Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с СНР, 1 класс
рабочая программа
Пояснительная записка записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с обучающимся 1 класса с СНР. АООП для слабовидящих (вар. 4.2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционный курс, 1 класс, СНР (вар.4.2) | 35.97 КБ |
КТП, 1 класс, СНР (вар 4.2) | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС
(СНР, 3 уровень речевого развития, стертая дизартрия
у слабовидящего ребенка, вар. 4.2)
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1 КЛАСС.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабовидящих обучающих (вариант 4.2).
- с учетом методических рекомендаций по обучению слабовидящих детей.
Программа построена с учетом специфики усвоения материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются: моторные нарушения органов артикуляции (дизартрия), дефекты произношения и недостаточная сформированность фонематического восприятия, а также смысловой стороны речи (недостаточная сформированность лексико-грамматических средств языка).
Кроме того, в следствие парциальной несформированности ВПФ когнитивного компонента и эмоционально волевой незрелости у детей фиксируются следующие особенности:
- неустойчивое внимание;
- недостаточная наблюдательность к языковым явлениям; недостаточное развитие способности к переключению;
- недостаточная способность к запоминанию;
- недостаточная сформированность словесно – логического мышления;
- пониженная познавательная активность в области языковых явлений;
- неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной деятельности.
Данная рабочая программа разработана для детей с дифицитарностью зрительного анализатора, поэтому занятия организуются в соответствии с офтальмо – эргономическими рекомендациями:
- соблюдение регламентированной зрительной нагрузки;
- использование дидактического материала, наглядности с высокой контрастностью;
- чередование деятельности труда и отдыха;
- учет в процессе учебной деятельности рекомендаций врача – офтальмолога.
Цель коррекционного курса: создание условий для успешного освоения учащимися основной общеобразовательной программы путём развития правильной, чёткой, выразительной устной и профилактики нарушений письменной речи.
При обучении детей с речевыми нарушениями следует руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательным учреждением, а также постоянно иметь в виду специфические задачи:
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений и ощущений об окружающем мире;
- развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);
- формирование интереса к родному языку, навыков учебной деятельности;
усвоением приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);
- формирование и развитие навыка чтения.
Общая характеристика курса
№ этапа | Назначение этапа | Цель этапа | Содержание деятельности |
I | Диагностический | Выявление индивидуальных речевых нарушений |
|
II | Подготовительный | Подготовка к коррекции нарушенного звукопроизношения, к обучению чтению и письму |
|
III | Основной | Коррекция нарушенного речевого развития |
|
Место коррекционного курса в учебном плане
На прохождение курса отводиться 1 ч в неделю. Всего 33 часа в год.
Результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Вид УУД/ составляющие | Выпускник научится на минимальном уровне | Выпускник научится на достаточном уровне |
Регулятивные | ||
Целеполагание | -принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную |
Планирование | - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале |
Прогнозирование | - осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия | |
Учебные действия | - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме | - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
Контроль | - учитывать установленные правила в контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); - различать способ и результат действия | - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания |
Коррекция | - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках | - вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
Оценка | - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области | - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
Саморегуляция | - использовать речь для регуляции своего действия | - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
Коммуникативные | ||
Инициативное сотрудничество и взаимодействие | - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
Управление коммуникацией | - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия | - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; - с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
Познавательные | ||
Общеучебные | - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - владеть рядом общих приемов решения задач | - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач |
Логические | - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии | - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей |
Знаково-символические | - использовать знаково- символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач | - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач |
Информационные | - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета | - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
Предметные результаты
Задача реализации курса | Планируемые результаты освоения курса | |
Выпускник научится на минимальном уровне | Выпускник научится на достаточном уровне | |
1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: а) оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, б) голоса, в) артикуляторной моторики, г) чувства ритма |
|
|
2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы. | ||
а) смыслоразличи-тельная функция |
| |
б) слухопроизноси-тельная дифференциация фонем |
|
|
в) фонематический анализ и синтез |
|
слова со стечением согласных;
|
3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова). |
|
|
4. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова. |
|
|
5. Формирование просодических компонентов речи: а) темпа б) ритма, в) паузации, г) интонации д) логического ударения |
|
|
6. Профилактика нарушений чтения и письма |
|
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа предназначена для логопедической работы c учащимися 1-го класса, испытывающих трудности в развитии всех стороны речи.
Программа групповых занятий включает три раздела:
- – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
- –обогащение словарного запаса;
- – развитие грамматического строя и связной речи.
Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии проводится работа по коррекции пробелов в развитии как звуковой стороны речи и фонематического восприятия, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя.
Звук. Строение артикуляционного аппарата. Способы образования различных звуков.
