Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с СНР, 1 класс
рабочая программа

Козлова Оксана Алексеевна

Пояснительная записка записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с обучающимся 1 класса с СНР. АООП для слабовидящих (вар. 4.2)

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС

(СНР, 3 уровень речевого развития, стертая дизартрия

 у слабовидящего ребенка, вар. 4.2)

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1 КЛАСС.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционного курса разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ;

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабовидящих обучающих (вариант 4.2).

- с учетом методических рекомендаций по обучению слабовидящих детей.

Программа построена с учетом специфики усвоения материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются: моторные нарушения органов артикуляции (дизартрия), дефекты произношения и недостаточная сформированность фонематического восприятия, а также смысловой стороны речи (недостаточная сформированность лексико-грамматических средств языка).

Кроме того, в следствие парциальной несформированности ВПФ когнитивного компонента и эмоционально волевой незрелости у детей фиксируются следующие особенности:

  • неустойчивое внимание;
  • недостаточная наблюдательность к языковым явлениям; недостаточное развитие способности к переключению;
  • недостаточная способность к запоминанию;
  • недостаточная сформированность словесно – логического мышления;
  • пониженная познавательная активность в области языковых явлений;
  • неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной деятельности.

Данная рабочая программа разработана для детей с дифицитарностью зрительного анализатора, поэтому занятия организуются в соответствии с офтальмо – эргономическими рекомендациями:

  • соблюдение регламентированной зрительной нагрузки;
  • использование дидактического материала, наглядности с высокой контрастностью;
  • чередование деятельности труда и отдыха;
  • учет в процессе учебной деятельности рекомендаций врача – офтальмолога.

Цель коррекционного курса: создание условий для успешного освоения учащимися основной общеобразовательной программы путём развития правильной, чёткой, выразительной устной и профилактики нарушений письменной речи.

При обучении детей с речевыми нарушениями следует руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательным учреждением, а также постоянно иметь в виду специфические задачи:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  • уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений и ощущений об окружающем мире;
  • развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);
  • формирование интереса к родному языку, навыков учебной деятельности;

усвоением приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);

  • формирование и развитие навыка чтения.

Общая характеристика курса

№ этапа

Назначение этапа

Цель этапа

Содержание деятельности

I

Диагностический

Выявление индивидуальных речевых нарушений

  • обследование речи детей;
  • постановка логопедического заключения

II

Подготовительный

Подготовка к коррекции нарушенного звукопроизношения, к обучению чтению и письму

  • развитие мелкой и речевой моторики, просодических компонентов речи;
  • уточнение артикуляции правильно произносимых звуков;
  • дифференциация сохранных звуков на слух и в произнесении;
  • развитие речеслухового восприятия, элементарных форм фонематического анализа;
  • развитие зрительно-пространственных функций

III

Основной

Коррекция нарушенного речевого развития

  • постановка, автоматизация звуков в речи;
  • дифференциация фонетически близких звуков;
  • дальнейшее развитие речевой моторики, слогового и фонематического анализа и синтеза;
  • формирование лексики и грамматического строя речи

Место коррекционного курса в учебном плане

На прохождение курса отводиться 1 ч в неделю. Всего 33 часа в год.

Результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Вид УУД/ составляющие

Выпускник научится на минимальном уровне

Выпускник научится на достаточном уровне

Регулятивные

Целеполагание

-принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную

Планирование

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и

контроле способа решения

- самостоятельно учитывать выделенные учителем

ориентиры действия в новом учебном материале

Прогнозирование

-  осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия

Учебные действия

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме

- проявлять познавательную инициативу в учебном

сотрудничестве

Контроль

- учитывать установленные правила в контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

- различать способ и результат действия

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Коррекция

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках

- вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Оценка

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Саморегуляция

- использовать речь для регуляции своего действия

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество и взаимодействие

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-  задавать вопросы;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации

собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Управление коммуникацией

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- контролировать действия партнера;

- использовать речь для регуляции своего действия

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её

с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке

общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов

на основе учета интересов и позиций всех участников;

- с учетом целей коммуникации достаточно точно,

последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Познавательные

Общеучебные

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

-  владеть рядом общих приемов решения задач

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной

и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов

решения задач в зависимости от конкретных условий;

- произвольно и осознанно владеть общими приемами

решения задач

Логические

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по

заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их

синтеза;

