Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 3 классов « Умелые ручки» на 2019-2020 учебный год (базовый уровень)
рабочая программа
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. и авторской программы педагога Мартьяновой С. А. Составлена в соответствии с учебным планом образовательного учреждения МБОУ СОШ № 24. Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 135 часов. Из расчёта 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 35 часов, 3 класс – 35 часов, 4 класс – 35 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneur_3_umelye_.docx | 45.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №24 г. Химки
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _________Д.О.Шестопалова ___________________ 2019г. | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора от______________ №_______ |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
для обучающихся 3 классов « Умелые ручки»
на 2019-2020 учебный год
(базовый уровень)
Составитель: Корнышова С.А.
(автор: Просняковой Т.Н)
2019 год
Химки
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. и авторской программы педагога Мартьяновой С. А. Составлена в соответствии с учебным планом образовательного учреждения МБОУ СОШ № 24. Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 135 часов. Из расчёта 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 35 часов, 3 класс – 35 часов, 4 класс – 35 часов.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Прогнозируемый результат:
Скоординированы движения кистей рук воспитанников;
- развито творческое воображение у воспитанников;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Данная работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
- ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Отличительные особенности программы
Базовые теоретические идеи, ключевые понятия
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Умелые руки» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в первом классе).
Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому занятия в кружке «Умелые руки» дают возможность для развития зрительно - пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь
Программа кружка предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (рисование руками, с использованием ниток, метод чернильных пятен, метод раздувания, разбрызгивания, сюжеты с применением круп, аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
Особенности возрастной группы учащихся начальных классов:
возраст детей и их психологические особенности
Дети 7-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Ведущие виды деятельности:
- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;
- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
- КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата планируемая | Дата фактическая | Тема урока |
I. Работа с природными материалами (4 часа) | |||
1 | 3.09 |
| Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). Начало работы. Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д. |
2 | 10.09 |
| Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). Завершение работы. Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д. |
3 | 17.09 | Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). Самостоятельная работа. Начало работы. Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д. | |
4 | 24.09 | Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). Самостоятельная работа. Завершение работы. Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д. | |
II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов) | |||
5 | Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Начало работы. Гофрированная бумага, картон. | ||
6 | Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Продолжение работы. Гофрированная бумага, картон. | ||
7 | Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Завершение работы. Гофрированная бумага, картон. | ||
8 | Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Самостоятельная работа. Начало работы. Гофрированная бумага, картон. | ||
9 | Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Самостоятельная работа. Продолжение работы. Гофрированная бумага, картон. | ||
10 | Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Самостоятельная работа. Завершение работы. Гофрированная бумага, картон. | ||
11 | Мозаика из ватных комочков. Вата, картон. Начало работы. | ||
12 | Мозаика из ватных комочков. Вата, картон. Завершение работы. | ||
13 | Мозаика из ватных комочков. Вата, картон. Самостоятельная работа. Начало работы. | ||
14 | Мозаика из ватных комочков. Вата, картон. Самостоятельная работа. Завершение работы. | ||
15 | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Начало работы. Картон, цветная бумага | ||
16 | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Завершение работы. Картон, цветная бумага | ||
17 | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Самостоятельная работа. Начало работы. Картон, цветная бумага | ||
18 | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Самостоятельная работа. Завершение работы. Картон, цветная бумага | ||
19 | Многослойная аппликация. Начало работы. Открытки, картинки, картон. | ||
20 | Многослойная аппликация. Завершение работы. Открытки, картинки, картон. | ||
21 | Многослойная аппликация. Самостоятельная работа. Начало работы. Открытки, картинки, картон. | ||
22 | Многослойная аппликация. Самостоятельная работа. Завершение работы. Открытки, картинки, картон. | ||
III. Работа с пластическими материалами (6 часов) | |||
23 | Мозаичная аппликация на стекле. Начало работы. Пластилин, стекло | ||
24 | Мозаичная аппликация на стекле. Завершение работы. Пластилин, стекло | ||
25 | Лепка из солёного теста. Начало работы. Солёное тесто. | ||
26 | Лепка из солёного теста. Завершение работы. Солёное тесто. | ||
27 | Лепка из солёного теста. Самостоятельная работа. Начало работы. Солёное тесто. | ||
28 | Лепка из солёного теста. Самостоятельная работа. Завершение работы. Солёное тесто. | ||
IV. Модульное оригами (6 часов) | |||
29 | Игрушки объёмной формы. Начало работы. Цветная бумага. | ||
30 | Игрушки объёмной формы. Продолжение работы. Цветная бумага. | ||
31 | Игрушки объёмной формы. Завершение работы. Цветная бумага. | ||
32 | Игрушки объёмной формы. Самостоятельная работа. Начало работы. Цветная бумага. | ||
33 | Игрушки объёмной формы. Самостоятельная работа. Продолжение работы. Цветная бумага. | ||
34 | Игрушки объёмной формы. Самостоятельная работа. Завершение работы. Цветная бумага. | ||
35 | Подведение итогов года. | ||
Итого: | 35 часа |
- ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
№ УРОКА | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ПРИЧИНА КОРРЕКТИРОВКИ | СПОСОБ КОРРЕКТИРОВКИ | |
ПО ПЛАНУ | ДАНО | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса "Здоровячок".
Данная программа разработана на основе программы "Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки" под редакцией Г.А.Халемского, 2001 год....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Умелые руки не знают скуки"
Рабочая программа разработана для обучающихся 1 класса с задержкой психического развития....
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 6 классе "Золотые ручки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 6 классе "Золотые ручки"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 4 классов « Умелые ручки» на 2021-2022 учебный год (базовый уровень)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Х...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 2 классов « Умелые ручки» на 2018-2019 учебный год (базовый уровень)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов « Умелые ручки» на 2017-2018 учебный год (базовый уровень)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класс.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класс....