдениям (по вопросам и опорным словам). | Личностные: формирование умения общаться как умения говорить и слушать, читать и писать. Регулятивные: освоение способов речевого общения. Познавательные: систематизация знаний о языке как средстве отражения действительности; о слове как двухсторонней языковой единице. Коммуникативные: формирование культуры речевого общения, речевого этикета. Предметные умения: сформировать умение внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему. Обогащение словарного запаса учащихся. | ||
10 | Анализ текста | |||||
IV | 11 | Анализ предложения. Слова, обозначающие предмет | Распределять слова по группам на основе их основного значения и вопроса. Находить в тексте слова — названия предметов, названия признаков и названия действий. Составлять группы слов, объединённых общими признаками, Участвовать в конкурсе «Кто больше знает слов и их значений?». Подбирать слова по темам, помогающим через слово познавать мир (человек: его семья, возраст (младенец, дитя, старец), облик человека (рост, фигура, волосы), качества и черты характера (ум, смелость, честность). | Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. Регулятивные: освоение способов классификации слов по группам: слова — названия предметов, их признаков и действий. Познавательные: освоение умения ставить вопросы к словам. Коммуникативные: умение объяснять свои действия. Предметные умения: сформировать умение различать предмет и слово как название предмета, слова — названия признаков и действий предметов. Расширить словарный запас учащихся | ||
12 | Анализ предложения. Слова, обозначающие действие предмета | Дифференциация слов-предметов и слов-действий. Практическое овладение составлением простого нераспространенного предложения | ||||
V | 13 | Слова-предметы и слова-действия. | ||||
14 | Составление предложений. | |||||
ноябрь | ||||||
II | 15 | Предложение и его схема. | Составление предложений из двух слов: предмет—действие. Составление схемы предложения Отличать предложение от слова. Составлять схемы предложений и устно составлять предложение на определённую тему (о школе, детях, маме, природе), опираясь на схемы. | |||
16 | Схема предложения. | Составление предложений по графическим схемам: предмет— действие, действие—предмет | ||||
III | 17 | Слова, обозначающие признак предмета | ||||
18 | Распространение предложения. | Распространение простого двусоставного предложения определением | ||||
IV | 19 | Предложение и слово. | Дифференциация понятий «предложение», «слово» | |||
20 | Упражнение в чтении предложений и текстов. | |||||
декабрь | ||||||
I | 21 | Звукобуквенный анализ. Звук и буква[у], У | Различать звуки и буквы. Проводить слого-звуковой анализ слов. Понимать и объяснять роль звуков в различении слов. Называть буквы в алфавитном порядке. | Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. Регулятивные: освоение способов классификации слов по группам: слова — названия предметов, их признаков и действий. Познавательные: освоение умения ставить вопросы к словам. Коммуникативные: умение объяснять свои действия. Предметные умения: сформировать умение различать предмет и слово как название предмета, слова — названия признаков и действий предметов. Расширить словарный запас учащихся. | ||
22 | Звук и буква[а], А | |||||
II | 23 | Гласные звуки [у-а] | Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. Регулятивные: освоение способов классификации слов по звукам и количеству слогов. Познавательные: освоение умений делить слова на слоги, находить ударный слог и делить слова для переноса. Коммуникативные: умение объяснять свои действия. Предметные умения: сформировать умения различать звук и букву; находить в слове ударный слог и переносить слова по слогам; дать представление о практическом применении алфавита. Расширить словарный запас учащихся. | |||
24 | Звук и буква [о], О | |||||
III | 25 | Гласные звуки [у—а—о] | ||||
26 | Согласные звуки [м—м'], буква М | |||||
IV | 27 | Гласные звуки [у-а] | ||||
28 | Упражнение в чтении предложений и текстов. | |||||
январь | ||||||
III | 29 | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Звуковой комплекс — слияние | Составлять простейшие модели слов, различать значение слова и его звучание (с помощью учителя). Практически различать звучание и значение слова на двусторонних моделях слов. Проводить звуковой анализ слов, фиксировать последовательность звуков в слове на схемах; характеризовать звуки. | Личностные: осознание значимости мира звуков для человека. Регулятивные: освоение способов сравнения звуков, анализа и синтеза речи. Познавательные: осмысление особенностей звуков и их свойств. Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать. Предметные умения: сформировать представление о звуках речи; развить фонематический слух; уметь обозначать звуки символами. | ||
30 | Согласные звуки [п—п'], буква П | |||||
IV | 31 | Звук и буква [и], И | ||||
32 | Согласный звук и буква [т], Т | |||||
V | 33 | Согласные звуки [к—к'], буква К | ||||
34 | Согласный звук [л'] | |||||
февраль | ||||||
I | 35 | Согласный звук [л], буква Л | Характеризовать звуки (гласные — согласные, твёрдые — мягкие, звонкие — глухие), приводить свои примеры. Сравнивать произношение и написание парных (звонких и глухих) согласных на конце слова и перед гласными. | Личностные: осознание значимости правильного произношения слов. Регулятивные: освоение способов деления слов на слоги и способов постановки ударения. Познавательные: осмысление слоговой структуры слова. Коммуникативные: использование интонации для постановки смыслового ударения в фразе. Предметные умения: сформировать понятие о слоге как о части слова; уметь делить слово на слоги и ставить в словах ударение. | ||