- устанавливать аналогии

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,

самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Знаково-символические

- использовать знаково- символические средства, в том

числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

Информационные

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Предметные результаты

Задача реализации курса

Планируемые результаты освоения курса

Выпускник научится на минимальном уровне

Выпускник научится на достаточном уровне

1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:

а) оптимального для речи типа физиологического дыхания,  речевого дыхания,

б) голоса,

в) артикуляторной моторики,

г) чувства ритма

  • регулировать  плавный продолжительный выдох при произнесении предложений и текстов
  • регулировать оптимальную силу голоса
  • называть основные органы артикуляционного аппарата
  • четко и правильно выполнять артикуляциионные движения в соответствии с речевой инструкцией,
  • удерживать артикуляционную позу и переключаться на другую
  • воспроизводить несложный ритм
  • воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты
  • демонстрировать сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов

2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы.

а) смыслоразличи-тельная функция

  • различать на слух слова с близкими по артикуляционным и акустическим признакам фонемами

б) слухопроизноси-тельная дифференциация фонем

  • повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 2 слогов
  • дифференцировать твердые/мягкие, звонкие/глухие, свистящие/шипящие согласные
  • повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3 слогов

в) фонематический анализ и синтез

  • выделять и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово)
  • давать характеристику звукам русского языка: дифференцировать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые/мягкие, звонкие/глухие согласные;
  • определять последовательность, количество, место звука в словах простой  звукослоговой структуры
  • выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 4-5 слогов, сравнивать две формы одного и того же слова с различным ударением.
  • составлять схему дву- и трехсложного слова
  • синтезу слов из 3-4 слогов, 3-5 звуков
  • определять последовательность, количество, место звука в словах сложной звукослоговой структуры
  • осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм;
  • составлять схему четырехсложного

слова со стечением согласных;

  • синтезу слов из 5-6 слогов, 6-7 звуков

3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова).

  • правильно произносить гласные и «простые» согласные (заднеязычные, переднеязычные, губные) звуки

  • произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные звуки в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечением согласных

4. Коррекция нарушений звукослоговой структуры  слова.

  • воспроизводить слоговые ряды (из 3 слогов) с меняющимся ударением,
  • воспроизводить серии слогов со стечением согласных  (шва-ста-зва)
  • самостоятельному употреблению слов сложной звукослоговой структуры (сковородка, скворечники, представление).
  • воспроизводить слоговые ряды (из 4-5 слогов) с меняющимся ударением с  оппозиционными звуками
  • воспроизводить серии слогов со стечением согласных и оппозиционными свуками   (шос-шус-шас, рал-лар-рал)
  • четко и правильно произносить звуки в многосложных словах с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков  (кораблекрушение,  мороженщица, подтверждение)

5. Формирование просодических компонентов речи:

 а) темпа

б) ритма,

в) паузации,

г) интонации

д) логического ударения

  • воспроизводить простой стихотворный текст в заданном темпе;
  • воспроизводить простые ритмы ( // - // ) ( / - ///)
  • использовать паузу для ритмической организации речи;
  • различать  на слух типы предложений (вопросительные, побудительные, повествовательные)
  • научится воспроизводить сложный ритмический рисунок (// - // - / - ///) и составлять простой, выделяя сильную долю (используя знакомое стихотворение)
  • использовать паузу для интонационной организации речи;
  • воспроизводить предложения и тексты плавно,  эмоционально выразительно;
  • интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить предложения и тексты

6. Профилактика нарушений чтения и письма

  • различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводить их;
  • дифференцировать графически сходные рукописные буквы: строчные и-ш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.; заглавные Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др.
  • делить слова на слоги для переноса
  • обозначать мягкость согласных звуков с помощью Ь, букв и, е, ё, ю, я.
  • сравнивать звуковой и буквенный состав слова

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Программа предназначена для логопедической работы c учащимися 1-го класса, испытывающих трудности в развитии всех стороны речи.

Программа групповых занятий включает три раздела:

  1. восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
  2. обогащение словарного запаса;
  3. – развитие грамматического строя и связной речи.

Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии проводится работа по коррекции пробелов в развитии как звуковой стороны речи и фонематического восприятия, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя.

Звук. Строение артикуляционного аппарата. Способы образования различных звуков.