Гласные первого ряда. Выделение гласных первого ряда из слогов и слов. Отличие гласных и согласных звуков. Развитие различных форм звукового анализа, начиная с выделения звука из слова. Обучение начинается с узнавания и выделения из слова гласных звуков, их сравнения и различения. Дети выделяют гласные звуки А, О, У из начала слова под ударением и в безударном положении, гласные звуки А, О, У, Э, Ы из середины слова и из конца слова под ударением.
Гласные второго ряда. Образование гласных второго ряда. Дифференциация гласных первого и второго рядов. Различение твердых и мягких согласных звуков. Вводятся гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость согласных звуков: Я, Е, Ё, Ю, Ь (смягчитель).
Деление слов на слоги. Слоговой состав слов. Слогообразующая роль гласных.
Мягкий знак. Обозначение мягкости согласных при помощи Ь. Разделительный мягкий знак.
Дифференциация согласных. Дифференциация глухих и звонких согласных звуков в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Рассматриваются все 6 пар глухих и звонких согласных: П—Б, Т—Д, К—Г, Ф—В, С—3, III—Ж. Непарные по глухости-звонкости согласные звуки и буквы X, Ц, Ч, Щ (глухие), Й (звонкий), а также буквы Ь и Ъ. Близкие по акустико-артикуляционным свойствам звуки.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
Разнообразный демонстрационный материал.
Серии сюжетных картин.
Логопедическое зеркало.
Доска с набором магнитов.
Магнитофон и набор аудиозаписей.
Диктофон для фиксации результатов диагностики.
Электронные пособия:
«Букварь», 1С Образовательная коллекция.
«Скоро в школу. Учимся читать»
«Уроки письма для дошколят», IDCOMPANY
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
|
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных результатов:
Задача реализации курса | Планируемые результаты освоения курса | |
Выпускник научится на минимальном уровне | Выпускник научится на достаточном уровне | |
1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: а) оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, б) голоса, в) артикуляторной моторики, г) чувства ритма |
|
|
2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы | ||
а) смыслоразличи-тельная функция |
| |
б) слухопроизноси-тельная дифференциация фонем |
|
|
в) фонематический анализ и синтез |
|
слова со стечением согласных;
|
3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова) |
|
|
5. Формирование просодических компонентов речи: а) темпа б) ритма, в) паузации, г) интонации д) логического ударения |
|
|
6. Профилактика нарушений чтения и письма |
|
|
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий по коррекции ФФНР
1 класс (вар. 4.2)
33 часа
№ п/п | Тема | Основные виды деятельности | Планируемые результаты |
сентябрь I-II этапы (диагностико – подготовительный) | |||
1-2 | Диагностика | Уточнение анамнеза. Исследование неречевых психических функций. Обследование состояния устной речи и развития навыка чтения. | Заполнение речевой карты. |
3-4 | Речевые и неречевые звуки. | Дифференцировать речевые и неречевые звуки. Дифференцировать способы образования гласных и согласных звуков. Познакомиться со строением артикуляционного аппарата. Разучить комплекс артикуляционной гимнастики. | Личностные: формирование умения общаться как умения говорить и слушать, читать и писать. Регулятивные: освоение способов речевого общения. |
октябрь III этап (коррекционный) | |||
5 | Звуки и буквы А, О, У. | Выделять заданные гласные звуки из ряда звуков, слогов, слов. Определять местоположение заданного гласного звука в словах. Соотносить слово с его графической схемой. Производить звукобуквенный анализ слов. Графически обозначать изучаемый гласный звук (точкой красного цвета). Выполнять комплекс артикуляционной гимнастики. | Познавательные: систематизация знаний о языке как средстве отражения действительности; о слове как двухсторонней языковой единице. Коммуникативные: формирование культуры речевого общения, речевого этикета. Предметные умения: сформировать умение внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему. Обогащение словарного запаса учащихся. |
6 | Звук и буква Э. | ||
7 | Звук и буква ы. Повторение материала. | Постановка звука. | Личностные: осознание значимости мира звуков для человека. Регулятивные: освоение способов сравнения звуков, анализа и синтеза речи. Познавательные: осмысление особенностей звуков и их свойств. Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать. Предметные умения: сформировать представление о звуках речи; развить фонематический слух; уметь обозначать звуки символами. |
8 | Звук и буква И. | Образование гласных II ряда. Познакомиться с образованием йотированных гласных букв. Производить звуковой анализ и синтез слов с йотированными гласными. Соотносить слова со звуковыми схемами. | |
ноябрь | |||
9 | Буквы Я, Ю. | Дифференциация гласных I и II ряда. Автоматизация нарушенного звука. Закрепить знания о правописании слогов ча-ща, чу-щу, жи-ши. Развивать навыки согласования слов в словосочетаниях. Производить звукобуквенный анализ и синтез слов. Дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки. Обозначать мягкость согласного на письме при помощи гласных второго ряда. | |
10 | Буквы Е, Ё. | Автоматизация звука. | |
