Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 4 класс
рабочая программа
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnyy_kurs_tnr_4_kl.docx | 48.78 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. 4 КЛАСС
(ОНР (III уровень речевого развития), дисграфия)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика специального (коррекционного) курса
Рабочая программа коррекционного курса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.1).
- с учетом методических рекомендаций Р. Д. Тригер, О. А. Ишимовой по обучению детей с ТНР.
Важность данного курса в системе обучения детей с общим недоразвитием речи состоит в том, что в процессе его освоения происходит развитие и коррекция всех компонентов речевой деятельности, обеспечивается пропедевтика и восполнение пробелов в освоении курсов русского языка и литературного чтения, а также осуществляется профилактика и коррекция дисграфии и дислексии.
Цель и задачи специального (коррекционного) курса
Цель курса: создание условий для развития коммуникативно-речевой компетенции учащихся.
Задачи курса - формирование у детей с речевыми нарушениями следующих составляющих речевой компетенции:
- темпо-ритмической организации речи;
- лексическо-грамматической, фонетической, диалогической, монологической;
- формирование орфозоркости, навыков самоконтроля и самопроверки;
- овладение устной и письменной формами речи и умением применять их в различных жизненных ситуациях.
Общая характеристика специального (коррекционного) курса
Коррекционный курс составлен на основе методики логопедического сопровождения учащихся начальных классов О. А. Ишимовой (чтение и письмо). А также на основе технологии преодоления трудностей обучения младших школьников русскому языку Р. Д. Тригер. Коррекционно- педагогическая работа проводится в два этапа. Первый этап (для учащихся 1-2 класса с ТНР) – предупреждение трудностей формирования письма. Для учащихся 3-4 класса – коррекция нарушений чтения и письма. Параллельно с работой по коррекции нарушений письменной речи учащихся проводится работа по коррекции звукопроизношения (по необходимости), развитию устной речи, познавательной сферы учащихся.
Логопедические занятия в 4 классе позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации, при переходе на следующую ступень образования, отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.
Место коррекционного курса в учебном плане
На прохождение курса отводиться 3 ч в неделю. Всего 102 часа в год.
Целевые ориентиры содержания коррекционного курса
В области лексической стороны речи:
- возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);
- умение называть синонимы и антонимы;
- использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.
В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:
- правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности, предложениях, связных высказываниях);
- умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;
- наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой структуре слов).
В области грамматического строя речи:
- минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;
- образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от существительных;
- умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
- обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным высказыванием;
- использовать формулы речевого этикета в диалоге;
- умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).
Личностные и предметные результаты
Личностные результаты:
- повышение познавательной активности;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- конструктивно действовать, особенно в ситуации неуспеха;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения и классификации;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
- построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Предметные результаты:
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических);
- овладение учебными действиями с языковыми единицами;
- использование знаний для решения познавательных, практических задач;
- выбор адекватных языковых средств для решения коммуникативных задач;
- овладение навыком чтения.
Содержание коррекционного курса
Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь. Работа направлена на развитие артикуляционной моторики, на исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков.
Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Занятия направлены на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях.
Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова. Занятия этого раздела направлены на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв.
Коррекция письма. Предусматривается работа в тетрадях – помощницах по письму О. А. Ишимовой, Юсовой И. Е., В. Д. Подотыкиной, Р. Д. Тригер.
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков. Работа направлена на формирование представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания. Дети учатся конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования.
Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи. Занятия раздела предусматривают активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания.