Гласные первого ряда. Выделение гласных первого ряда из слогов и слов. Отличие гласных и согласных звуков. Развитие различных форм звукового анализа, начиная с выделения звука из слова. Обучение начинается с узнавания и выделения из слова гласных звуков, их сравнения и различения. Дети выделяют гласные звуки А, О, У из начала слова под ударением и в безударном положении, гласные звуки А, О, У, Э, Ы из середины слова и из конца слова под ударением.

Гласные второго ряда. Образование гласных второго ряда. Дифференциация гласных первого и второго рядов. Различение твердых и мягких согласных звуков. Вводятся гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость согласных звуков: Я, Е, Ё, Ю, Ь (смягчитель).

Деление слов на слоги. Слоговой состав слов. Слогообразующая роль гласных.

Мягкий знак. Обозначение мягкости согласных при помощи Ь. Разделительный мягкий знак.

Дифференциация согласных. Дифференциация глухих и звонких согласных звуков в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Рассматриваются все 6 пар глухих и звонких согласных: П—Б, Т—Д, К—Г, Ф—В, С—3, III—Ж. Непарные по глухости-звонкости согласные звуки и буквы X, Ц, Ч, Щ (глухие), Й (звонкий), а также буквы Ь и Ъ. Близкие по акустико-артикуляционным свойствам звуки.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Разноцветные фишки, полоски для составления схем.

Разнообразный демонстрационный материал.

Серии сюжетных картин.

Логопедическое зеркало.

Доска с набором магнитов.

Магнитофон и набор аудиозаписей.

Диктофон для фиксации результатов диагностики.

Электронные пособия:

«Букварь», 1С Образовательная коллекция.

«Скоро в школу. Учимся читать»

«Уроки письма для дошколят», IDCOMPANY

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

  1. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод пособие для учителя-логопеда // Коррекционная педагогика. — М.: ВЛАДОС. —  224 с.
  2. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Г. В. Чиркиной. — М.: Аркти. — 240 с.
  3. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. — М.: ВЛАДОС. — 280 с.
  4. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков \ Автор-составитель И. Г.Сухин. — Ярославль: Академия развития. — 192 с.
  5. Ткаченко Т. А. Логопедический букварь / Т. А. Ткаченко. — М.: Эксмо. — 104 с.

  1. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [З] [З’] [Ц]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.
  2. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Л] [Л’]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.
  3. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Р] [Р’] [Л] [Л’]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.
  4. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Р] [Р’]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.
  5. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [С] — [Ш], [З] — [Ж], [С] — [Ч], [Ч] — [Ц], [С’] — [Ш]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.
  6. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [С] [С’]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. – М.: ТЦ Сфера.
  7. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Ч] [Щ]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.
  8. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Ш] [Ж].Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфер.
  9. Ткаченко Т. А. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Л. Логопедический альбом. — Екатеринбург: Издательский дом Литур. — 24 с.
  10. Ткаченко Т. А. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК С. Логопедический альбом. — Екатеринбург: Издательский дом Литур. — 24 с.
  11. Ткаченко Т.А. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р. Логопедический альбом. — Екатеринбург: Издательский дом Литур. — 24 с.
  12. Ткаченко Т.А. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Ш. Логопедический альбом. — Екатеринбург: Издательский дом Литур. — 24 с.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных результатов:

Задача реализации курса

Планируемые результаты освоения курса

Выпускник научится на минимальном уровне

Выпускник научится на достаточном уровне

1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:

а) оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания,

б) голоса,

в) артикуляторной моторики,

г) чувства ритма

  • регулировать  плавный продолжительный выдох при произнесении предложений и текстов
  • регулировать оптимальную силу голоса
  • называть основные органы артикуляционного аппарата
  • четко и правильно выполнять артикуляциионные движения в соответствии с речевой инструкцией,
  • удерживать артикуляционную позу и переключаться на другую
  • воспроизводить несложный ритм
  • воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты
  • демонстрировать сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов

2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы

а) смыслоразличи-тельная функция

  • различать на слух слова с близкими по артикуляционным и акустическим признакам фонемами

б) слухопроизноси-тельная дифференциация фонем

  • повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 2 слогов
  • дифференцировать твердые/мягкие, звонкие/глухие, свистящие/шипящие согласные
  • повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3 слогов

