Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 1 класс
рабочая программа
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 1 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар.7.1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка, 1 класс, ЗПР | 25.42 КБ |
КТП, 1 класс, ЗПР | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. 1 КЛАСС
(СНР, III уровень речевого развития. Стертая дизартрия. ЗПР)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 1).
- с учетом методических рекомендаций О. А. Ишимовой, О. Б. Иншаковой, Садовниковой И. Н. по обучению детей с ЗПР.
У данной группы детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала.
Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов. Речь смазанная, недостаточно отчетливая.
Все это сочетается с недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными нарушениями и/или дефицитами развития психофизических функций (дисфункциями): ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и пр.).
Курс «Логопедические занятия» способствует не только речевому развитию, но и коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей.
Цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.
Общие задачи курса:
– устранение недостатков звукопроизношения (коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях);
– введение поставленных звуков в самостоятельную речь;
– расширение пассивного и активного словаря словами-предметами, действиями, признаками, синонимами и антонимами, обобщающими словами (житейские обобщения);
– формирование представлений о звуко-слоговом и звуко-буквенном составе слова;
– формирование представлений о гласных как слогообразующих звуках;
– работа над слоговой структурой слова (с постепенным усложнением звукового состава слогов: прямые, открытые, закрытые, со стечением и т.п.);
– уточнение представлений об артикуляции звуков различных фонетических групп;
– соотнесение звуков и букв, составление и прочтение графических схем слов;
– профилактика нарушений письма и чтения с помощью работы над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом;
– уточнение флексийного словоизменения, форм множественного числа, простых случаев суффиксального и префиксального словообразования;
– умение слушать вопрос учителя и отвечать на него;
– составление рассказов по сюжетной картинке, на свободную тему;
– включение в речь общепринятых форм речевого этикета.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса
Логопедические занятия в 1 классе направлены на профилактику нарушений чтения и письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.
Курс «Логопедические занятия» состоит из диагностического и коррекционного блока. Для реализации диагностического блока используются рекомендации и методический материал, представленные в руководствах Г. В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.Б. Иншаковой, О. А. Ишимовой и др.
Направления логопедической работы с учащимися:
–диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
– диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);
– диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
– коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);
– профилактика нарушений чтения и письма;
– представлений об окружающей действительности;
– развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).
В 1 классе содержание курса «Логопедические занятия» включает в первую очередь занятия, направленные на формирование базовых операций для овладения письмом и чтением. Особое значение в этот период придается формированию и развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, внятности и выразительности речи. Дети учатся свободно ориентироваться в звуковом составе слова, обогащается чувственный опыт, активизируется мыслительная деятельность, пробуждается интерес к родному языку.
Место курса в учебном плане
На прохождение курса отводиться 2 ч в неделю (33учебных недели). Всего 66 часов в год.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь. Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях, либо в малой группе у детей со сходным нарушением звукопроизношения. Работа по темам данного раздела может продолжаться от двух месяцев до учебного года в зависимости от преодоления нарушений звукопроизношения и сроков автоматизации поставленных звуков в речи.
Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Данный раздел направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях.
Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения. Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание данного раздела реализуется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков. Данный раздел подразумевает работу по формированию представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания. На индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети учатся конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования. Навыки, полученные детьми логопедических занятиях, применяются на уроках и внеклассных занятиях.
Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи. Данный раздел предусматривает активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания. Работа проводится на групповых логопедических занятиях, навыки ведения диалога, создания устного монологического высказывания используются на уроках и внеурочной деятельности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014.
Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Материал для фронтальной и индивидуальной работы с уч-ся 1–2 классов. В 2 ч. Метод.пособие. М.: Владос, 2004.
Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. М.: Просвещение.
Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников и их коррекция. Любое издание.
Материально-техническое обеспечение
Касса букв и слогов.
Разрезные азбуки, таблицы слогов.
Тетради, ручки, карандаши.
Трафареты.
Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).
Сигнальные карточки.
Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
Разнообразный демонстрационный материал.
Серии сюжетных картин.
Логопедическое зеркало.
Логопедические зонды для постановки звуков.
Доска с набором магнитов.
Магнитофон и набор аудиозаписей.
Диктофон для фиксации результатов диагностики.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
По окончании учебного года проводится повторное диагностическое обследование по направлениям:
–обследование звукопроизношения;
– обследование состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов;
– обследование лексической стороны речи;
– обследование грамматического строя речи;
–обследование связной речи;
–обследование письменных умений (написание букв, слогов, слов с простой слоговой структурой);
–обследование читательских умений (чтение букв, слогов, трех- и четырехбуквенных слов).
