Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с РАС, 1 класс (2 год обучения)
рабочая программа
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися с РАС 1 дополнительного класса (2 год обучения). АООП обучающихся с РАС (вар.8.3)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка, 1 доп. класс (2 год), РАС | 21.44 КБ |
КТП, 1 доп. класс (2 год), РАС | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС
(ССНР тяжелой степени тяжести у учащегося с РАС)
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1 доп. КЛАСС.
(2 год обучения)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с РАС (вариант 8.3).
- с учетом методических рекомендаций Л. Г. Нуриевой, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, О. С. Никольской.
У детей с РАС нарушенной, прежде всего, оказывается коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития детей с РАС характерны следующие общие черты: нарушение коммуникативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значительно большая, чем в норме, роль эхолалий; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи.
Речевое развитие детей с РДА достаточно вариативно, и чаще всего зависит от глубины нарушения и соответствующей степени приспособления ребенка к окружающему миру. При тяжелой степени нарушения в речи присутствуют только отдельные слова.
Аутизм захватывает все стороны развития ребенка, проявляясь в том числе в трудностях восприятия и переработки сенсорной информации, нарушениях речи и коммуникации, ограничении собственной активности. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом.
Таким образом, реализация логопедической программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром, следовательно ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция.
Цель и задачи специального (коррекционного) курса
Цели курса:
- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
- максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка;
- повышение речевой активности ребенка в процессе общения.
Задачи:
- развитие восприятия и понимания обращенной речи;
- активизация речевой имитации, формирование первых форм слова;
- развитие артикуляционной, мелкой моторики, психологической базы речи;
- использование сопряженной речи начиная со звуков, слогов;
- формирование активного и пассивного словаря;
- постепенное расширение и активизация словаря.
Общая характеристика специального (коррекционного) курса
Основные этапы логопедической работы:
Первый этап – установление контакта с ребенком.
Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего коррекционного процесса. Задача преодоления страха у аутичного ребенка достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление речевой активности ребенка. Этап включает использование сопряженной речи, когда ребенка учат повторять вслед за логопедом короткую одно-, двусложную фразу. К тому же используется наглядное пособие, в котором в образах отражены объекты. Если же речь распалась полностью, то тогда начинают восстановление с уровня фонем и слогов, затем отдельных слов.
Далее изображение, увиденное на картинке и определенное логопедом речевыми символами, ребенок учится путем повтора определять сам.
Третий этап - целенаправленная организация речевой активности аутичного ребенка. Предполагается использование вопросных форм, в которых содержится почти полный ответ, требуемый от ребенка. Например, «Что девочка поливает?» — Ответ: «Девочка поливает цветы». Наряду с вопросными формами представляется наглядный материал. Лишь после этого, опираясь на наглядный материал, просят ребенка определить словесно, что нарисовано на картинке.
Место коррекционного курса в учебном плане
На прохождение курса отводиться 2 ч в неделю. Всего 66 часов в год.
Личностные и предметные результаты
Личностные результаты
- осознание себя как ребёнка;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- развитие навыков коммуникации;
- овладение ритуалами социального взаимодействия;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми.
Предметные результаты
- выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;
- сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес;
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы по содержанию;
- уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
- повторять чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка
Содержание коррекционного курса
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Приемы невербального общения. Жесты, обозначающие «Да», «Нет» и другие.
Аудирование. Выполнение простых инструкций. Слушание литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Повторение отдельных слогов, слов, предложений.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в разговоре.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Составление диалогов. Определение темы ситуации.
Правила речевого общения. Обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Практические грамматические упражнения и развитие речи
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Слоги. Слова. Предложение. Текст.
Материально – техническое обеспечение
Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
Разнообразный демонстрационный материал.
Серии сюжетных картин.
Логопедическое зеркало.
Доска с набором магнитов.
Магнитофон и набор аудиозаписей.
Диктофон для фиксации результатов диагностики.
Электронные пособия:
«Игры для Тигры»
«Домашний логопед»
1С: Образовательная коллекция.
Планируемые результаты
Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на предмете;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- понимает голосовую инструкцию;
- выполняет стереотипную инструкцию.