в) фонематический анализ и синтез

  • выделять и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово)
  • давать характеристику звукам русского языка: дифференцировать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые/мягкие, звонкие/глухие согласные;
  • определять последовательность, количество, место звука в словах простой  звукослоговой структуры
  • выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 4-5 слогов, составлять схему дву- и трехсложного слова
  • синтезу слов из 3-4 слогов, 3-5 звуков
  • определять последовательность, количество, место звука в словах сложной звукослоговой структуры
  • осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм;
  • составлять схему четырехсложного

слова со стечением согласных;

  • синтезу слов из 5-6 слогов, 6-7 звуков

3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова)

  • правильно произносить гласные и «простые» согласные (заднеязычные, переднеязычные, губные) звуки

  • произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные звуки в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечением согласных

5. Формирование просодических компонентов речи:

а) темпа

б) ритма,

в) паузации,

г) интонации

д) логического ударения

  • воспроизводить простой стихотворный текст в заданном темпе;
  • воспроизводить простые ритмы ( // - // ) ( / - ///)
  • использовать паузу для ритмической организации речи;
  • различать  на слух типы предложений (вопросительные, побудительные, повествовательные)
  • научится воспроизводить сложный ритмический рисунок (// - // - / - ///) и составлять простой, выделяя сильную долю (используя знакомое стихотворение)
  • использовать паузу для интонационной организации речи;
  • воспроизводить предложения и тексты плавно,  эмоционально выразительно;
  • интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить предложения и тексты

6. Профилактика нарушений чтения и письма

  • различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводить их;
  • дифференцировать графически сходные рукописные буквы: строчные и-ш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.; заглавные Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др.
  • делить слова на слоги для переноса
  • обозначать мягкость согласных звуков с помощью Ь, букв и, е, ё, ю, я.
  • сравнивать звуковой и буквенный состав слова



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий по коррекции ФФНР

1 класс (вар. 4.2)

33 часа

№ п/п

Тема

Основные виды деятельности

Планируемые результаты

сентябрь

I-II этапы (диагностико – подготовительный)

1-2

Диагностика

Уточнение анамнеза. Исследование неречевых психических функций. Обследование состояния устной речи и развития навыка чтения.

Заполнение речевой карты.

3-4

Речевые и неречевые звуки.

Дифференцировать речевые и неречевые звуки. Дифференцировать способы образования гласных и согласных звуков. Познакомиться со строением артикуляционного аппарата. Разучить комплекс артикуляционной гимнастики.

Личностные: формирование умения общаться как умения говорить и слушать, читать и писать.

Регулятивные: освоение способов речевого общения.

октябрь

III этап (коррекционный)

5

Звуки и буквы А, О, У.

Выделять заданные гласные звуки из ряда звуков, слогов, слов. Определять местоположение заданного гласного звука в словах. Соотносить слово с его графической схемой. Производить звукобуквенный анализ слов. Графически обозначать изучаемый гласный звук (точкой красного цвета).

Выполнять комплекс артикуляционной гимнастики.

Познавательные: систематизация знаний о языке как средстве отражения действительности; о слове как двухсторонней языковой единице. Коммуникативные: формирование культуры речевого общения, речевого этикета.

Предметные умения: сформировать умение внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему. Обогащение словарного запаса учащихся.

6

Звук и буква Э.

7

Звук и буква ы. Повторение материала.

Постановка звука.

Личностные: осознание значимости мира звуков для человека.

Регулятивные: освоение способов сравнения звуков, анализа и синтеза речи.

Познавательные: осмысление особенностей звуков и их свойств.

Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать.

Предметные умения: сформировать представление о звуках речи; развить фонематический слух; уметь обозначать звуки символами.

8

Звук и буква И.

Образование гласных II ряда. Познакомиться с образованием йотированных гласных букв. Производить звуковой анализ и синтез слов с йотированными гласными. Соотносить слова со звуковыми схемами.

ноябрь

9

Буквы Я, Ю.

Дифференциация гласных I и II ряда.

Автоматизация нарушенного звука.

Закрепить знания о правописании слогов ча-ща, чу-щу, жи-ши. Развивать навыки согласования слов в словосочетаниях. Производить звукобуквенный анализ и синтез слов. Дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки. Обозначать мягкость согласного на письме при помощи гласных второго ряда.

10

Буквы Е, Ё.

Автоматизация звука.

11-12

Буквы А – Я.

Дифференциация гласных I и II ряда

А – Я. Правописание «ЧА-ЩА».