11-12 | Буквы А – Я. | Дифференциация гласных I и II ряда А – Я. Правописание «ЧА-ЩА». | Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. Регулятивные: освоение способов классификации слов по звукам и количеству слогов. Познавательные: освоение умений делить слова на слоги, находить ударный слог и делить слова для переноса. Коммуникативные: умение объяснять свои действия. Предметные умения: сформировать умения различать звук и букву; находить в слове ударный слог и переносить слова по слогам; дать представление о практическом применении алфавита. Расширение словарного запаса. |
декабрь | |||
13 -14 | Буквы У – Ю. | Дифференциация У – Ю. Правописание «ЧУ-ЩУ». | |
15-16 | Буквы О – Ё. | Дифференциация О – Ё. Гласные звуки и буквы. | |
январь | |||
17 | Буквы Ы – И. | Дифференциация Ы – И. Правописание «ЖИ – ШИ». | |
18 | Слог. | Закрепить знания о слогоразделе. Дифференцировать слоги и слова. Упражняться в делении слов на слоги. Развивать навыки слогового анализа и синтеза. | |
19 | Мягкий знак. | Познакомиться с употреблением ь как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме. | |
февраль | |||
20 | Буквы В – Ф. | Дифференциация В – Ф. Согласные буквы и звуки. Учиться выделять заданные согласные звуки из слогов, слов, словосочетаний и предложений. Соотносить звуки с буквами и символами. Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки и буквы. | Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности. Регулятивные: освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука. Освоение способов написания и соединения письменных букв русского алфавита. Познавательные: осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать. Умение объяснять свои действия Предметные умения: формировать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует; освоить способы определения мягкости и твёрдости согласного звука; сформировать умения различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. Уметь делить слово на слоги и ставить в словах ударение. |
21 | Буквы Б – П. | Дифференциация Б – П. | |
22 | Буквы Г – К. | Дифференциация Г – К. | |
март | |||
23 | Буквы Д – Т. | Дифференциация Д – Т. | |
24 | Буквы Ж – Ш. | Дифференциация Ж – Ш. | |
25 | Буквы З – С. | Дифференциация З – С. | |
26 | Дифференциация согласных букв и звуков. | Дифференциация С – Ш. | Личностные: осознание значимости правильного произношения слов. Регулятивные: освоение способов деления слов на слоги и способов постановки ударения. Познавательные: осмысление слоговой структуры слова. Коммуникативные: использование интонации для постановки смыслового ударения в фразе. Предметные умения: сформировать понятие о слоге как о части слова; уметь делить слово на слоги и ставить в словах ударение. |
апрель | |||
27 | Дифференциация согласных букв и звуков. | Дифференциация З – Ж. Учиться выделять заданные согласные звуки из слогов, слов, словосочетаний и предложений. Соотносить звуки с буквами и символами. Дифференцировать согласные звуки и буквы. Развивать навыки звукового анализа и синтеза, графо-моторные навыки, логическое мышление, пространственные представления | Познавательные: осмысление алгоритма фонетического анализа звука, формирование умения подбирать проверочные слова с нужной орфограммой. Освоение умения составлять предложения. Освоение умения записывать и списывать слова и предложения письменным шрифтом. Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать. Умение объяснять свои действия. Предметные умения: развивать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует; формировать способы определения мягкости и твёрдости согласного звука; формировать умения различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. Развивать умение писать письменные буквы и правильно выполнять соединения букв. Сформировать умения различать слово, предложение; составлять предложение; использовать знаки препинания в конце предложений. Формировать умение различать слово, предложение и текст. |
28 | Дифференциация согласных букв и звуков. | Дифференциация С – Ц. | |
29 | Дифференциация согласных букв и звуков. | Дифференциация Ч – Ш. | |
30 | Дифференциация согласных букв и звуков. | Дифференциация Ч – Щ. | |
май IV этап (оценочный) | |||
31 | Повторение и закрепление пройденного. | Дифференциация Ч – Ц. | Предметные умения: писать диктанты с известными орфограммами без ошибок, использовать приёмы учебной деятельности — контроль, коррекцию. |
32 | Повторение и закрепление пройденного. | Дифференциация Р – Л. | Списывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу. |
33 | Диагностика. | Диктант. Оценка результативности коррекционной работы. Оценка динамики работы с учащимися. | Заполнение речевой карты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 1 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование к логопедическим занятиям с учащимися 1 класса. АООП для обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 2 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар. 7.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 4 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар.7.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 5 -9 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 5-9 класса с ЗПР....
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 2 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 4 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с УО, 4 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с УО (вар.1)...