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемым педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
Литература
- Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для подготовительного класса
- Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для учащихся 1-4 классов.
- Швец И.С. Программа коррекционных групповых занятий «Развитие простых навыков коммуникации у детей с РАС для учащихся 1-2 классов»
- Л.Б. Баряева, «Кодовый словарь», «Я - говорю!»( упражнения с пиктограммами), М. Дрофа, 2007
- Юрова, Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005
- Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001
- Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования».
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи, М.: Теревинф, 1997.
- Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М.: «Чистые пруды», 2006.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989.
- Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки. М.: Теревинф, 2019
- Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. Наглядные материалы. М.: Теревинф, 2019
- Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», Минск, 1997.
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(ССНР тяжелой степени тяжести у учащегося с РАС)
(2 год обучения, 66 занятий)
Раздел | № занятия | Темы занятий | Содержание занятий |
I четверть Диагностика (4 занятия) | 1 2 - 4 | Снова в школу. Я расту. Диагностика. | Установление контакта с ребенком. Выяснение динамики речевого, физического и психического развития ребенка в течение лета. Оценка словарного запаса и уровня развития связной речи. Оценка уровня развития восприятия и понимания обращенной речи. Оценка состояния звукопроизношения. Выявление степень владения слоговой структурой. Оценка объема словаря. Заполнение речевых карт. |
Коррекционные занятия (14 занятий) II четверть (14 занятий) III четверть (18 занятий) IV четверть (16 занятий) | 5, 6 7, 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 | Я и мое имя. Дай мне ответ- да или нет Моя семья Звук и буква А. Звук и буква О. Я и мое отражение. Мои игрушки. Звуки и буквы О и А. Просьбы. «Дай». «Я хочу». Звук и буква У. Ребёнок в мире цвета. Ребёнок в мире цвета. Звуки и буквы У и О. Звук и буква И. Звук и буква Ы. Ребёнок в мире геометрических фигур. Звук и буква Э. Части тела (голова, руки, ноги). Буква М. Буква С. Буква Х. Буква Ш. Одежда и обувь. Буква Л. Буква Н. Ребёнок и мир домашних животных. Буква Р. Ребёнок и мир диких животных. Буква К. Буква Т. Буква П. Буква В. Ребёнок и мир животных. Буква З. Буква Д. Ребёнок и мир растений. Буква Ж. Мое лицо. Буква Б. Буква Г. Мое тело. Буква Й. Знаки Ь и Ъ. Ребёнок и мир птиц. Ребёнок и явления природы. Буквы Е и Ё. Ребёнок и техника. Буквы Я и Ю. Я слушаю стихи. Буква Ц. Буква Ч. Ребёнок и транспорт. Буква Щ. Буква Ф. Я слушаю сказки. Игры с буквами и словами. | Формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении. Активизация речевой имитации. Формирование указательного жеста и жестов «да», «нет». Формирование представления о речевых и неречевых звуках. Развитие мелкой ручной моторики. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми, повторять движения, звуки, слова. Активизация артикуляционной моторики. Формирование представления о звуках речи. Уточнение представлений о составе семьи, отношениях, ролях в семье. Игры: «Собери портфель, Чудесный мешочек» Упражнение: «Найди такой предмет». Развитие восприятия и понимания обращенной речи. Активизация речевой имитации. Соотнесение изображения и слова. Уточнение артикуляции изучаемого звука. Отработка правильного соотнесения звука и буквы, правильного и отчетливого произношения звука изолированно и в слогах. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Игры «Если нравится тебе, то делай так…», «Голова, плечи, колени, пальцы…» |
Диагностика (4 занятия) | 63 64 65 66 | Обследование импрессивной и связной речи. Обследование звукопроизносительной стороны речи. Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса. Итоговое занятие. | Обследование устной речи по Т. А. Фотековой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 1 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование к логопедическим занятиям с учащимися 1 класса. АООП для обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 2 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар. 7.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 4 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар.7.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 5 -9 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 5-9 класса с ЗПР....
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 2 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 4 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Рабочая программа Коррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП 2 класса (вариант 7.2)
Рабочая программаКоррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП 2 класса (вариант 7.2)...