Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с УО, 4 класс
рабочая программа
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с УО (вар.1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnyy_kurs_uo_4_kl.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
(СНР, 2 уровень речевого развития, дизартрия у учащегося с УО)
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. 4 КЛАСС.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика специального (коррекционного) курса
Рабочая программа коррекционного курса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- с учетом методических рекомендаций Забрамной С.Д., Исаевой Т.Н. по обучению детей с УО.
Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и носят системный характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, наблюдаются аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи.
Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний.
Место коррекционного курса в учебном плане
На прохождение курса отводиться 2 ч в неделю. Всего 68 часов в год.
Цель и задачи коррекционного курса
Цель: создание условий для формирования и развития устной и письменной речи учащихся с умственной отсталостью, способствующих успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся.
Основные задачи программы:
- Формирование фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза.
- Формирование звукопроизношения.
- Развитие лексико-грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Коррекция нарушений чтения и письма
- Развитие познавательных процессов
Основные направления коррекционно-педагогической работы:
Развитие психологической базы речи и общих речевых навыков
Развитие импрессивной речи
Развитие экспрессивной речи
Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования
Формирование синтаксической структуры предложения.
Формирование связной речи
Коррекция нарушений фонетической стороны речи
Развитие простых форм фонематического анализа
Совершенствование фонематических представлений
Обучение правильному воспроизведению звукослоговой структуры слов
Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций
Развитие языкового анализа и синтеза
Работа с разрезной азбукой и компьютерной клавиатурой
Результаты образовательно-коррекционной работы
Личностными результатами являются:
- развитие представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;
∙ желание и умение вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
∙ умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
∙ наличие мотивации к овладению устной речью.
Предметными результатами являются:
- овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
- формирование правильного звукопроизношения;
- умение правильно использовать поставленные звуки;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование синтаксических стереотипов и усвоение синтаксических связей в составе предложения.
- овладение простыми формами связного высказывания.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
№ этапа | Назначение этапа | Темы | Содержание деятельности |
I | Диагностический | Обследование устной, письменной речи обучающихся и навыка чтения. |
|
II | Коррекционный | Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Дифференциация согласных по мягкости – твердости, глухости – звонкости. Парные согласные. Чтение и написание слов с ь и ъ знаками. Ударение. Ударная гласная. Безударные гласные. Родственные слова. Корень слова. Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Предлоги. Словосочетание. Предложение. Интонация в предложении. Основа предложения. Второстепенные члены предложения. |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс (68 ч)
№ п/п | Тема | основные виды деятельности |
1 четверть 16ч | ||
1 - 2 | Диагностика | Обследование устной, письменной речи обучающихся и навыка чтения. |
3 - 5 | Гласные и согласные звуки. | Дифференцировать способы образования гласных и согласных звуков. Разучить комплекс артикуляционной гимнастики. |
6 - 8 | Мягкие и твёрдые согласные. | Выполнять комплекс артикуляционной гимнастики. Постановка нарушенного звука. |
9 - 10 | Буква Ь. | Выполнять упражнения на закрепление употребления ь знака как способа обозначения мягкости согласных на письме. |
11 | Дифференциация звуков Б – П. | Дифференцировать согласные буквы и звуки. Учиться выделять заданные согласные звуки из слогов, слов, словосочетаний и предложений. Соотносить звуки с буквами и символами. Дифференцировать звонкие и глухие твердые и мягкие согласные звуки и буквы. |
12 | Дифференциация звуков Б, – П,. | Автоматизация поставленного звука. |
13 | Дифференциация звуков В – Ф. | |
14 | Дифференциация звуков В, – Ф,. | |
15 | Дифференциация звуков Г – К. | |
16 | Дифференциация звуков Г, – К,. | |
2 четверть 16ч | ||
17 | Дифференциация звуков Д -Т. | Практические упражнения в выборе и написании парных согласных |