Развитие навыка чтения. Предусматривается работа в тетрадях – помощницах О. А. Ишимовой с целью коррекции и развития навыка чтения.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Основные виды деятельности |
Диагностика | |||
1. | Диагностика | Обследование устной речи проверка уровня развития навыка чтения | |
2. | Диагностика | Диктант | |
Коррекционные занятия | |||
3. | Чтение | Занятия № 1-33 по тетради –помощнице «Чтение. Читаю и понимаю». Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики. | Соблюдать речевой этикет в ситуации общения. Выполнять действия по подражанию. |
4-5. | Различаю буквы ж, ш, ц. | Тетрадь – помощница № 1. | Выполнять движения. Контролировать свои действия. |
6. | Чтение. | Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. | Выполнять движения (упражнения для развития крупной и мелкой моторики). Отстукивать ритмы по образцу. |
7. | Звуки согласные твердые (непарные). | Упражнения с буквами на классификацию по различным признакам. Составление слов из заданных букв. Составление пословиц из частей. | Выделять звук в начале и в конце слов. Определять наличие (отсутствие) звука в слове. |
8. | Пишу под диктовку. | Подготовленный диктант. | |
9. | Чтение. | ||
10-11. | Различаю буквы ч, щ, й. | Вписывание букв и сочетаний с этими буквами в разные части слов. Запись словосочетаний. | Определять количество и последовательность звуков в слове. |
12. | Чтение. | ||
13. | Звуки согласные мягкие (непарные). | Узнавание и запись слов по описанию. | Вычленять звук в начале и на конце слов. Сравнивать звуки и буквы между собой. |
14. | Списывание. | Списывание текста с деформированными словами. | Читать текст, находить слова с перепутанными буквами, списывать текст, проверять написанное. |
15. | Чтение. | ||
16-17. | Различаю ц и с. | Упражнения с буквами на классификацию по различным признакам. Составление слов из заданных букв. Составление пословиц из частей. | Показывать слоги и слова в таблице на время. |
18. | Чтение. | ||
19-20. | Различаю ш и с. | Вписывание букв и сочетаний с этими буквами в разные части слов. Запись словосочетаний. | Сравнивать свою работу с образцом |
21. | Чтение. | ||
22-23. | Различаю ж и з. | Упражнения с буквами на классификацию по различным признакам. Составление слов из заданных букв. | Находить слова по описанию. |
24. | Чтение. | Читать слова с различной слоговой и ритмической структурой. | |
25-26. | Различаю ш и ч. | Вписывание букв и сочетаний с этими буквами в разные части слов. Запись словосочетаний. | Находить слова по описанию. |
27. | Чтение. | Отгадывать ребусы. | |
28-29. | Различаю ч и т [ т,]. | Упражнения с буквами на классификацию по различным признакам. Составление слов из заданных букв. | Разгадывать кроссворд. |
30. | Чтение. | Пересказывать. | |
31-32. | Различаю ч и щ. | Упражнения с буквами на классификацию по различным признакам. Составление слов из заданных букв. | Восстанавливать порядок слов в предложении. |
33. | Чтение. | Слушать и пересказывать. | |
34-35. | Различаю ч и ц. | Вписывание букв и сочетаний с этими буквами в разные части слов. | Чтение цепочек слогов. |
36 | Чтение. | Вспоминать сюжеты сказок. | |
37-38. | Различаю щ и ш. | Упражнения с буквами на классификацию по различным признакам. Составление слов из заданных букв. | Показывать слоги и слова в таблице на время. Находить слог слова в таблице на время. |
39. | Чтение. | ||
40-41. | Различаю ц и й. | Вписывание букв и сочетаний с этими буквами в разные части слов. Запись словосочетаний. | Читать выделенные слова в тексте, вставлять пропущенные слоги. Запоминать и воспроизводить цепочки из 4 – 9 слов. |
42. | Чтение. | Развивать связную речь. | |
43. | Подготовка к проверочной работе. | Закрепление и повторение изученного. | |
44. | Проверочная работа. | Проверка знаний. | |
45. | Чтение. Работа над ошибками. | ||
46. | Различаю типы текстов. | Тетрадь –помощница № 2 | Развивать память, внимание, мелкую моторику. |
47. | Текст – повествование. | Упражнения «Читаю я – читаешь ты», «Верно – неверно». | Читать текст. Работать со словарем. |
48. | Чтение. | Следить за чтением учителя. | |
49. | Текст – описание. | Упражнения «Читаю я – читаешь ты», «Верно – неверно». | Отвечать на вопросы по тексту. |
50. | Текст – рассуждение. | Упражнения «Читаю я – читаешь ты», «Верно – неверно». | Следить за чтением товарища. |
51. | Чтение. | ||
52. | Пишу под диктовку. | Подготовленный диктант. | Работать с текстом. |
