Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 3 классов « Умелые ручки» на 2019-2020 учебный год (базовый уровень)
рабочая программа

      Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.  и авторской программы педагога  Мартьяновой С. А. Составлена в соответствии с учебным планом образовательного учреждения МБОУ СОШ №  24. Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 135 часов. Из расчёта 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 35 часов, 3 класс – 35 часов, 4 класс – 35 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneur_3_umelye_.docx45.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №24 г. Химки

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_________Д.О.Шестопалова  

___________________ 2019г.

«УТВЕРЖДЕНО»

                            приказом директора

    от______________  №_______

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

для обучающихся 3 классов « Умелые ручки»

на 2019-2020 учебный год

(базовый уровень)

Составитель: Корнышова С.А.

(автор: Просняковой Т.Н)

2019 год

Химки

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.  и авторской программы педагога  Мартьяновой С. А. Составлена в соответствии с учебным планом образовательного учреждения МБОУ СОШ №  24. Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 135 часов. Из расчёта 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 35 часов, 3 класс – 35 часов, 4 класс – 35 часов.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Прогнозируемый результат:

Скоординированы движения кистей рук воспитанников;

- развито творческое воображение у воспитанников;

- сформирован интерес к творческой деятельности;

- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать навыки работы с информацией.

                      3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

  В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

      Данная работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

      Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

         Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

     Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Отличительные особенности программы

Базовые теоретические идеи, ключевые понятия

       Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Умелые руки» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.

Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в первом классе).

Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому занятия в кружке «Умелые руки» дают возможность для развития зрительно - пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.

Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь

Программа кружка предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (рисование руками, с использованием ниток, метод чернильных пятен, метод раздувания, разбрызгивания, сюжеты с применением круп, аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.

Особенности    возрастной    группы   учащихся начальных классов:

возраст детей и их психологические особенности

Дети 7-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:

 - «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;

- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности:

- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;

- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.

  1. КАЛЕНДАРНО -  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Дата планируемая

Дата фактическая

Тема урока

I. Работа с природными материалами  (4 часа)

1

3.09

 

Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). Начало работы. Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д.

2

10.09

 

Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). Завершение работы. Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д.

3

17.09

Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). Самостоятельная работа. Начало работы. Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д.

4

24.09

Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). Самостоятельная работа. Завершение работы. Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д.

II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов)

5

Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Начало работы. Гофрированная бумага, картон.

6

Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Продолжение работы. Гофрированная бумага, картон.

7

Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Завершение работы. Гофрированная бумага, картон.

8

Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Самостоятельная работа. Начало работы. Гофрированная бумага, картон.

9

Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Самостоятельная работа. Продолжение работы. Гофрированная бумага, картон.

10

Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Самостоятельная работа.  Завершение работы. Гофрированная бумага, картон.

11

Мозаика из ватных комочков. Вата, картон. Начало работы.

12

Мозаика из ватных комочков. Вата, картон. Завершение работы.

13

Мозаика из ватных комочков. Вата, картон. Самостоятельная работа. Начало работы.

14

Мозаика из ватных комочков. Вата, картон. Самостоятельная работа.  Завершение работы.

15

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Начало работы. Картон, цветная бумага

16

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Завершение работы. Картон, цветная бумага

17

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Самостоятельная работа. Начало работы. Картон, цветная бумага

18

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Самостоятельная работа.  Завершение работы. Картон, цветная бумага

19

Многослойная аппликация. Начало работы. Открытки, картинки, картон.

20

Многослойная аппликация. Завершение работы. Открытки, картинки, картон.

21

Многослойная аппликация. Самостоятельная работа. Начало работы. Открытки, картинки, картон.

22

Многослойная аппликация. Самостоятельная работа.  Завершение работы. Открытки, картинки, картон.

III. Работа с пластическими материалами (6 часов)

23

Мозаичная аппликация на стекле. Начало работы.  Пластилин, стекло

24

Мозаичная аппликация на стекле. Завершение работы. Пластилин, стекло

25

Лепка из солёного теста. Начало работы. Солёное тесто.

26

Лепка из солёного теста. Завершение работы. Солёное тесто.

27

Лепка из солёного теста. Самостоятельная работа. Начало работы.  Солёное тесто.

28

Лепка из солёного теста. Самостоятельная работа.  Завершение работы. Солёное тесто.

IV. Модульное оригами (6 часов)

29

Игрушки объёмной формы. Начало работы.  Цветная бумага.

30

Игрушки объёмной формы. Продолжение работы. Цветная бумага.

31

Игрушки объёмной формы. Завершение работы. Цветная бумага.

32

Игрушки объёмной формы. Самостоятельная работа. Начало работы.  Цветная бумага.

33

Игрушки объёмной формы. Самостоятельная работа. Продолжение работы. Цветная бумага.

34

Игрушки объёмной формы. Самостоятельная работа.  Завершение работы. Цветная бумага.

35

Подведение итогов года.

Итого:

35 часа

  1. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ

№ УРОКА

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ

ПРИЧИНА КОРРЕКТИРОВКИ

СПОСОБ КОРРЕКТИРОВКИ

ПО ПЛАНУ

ДАНО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса "Здоровячок".

Данная программа разработана на основе программы "Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки" под редакцией Г.А.Халемского, 2001 год....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Умелые руки не знают скуки"

Рабочая программа разработана для обучающихся 1 класса с задержкой психического развития....

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 6 классе "Золотые ручки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 6 классе "Золотые ручки"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 4 классов « Умелые ручки» на 2021-2022 учебный год (базовый уровень)

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Х...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 2 классов « Умелые ручки» на 2018-2019 учебный год (базовый уровень)

    Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов « Умелые ручки» на 2017-2018 учебный год (базовый уровень)

    Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класс.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  5 класс....