18 | Дифференциация звуков Д, -Т,. | |
19 | Дифференциация звуков З – С. | |
20 | Дифференциация звуков З, – С,. | |
21 | Дифференциация звуков Ж – Ш. | |
22 | Дифференциация звуков Ж – Ш. | |
23 – 25 | Разделительный Ъ знак. | Дифференцировать ь и ъ знаки. Практические упражнения в чтении и написании слов с ъ знаком. |
26 – 27 | Ударение. Ударная гласная. | Практические упражнения в постановке ударения. |
28 – 29 | Ударные и безударные гласные А –О, Е –И, И –Я. | Выделять заданные гласные звуки из ряда звуков, слогов, слов. Определять местоположение заданного гласного звука в словах. Выполнять комплекс артикуляционной гимнастики. |
30 – 31 | Ударные и безударные гласные А –О, Е –И, И –Я. | Практические упражнения в постановке ударения и определении безударной гласной для написания. |
32 | Повторение и закрепление пройденного. | Списывание. |
3 четверть 20ч | ||
33 | Слова, обозначающие предметы. | Практические упражнения на определение имён существительных. |
34 - 35 | Слова, обозначающие действия. | Практические упражнения на определение глаголов. |
36 - 37 | Словосочетания и предложения. | Практические упражнения на согласование глагола с существительным. |
38 - 39 | Слова, обозначающие признаки. | Практические упражнения на определение имён прилагательных. |
40 - 41 | Словосочетания и предложения. | Практические упражнения на согласование имён прилагательных с именами существительными. |
42 | Имена собственные. | Практические упражнения на использование в речи имён собственных. |
43 - 46 | Предлоги. | Практические упражнения на определение и использование в речи предлогов. |
47 - 48 | Предлоги. | Практические упражнения в употребление имён существительных с предлогами. |
49 - 51 | Родственные слова. Корень слова. | Практические упражнения на определение корня слова и родственных слов. |
52 | Повторение и закрепление пройденного. | Диктант. |
4 четверть 16 ч | ||
53 - 55 | Предложение. | |
56 - 57 | Предложение. | Практические упражнения в распространении и грамматическом оформлении простого предложения. |
58 - 60 | Интонация. | Практические упражнения в употреблении предложений с разной интонацией. |
61 - 62 | Основа предложения. | Практическое нахождение основы предложения. |
63 - 64 | Второстепенные членя предложения. | Практическое нахождение второстепенных членов предложения. |
65 - 66 | Повторение и закрепление пройденного. | Диктант. Списывание. |
67 - 68 | Диагностика. | Обследование устной, письменной речи обучающихся и навыка чтения. |
Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности по курсу
- Кассы букв, слогов.
- Предметные картинки по темам.
- Электронные пособия:
«Букварь», 1С Образовательная коллекция.
«Уроки письма для дошколят», ID COMPANY.
- Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – М.: В Секачев, 2012.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОХОЖДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
- проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с
окружающими, желание общаться вербально;
- речь стала более понятна для окружающих (допускается приближенное к нормированному произношение звуков позднего отногенеза), слова 3-4 сложной слоговой структуры может произносить достаточно четко;
- обогатился лексикон за счет появления в речи прилагательных, наречий, числительных, местоимений и других частей речи;
- более точно употребляет слова в речевом контексте, употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;
- правильно употребляет грамматические формы слова (продуктивные словообразовательные модели);
- умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
- составляет небольшие простые рассказы в рамках знакомой темы по серии сюжетных, по сюжетной картине, по образцу;
- способен осуществлять простые формы фонематического анализа и синтеза;
- увеличились предпосылки к осмысленному чтению и письму;
- использует глобальное (полуглобальное) чтение в доступных ребенку пределах понимания смысла узнаваемого слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 1 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование к логопедическим занятиям с учащимися 1 класса. АООП для обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 2 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар. 7.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 4 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар.7.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 5 -9 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 5-9 класса с ЗПР....
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 2 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 4 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Рабочая программа Коррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП 2 класса (вариант 7.2)
Рабочая программаКоррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП 2 класса (вариант 7.2)...