36 | Гласные звуки [у—а—о—и] | |||||
III | 37 | Звук и буква [э], Э | ||||
38 | Согласные звуки [х—х'], буква Х | |||||
IV | 39 | Согласный звук [й], буква й | ||||
40 | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [й—л']. | Практическое овладение делением слов на слоги. Слогообразующая роль гласных | ||||
март | ||||||
I | 41 | Звуки буква [ы], ы | Делить слова на слоги. Называть в слоге гласный звук. Моделировать слова, характеризовать их слоговую структуру. Проводить слого-звуковой анализ слов. Использовать условные обозначения слога (дуга, вертикальные линии). Расставлять знак ударения в звуковых схемах слов. Находить ударный слог в словах, обозначать его знаком ударения. Воспроизводить звучание слова с ориентировкой на знак ударения. Писать элементы букв. Соотносить написанные элементы с образцом. Оценивать самостоятельно свою работу на основе образца. | Личностные: осознание значимости правильного произношения слов. Регулятивные: освоение способов деления слов на слоги и способов постановки ударения. Познавательные: осмысление слоговой структуры слова. Коммуникативные: использование интонации для постановки смыслового ударения в фразе. Предметные умения: сформировать понятие о слоге как о части слова; уметь делить слово на слоги и ставить в словах ударение. | ||
42 | Дифференциация звуков [ы—и] | |||||
II | 43 | Согласные звуки [н—н'], буква Н | ||||
44 | . Гласные буквы [у—а—о—и — э—ы] | |||||
III | 45 | Дифференциация гласных и согласных звуков | ||||
46 | Практическое овладение делением слов на слоги. | |||||
апрель | ||||||
I | 47 | Слоговой анализ и синтез слов | Находить буквы е, ё, ю, я в словах, различать их функцию: обозначать два звука или указывать на мягкость предшествующего согласного. Обозначать мягкость согласных с помощью букв е, ё, ю, я (лук — люк, мак — мяч). Читать слова с соблюдением элементарных правил орфоэпии, т. е. так, как они произносятся, с элементами самоконтроля за пониманием прочитанного. Делить слова на слоги. Произносить сложные по звуко-слоговой структуре слова в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением правильного ударения. Различать строчные и заглавные буквы, анализировать их графическую форму. Списывать с рукописного и печатного текста с соблюдением гигиенических правил письма, графических и орфографических требований. | Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности. Регулятивные: освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука. Освоение способов написания и соединения письменных букв русского алфавита. Познавательные: осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать. Умение объяснять свои действия Предметные умения: формировать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует; освоить способы определения мягкости и твёрдости согласного звука; сформировать умения различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. Уметь делить слово на слоги и ставить в словах ударение. | ||
48 | Слогоритмическая структура слова | |||||
II | 49 | Ударение | ||||
50 | Гласные II ряда — [jа, а], буква Я | |||||
III | 51 | Гласные II ряда — [jу, у], буква Ю | ||||
52 | Гласные II ряда -[jэ,э], буква Е | |||||
IV | 53 | Гласные II ряда [ jо, о], буква Ё | ||||
54 | Мягкие согласные | |||||
май | ||||||
I | 55 | Дифференциация твердых и мягких согласных | Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности, умения общаться, как умения говорить и слушать, читать и писать. Регулятивные: освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука. Освоение способов написания и соединения письменных букв русского алфавита, освоение способов речевого общения. Познавательные: осмысление алгоритма фонетического анализа звука, формирование умения подбирать проверочные слова с нужной орфограммой. Освоение умения составлять предложения. Освоение умения записывать и списывать слова и предложения письменным шрифтом. Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать. Умение объяснять свои действия. Предметные умения: развивать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует; формировать способы определения мягкости и твёрдости согласного звука; формировать умения различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. Развивать умение писать письменные буквы и правильно выполнять соединения букв. Сформировать умения различать слово, предложение; составлять предложение; использовать знаки препинания в конце предложений. Формировать умение различать слово, предложение и текст. | |||
56 | Звукобуквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры | |||||
IV этап - оценочный | ||||||
II | 57 | Проведение итоговых проверочных работ | Писать диктанты с известными орфограммами без ошибок, использовать приёмы учебной деятельности — контроль, коррекцию. | |||
58 | Подведение итогов работы за год. Награждение детей | Списывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу. | ||||
III | Фронтальное обследование | |||||
IV | Фронтальное обследование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 1 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование к логопедическим занятиям с учащимися 1 класса. АООП для обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 2 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар. 7.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 4 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар.7.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 5 -9 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 5-9 класса с ЗПР....
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 2 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 4 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с УО, 4 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с УО (вар.1)...