Курс «Логопедические занятия» чрезвычайно важен для сферы жизненной компетенции, формирование которой является генеральной целью программы коррекционной работы. Содержание детских высказываний составляет основу для оценки следующих умений:
- обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;
- вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и дать аналогичную оценку однокласснику;
- обсуждать вопросы организации какого-либо мероприятия, праздника (в семье, школе) и выступать на нем;
- начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- получать и уточнять информацию от собеседника;
- задавать вопросы;
- передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
- делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;
- выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
Для перечисленных показателей используется следующая шкала:
0 баллов – нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры логопедической работы.
В области лексической стороны речи:
- возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);
- умение называть синонимы и антонимы;
- использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.
В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:
- правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности, предложениях, связных высказываниях);
- умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;
- наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой структуре слов).
В области грамматического строя речи:
- минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;
- образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от существительных;
- умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
- обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным высказыванием;
- использовать формулы речевого этикета в диалоге;
- умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(СНР, III уровень речевого развития. Стертая дизартрия. ЗПР)
(66 занятий)
Раздел | № занятия | Темы занятий | Содержание занятий |
I четверть Диагностика (4 занятия) | 1 - 4 | Диагностика. | Обследование звукопроизношения; состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов; Обследование лексической стороны речи; Обследование грамматического строя речи; Обследование связной речи; Заполнение речевых карт. |
Развитие лексической стороны речи. (16 занятий) II четверть | 5 6 7 8 9,10 11 12 13,14 15,16 17 18,19 20 | Слово как единица речи. Слова - названия предметов. Слова - названия действий. Слова – названия признаков предметов. Слово в составе предложения. Лексическая тема «Школа» Лексическая тема «Осень» Слова с близким значением. Слова с противоположным значением. Лексическая тема «Как ты познаешь мир» Слова с обобщающим значением. Лексическая тема «Режим дня. Правила личной гигиены». | Выделение слова из текста, речевого потока. Соотнесение слова и предмета. Условно-графическое обозначение слов. Уточнение значений имеющихся в активном словаре слов. Слова – названия предметов, с которыми дети сталкиваются в быту, учебе, природе. Упражнения на активизацию и обогащение номинативного словаря: выбор картинок по названию, называние картинок, подбор слов-предметов к лексическим темам («Учебные вещи», «В школе»), названия частей и деталей предметов. Слова – названия действий, с которыми дети сталкиваются в быту, учебе, природе. Задания на уточнение представлений о словах, обозначающих действия. Упражнения на активизацию и обогащение предикативного словаря. Упражнения на активизацию и обогащение словаря слов-признаков: игры типа «Какой бывает?». Подбор слов, обозначающих признаки предметов. Подбор слов, обозначающих цвет, величину, форму, высоту, ширину, вкус, вес, скорость. Составление предложений по сюжетным картинкам и их условно-графическая запись. Различение слова и предложения. Подсчет слов в предложении. Составление предложений с использованием слов, обозначающих предметы, действия, признаки. Беседа о школе. Подбор слов - названий предметов к теме (школа, класс, урок, звонок, перемена, ученик, учитель и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания с опорой на сюжетные картинки. Моделирование коммуникативных ситуаций с использованием формул речевого этикета. Беседа об осени. Подбор слов - названий предметов к теме (солнце, дождь, ветер, листья, деревья и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания с опорой на сюжетные картинки. Практическое знакомство со словами близкими по значению. Нахождение в словаре слов с близким значением. Подбор слов с близким значением на заданную тему. Упражнения на установление смыслового однообразия слов. Активизация и обогащение словаря синонимов. Практическое знакомство со словами противоположными по значению. Нахождение в словаре слов с противоположным значением. Подбор слов с противоположным значением на заданную тему. Упражнения на установление противоположного смысла слов с использованием парных картинок. Беседа об органах чувств и их значении в жизни человека. Подбор слов - названий предметов к теме (рука, язык, ухо, нос и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания с опорой на сюжетные картинки. Распределение названий предметов по группам. Подбор слов с обобщающим значением по лексическим темам. Называние видовых и родовых понятий. Активизация, уточнение и обогащение словаря обобщающих слов с помощью упражнений типа: назови предметы одним словом; найди лишнюю картинку, назови все остальные картинки одним словом; подбери слово по аналогии: стол-мебель, платье - ? Беседа о режиме дня школьника. Подбор слов к теме (утро, день, вечер, ночь и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Подбор лексических средств для описания режима дня. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания на тему. |