53. | Различаю типы текстов. | Закрепление пройденного. | Закреплять знания. |
54. | Чтение. | ||
55. | Различаю текст и предложение. | Упражнения «Читаю – выбираю – пишу», «Читаю – нахожу – пишу». | Работать с предложением и текстом. Читать текст, делить его на слова. |
56. | Пишу под диктовку. | Подготовленный диктант. | Закреплять знания орфограмм. |
57. | Чтение. | Отгадывать загадки. | |
58-59. | Нахожу слова, обозначающие предмет. | Словоизменение. Ударение. Алфавит | Находить в тексте и в ряду слов имена существительные. |
60. | Чтение. | ||
61-62. | Имя существительное. | Написание падежных окончаний имен существительных. | Составлять предложения из слов. |
63. | Чтение. | ||
64-65. | Имя существительное. | Части слова. Словообразование. Имена собственные. | Закреплять знания о правописании собственных имен существительных. |
66. | Чтение. | ||
67-68. | Имя существительное. | Деление на слоги. Перенос. | Читать текст, делить его на слова. |
69. | Чтение. | Находить и показывать в таблице слова различной слоговой и ритмической структуры на время. | |
70-71. | Нахожу слова, обозначающие действия предмета. | Упражнение в образовании глаголов от имен существительных. Однокоренные слова. | Находить в тексте и в ряду слов глаголы. |
Выполнять типовые задания с именами существительными. | |||
72. | Чтение. | ||
73-74. | Глагол. | Времена глагола. Словообразование. | Выполнять типовые задания с глаголами. |
75. | Чтение. | Составлять предложения из слов. | |
76-77. | Глагол. | Написание частицы не с глаголом. Антонимы. Синонимы. | Обогащение глагольного словаря. |
78. | Чтение. | ||
79-80. | Глагол. | Глагольные вопросы. Единственное и множественное число. | Выполнять типовые задания с глаголами. |
81. | Чтение. | ||
82-83. | Нахожу слова, обозначающие признаки предмета. | Вопросы имен прилагательных. Описание предметов. Словоизменение. | Составлять слова из слогов на время. Обогащать словарь имен прилагательных. Разгадывание загадок. |
84. | Чтение. | ||
85-86. | Имя прилагательное. | Словосочетания с и. сущ. Словообразование. | Выполнять типовые задания с именами прилагательными. |
87. | Чтение. | ||
88-89. | Имя прилагательное. | Синонимы. Антонимы. | Работать с деформированными предложениями. |
90. | Чтение. | ||
91-92. | Имя прилагательное. | Отличие от других частей речи. | Разгадывание загадок. |
93. | Чтение. | ||
94-95. | Составляю предложение из слов. | Упражнения «Верно – неверно», «Ищу и нахожу», «Части – целое», «Да – нет». | Работать со словами и предложениями. |
96. | Чтение. | ||
97-98. | Объединяю и разделяю слова на группы. | Упражнения «Части – целое», «Да – нет». | Работать со словами разных частей речи. |
99. | Чтение. | ||
100. | Подготовка к проверочной работе. | Повторение и закрепление пройденного. | |
101 | Проверочная работа. | Итоговый контроль. | Проверка знаний. |
102. | Итоговое занятие. | Повторение и закрепление пройденного. | Итоговая диагностика. |
Материально – техническое обеспечение
Для учащихся:
О. А. Ишимова., В. Д. Подотыкина. Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу.
О. А. Ишимова., И. Е. Юсова. Понимаю и различаю текст, предложение, слово.
Р. Д. Тригер. Русский язык. Ключики к секретам имени существительного.
Р. Д. Тригер. Ю. А. Костенкова. Русский язык. Ключики к секретам имени прилагательного.
Р. Д. Тригер. Русский язык. Ключики к секретам глагола.
О. А. Ишимова., С. И. Сабельникова. Чтение. Читаю и понимаю.
Логопедическое зеркало.
Электронные пособия:
«Я пишу грамотно» 1С: Образовательная коллекция.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 1 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование к логопедическим занятиям с учащимися 1 класса. АООП для обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 2 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар. 7.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 4 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар.7.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 5 -9 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 5-9 класса с ЗПР....
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 2 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с УО, 4 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с УО (вар.1)...
Рабочая программа Коррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП 2 класса (вариант 7.2)
Рабочая программаКоррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП 2 класса (вариант 7.2)...