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Регулятивные: освоение способов классификации слов по звукам и количеству слогов.

Познавательные: освоение умений делить слова на слоги, находить ударный слог и делить слова для переноса.

Коммуникативные: умение объяснять свои действия.

Предметные умения: сформировать умения различать звук и букву; находить в слове ударный слог и переносить слова по слогам; дать представление о практическом применении алфавита. Расширение словарного запаса.

декабрь

13 -14

Буквы У – Ю.

Дифференциация У – Ю.

Правописание «ЧУ-ЩУ».

15-16

Буквы О – Ё.

Дифференциация О – Ё. Гласные звуки и буквы.

январь

17

Буквы Ы – И.

Дифференциация Ы – И. Правописание

«ЖИ – ШИ».

18

Слог.

Закрепить знания о слогоразделе. Дифференцировать слоги и слова. Упражняться в делении слов на слоги. Развивать навыки слогового анализа и синтеза.

19

Мягкий знак.

Познакомиться с употреблением ь как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме.

февраль

20

Буквы В – Ф.

Дифференциация В – Ф. Согласные буквы и звуки.

Учиться выделять заданные согласные звуки из слогов, слов, словосочетаний и предложений. Соотносить звуки с буквами и символами. Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки и буквы.

Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные: освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука. Освоение способов написания и соединения письменных букв русского алфавита.

Познавательные: осмысление алгоритма фонетического анализа звука.

Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать. Умение объяснять свои действия

Предметные умения: формировать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует; освоить способы определения мягкости и твёрдости согласного звука; сформировать умения различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. Уметь делить слово на слоги и ставить в словах ударение.

21

Буквы Б – П.

Дифференциация Б – П.

22

Буквы Г – К.

Дифференциация Г – К.

март

23

Буквы Д – Т.

Дифференциация Д – Т.

24

Буквы Ж – Ш.

Дифференциация Ж – Ш.

25

Буквы З – С.

Дифференциация З – С.

26

Дифференциация согласных букв и звуков.

Дифференциация С – Ш.

Личностные: осознание значимости правильного произношения слов.

Регулятивные: освоение способов деления слов на слоги и способов постановки ударения.

Познавательные: осмысление слоговой структуры слова.

Коммуникативные: использование интонации для постановки смыслового ударения в фразе.

Предметные умения: сформировать понятие о слоге как о части слова; уметь делить слово на слоги и ставить в словах ударение.

апрель

27

Дифференциация согласных букв и звуков.

Дифференциация З – Ж. Учиться выделять заданные согласные звуки из слогов, слов, словосочетаний и предложений. Соотносить звуки с буквами и символами. Дифференцировать согласные звуки и буквы. Развивать навыки звукового анализа и синтеза, графо-моторные навыки, логическое мышление, пространственные представления

Познавательные: осмысление алгоритма фонетического анализа звука, формирование умения подбирать проверочные слова с нужной орфограммой. Освоение умения составлять предложения. Освоение умения записывать и списывать слова и предложения письменным шрифтом.

Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать. Умение объяснять свои действия. 

Предметные умения: развивать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует; формировать способы определения мягкости и твёрдости согласного звука; формировать умения различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. Развивать умение писать письменные буквы и правильно выполнять соединения букв. Сформировать умения различать слово, предложение; составлять предложение; использовать знаки препинания в конце предложений. Формировать умение различать слово, предложение и текст.

28

Дифференциация согласных букв и звуков.

Дифференциация С – Ц.

29

Дифференциация согласных букв и звуков.

Дифференциация Ч – Ш.

30

Дифференциация согласных букв и звуков.

Дифференциация Ч – Щ.

май

IV этап (оценочный)

31

Повторение и закрепление пройденного.

Дифференциация Ч – Ц.

Предметные умения: писать диктанты с известными орфограммами без ошибок, использовать приёмы учебной деятельности —  контроль, коррекцию.

32

Повторение и закрепление пройденного.

Дифференциация Р – Л.

Списывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу.

33

Диагностика.

 Диктант. Оценка результативности коррекционной работы. Оценка динамики работы с учащимися.

Заполнение речевой карты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 1 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование к логопедическим занятиям с учащимися 1 класса. АООП для обучающихся с ТНР (вар.5.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 2 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар. 7.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 4 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар.7.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 5 -9 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 5-9 класса с ЗПР....

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 2 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 4 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с УО, 4 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с УО (вар.1)...