Звуко-слоговой состав слова и профилактика нарушений письма и чтения (14 занятий) III четверть | 21,22,23,24 25,26,27,28 29 30 31 32 33 34 | Образование звуков речи. Гласные звуки. Звуки и буквы а, А, о, О Звуки и буквы У Звуки и буквы ы, И, и Согласные звуки. Согласные звуки и буквы н, Н Согласные звуки и буквы С, с Согласные звуки и буквы К, к, Т, т Слоговая структура слова. Прямые и обратные слоги. Звуковой состав слова. Слоги прямые закрытые и слоги со стечением согласных. Ударные и безударные слоги. Звуко-слоговой анализ и синтез. Лексическая тема «Зима». | Сравнение неречевых и речевых звуков. Наблюдение за работой органов речи (органы артикуляции, голосообразования, дыхания). Образование разных речевых звуков (сопоставление артикуляций и акустических характеристик разных звуков). Образование гласных звуков и особенности их произношения только с участием голоса при отсутствии шума (произнесение по показу и словесной инструкции; уточнение артикуляционных укладов разных гласных звуков). Закрепление образа печатной и письменной буквы. Сравнение написания изученных букв. Чтение и письмо слов «ау», «уа». Образование согласных звуков – демонстрация артикуляционных укладов согласных звуков (на примере правильно произносимых детьми в группе) – создание шума, сочетание шума и голоса. Сопоставление согласных звуков различных групп - сонорных и шумных, звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, взрывных и щелевых. Сопоставительные характеристики особенностей их звучания и артикуляции. Характеристика звуков [Н], [Н′], [C], [C′], [К], [К′], [Т], [Т′]. Определение места звука в словах. Условно-графическое обозначение мягкого согласного. Закрепление образа печатной и письменной буквы в упражнениях. Списывание букв с печатного текста и соотнесение с образцом. Понятие слога. Слогообразующая роль гласного звука. Определение слоговой структуры слова путем ориентировки на гласные звуки. Сравнение слов с разным количеством слогов. Слоги прямые и обратные (СГ, ГС). Графические схемы прямых и обратных слогов. Дифференциация данных вразброс прямых и обратных слогов. Деление слова на слоги. Подсчет количества слогов. Составление слов из прямых и обратных слогов. Чтение прямых и обратных слогов с использованием слоговой таблицы. Определение звукового состава слов. Гласные и согласные звуки в составе слова. Оценка роли отдельных звуков в отражении значений слов. Сопоставление значений слов, структура которых отличается одним звуком. Упражнения в определении звукового состава слов: а) выделение звука на фоне слова, б) вычленение первого и последнего звука из слова, в) определение места звука в слове, г) определение количества, последовательности звуков и места каждого из них в составе слова. Составление графических схем звукового состава слов. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении. Составление графических схем прямых закрытых слогов (СГС) и слоги со стечением согласных (ССГ, ГСС). Соотнесение диктуемых логопедом слогов с графическими схемами. Составление слов из сочетаний различных типов слогов по графическим схемам (СГС – СГ; ССГ – СГ и т.д.). Понятие ударения, его смыслоразличительная и фонетическая роль – демонстрация примеров с изменением значения слов при перемещении ударения; вывод об особенностях произнесения ударного гласного в слове - более громкое и более длительное, чем произнесение безударных гласных. Анализ пар слов, сходных по звуко-слоговому составу, но отличающихся местом ударного гласного. Разгадывание загадок с выбором слов-ответов по месту ударного гласного. Составление графических схем слогового состава слов с выделением места ударного и безударных слогов (Х-х; х-Х; Х-х-х; х-х-Х). Профилактика специфических ошибок в письме и чтении. Задания на закрепление представлений о слоговом составе слов. Называние по заданию логопеда слов с разным количеством слогов (1, 2, 3) с опорой на демонстрируемые графические схемы. Выполнение заданий на запоминание рядов из двух-трех слов определенной слоговой структуры. Составление слов из предлагаемых в беспорядке слогов. Составление слов с опорой на предлагаемую логопедом ритмическую структуру с выделением ударного слога. Реконструкция слов путем перемещения места слогов, добавления, сокращения количества слогов. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении. Беседа о зиме. Подбор слов к теме (снег, лед, мороз и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Подбор лексических средств для описания признаков зимы. Составление предложений и связных высказываний по теме с опорой на картинки. |
Звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения. ( 22 ) IV четверть | 35-46 47-50 51 52 53 54 55 56 | Звук и буква л, Л Звук и буква р, Р Звук и буква в, В Звук и буква п, П Звук и буква м, М Звук и буква б, Б Звук и буква д, Д Звук и буква ж, Ж Звук и буква ш, Ш Звук и буква ч, Ч Звук и буква г, Г Звук и буква й Обозначение мягкости согласных с помощью букв Я, Ё, Ю, Е. Обозначение мягкости с помощью буквы Ь. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация парных звуков и букв Б-П. Дифференциация парных звуков и букв Д-Т. Дифференциация парных звуков и букв В-Ф. Дифференциация парных звуков и букв Г-К-Х. | Диагностические задания: 1) на определение заданного логопедом речевого звука (гласный или согласный, мягкий или твердый, звонкий или глухой) воспроизведение его акустических и артикуляционно-голосовых характеристик; 2) на называние букв, демонстрируемых логопедом с помощью разрезной азбуки. Подведение к выводу; звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем. Обучающее занятие. Назначение букв в письменной речи. характеристики элементов букв, их пространственной ориентировки и движений руки для воспроизведения. Буквы печатные и рукописные; заглавные и прописные. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении. Различение парных гласных А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И. Произношение прямых слогов со звуком [М] в сочетании со гласными первого ряда (МА, МО, МУ…), затем второго ряда (МЯ, МЁ, МЫ, МИ…). Далее аналогичные упражнения с другими согласными звуками. Закрепление с помощью упражнений подбора к данному мягкому варианту – твердого и наоборот. Работа по сопоставлению значений и звучания слов типа МАЛ-МЯЛ, ЛУК-ЛЮК и т.п. Сопоставление форм множественного и единственного числа таких слов, как КОНИ-КОНЬ, СТЕПИ-СТЕПЬ, ДВЕРИ-ДВЕРЬ и т.п. Определить, что мягкость звуков [Н'][П'][Р'] сохраняется. Для обозначения мягкости в этих случаях применяется специальная буква - мягкий знак. Прочтение стихотворения о роли мягкого знака. Сравнение слов, различающихся твердым или мягким звуком (шест-шесть, хорь-хор, брат-брать). Уточнение акустических и артикуляционных признаков сходства и различий в звучании звонких и глухих согласных звуков. Определение участия голосовых связок в звучании звонких звуков с помощью тактильных ощущений. Звуки согласные парные по звонкости-глухости. Звуки согласные звонкие непарные (Звуки и буквы М, Л, Н, Р, Й). Звуки согласные глухие непарные (Х, Ц, Ч, Щ). Звуки и буквы Ч, Щ. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении. Подбор пар звуков по звонкости-глухости. Соотнесение с соответствующими буквами. Составление и преобразование слогов с парными звонкими-глухими. Сопоставление значений слов, отличающихся по признаку звонкости-глухости звука в их составе. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении. |
Звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения. (2 занятия) Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков. (5 занятий) | 57 58 59 60 61 62 63 | Дифференциация парных звуков и букв З-С. Дифференциация парных звуков и букв Ж-Ш. Текст и его признаки (на основе лексической темы «Весна») Предложение Словосочетание. Словоизменение. Словообразование. | Подбор пар звуков по звонкости-глухости. Соотнесение с соответствующими буквами. Составление и преобразование слогов с парными звонкими-глухими. Сопоставление значений слов, отличающихся по признаку звонкости-глухости звука в их составе. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении. Диагностическое занятие. Слушание описательного текста о ранней весне, ответы на вопросы по его содержанию и выбор соответствующего изображения из ряда представленных на наборном полотне картин. Обучающее занятие. Работа с повествовательным текстом о весенних забавах и делах детей (с опорой на серию сюжетных картин), анализ его содержания (ориентировка на смысл отдельных предложений текста). Придумывание названия текста. Вывод о признаках текста: 1) текст состоит из предложений; 2) предложения связаны между собой по смыслу; 3) текст может иметь название – заголовок. Выделение предложения из структуры текста. Определение словесной структуры предложения. Составление графических схем словесного состава предложений. Упражнения по реконструкции предложений путем замен входящих в них слов. Составление предложений: а) по сюжетным картинкам разной смысловой сложности; б) по картинкам и опорным словам; в) по опорным словам. Составление различных словосочетаний с опорой на картинки и по вопросам логопеда. Составление словосочетаний из заданных слов: а) в нужной форме; б) в начальной форме. Соотнесение форм слов, входящих в словосочетание. Определение правильного и ошибочного сочетания слов. Упражнения в анализе изменения смысла словосочетаний, предложений и текста при изменении форм слов. Упражнения в изменении форм слова в разных словосочетаниях с опорой на картинки. Образование новых слов различными способами по показу, по словесной инструкции, с опорой на картинки (с помощью суффиксов – образование слов с уменьшительно-ласкательноым значением, образование названий детенышей птиц, животных, образование слов-признаков от слов-предметов; с помощью приставок образование глаголов совершенного вида). Работа по уточнению значений новых слов. |
Итоговая диагностика (3 занятия) | 64 65 66 | Обследование устной речи Обследование письменных умений; Обследование читательских умений | Обследование устной речи по Т. А. Фотековой. Диктант. Списывание. Проверка навыка чтения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 1 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование к логопедическим занятиям с учащимися 1 класса. АООП для обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 2 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар. 7.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 4 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар.7.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 5 -9 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 5-9 класса с ЗПР....
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 2 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 4 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с УО, 4 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с УО (вар.1)...